Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 12:39, курсовая работа
В курсовой работе мы рассмотрим такие понятия как экономические циклы в экономике, их особенности в целом и в России в частности.
Введение
1 Циклическое развитие рыночной экономики
1.1 Сущность понятия экономического цикла
2 Классификации фаз циклического развития экономики
2.1 Современные особенности экономических колебаний
2.2 Основные формы кризисов
3 Современные теоретические концепции экономического цикла
4 Причины экономической цикличности
5 Особенности экономических циклов в России
5.1 Кризис трансформации в экономике России
Заключение
Список литературы
Увеличение предложения труда зависит от двух мотивов: оплаты труда и уровня реальной ставки процента. По мнению сторонников теории реального бизнес-цикла, даже малые изменения в оплате труда могут вызвать большие колебания в уровне выпуска и занятости. Эти колебания обусловливают:
♦ высокая эластичность предложения труда по отношению к динамике заработной платы;
♦ понимание работниками, что повышение заработной платы во время бизнес-цикла — явление временное.
Поскольку
с ростом предложения труда
Резкие изменения технологии оказывают влияние по двум направлениям в зависимости от того, являются ли они постоянными или временными. Первые воздействуют преимущественно на спрос, а вторые — на предложение.
4
Причины экономической
цикличности
Какие же причины лежат в основе экономической цикличности и порождают волнообразное развитие рыночного хозяйства, которое давно утратило «правильность» и одинаковую продолжительность самих циклов в отдельных странах, а равно и синхронность своего движения в мировых масштабах?
Прежде всего, необходимо отметить, что цикличность представляет собой сложный многофакторный процесс, и исследование ее причин неизбежно вызывает множественность теоретических концепций. Например, немецкий экономист Г. Шмелдерс насчитал свыше 200 различных факторов, порождающих кризисы. Если же попытаться выделить наиболее важные теоретические положения, на которых основано изучение причин циклического развития и кризисов, то следует, прежде всего, рассмотреть три ключевых направления.
Первое
направление связывает
К. Маркс одним из первых ученых-экономистов в 60-х годах XIX в. обратил внимание на трансформацию капитала как непосредственную причину периодичности кризисов, которая связана с процессом массового обновления основного капитала, обусловленного в свою очередь средним сроком функционирования его наиболее активного элемента — промышленного оборудования. Этот процесс обновления, порождаемый прогрессом науки и техники, он назвал «материальной основой» экономического цикла. При этом сами кризисы К. Маркс рассматривал как результат временного и частного разрешения основного противоречия капитализма — противоречия между растущим общественным характером производства и частной формой присвоения его результатов (т.е. частной собственностью). Он считал, что данное противоречие может быть полностью разрешено только при смене капитализма социализмом, опирающимся исключительно на общественную собственность на средства производства. Однако на современном этапе рыночной экономики, продолжающей динамично развиваться в смешанной, регулируемой государством форме, обнаруживаются процессы ее усиливающейся социализации, порождаемые расширением коллективно-частной собственности, диффузией собственности, демократизацией капитала при наличии государственной собственности. При этом наблюдается возрастание социальной ответственности частного бизнеса и общей социальной ориентации рыночной системы экономики.
В XX в. экономисты начали связывать периодичность кризисов с обновлением отдельных элементов не только основного, но и оборотного капитала (в частности, товарных запасов). Английский экономист Дж. Китчин выдвинул концепцию «малых циклов» продолжительностью от двух с половиной до четырех лет. Подход к цикличности с точки зрения процессов обновления, вызываемых в конечном счете научно-техническим прогрессом, был распространен в дальнейшем даже на так называемые «основные фонды» домашних хозяйств, куда включались потребительские блага длительного пользования (легковые автомобили, мебель, холодильники, телевизоры и т.д.).
