Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 16:25, курсовая работа
Россия богата рыбными ресурсами. Рыбоводство и рыболовство являются важнейшим фактором продовольственной безопасности нашей страны. Однако в условиях переходной экономики рыбное хозяйство находится в стадии упадка: уловы во внутренних водоемах страны сократились почти в два раза, производственный потенциал прудового хозяйства используется менее чем наполовину.
В условиях несовершенного правового регулирования рыбное хозяйство интенсивно криминализируется, печально известна так называемая «рыбная мафия», бороться с которой нередко предлагают путем ужесточения административной и уголовной ответственности. Но важно, чтобы к этой ответственности виновных реально привлекали. Вряд ли низкооплачиваемые инспекторы в должной мере справляются с этим. В прошедшие 90-е годы на водных объектах росло неповиновение требованиям государственных инспекторов, участились случаи обстрела судов и помещений рыбоохраны.
Введение…………………………………………………………………………....3
1. Рыбное хозяйство России и организационно-правовые
аспекты его функционирования………………………………….5
2. Уголовно-правовая характеристика преступлений,
посягающих на ихтиофауну:
- незаконная добыча водных животных……………………...11
- нарушение правил охраны рыбных запасов……………….18
3. Правовые проблемы охраны ихтиофауны…………………...23
Заключение………………………………………………………………………28
Список нормативного материала
и использованной литературы……………………………………………29
взрывные и иные работы;
эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов.
Все эти виды работ представляют собой законную производственную деятельность, строго регламентированную специальными правилами, нарушение которых может привести к причинению существенного ущерба как окружающей природной среде, так и людям.
Лесосплав - транспортировка леса по воде. Он может быть молевой (отдельные бревна сплавляют по течению), плотовой (лесоматериалы, связанные в плоты, буксируются судном), кошельный (лесоматериалы транспортируют судном в ограждении из бревен). Молевой сплав леса запрещается на водных объектах, имеющих особое значение для рыбного хозяйства. Перечень таких объектов утверждается Правительством РФ.
Транспортировка древесины, кроме лесосплава, может осуществляться, например на баржах, т.е. на несамоходных грузовых суднах.
Взрывные работы производятся в водоемах только с разрешения органов рыбоохраны и в крайне необходимых случаях (например, неотложные дноуглубительные работы для обеспечения безопасности судоходства или лесосплава на обмелевших участках).
Под иными работами понимается, например, прокладка трубопровода, строительство дорог, возведение промышленных объектов. Указание законодателя на иные работы означает, что перечень, приведенный в ст. 257 УК РФ, не является исчерпывающим и к ответственности по этой статье могут привлекаться лица, осуществляющие различные виды работ с нарушением специальных правил, что приводит к причинению ущерба водным богатствам.
Нарушение правил при эксплуатации водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов может заключаться, например, в неисправности рыбозащитных устройств, непроведении мероприятий по обеспечению сохранности окружающей природной среды.
Обязательным условием ответственности за нарушение правил охраны рыбных запасов является наступление перечисленных в ст. 257 УК РФ последствий:
массовая гибель рыбы или других водных животных;
уничтожение в значительных размерах кормовых запасов;
иные тяжкие последствия.
Массовая гибель рыбы и иных водных животных означает одновременную гибель большого количества одного или разных видов рыб или животных на определенном участке акватории. Массовость гибели устанавливается экологической, в частности ихтиологической, экспертизой.
Уничтожение в значительных размерах кормовых запасов, являющихся пищей рыб и водных животных, приводит к их истощению и последующей гибели. Вопрос о том, является ли уничтожение кормовых запасов значительным, решается в каждом конкретном случае с учетом заключения экспертов, а также объема уничтоженных кормовых запасов, их стоимости, последствий уничтожения, материальных затрат на их восстановление и вреда, причиненного окружающей природной среде в целом.
Иные тяжкие последствия могут выразиться в уничтожении ценных пород рыб, нерестилищ, в уменьшении численности водных животных, в распространении заболеваний среди них и т.п.
