Глобализация: ее сущность и последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 13:14, реферат

Краткое описание

Цель моей работы – изучение процесса глобализации. Эта проблема очень актуальна, потому что формирование глобальной экономики – неизбежный процесс, происходящий в наши дни и влияющий на наше будущее. Мы должны обозначить основные аспекты и тенденции глобализации, ее положительные и отрицательные черты, воздействие на все сферы нашей жизни. Но нельзя объективно оценивать процесс, зная только ее сущность. Поэтому очень важно знать последствия глобализации. Они не могут быть только положительными, значит необходимо подумать о предупреждении или устранение отрицательных последствий.

Содержание работы

Введение.

Глава 1. Сущность глобализации: некоторые аспекты и тенденции.

Глава 2. Влияние глобализации на экономику России.

Глава 3. Глобализация и ее последствия.

Заключение.

Список использованной литературы.

Содержимое работы - 1 файл

Курсовая.Глобализация..doc

— 836.50 Кб (Скачать файл)

 Вызовы  глобализации требуют новых подходов в национальной экономической политике. Многие новые сложные проблемы, порожденные  глобализацией, могут быть решены только на межгосударственном, на наднациональном уровне.

 В конце 80-х - начале 90 годов в России была ликвидирована монополия государства на внешнюю торговлю и валютные операции, осуществлен демонтаж системы жесткого директивного управления внешнеэкономическими связями, сняты многочисленные существовавшие ранее административные ограничения на участие во внешнеэкономической деятельности. Россия начала взаимодействовать с международными экономическими институтами, играющими важную роль в многостороннем регулировании международных потоков товаров, услуг и капиталов - Международным валютным фондом, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Всемирной торговой организацией и др.

 Новый мировой порядок уже сформировании и это заставляет страны, входящие в глобальное пространство мирового рынка, действовать по единым унифицированным процедурам, и Россия не в силах его принципиально изменить. Тем не менее сегодняшняя Россия обладает такими преимуществами, которые не только позволяют ей достаточно успешно войти в развивающееся мировое разделение труда, но и попытаться обернуть глобальную конкуренцию в свою пользу. К числу подобных преимуществ можно отнести:

  • богатые природные ресурсы, обеспечивающие основную часть внутренних потребностей страны в сырье; 
  • огромные территории и емкий внутренний рынок;
  • высокий уровень образования и квалификации населения;
  • развитый научно-промышленный потенциал;    
  •    наличие научных школ, практическое приложение которых сможет обеспечить развитие конкурентоспособных производств в масштабах мирового рынка;                                                                                                                                                                                                                                                                                                   
  • производственные комплексы, позволяющие наращивать производство продукции с высокой добавленной стоимостью;       
  • имеющийся опыт организации производств экспортной продукции в рамках производственной корпорации с участием многих стран (прежде всего СНГ, Азии, Ближнего Востока),

 В России проживает 2,4% населения планеты, в  ней сосредоточены 35% сырьевых запасов  мира, 13% нефти, 45% газа, 25% угля и, что  особенно важно сегодня, 30% пресной воды. Ресурсный потенциал жителя России в восемь раз больше, чем жителя США, и в десять раз больше, чем жителя Германии. Активизируя использование данных преимуществ, можно повернуть в свою пользу баланс национальных интересов России и интересов транснациональных корпораций как на внутреннем рынке, так и на перспективных для России нишах мирового рынка и обеспечить в конечном счете прорыв в экономическом развитии страны, вывод ее в лидеры динамично развивающихся государств. Здесь приобретает значение развитие Российских глобальных экономических структур с транснациональным капиталом на мировом рынке и использование его возможностей в своих целях. Именно в лице финансово-промышленных групп промышленность России сможет получить мощные производственные комплексы, которые могли бы достойно выдержать конкуренцию с Западом, обеспечить необходимые условия для пользования преимуществами мирового рынка. Для этих задач требуется стратегическое объединение капитала и государства с целью максимальной концентрации возможностей страны для решения задач форсированного экономического подъема, становления эффективного внутреннего хозяйства. Россия только выходит на этот путь. Сейчас в Российской федерации существует около десяти крупных экономических структур, на равных способных конкурировать с зарубежными транснациональными компаниями. По рейтингу конкурентоспособности Россия занимает 48:е место в мире, уступая Греции, Мексике, Польше, Венгрии, Венесуэле. В число крупнейших 500 корпораций мира, кроме компаний топливной и сырьевой направленности, практически не входит ни одна компания в сфере машиностроения. Тем не менее транснациональный бизнес в России все-таки уже существует. Об этом свидетельствует, в частности, становление таких компаний, как ОАО «Газпром», ОАО «ГМК "Норильский никель"», ОАО «Русский алюминий» (РУСАЛ).

