Приватизация в Узбекистане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 10:21, курсовая работа

Краткое описание

Реформы отношений собственности являются важнейшим элементом перехода к рыночной экономике. Однако подходы к проведению этих реформ, их темпам и масштабам, а также альтернативы форм реорганизации государственного сектора экономики могут существенно различаться. Не во всем благоприятный первоначальный опыт реформы собственности, когда ставилась задача предельно быстрого разгосударствления и приватизации большинства предприятий, заставил частично пересмотреть не только роль государства, но и место государственного сектора в переходной экономике.

Узбекистан поэтапно и последовательно осуществляет переход к рынку. В годы независимости уже на первом этапе реформ произошли крупные изменения в формировании многоукладной экономики, в организационной структуре управления экономикой, активно шел процесс разгосударствления и приватизации, созданы необходимые условия для ускоренного развития малого бизнеса и частного предпринимательства, сформированы основные институты рыночной инфраструктуры.

Содержание работы

Введение.


1. Содержание разгосударствления и приватизации.


1.1 Общее понятие и принципы разгосударствления и приватизации.


1.2. Способы и пути разгосударствления.

1.3. Цели, формы и методы приватизации.

2. Этапы приватизации в Узбекистане.

3. Опыт зарубежных стран.


3.1. Опыт ваучерной приватизации.

3.2. Опыт платной приватизации.



Заключение.

Литература.

Содержимое работы - 1 файл

Ирина.rtf

— 263.95 Кб (Скачать файл)
     Хочу остановиться и на Постановлении Президента Республики Узбекистан № ПП-672 от 20 июля 2007 года  "О мерах по дальнейшему углублению процессов приватизации и активному привлечению иностранных инвестиций в 2007-2010 годах".

     Последовательно и поэтапно проводимая в нашей стране с 1992 года приватизация предприятий и объектов обеспечила ликвидацию монополии государственной собственности, становление частной собственности как определяющей формы экономических отношений, создала условия для формирования класса реальных собственников.

     К настоящему времени доля негосударственного сектора составляет в промышленности - более 80%, строительстве - 88,4%, связи - 96,6%, сельском хозяйстве - 99,9%, торговле - почти 100%.

     Формирование частной собственности, повышение ее роли и доли в структуре экономики является важнейшим приоритетом проводимых в стране экономических реформ. В результате формирования многоукладной экономики в стране частный сектор стал преобладающим почти во всех ее сферах, на долю которого приходится сегодня более 75% валового внутреннего продукта.

     Вместе с тем, как отметил Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов в своем докладе на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2006 году и важнейшим приоритетам углубления экономических реформ в 2007 году,                               «... нам необходимо коренным образом изменить наше отношение и подходы в деле приватизации, сделать решительные шаги по выставлению на аукционные торги акций предприятий ведущих отраслей экономики, таких, как химическая, электротехническая промышленности, сельхозмашиностроение, промышленность строительных материалов и других...». Много критических замечаний было высказано по положению дел на фондовом рынке и рынке ценных бумаг республики. Имеют место серьезные пробелы и недостатки в системе корпоративного управления на приватизированных предприятиях.

     В целях кардинального решения указанных проблем в области приватизации принято настоящее постановление Президента Республики Узбекистан, в котором утверждена обновленная Программа приватизации, рассчитанная на три с половиной года.

     В соответствии с утвержденной программой предусматривается в период до 2010 года:

      • полностью реализовать в частную собственность на публичных торгах 994 предприятия и объекта непроизводственной сферы;
      • по 363 предприятиям и объектам ведущих отраслей экономики (химическая, электротехническая, стройиндустрии, топливно-энергетическая и др.) продать государственные пакеты акций, вплоть до контрольных, на тендерных торгах инвесторам под конкретные инвестиционные обязательства по модернизации, техническому и технологическому перевооружению производства и выпуску конкурентоспособной и экспортоориентированной продукции;
      • значительное количество бездействующих, неэффективных предприятий и незавершенных строительством объектов реализовать по «нулевой» выкупной стоимости инвесторам, готовым принять на себя обязательства по их полному финансированию и реализации инвестиционных проектов по восстановлению и расширению деятельности предприятий и объектов.

     Сделаны решительные шаги по значительной либерализации подходов к приватизации предприятий химической, электротехнической, автомобиле- и самолетостроительной отраслей, а также предприятий сельхозмашиностроения, шелковой, текстильной отраслей и связи, в которых государство сохраняет свое участие исключительно в отдельных предприятиях, полностью реализуя государственные доли в остальных предприятиях.