В
рамках данного направления
В конце 30-х годов XX в. австрийский экономист Й. Шумпетер выдвинул общую теорию циклов разной продолжительности, которые при своем сочетании обеспечивали определенную амплитуду макроэкономических колебаний. Эта теория также опиралась на научно-технические факторы экономического прогресса. В своей известной книге «Циклы деловой активности. Теоретический, исторический и статистический анализ капиталистического процесса» (1939) Й. Шумпетер предложил концепцию так называемой «трехцикличной схемы» экономической динамики, в рамках которой были объединены полувековые циклы Н. Д. Кондратьева, десятичные циклы К. Жуглара и двухлетние Дж. Китчина. Описывая их взаимосвязь, он делал вывод, что более продолжительный цикл необходимо включает менее продолжительные периоды развития, в результате чего «размах каждой более длинной волны создает близость равновесия для волны следующего порядка». При этом главной движущей силой цикличности является инновационная деятельность предпринимателей, массовые инвестиции в основной капитал. Это обнаруживается во внедрении новых технологий и новых форм организации производства, а, следовательно — в появлении новой продукции и открытии новых рынков. Широкое распространение инноваций вызывает подъем производства, а следующий за ним спад (депрессия) выступает в качестве своеобразной адаптации хозяйственной жизни к изменившимся условиям, порожденным экономическим бумом.
В другой книге «Капитализм, социализм и демократия» (1942) Й. Шумпетер отмечал: «Осуществление долгосрочных инвестиций, когда условия быстро меняются, представляет собой почти столь же рискованное упражнение, как и стрельба по цели, которая не только плохо видна, но и движется, притом, рывками». Однако только такой тип движения рыночной экономики обеспечивает ей в перспективе динамичный рост. Для подтверждения подобного вывода автор приводил образный пример: «автомобиль, снабженный тормозами, может ехать быстрее по сравнению с автомобилем, который их не имеет». Кроме того, важную роль в реализации предпринимательских инноваций Й. Шумпетер не случайно отводил кредиту, обеспечивающему возможность вовлечения в хозяйственный оборот дополнительных экономических ресурсов.
Вторым направлением, в рамках которого изучаются причины цикличности рынка, выступает совокупность денежно-кредитных теорий цикла. Сюда можно отнести концепцию американского экономиста И. Фишера, который рассматривал кризис как результат нарушения равновесия между спросом на деньги и их предложением, а само регулирование денежного обращения считал главным механизмом воздействия на колебания рыночной конъюнктуры. Денежно-кредитные факторы оказались эпицентром внимания и монетарной теории цикла Ф. Хайека. Важное место в этой теории занимает проблема избыточного или недостаточного инвестирования, а в качестве решающей причины экономического спада называется кредитно-денежная экспансия, проводимая банковской системой. Следовательно, непосредственным фактором, вызывающим переход от бума к кризису, становится отказ банков от дальнейшего расширения кредитов, и даже какое-либо дополнительное впрыскивание денег в осуществляемые инвестиционные проекты может, по мнению Ф. Хайека, лишь отсрочить «час расплаты».
Начиная с 70-х годов XX в. большое распространение получает денежная концепция цикла американского экономиста М. Фридмена, заслужившего звание лауреата Нобелевской премии в 1976 г. В соответствии с этой концепцией главную роль в динамике цикла играет нестабильность предложения денег, основным виновником которой является само государство. Взамен государственной антициклической политики, приводящей к резким колебаниям денежной массы в обращении, предлагается ее жесткое регулирование с допустимым приростом в 3—4% в год.
В русле названного направления заметное место в течение последнего десятилетия XX в. занимает анализ различных денежных шоков. Одним из характерных примеров подобного анализа можно считать объяснение современной цикличности экономики так называемыми «неожиданными денежными шоками», с которым выступил лауреат Нобелевской премии 1995 г. американский экономист Р. Лукас. В его теории достаточно обоснованно выдвигается проблема активного поведения хозяйственных субъектов (предпринимателей), способных спровоцировать различные шоковые ситуации, порождающие кризис, вопреки рациональным ожиданиям от мер государственного воздействия на экономику.
Именно шоковые факторы (случайные или неожиданные, внутренние или внешние), возникающие в денежно-кредитной сфере, играли в прошлом и продолжают играть сегодня важную роль в таком естественном дополнении экономических циклов, как финансовые потрясения. Речь здесь идет не только о финансовых кризисах, являющихся элементами экономического цикла, но и о больших инфляциях, о периодах тотального насилия над экономикой, о порождаемых войнами расстройствах финансов.
