Внешнеэкономические связи России и Японии в начале ХХI вв: проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 18:58, контрольная работа

Краткое описание

Договорно-правовая база торгово-экономических отношений между двумя странами была заложена еще в 1957 г. с подписанием Торгового договора СССР и Японии, согласно которому стороны предоставили друг другу режим наибольшего благоприятствования. Россия является правопреемником СССР по данному договору. В развитие этого основополагающего документа между нашими странами заключались также годичные, трехгодичные, а впоследствии и пятилетние соглашения о товарообороте и платежах, срок действия последнего из которых истек в конце 1995 г.

Содержание работы

Внешнеэкономические связи России и Японии в начале ХХI вв: проблемы и перспективы развития..........................................................................................3
Конкурентные преимущества ТНК………………………………………...17
Мировые финансовые центры……………………………………………...21
Роль ТНК и ТНБ на мировом рынке капиталов…………………………...25
Участие стран Восточной Европы и СНГ в миграции рабочей силы. …..32
Список использованной литературы ………………………………………….33

Содержимое работы - 1 файл

готовые.docx

— 70.24 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Внешнеэкономические связи России и Японии в начале ХХI вв: проблемы и перспективы развития..........................................................................................3
  2. Конкурентные преимущества ТНК………………………………………...17
  3. Мировые финансовые центры……………………………………………...21
  4. Роль ТНК и ТНБ на мировом рынке капиталов…………………………...25
  5. Участие стран Восточной Европы и СНГ в миграции рабочей силы. …..32

Список использованной литературы ………………………………………….33

 

1. Внешнеэкономические связи России  и Японии в начале ХХI вв: проблемы и перспективы развития.

 

 

В последние  десятилетия Япония выступает как  одна из ведущих экономических держав, являясь второй по величине национальной экономической силой в мире. Население Японии составляет примерно 2,2% общемировой численности, но создаёт оно 14% ВМП, исчисленного по текущим валютным курсам, и 7,6% – по покупательной способности иены. Её экономический потенциал равен примерно половине американского, но значительно превосходит китайский.

Страна  достигла высокого уровня технического совершенства, особенно в отдельных  направлениях передовых технологий. Нынешние позиции Японии в мировом  хозяйстве – результат её экономического развития во второй половине XX столетия. В 1938 г. на её долю приходилось всего 3% ВМП. В 50–80-е годы Япония выделялась среди всех промышленно развитых стран высокими темпами прироста производства и производительности труда, вдвое превосходящими соответствующие показатели других стран. Японский ВВП на душу населения увеличился в 19,5 раз.

Важную роль в развитии и интернационализации  японской экономики играет ее внешнеэкономическая  деятельность. В 70–80-х годах Япония превратилась в одну из крупнейших торговых держав мира. В настоящее время Япония сохраняет традиции третьей страны-экспортера после США и ФРГ, однако по многим направлениям внешнеэкономической деятельности стала лидером.

Несомненно, что сотрудничество с Японией  является важным фактором экономической, социальной, культурной и политической жизни России.

В Концепции  внешней политики России, утвержденной 28 июня 2000 года Президентом В.В. Путиным, говорится, что «РФ выступает за устойчивое развитие отношений с Японией, за достижение подлинного добрососедства, отвечающего национальным интересам обеих стран» [15,13]. В настоящее время между странами существует целый ряд проблем, решение которых – необходимое условие развития сотрудничества.

Выбранная нами тема является актуальной, поскольку Япония, являясь одной из ведущих мировых экономических держав, наряду с Россией заинтересована в плодотворном сотрудничестве и развитии добрососедских отношений. Изучение истории развития отношений двух стран, а так же возможных перспектив развития экономических отношений представляет большой интерес.

Экономическое сотрудничество России и Японии является одним из наиболее важных аспектов выгодных взаимоотношений двух стран. История развития экономических  отношений стран развивалась  параллельно подъему российско-японских отношений на более высокий уровень.

Договорно-правовая база торгово-экономических  отношений между двумя странами была заложена еще в 1957 г. с подписанием Торгового договора СССР и Японии, согласно которому стороны предоставили друг другу режим наибольшего благоприятствования. Россия является правопреемником СССР по данному договору. В развитие этого основополагающего документа между нашими странами заключались также годичные, трехгодичные, а впоследствии и пятилетние соглашения о товарообороте и платежах, срок действия последнего из которых истек в конце 1995 г.

В октябре 1993 г. визит Б. Ельцина в Японию ознаменовался подписанием Декларации о перспективах торгово-экономических и научно-технических отношений, Меморандума об оказании Японией содействия ускорению реформ в РФ, Меморандума об оказании экстренной гуманитарной помощи и некоторых других документов.

Первый  важный шаг в налаживании экономических  отношений был сделан в ноябре 1994 года: стороны договорились о  создании Российско-японской межправительственной комиссии по торгово-экономическим  вопросам, которую возглавляют заместитель  председателя правительства России и министр иностранных дел  Японии.

