Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 16:25, курсовая работа
Россия богата рыбными ресурсами. Рыбоводство и рыболовство являются важнейшим фактором продовольственной безопасности нашей страны. Однако в условиях переходной экономики рыбное хозяйство находится в стадии упадка: уловы во внутренних водоемах страны сократились почти в два раза, производственный потенциал прудового хозяйства используется менее чем наполовину.
В условиях несовершенного правового регулирования рыбное хозяйство интенсивно криминализируется, печально известна так называемая «рыбная мафия», бороться с которой нередко предлагают путем ужесточения административной и уголовной ответственности. Но важно, чтобы к этой ответственности виновных реально привлекали. Вряд ли низкооплачиваемые инспекторы в должной мере справляются с этим. В прошедшие 90-е годы на водных объектах росло неповиновение требованиям государственных инспекторов, участились случаи обстрела судов и помещений рыбоохраны.
Введение…………………………………………………………………………....3
1. Рыбное хозяйство России и организационно-правовые
аспекты его функционирования………………………………….5
2. Уголовно-правовая характеристика преступлений,
посягающих на ихтиофауну:
- незаконная добыча водных животных……………………...11
- нарушение правил охраны рыбных запасов……………….18
3. Правовые проблемы охраны ихтиофауны…………………...23
Заключение………………………………………………………………………28
Список нормативного материала
и использованной литературы……………………………………………29
2. Уголовно-правовая характеристика
преступлений, посягающих на ихтиофауну.
Незаконная добыча рыбы
(и других водных животных).
Уголовная ответственность за незаконную добычу рыбы (морского зверя и иных водных животных или промысловых морских растений) предусмотрена ст. 256 Уголовного кодекса Российской Федерации[11].
Ответственность за незаконную добычу рыбы и водных животных предусматривалась и Уголовным кодексом 1960 г. Однако ст. 160 этого Кодекса (незаконное занятие рыбным и другими водными добывающими промыслами) была сформулирована аналогично ст. 85 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, что создавало определенные трудности при разграничении уголовно наказуемых деяний и административных правонарушений. На практике при большом количестве уголовно наказуемого браконьерства уголовные дела возбуждались крайне редко, предпочтение отдавалось более упрощенной процедуре наложения административного взыскания.
В Уголовном кодексе 1996 г. детально охарактеризованы признаки основного состава преступления, что позволяет четко разграничивать преступление, предусмотренное ст. 256, и соответствующее административное правонарушение. Законодатель дополнил данную статью новыми квалифицирующими признаками.
Опасность данного преступления заключается в угрозе сохранности, рациональному использованию и воспроизводству животного и растительного мира - неотъемлемых компонентов окружающей природной среды. Это преступление является наиболее распространенным среди всех посягательств на окружающую природную среду.
Высокая степень общественной опасности названного вида правонарушения отмечается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения законодательства об ответственности за экологические правонарушения»[12], поскольку «объектом этих посягательств являются стабильность окружающей среды и природно-ресурсный потенциал».
Данное преступление посягает на экологическую безопасность основного компонента окружающей природной среды - животный и растительный мир. Федеральный закон «О животном мире» определяет животный мир как единый объект окружающей среды, объединяющий все живые организмы - от низших форм до высших, находящихся в состоянии естественной свободы.
Предмет преступления разнообразен. Это:
различные виды рыб;
морские звери - животные, средой обитания которых является море (с возможным использованием побережья), т.е. моржи, тюлени, морские львы, дельфины и пр.;
иные водные животные - пресноводные звери (например, байкальский тюлень) и водные беспозвоночные (раки, крабы, различные моллюски, морские звезды и пр.);
водные растения - дикорастущая растительность, средой обитания и жизнедеятельности которой являются пресноводные или морские воды (например, ламинария - род бурых водорослей)[13].
С объективной стороны преступление, предусмотренное ст. 256 УК РФ, совершается путем незаконной добычи перечисленных выше компонентов окружающей среды.
Добыча предполагает извлечение из водной среды рыб, водных животных, растений. Без законного на то основания такая добыча является незаконной. Незаконной признается добыча, осуществляемая в недозволенных местах, недозволенными орудиями, способами или приемами.