     Важнейшими, принципиальными положениями настоящего постановления Президента Республики Узбекистан является решение следующих вопросов:

     а) Государственной тендерной комиссии дано право принимать решение о реализации предприятий и объектов, не пользовавшихся спросом после проведения нескольких публичных торгов, по «нулевой» выкупной стоимости под конкретные инвестиционные обязательства;

     б) вносимые инвесторами в качестве инвестиционных обязательств средства и имущество не подлежат обложению налогами на доходы (прибыль), на развитие социальной инфраструктуры и благоустройство территорий и на добавленную стоимость, а вложения в иностранной валюте - обязательной продаже;

     в) вводится порядок, в соответствии с которым в течение инвестиционного периода вложения инвесторов не подлежат взысканию в принудительном порядке в счет погашения ранее образовавшейся задолженности приватизируемого предприятия, а задолженность перед бюджетом и государственными целевыми фондами предприятия, государственная доля которого реализуется потенциальным инвесторам с инвестиционными обязательствами, может быть реструктуризирована на инвестиционный период, определенный в договоре купли-продажи. В то же время предусматриваются нормы, направленные на повышение ответственности инвесторов за выполнение взятых при приватизации предприятий обязательств;

     г) Кабинету Министров поручено рассматривать и принимать решения по реструктуризации задолженности по платежам в бюджет и государственные целевые фонды предприятий, государственные пакеты акций которых реализуются инвесторам с принятием инвестиционных обязательств на период их выполнения в соответствии с заключенными договорами купли-продажи;

     д) в рамках утвержденной Программы приватизации предусмотрено введение «золотой акции» в отношении приватизируемых предприятий хлопкоперерабатывающей и масложировой промышленности. Наряду с этим Госкомимуществу Республики Узбекистан поручено вносить, в установленном порядке, в Кабинет Министров предложения о целесообразности применения «золотой акции» при приватизации и других предприятий ведущих, стратегических отраслей экономики.

     Принятое постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему углублению процессов приватизации и активному привлечению иностранных инвестиций в 2007-2010 годах» является не только важнейшим шагом по дальнейшему углублению процессов приватизации, но и определяет стратегическое направление на пути последовательной реализации экономических реформ, направленных на кардинальное увеличение доли частного сектора в экономике страны, широкого привлечения иностранных инвестиций в модернизацию и техническое перевооружение производств, как важнейшего фактора экономического роста и интеграции Узбекистана в международные мирохозяйственные отношения.
 

       3. Опыт зарубежных стран.

      3.1. Опыт ваучерной приватизации.

      Приватизация в постсоциалистических странах не была равномерным 
поступательным процессом смены титула собственности предприятий с 
государственного на частный или смешанный. Формирование структуры 
экономики, по критерию форм собственности отвечающей требованиям рынка, осуществлялось поэтапно, с замедлениями, отступлениями и корректировками первоначальных программных установок. Практически повсеместно началу нормальной легитимной приватизации по стандартным схемам и в соответствии со специальными законами и государственными программами предшествовал этап так называемой спонтанной приватизации. Если передача новым собственникам малых и части средних предприятий через аренду, продажу и реституцию (возвращение бывшим владельцам собственности, национализированной после второй мировой войны) прошла довольно легко и успешно, то «большая» приватизация столкнулась с существенными трудностями. В Болгарии, Польше, Румынии и Чехословакии (позднее Чехии и Словакии) были приняты ваучерные схемы приватизации. Но, за исключением Чехословакии, они не осуществлялись на практике вплоть до середины 90-х годов, когда в этих странах уже возникли рыночная банковская система и фондовый рынок. В эти годы различные представители и группы правящего слоя боролись за контроль над государственной собственностью и делили ее. В итоге к 1995--1996 гг. в сферу ваучерной приватизации попали те предприятия, которые государство не могло продать частным лицам или организациям. В это время ваучерная приватизация уже полностью потеряла привлекательность для населения. Примечательно, что на референдуме, состоявшемся в Польше в феврале 1996 г, большинство граждан высказались в поддержку платной приватизации.

      Единственным примером быстрой и успешной ваучерной приватизации в Восточной Европе является приватизация в Чехии и Словакии, прошедшая в 1992--1994 гг. Она во многом аналогична схеме ваучерной приватизации в России. Граждане Чехии и Словакии получали ваучеры, которые могли обменять на акции предприятий или на акции инвестиционных фондов. Однако, в отличие от России, чешские и словацкие инвестиционные фонды не прекратили существование после завершения приватизации, а превратились в собственников бывшего государственного имущества. Хотя не во всех фондах положение обстоит благополучно, многие из них все же сумели наладить эффективное управление приватизированными предприятиями. Практика восточноевропейских стран, особенно Болгарии и Румынии, выявила крайне негативные последствия затягивания сроков приватизации. В условиях экономической либерализации государство во многом теряет возможность контролировать госпредприятия. Имущество, фактически потерявшее владельца, становится объектом злоупотреблений. 
 По моему мнению, ваучеризация в России не дала достаточного эффекта. Недостатки ваучерной системы отметил в своей книге и Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов:

      «В России целью массовой приватизации было в максимально короткие сроки образовать широкий слой собственников за счет полного акционирования всех государственных предприятий и создания чекового рынка». Узбекистан отказался от идеи чековой приватизации, поскольку процесс сопровождался спадом производства, усилением финансовой несбалансированности.