Обязательным признаком объективной стороны рассматриваемого деяния является причинная связь между допущенным нарушением при производстве указанных в ст. 257 УК РФ работ и перечисленными выше последствиями.
Местом совершения рассматриваемого преступления являются любые водоемы (реки, озера, водохранилища и пр.), а также прибрежные морские отмели в территориальных водах.
С субъективной стороны преступление, предусмотренное ст. 257 УК РФ, может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. При умышленной вине исключается прямой умысел, так как желание причинить указанные в статье последствия свидетельствует о совершении таких преступлений, как уничтожение или повреждение имущества (ст. 167 УК РФ) либо диверсии (ст. 281 УК РФ). При совершении преступления с косвенным умыслом виновный сознает опасность нарушения им специальных правил, предвидит возможность наступления в результате этого опасных последствий и безразлично относится к этому.
При неосторожной вине субъект, предвидя возможность наступления в результате нарушения им специальных правил опасных последствий, самонадеянно рассчитывает их предотвратить (легкомыслие) либо, не предвидя наступления опасных последствий, должен был и мог при должной внимательности и предусмотрительности их предвидеть (небрежность).
В доктрине уголовного права высказывались по этому вопросу и иные мнения. Так, ряд ученых считают рассматриваемое преступление умышленным, не оговаривая вида умысла[18], либо совершаемым только с косвенным умыслом[19]. Однако, по мнению профессора В.С. Комисарова, исключать из сферы уголовно-правовой охраны неосторожное причинение вреда рыбным запасам и водным животным при производстве работ, представляющих объективную опасность, недостаточно обоснованно[20]. Некоторые ученые полагают, что рассматриваемое преступление чаще совершается в форме неосторожности, хотя в отдельных случаях не исключается и умышленная вина[21].
Субъект преступления - специальный. Это лицо, в компетенцию которого входит организация лесосплава и других работ, перечисленных в ст. 257 УК РФ, а также иные лица, осуществляющие эти виды работ, независимо от того, на предприятиях (в организациях) какой формы собственности они работают.
Массовая гибель рыбы и водных животных, уничтожение кормовых запасов и пр. могут иметь место и при незаконной добыче водных животных и растений (ст. 256 УК РФ). Эти деяния разграничиваются по признакам объективной стороны: ст. 256 УК РФ предполагает добычу рыбы, водных животных, растений, а в ст. 257 УК РФ говорится о работах, не связанных с добычей, но в силу их специфики представляющих опасность для этих видов биоресурсов.
Рассмотренное преступление относится к числу весьма распространенных, однако число случаев привлечения к ответственности по ст. 257 УК РФ единично. Так, за период 1986-1996 гг. по ст. 165 УК 1960 г. были осуждены всего 5 человек (в 1993 г. - 1, в 1995 и 1996 гг. - по 2 человека)[22].
3. Правовые проблемы
охраны ихтиофауны.
Действующие на настоящий момент нормы уголовного права в области защиты ихтиофауны требуют значительной доработки в целях эффективности их воздействия на общество.
В качестве базового источника для уголовного законодательства в области водной среды целесообразным стало бы принятие Экологического кодекса, в котором были бы кодифицированы основополагающие цели и задачи экологического законодательства, а другие акты данной отрасли законодательства разрабатывались и принимались бы в его развитие и на его основе.
Экологическое законодательство имеет своей целью создание и сохранение правопорядка в сфере экологических отношений как гарантии реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду. Существенную роль при этом играет законодательное закрепление уголовной ответственности за нарушения этого правопорядка.
Специальные статьи УК РФ, посвященный защите водных животных и растений, представляется наиболее целесообразным закрепить следующим образом.
Статьи должны содержаться отдельные части, предусматривающие определенные квалифицирующие признаки соответствующего преступления (например, загрязнение вод, повлекшее причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных, а равно совершенные на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, или незаконная добыча водных животных и растений, совершенная лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой), за которые, соответственно, должна предусматриваться уголовная ответственность в большем размере.
Кроме того, учитывая, что необходимо восстанавливать ущерб, нанесенный экологическими преступлениями водной среде, а также то, что этот процесс на практике является сложным и дорогостоящим, представляется целесообразным существенное повышение роли материальной стороны уголовной ответственности за совершение рассматриваемой категории преступлений.