Добычей без разрешения признается добыча без надлежащего разрешения, с просроченным разрешением, с разрешением, выданным не тем лицам, которые производят добычу, сверх количества, указанного в разрешении и пр.
Запретное для добычи время устанавливается правилами рыболовства и промысла применительно к конкретным водоемам, породам рыб и водным животным.
Добычей в недозволенных местах является такая добыча, которая осуществляется либо в местах, не разрешенных в течение всего года (например, в местах ближе 500 м от плотин и шлюзов), либо в течение определенного времени (например, в период линьки и вынашивания икры раком).
Добычей недозволенными орудиями, средствами и приемами признается такая добыча, которая представляет повышенную опасность для сохранности водных ресурсов (например, использование острог и других колющих орудий лова, одновременный замет неводов с противоположных берегов).
Перечисленные варианты незаконной добычи рыбы, водных животных и растений влекут за собой административную ответственность.
Уголовная ответственность предусмотрена за незаконную добычу в тех случаях, когда согласно ч. 1 ст. 256 УК РФ она:
причинила крупный ущерб;
велась с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления указанных водных животных и растений;
велась в местах нереста или миграционных путей к ним;
велась на территории заповедника, заказника либо в зоне чрезвычайной экологической ситуации или зоне экологического бедствия.
Диспозиция ст. 256 УК РФ является бланкетной, поэтому вопрос об уголовной ответственности за незаконную добычу водных животных и растений решается с учетом положений законодательных и иных актов (например, Федерального закона «Об охране окружающей среды»[14]; Федерального закона «О животном мире»; Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР; Типовых правил любительского и спортивного рыболовства, утвержденных 13 апреля 1983[15]).
Лицензии на добычу рыб, водных животных и растений выдаются управомоченными на то органами Российской Федерации или соответствующими органами субъектов Федерации. Последние могут устанавливать самостоятельные правила добычи на основании федеральных нормативных актов и типовых правил о любительском и спортивном рыболовстве. Незаконная добыча водных животных и растений является уголовно наказуемым деянием при наличии крупного ущерба. При решении вопроса о том, является ли ущерб крупным, нужно учитывать количество добытого, поврежденного или уничтоженного, распространенность животных, их отнесение к специальным категориям, например к редким и исчезающим видам, экологическую ценность, значимость для конкретного места обитания, а также иные обстоятельства содеянного (п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. № 4).
Опасными, влекущими уголовную ответственность, признаются такие способы добычи, при которых происходит массовое истребление водных животных и растений. Это:
использование самоходного транспортного средства (например, катеров, моторных лодок и других плавательных средств, приводимых в движение при помощи мотора);
применение взрывчатых и химических веществ, электротока и иных способов, причиняющих вред большому количеству рыбы, водных животных и растений (например, отравление водоема газами, применение мелкоячеистых сетей).
Такие способы опасны тем, что они не только приводят к добыче сверх разрешенного количества рыбы, животных, растений, но и ведут к их уничтожению и искалечиванию, лишению возможности дальнейшего воспроизводства, нарушению баланса в окружающей природной среде. В местах нереста, на миграционных путях к ним запрещается добыча рыбы независимо от ценности ее пород. Между тем в таких местах совершается до 40% незаконного лова рыбы.
Уголовную ответственность влечет любая незаконная добыча рыбы, водных животных и растений в заповедниках, заказниках, зонах экологического бедствия и чрезвычайной экологической ситуации.
Рассматриваемое преступление признается оконченным с момента начала добычи, выслеживания, преследования, ловли независимо от того, были ли фактически добыты водные животные и растения, рыба или иные животные. Преступления, связанные с причинением крупного ущерба, образуют оконченный состав лишь при наличии реального ущерба (п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г.).
При незаконной добыче место совершения преступления является обязательным признаком рассматриваемого деяния.
Местом совершения преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 256 УК РФ, являются внутренние и территориальные воды, акватория шельфа и исключительной экономической зоны. Добыча рыбы и морских животных в открытом море регулируется иными нормами с учетом международных договоров и соглашений.