      3.2. Опыт платной приватизации.

      В середине 90-х годов возникла новая волна 
интереса к платной приватизации. На этот раз она была связана с 
острейшим бюджетным кризисом, поразившим почта все восточноевропейские страны. Причина кризиса - в нереформированности  бюджетной сферы. Государство сохраняет высокие обязательства перед производством и социальной сферой, но налоговая база и организация сбора налогов не дают возможности профинансировать государственные расходы в предусмотренном объеме. Более того, если в период высокой инфляции первой половины 90-х годов государство добивалось приемлемого уровня собираемости налогов благодаря высокой инфляции (а собираемость многих налогов, включая НДС, прямопропорциональна инфляции), то при переходе экономики в низкоинфляционный режим оно лишилось этого «источника». Наконец, по мере развития рыночной экономики стали появляться такие статьи государственных расходов, которых раньше в постсоциалистических странах не было (например, выплата пособий по безработице). 
Эта ситуация очень напоминает бюджетный кризис в России в 1997 г., что 
еще раз свидетельствует об общности основных законов трансформации для 
всех переходных экономик.

      В 1995--1996 гг. проблема финансирования бюджета с наибольшей остротой встала перед Болгарией, Венгрией и Румынией, хотя проявилась и в Польше и Чехии. Государственные органы этих стран приступили к приватизации крупных объектов энергетики, тяжелой промышленности и транспорта. Главная трудность состоит в том, чтобы привлечь покупателей к этим объектам, которые обычно отличаются хронической убыточностью и отягощены большой социальной инфраструктурой, устаревшим оборудованием и избыточной занятостью. Например, в Венгрии одни и те же энергетические и транспортные компании приходилось выставлять на торги пять-шесть раз. В числе объектов, которые были выставлены на продажу в эти годы, - электростанции, сети энерго- и газоснабжения в Венгрии, Польше и Чехии, нефтепромыслы, нефтеперерабатывающие заводы, сети заправочных станций в Румынии и Болгарии, национальные авиакомпании в Польше и Чехии, машиностроительные предприятия, ранее составлявшие сердцевину индустриального комплекса. Из-за высокой стоимости эти компании и предприятия достаются главным образом иностранному капиталу.

      Для некоторых стран, например для Болгарии, характерно стремление 
продать госпредприятия дешевле, но как можно быстрее. Это объясняется 
необходимостью срочно пополнить бюджет, а также связано с необходимостью производить крупные платежи по внешнему долгу. По этой же причине Болгария, единственная из стран Восточной Европы, возобновила практику приватизации по «схеме Брэйди» (названной по имени министра финансов США конца 80-х годов), которая предусматривает продажу государственной собственности зарубежным инвесторам и проведение экологических мероприятий международного значения в зачет погашения внешнего долга. В процессе приватизации государство поощряет формирование крупных промышленно-финансовых структур (аналогичных российским). Такие структуры возникают, например, в результате приобретения банком контрольного пакета акций крупного производственного предприятия. Не смотря на то что подобные объединения финансового и производственного капитала ведут к монополизации рынка, восточноевропейские страны видят в них возможность добиться роста производства за счет экономии на масштабе. В то же время интерес к политике поддержания конкуренции заметно ослаб. Например, в Польше в 1995 г. парламент пересмотрел антимонопольный закон, изменив критерий «монополистического положения», с которого начинается применение санкций к монополисту, с 20 до 40% объема продаж в отрасли. Благодаря этому из сферы действия антимонопольного закона были выведены многие предприятия энергетики, транспорта и телекоммуникаций, то есть тех отраслей, где особенно остро стоит вопрос о реструктуризации и приватизации. В том же году польское правительство объявило о планах объединения государственных предприятий в нефтеперерабатывающей, сталелитейной, фармацевтической и других отраслях. Органы антимонополистического регулирования в Польше (как и в других восточноевропейских странах) осуществляют наблюдение за рынком по критерию не столько доли компании в отраслевом производстве или сбыте, 
сколько «монополистического поведения», то есть значительного завышения 
цен, снижения качества продукции, незаконного препятствования вступлению новых конкурентов на рынок и т. п. Такой подход соответствует 
доминирующим в мире тенденциям антимонопольного регулирования.

Информация о работе Приватизация в Узбекистане