 Конкурентная  борьба в мире переносится в сферу  наукоемких технологий. Россия по своему уникальному научно-технологическому потенциалу могла бы, претендовать на роль государства-лидера. Однако согласно экспертным оценкам производство наукоемкой продукции в мире оценивается в 2300 млрд. долл. в год, что обеспечивается примерно 50 макротехнологиями. Семь ведущих государств мира, обладая 46 макротехнологиями, контролируют более 80% рынка наукоемкой продукции. Россия же, обладая 17 такими макротехнологиями (ядерные, космические, оружие, нефтедобыча), имеет долю на мировом рынке лишь 0,3%.

 Становлению глобализации как особого этапа  в развитии мирового сообщества способствует не только деятельность транснациональных корпораций. Они не сформировались бы в качестве самостоятельной, наднациональной силы, если бы в ходе поступательного экономического развития не возникли определенные условия. Первым условием можно назвать технологический прогресс, обеспечивающий прорыв в сфере коммуникаций и транспортных связей, позволивших связать мировое Хозяйство в единое целое. Прогресс в информационной сфере обеспечил создание Всемирной паутины — Интернета. В конце XX в. промышленно развитые страны с 15% населения Земли имели 88% пользователей Интернета в мире (в России услугами Сети пользуются немногим более 5% населения). По степени участия в информационной революции Россия находится на 50-м месте, т.е. ближе к странам третьего мира. Второе условие—либерализация мировой торговли, ограничивающая национальную протекционистскую политику государств, сделавшая мировой рынок более свободным для транснациональных корпораций. Третье условие — появление возможностей для глобализации производственного процесса, пространственного разобщения технологии производства одного товара в различных частях мира. Появилась возможность производить и собирать продукцию в различных странах. Сегодня старый тип производства, замкнутый в рамках национальных государств, окончательно вытесняется. Глобализация распространения этой модели ведет, с одной стороны, к укреплению позиций транснациональных корпораций, с другой — несет в себе глобальный заряд, ее неприятие со стороны остального мира, прежде всего со стороны развивающихся стран, страдающих от экономической экспансии современного Запада, что объективно создает, социальную основу для формирования идеологии антиглобалистского движения и мирового терроризма.

 Перспективы России в глобальной экономике XXI в. обсуждаются многими экономистами. В статье Зуева и Мясниковой изложена проблема превращения России в нефтегосударство. Они считают, что доминировать в экономике будут США и Китай, где в отличие от Европы и России ожидается демографический рост. США продолжают эволюцию от производства товаров к производству услуг в сфере высоких технологий и, вероятно, сохранят лидерство в области инноваций. Китай, особенно в связи с цифровой революцией, все больше превращается в огромную мастерскую мира. Даже высокоразвитые страны, в том числе и Россия, не могут конкурировать с ним на рынке промышленных и бытовых товаров, исключая высокоспециализированные ниши.

 Как США, так и Китай в XXI в. будут чистыми импортерами углеводородных ресурсов, и их потребности в нефти и газе будут непрерывно возрастать. Поэтому проблема доступности источников энергии становится важнейшей для этих стран. Учитывая, что Ближний Восток превращается в очаг глобальной нестабильности, Россия становится наиболее надежным поставщиком энергоресурсов9. Ее запасы углеводородов превышают 30% мировых, а по нефтяному экспорту она идет вровень с Саудовской Аравией. Природный газ будет основным топливом XXI в., а новые технологии сжижения превращают его в товар, которым легко торговать по всему миру, что увеличивает ценность углеводородных запасов России.

 На  долю нефти и газа приходится примерно 20% всего ВВП России и 55% ее экспортной выручки. Никакой другой сектор национальной экономики не сравнится с углеводородным по уровню глобальной конкурентоспособности, быстроте роста и прибыльности. Поэтому вне зависимости от идеологии лидеров этот сектор будет доминировать в экономике страны. Реализация любой промышленной политики России, которая будет ориентироваться на развитие высокотехнологичной продукции, встретится с огромными трудностями. Россия не сможет конкурировать на равных с китайской экономикой с ее низкими затратами, предпринимательским духом, растущим населением и повышением производительности труда.