В ходе различных  контактов между руководством стран  был заключен ряд договоренностей  по вопросам экономики. Наиболее рациональным будет осветить экономическую сторону переговоров В. Путина и И. Мори, так как в ходе этих переговоров была подведена черта всем предыдущим контактам стран по экономическим вопросам. Итак, в ходе переговоров была подписана Программа углубления сотрудничества в торгово-экономической области между двумя странами. Этот документ определяет основные направления российско-японского сотрудничества в экономической сфере: поощрение взаимной торговли и японских инвестиций в российскую экономику, взаимодействие в освоении энергоресурсов Сибири и Дальнего Востока в целях стабилизации энергоснабжения в АТР, транспорт, наука и технологии, атомная энергетика, освоение космоса, содействие интеграции российской экономики в мирохозяйственные связи, поддержка экономических реформ России, включая подготовку кадров для рыночного хозяйства, и т.д.

Президент России подтвердил глубокую заинтересованность российской стороны в активизации  экономического сотрудничества с Японией  и предложил ряд новых крупных  идей, реализация которых давала бы большие выгоды России и Японии, кардинально расширяла бы масштабы их экономического сотрудничества. Речь идет, в частности, о проекте строительства энергомоста Россия – Япония, в рамках которого можно было бы экспортировать в Японию электроэнергию с электростанций на Сахалине и других районов Дальнего Востока, прокладке магистральных газопроводов в Японию и другие страны АТР с месторождений в восточной части России, строительстве тоннелей Япония – Сахалин, что позволило бы связать Японию железнодорожным сообщением с Европой через Транссибирскую магистраль, и о некоторых других предположениях.

По мнению большинства  экспертов, современное состояние  договорно-правовой базы сотрудничества не соответствует имеющемуся потенциалу развития двусторонних торгово-экономических  связей, и данное обстоятельство является фактором, во многом сдерживающим наращивание  взаимной торговли.

В настоящее время удельный вес Японии в общем объеме российской внешней торговли находится на уровне около 3%, а доля России в суммарном товарообороте Японии не превышает 0,5%, что ни в коей мере не соответствует потенциальным возможностям сторон. Устойчивое положительное сальдо России в торговле со второй по экономической мощи страной мира нельзя расценивать как безусловный успех российской внешнеторговой дипломатии. Остаются нереализованными значительные возможности импорта из Японии ряда важнейших товаров, в том числе перерабатывающего оборудования для сырьевых отраслей и рыбной промышленности (особую важность это имеет для восточных регионов России) [20, 47].

Структура отечественного экспорта в Японию продолжает сохранять «колониальный» характер. В 1998 г. на цветные и драгоценные металлы приходилось 36,7% общего объема российских поставок в эту страну, на рыбу и морепродукты – 29,8%, на лес и лесоматериалы – 15,8%, минеральное сырье – 8,8%. Доля машин и оборудования, как и в предыдущие годы, не превышала 0,5%.

В импорте из Японии преобладает  машинотехническая продукция: транспортные средства, электробытовые изделия, металлообрабатывающее и погрузочное оборудование, средства связи.

Проблема расширения российского  импорта из Японии и повышения  его «отдачи» для отечественной  экономики во многом связана со своевременным  и эффективным использованием двух так называемых пакетов японского финансового содействия Российской Федерации на общую сумму в 4,3 млрд. долл. Сюда включаются кредиты Экспортно-импортного банка Японии на сумму в 1,1 млрд. долл., средства из лимита государственного страхования (2,9 млрд. долл.) и безвозмездная помощь в размере 320 млн. долл. Часть этих средств была использована на закупку машин и оборудования в Японии в рамках реализации конкретных проектов. Однако значительная доля выделенных ресурсов все еще остается неиспользованной, главным образом ввиду последствий кризиса 1997–1998 гг. и сложного финансового положения ряда российских предприятий, являющихся участниками совместных проектов.

В числе наиболее важных нерешенных вопросов развития отечественного экспорта в Японию – крайне низкая степень переработки поставляемого сырья и продовольственных товаров. В особенности это касается морепродуктов – основной статьи японского продовольственного импорта. Россия ежегодно недополучает сотни миллионов долларов из-за отсутствия соответствующих мощностей на российском Дальнем Востоке и невозможности экспорта в Японию готовой продукции.

В то же время в Японию из Китая и других стран Восточной  Азии поступают рыба и морепродукты на сумму, в 1,5–2 раза превышающую размер российских поставок этого вида продукции. Установлено, что значительная часть ввоза в Японию продукции морского промысла из азиатских государств представляет собой реэкспорт российских товаров данной группы, проходящих обработку на предприятиях указанных стран и в дальнейшем поступающих на японский рынок. За счет осуществления подобной практики доля переработанной продукции в китайском «рыбном» экспорте в Японию постоянно возрастает, а в российском – остается практически неизменной.