С субъективной стороны преступление, предусмотренное ч. 1 и 2 ст. 256 УК, может быть совершено только с прямым умыслом. Виновный осознает опасность своих действий, их незаконность и желает их совершить. В литературе высказывалось мнение, что это преступление может быть совершено и с косвенным умыслом[16]. В свою очередь профессор В.С. Комисаров считает, что косвенный умысел возможен только применительно к незаконной добыче, причинившей крупный ущерб, а в остальных случаях трудно представить, чтобы виновный сознательно допускал совершение им указанного в статье действия[17].
Мотивы преступления на квалификацию не влияют. Однако чаще всего (более 50%) они бывают корыстными.
Субъектом может быть любое лицо, достигшее 16-летнего возраста. В тех случаях, когда незаконную добычу осуществляют должностные лица или лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, то при наличии признаков, предусмотренных ст. 285 и 201 УК РФ, их ответственность должна наступать по совокупности этих статей и ч. 1 или 2 ст. 256 УК РФ.
В ч. 3 ст. 256 УК РФ предусмотрена ответственность при наличии квалифицированных признаков рассмотренных преступлений. Квалифицирующими признаками являются:
1) использование лицом, совершившим преступление, предусмотренное ч. 1 и ч. 2 названной статьи, своего служебного положения;
2) совершение этого преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
Использование при незаконной добыче своего служебного положения означает, что виновный воспользовался предоставленными ему полномочиями, правами для совершения или облегчения незаконной добычи указанных в ч. 1 и 2 ст. 256 УК РФ животных (растений, рыб). В упомянутом постановлении Пленума Верховного Суда РФ подчеркивалось, что при квалификации действий виновного в незаконной добыче с использованием своего служебного положения по ч. 3 ст. 256 УК РФ совокупности с преступлением, предусмотренным ст. 285 или 201, не будет, и он должен привлекаться к ответственности только за экологическое преступление (п. 10).
В некоторых случаях возникает вопрос о разграничении рассматриваемого преступления и хищения рыбы или водных животных. По ст. 256 УК РФ квалифицируется незаконная добыча только таких рыбы и водных животных, которые находятся в природной среде в естественном состоянии. Рыба и водные животные, выращенные рыбозаводами, рыбсовхозами и иными хозяйствующими субъектами в специально выстроенных или приспособленных водоемах, а равно находящиеся в сетях или иных ловчих устройствах, являются предметом хищения (например, кражи), так как в этих случаях предмет посягательства уже обособлен от природной среды вложенным трудом и в силу этого приобрел качество товара.
Добыча рыбы и водных животных в водах исключительной экономической зоны не квалифицируется по ст. 256 УК РФ, поскольку подпадает под признаки ст. 253 УК РФ.
Нарушение правил охраны
рыбных запасов.
Ответственность за нарушение правил охраны рыбных запасов была предусмотрена и ст. 165 УК РСФСР 1960 г. Однако в Уголовном кодексе РФ 1996 г. формулировка и конструкция состава существенно изменены: более четко и подробно в ст. 257 изложены признаки объективной стороны - законодатель не ограничился указанием лишь на лесосплав и взрывные работы, как это имело место в УК РФ 1960 г., а привел подробный перечень тех работ, осуществление которых может при нарушении соответствующих правил привести к причинению ущерба рыбным запасам, водным животным и пр. (например, эксплуатация водозаборных сооружений). Кроме того, законодатель включил определенные последствия в число обязательных признаков этого состава преступления.
Опасность данного преступления определяется тем, что при некоторых видах производственной деятельности с нарушением специальных правил может быть нанесен значительный, а порой и невосполнимый ущерб окружающей природной среде, в частности рыбным запасам. Так, в результате подобной деятельности большое число рек полностью потеряло рыбопромысловое значение.
Преступление, предусмотренное ст. 257 УК РФ, посягает на экологическую безопасность водной фауны и флоры.
Предметом преступления являются:
различные виды рыб;
водные животные (раки, крабы, водные млекопитающие и пр.);
кормовые запасы, как источники питания водной фауны (в том числе растения);
иные условия существования этих живых организмов.
С объективной стороны преступление, предусмотренное ст. 257 УК РФ, состоит в нарушении правил охраны рыбных запасов (водных животных, кормовых запасов и пр.) при производстве на законном основании работ, перечисленных в данной статье.
В ст. 257 УК РФ указаны следующие виды работ:
лесосплав;
строительство мостов и дамб;
транспортировка древесины и иной лесной продукции с лесосек;