И третьим направлением, раскрывающим фактическую основу циклических колебаний являются различные теории, опирающиеся на анализ изменений в биполярной структуре рынка, т.е. в соотношении между спросом и предложением на макроэкономическом уровне. В этих теориях речь идет о рассмотрении динамики, с одной стороны, совокупного спроса, а с другой — совокупного предложения. Следует особо остановиться на кейнсианской трактовке экономического цикла. Английский экономист Дж. Кейнс, а в дальнейшим такие его последователи, как английские ученые Р. Харрод и Дж. Хикс и американские — П. Самуэльсон и А. Хансен, исследовали цикл с позиции взаимодействия между динамикой национального дохода, потребления, сбережений и инвестиций.
В кратком изложении кейнсианская концепция цикла заключается в утверждении, что сама цикличность обусловлена в первую очередь колебаниями эффективного совокупного спроса, охватывающего частное потребление домашних хозяйств, валовые частные инвестиции и государственное потребление. Между потреблением, сбережениями, инвестициями и уровнем национального дохода возникают устойчивые связи, определяемые двумя ключевыми коэффициентами: мультипликатора (отношение прироста национального дохода к приросту инвестиций) и акселератора (отношение прироста инвестиций к приросту национального дохода). Именно эта концепция легла в основу ряда математических моделей цикла, где одной их первых была модель Самуэльсона—Хикса. Ее экономическое содержание состояло в том, что она доказывает неизбежность колебаний совокупного спроса при реальных, взятых из практики, значениях коэффициентов, отражающих соотношение ряда макроэкономических показателей. Механизм цикла рассматривался, например, с помощью учета объема текущих инвестиций при мультипликационном эффекте их воздействия на национальную экономику (объем ВВП).
Для
современной рыночной экономики
характерно достаточно активное государственное
вмешательство. Поэтому ряд новых
теорий цикла (в рамках и кейнсианского,
и монетаристского, и институционального
течений) пытается объяснять экономические
колебания большей или меньшей
результативностью
Таким
образом, с точки зрения нарушения и последующего
восстановления макроэкономического
равновесия (расширения и сжатия общественного
воспроизводства) любой конкретный цикл
(национальный или мировой) и каждый конкретный
кризис требует дифференцированного анализа
породивших его внутренних и внешних факторов.
5
Особенности экономических
циклов в России
5.1
Кризис трансформации
в экономике России
Для стран, вступивших в течение последнего десятилетия на путь построения рыночной системы хозяйства, характерны специфические особенности экономических колебаний.
Известный польский ученый-экономист Г. Колодко, автор фундаментального исследования «От шока к терапии. Политическая экономия постсоциалистических преобразований» (2000), во введении к книге пишет: «В конце XX века важнейшей чертой мировой экономики стал всеобъемлющий процесс постсоциалистической перестройки. Эти драматические перемены охватили в общей сложности более 30 стран Европы и Азии с полуторамиллиардным населением, что составляет четвертую часть всего человечества. Последствия этого процесса имеют жизненно важное значение не только для этих народов, но и для всего мира».
Необходимо в первую очередь обратить внимание на тот очевидный факт, что практически почти все страны, охваченные сложным процессом трансформации своих хозяйственных систем, пережили или продолжают переживать спад производства, т.е. оказались в состоянии кризиса и депрессии.
С начала 90-х годов XX в. экономика России переживает один из наиболее глубоких и продолжительных кризисов. За десятилетний период рыночных реформ более чем в 2 раза сократился объем ВВП и выпуски промышленной продукции, на четверть — сельскохозяйственной, почти в 5 раз уменьшился объем инвестиций. Спад отечественного производства сопровождался инфляцией, безработицей, ухудшением материального положения значительной части населения. Одновременно происходило резкое возрастание дифференциации доходов на фоне заметного демонтажа различных форм социальной защиты.
Российский широкомасштабный кризис уже породил массу вопросов. Но едва ли не самым главным из них, с точки зрения макроэкономической теории, является вопрос о его месте в общем процессе экономических колебаний. Почему переходная экономика России оказалась втянутой в столь продолжительный спад производства? Какова внутренняя природа спада и правомерно ли характеризовать его в качестве сугубо циклического кризиса?