Более того, в 1996–1999 гг. физический объем поставок морепродукции из России в Японию увеличился со 180 до 190 тыс. т (на 5,5%), между тем как стоимостный объем экспорта уменьшился с 1088 млн. до 794 млн. долл. (на 23,1%). Отчасти такое положение было обусловлено ухудшением структуры экспорта, т.е. повышением в нем доли дешевых и низкокачественных видов продукции. Но главная причина создавшейся ситуации заключалась в появлении на японском рынке большого количества мелких и средних российских экспортеров, которые не придерживаются единой торговой политики и нередко идут на существенное снижение цен ради получения краткосрочной прибыли.

В конечном итоге такие  действия в условиях крайнего ослабления экспортного контроля оборачиваются  установлением диктата покупателя, т.е. японских импортеров, развалом рынка и недополучением Россией значительных средств в валюте. Кроме того, данного рода демпинг является объектом справедливых нареканий со стороны рыболовных компаний Китая, Республики Корея, Таиланда, что приводит к общему ухудшению торгового климата в отношениях с этими странами [5,89].

Предпринимаемые в указанном  отношении шаги, в том числе  принятие Постановления Правительства  РФ от 30.07.1998 г. №872 «О мерах контроля за внешнеторговыми операциями с продукцией морского рыбного промысла за пределами таможенной территории РФ», пока не дают ощутимых результатов. Контрабандный экспорт морепродукции из дальневосточных регионов России, ориентированный главным образом на Японию, ежегодно выражается, согласно различным оценкам, показателем в 0,5–4 млрд. долл.

По официальным российским статистическим данным, экспорт морепродукции из России в Японию в 1999 г. снизился до 82,5 тыс. т (196,5 млн. долл.). Японская статистика привела цифры в 215,9 тыс. т и 1162 млн. долл. Таким образом, российскими таможенными органами оказался неучтенным вывоз в Японию продукции морского промысла на сумму около 1 млрд. долл. (без учета «чистого» контрабандного экспорта, не регистрируемого таможнями обеих стран).

Многие отечественные  специалисты склоняются к выводу об ошибочности подписания в 1998 г. Межправительственного соглашения между Россией и Японией, согласно которому японским рыболовным компаниям на определенных условиях был разрешен промысел в российской исключительной экономической зоне. Японские суда с их значительно лучшим техническим оснащением осуществляют более продуктивный лов, добывая лучшие породы рыб и морских животных.

Кроме того, существует много  нерешенных проблем в области  организации таможенного оформления грузов и получения разрешений на вывоз. Во многих случаях это приводит к прямому «стимулированию» контрабандного лова и к недополучению значительных средств в бюджеты различных уровней.

Исправление ситуации, очевидно, потребует немалых организационных  усилий, особенно если учесть прямую заинтересованность японских покупателей в «пиратских»  поставках продукции морского промысла из России по низким ценам.

Во время визита в Японию президент В. Путин выступил с инициативой о подготовке и принятии трех документов: о предотвращении расхищения водных биоресурсов, о контроле за торговыми операциями с ними и об официальном обмене информацией о выгрузке уловов российскими судами в Японии и японскими судами в наших портах. Такого рода практика уже существует, например, в отношениях России и Норвегии. В свою очередь, принятие федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» должно создать необходимую правовую базу для решения существующих в этой сфере вопросов, в том числе и применительно к Японии.

Нельзя не отметить, что  другие товары традиционного российского  экспорта сталкиваются со все большими трудностями при поставках на японский рынок. Так, объем продаж российских коксующихся и энергетических углей за 1996–1998 гг. сократился с 261 млн. (4,8 млн. т) до 192 млн. долл. (4 млн. т). Снижение экспортных поставок в основном связано с падением базисных цен коксующегося угля на японском рынке в среднем на 3 долл. за тонну в год. Это обусловлено структурной перестройкой японской промышленности, в результате которой объем производства стали в стране снизился со 120 до 90 млн. т. Одновременно происходили разработка и внедрение новых технологий, позволяющих использовать для производства стали более дешевые слабококсующиеся угли из Китая, Австралии и Канады.

Японские металлургические компании, прежде всего крупнейшая среди них «Ниппон сэйтэцу», предпринимают меры по совершенствованию организации закупок, что обычно сопровождается ценовыми потерями для российских производителей. В 1998 г. был создан Совет по закупке российского коксующегося угля, в который вошли фирмы «Сумитомо», «Ниссё Иваи» и «Нитимэн». По мнению представителей «Ниппон сэйтэцу», деятельность Совета позволит получать более точную информацию о состоянии российского рынка угля и способствовать снижению закупочной цены этого продукта [2,12].

Информация о работе Внешнеэкономические связи России и Японии в начале ХХI вв: проблемы и перспективы развития