В этой связи хотелось бы отметить, что перспективным стало бы сведение уголовной ответственности за совершение преступлений против водных животных и растений к значительно большим по сравнению с существующими на настоящий момент штрафам и лишению права заниматься определенным видом деятельности и занимать определенную должность.
Необходимо установить конкретные пределы крупного ущерба в стоимостном исчислении - свыше пяти и до пятисот минимальных размеров оплаты труда. Ввести понятие особо крупного ущерба - свыше пятисот минимальных размеров оплаты труда и на его основе создать особо квалифицированный состав (ч.4 ст. 256 УК РФ).
Целесообразно придать значение квалифицирующего признака такому общественно опасному способу добычи, как использование взрывчатых и химических веществ.
Трудно согласиться с решением законодателя об объединении в ч. 3 ст. 256 УК РФ таких квалифицирующих признаков, как совершение преступления группой лиц по предварительному сговору и организованной группой, степень общественной опасности которых существенно различается. Организованные преступные группы причиняют колоссальный вред рыбным запасам, экологии и экономике страны. Поэтому представляется целесообразным выделить этот признак из ч. 3 ст. 256 УК РФ и использовать его для создания особо квалифицированного состава.
С учетом всех предложенных изменений и дополнений редакцию ст. 256 УК РФ можно сформулировать следующим образом:
1. Незаконная добыча рыбы, морского зверя и иных водных животных или промысловых морских растений, совершенная с применением транспортного плавающего средства, электротока или иных способов добычи указанных водных животных и растений, либо в местах нереста, на территории заповедника, заказника или в зоне экологического бедствия, сопряженные с уловом или убоем ценных пород рыб или водных животных либо с причинением крупного ущерба, - наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с конфискацией орудий лова и плавучих средств с их принадлежностями.
2. Незаконная добыча котиков, морских бобров или иных морских млекопитающих в открытом море или в закрытых зонах - наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с конфискацией орудий лова и плавучих средств с их принадлежностями.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору, либо совершенные неоднократно, - наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные с применением взрывчатых или химических веществ, иных способов массового истребления указанных водных животных и растений, организованной группой либо причинившие особо крупный ущерб, - наказываются лишением свободы на срок от пяти до семи лет с конфискацией орудий лова и плавучих средств с их принадлежностями.
Примечание: крупным ущербом в настоящей статье признается стоимость добытой продукции, пятикратно превышающая установленный на момент совершения преступления минимальный размер оплаты труда; особо крупным - в пятьсот раз превышающий минимальный размер оплаты труда.
Четкое определение размера ущерба, наступление которого будет свидетельствовать о наличии состава незаконной добычи водных животных и растений, позволит отграничить рассматриваемое преступление от административного правонарушения.
А необходимость в этом имеется, так как ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях[23] в отличие от ст. 85 КоАП РСФСР не содержит описания признаков состава рассматриваемого правонарушения. Это создает трудности для правоприменительной практики. В связи с отмеченным, при формулировании состава «нарушение правил рыболовства» (ч. 2 ст. 8.37) включить в диспозицию указанной нормы указание на ущерб до пяти минимальных размеров оплаты труда как обязательный признак состава этого правонарушения.
В целом же правовое охрана ихтиофауны предполагает не только уголовно-правовую и административно-правовую охрану. Должна существовать развернутая система законодательства в этой сложной области общественных отношений. В дополнение к головному федеральному закону «О государственном регулировании рыбохозяйственной деятельности», принятие которого как можно скорее диктует существующая реальность необходимо принятие и следующих федеральных законов:
«О сохранении лососевых видов рыб, рациональном использовании их запасов и о государственном регулировании оборота продукции из них»;
«Об аренде водных объектов и их участков для целей рыболовства и рыбоводства»;
«Об аквакультуре»[24].
Как видно, подобная система законодательства будет охватывать не только вопросы ловли или выведения рыб, но и государственного регулирования оборота рыбной продукции и даже аренды водоемов для целей рыболовства и рыбоводства.