 Россия  так же вряд ли сможет конкурировать и в секторе высокотехнологических услуг, в частности в сфере программирования, так как продолжается "утечка мозгов", а образовательная система быстро ухудшается с утратой ведущих школ. Кроме того, не уменьшаются препятствия на пути малого бизнеса, необходимого для развития такого сектора. В то же время нельзя называть современную нефтегазовую отрасль "традиционной". Она тесно связана с сектором высоких технологий и развивается в сторону все большего использования таких технологий в будущем. Она требует применения высококвалифицированной рабочей силы, современного менеджмента и развития высокотехнологичных смежных областей.

 Уникальное  место России в глобальной экономике как надежного поставщика энергии создает большой риск превращения ее в нефтегосударство - страну с богатыми ресурсами, но неразвитыми общественными институтами, слабым госсектором и высокой концентраций власти и богатства. Типичные примеры таких стран, где воочию проявляется диспропорция между совокупным богатством государства и массовой бедностью, - Нигерия и Венесуэла. Формирование нефтегосударства связано с притоком нефтяных денег в страну с несложившейся системой демократических сдержек и противовесов.

 Из-за колебаний мировых цен на нефть  экономика нефтегосударств постоянно сотрясается циклами взлетов-падений. Когда цены на нефть опускаются ниже отметки 20 долл. за баррель, российская экономика становится нестабильной. Узкая налоговая база - более половины налоговых поступлений в России обеспечивается десятком крупнейших компаний - делает страну схожей с нефтегосударством. Еще одно сходство -политическая жизнь нефтегосударств определяется жесткой борьбой за контроль и распределение природной ренты. Доля нефтегазовой отрасли в экономике России очень велика, но на нее

   приходится примерно 2 млн. работников, а общее число трудоспособных россиян составляет 67 млн.

 Крен  экономики в сторону экспорта нефти искажает обменные курсы: импорт дешевеет, а экспорт дорожает. Такой искаженный обменный курс неизбежно угнетает другие отрасли экономики (сельское хозяйство, промышленность, туризм), делая их неконкурентоспособными. Конечно, Россия не Нигерия, она еще не превратилась в классическое нефтегосударство. Она остается пока страной с достаточно диверсифицированной экономикой. Однако рациональный взгляд на тенденции развития и глобализации в XXI в. говорит о том, что поздно пытаться имитировать "азиатских тигров", да и конкурентные преимущества России лежат в другой плоскости, Если иметь в виду модель для подражания, то для России это не Китай или Южная Корея, а скорее Австралия или Норвегия.

 Представляется, что задача нашей страны в новом веке - преодолеть деформации, сложившиеся в ее внешнеэкономических связях. России предстоит найти свое место в глобальной экономике, используя для этого сильные стороны своего экономического, научно-технического и интеллектуального потенциала.

 Ключевую  роль в решении этой долговременной задачи призвано сыграть отечественное предпринимательство: на мировых рынках, как известно, конкурируют не столько страны, сколько конкретные фирмы и корпорации. Именно от деятельности отечественного бизнеса в первую очередь будет зависеть успех или неуспех технического перевооружения промышленности, освоения прогрессивных технологий, внедрения современного опыта управления. Точно так же и обновление внешнеэкономической специализации, и укрепление позиций России на внешних рынках в конечном счете будут связаны со способностью отечественных деловых кругов выбирать оптимальную стратегию развития своей фирмы, организовывать маркетинг, тесное взаимодействие с клиентами, мобилизовывать такие необходимые в условиях конкуренции факторы, как капитал, ресурсы, квалифицированный персонал, информация и др. При этом вряд ли будет оправданным пытаться навязать бизнесу сверху какие-то приоритеты будущей международной специализации российской экономики.

 Отечественный бизнес, безусловно, заинтересован в том, чтобы в ходе дальнейшей интеграции России в мировое хозяйство были бы должным образом защищены его интересы. Решить эту задачу можно будет лишь при устойчивой и эффективной политической власти в России. Это подтверждается мировым опытом: успешные и продолжительные периоды развития всегда происходили в странах с сильными правительствами (к примеру, послевоенные Германия и Япония).

Информация о работе Глобализация: ее сущность и последствия