Развитие сферы услуг в постиндустриальных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 07:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование влияния сферы услуг на постиндустриальные страны. В соответствии с данной целью поставлены задачи:
Дать соответствующее современности определение экономической сущности услуги, изучить классификацию услуг;
Исследовать критерии этапов эволюции сферы услуг, основные закономерности;
Охарактеризовать отраслевую структуру и динамику сектора услуг страны с постиндустриальным развитием (на примере США);
Проанализировать состояние России на мировом рынке услуг;
Изучить международную торговлю услугами.

Содержимое работы - 1 файл

кур совик.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Критерии и этапы эволюции сферы услуг, основные закономерности.

     Хотя  исторически первой возникла услуговая, а не товарная форма обмена общественного  труда (ремесленное производство), однако первоначально обособилось материальное производство. Развитие сферы услуг происходило не в изоляции, а в интеграции с материальным производством.

     На  современном этапе развития процессы интеграции услуговой и товарной форм общественного обмена труда  особенно заметны. С одной стороны, в самом материальном производстве умножаются виды деятельности, относящиеся к экономической форме услуги («софтизация» производства), с другой – расширяется «экстернализация» услуг (использование готовых решений с высоким материально-техническим оснащением).

     Проведенные исследования показывают, что эти процессы протекают в странах с разным уровнем общественного развития неодинаково (Приложение 2.). Так, для стран с транзитивной экономикой, находящихся на индустриальной стадии развития, характерен бурный рост занятости в сфере услуг при сохранении довольно высокой доли занятых в строительстве и промышленности. Для постиндустриальных стран, наоборот, характерен перелив кадров в сферу услуг не только из сельского хозяйства, но и промышленности и строительства.

     Как видим, динамика соотношения двух форм общественной реализации труда выявляет четко выраженную тенденцию к росту занятости в сфере услуг в мировом хозяйстве, и только в России наблюдается обратная тенденция.

Это обстоятельство побудило нас изучить сущностные процессы, лежащие в основе такого явления и привело к выводу о том, что проблема состоит в глубоких диспропорциях между объемом и структурой производственных возможностей общества и его потребностей.

     В странах, достигших высокого уровня удовлетворения потребности населения  в продукции материального производства, интенсивно растет спрос на услуги. Однако, в связи со спецификой производства в сфере услуг технический прогресс здесь развивается гораздо медленнее, чем в двух остальных секторах экономики. В результате этого производительность труда в нем увеличивается медленными темпами. Кроме того, оказание многих видов услуг требует творческого отношения и ручного труда, поэтому третичный сектор испытывает повышенную потребность в рабочей силе и использует работников, высвобожденных из других секторов экономики.

     Проведенные исследования позволяют сделать  вывод о том, что трансформация экономики при переходе от индустриальной стадии развития общества в постиндустриальную, сопровождается экспансией услуг. Сфера услуг становится важнейшим источником  роста ВВП и главным объектом для трудоустройства населения. Перелив рабочей силы из отраслей материального производства в сферу услуг и повышение её доли во внутреннем валовом продукте является мировой тенденцией.

     В группе развитых стран мира в послевоенном периоде изменение отраслевой структуры занятости определялось темпами развития сферы услуг. В конце семидесятых годов был преодолен пятидесятипроцентный рубеж, а в конце двадцатого столетия в мире в целом занятость в сфере услуг выросла почти до 70% за счет насыщения отраслей торговли, транспорта и связи за счет перераспределения занятости из отрасли сельского хозяйства.

     Неоднородность  сектора платных услуг в экономике  страны приводит к тому, что  перелив рабочей силы в него из других секторов происходит разновременно. Неодинаковыми темпами развивается также сфера услуг в различных по уровню развитости странах мира. Отсюда возникает задача выявления основного критерия и показателей периодизации сферы услуг.

     Выделены  четыре этапа эволюции сферы услуг в XX-XI вв.:

     – начальный этап (1900 – 1920 гг.);

     – этап кризиса (1921-1950 гг.);

     – этап «сервисизации» экономики (1950 –1990 гг.);

     – этап экспансии услуг в мировую  экономику (с 1991г. по настоящее время).

     При переходе от третьего этапа к четвертому наблюдается трансформация сферы услуг, закономерным становится опережающий рост сферы услуг в сравнении с материальным производством, увеличение роли этого сектора в современной экономике в связи с формированием таких ключевых факторов экономического роста, как научное знание и информационные технологии. Важнейшее значение имеют также те глубокие научно-технические, качественные и структурные изменения в самих отраслях услуг, которые повышают их вклад в развитие постиндустриального общества и создают необходимые предпосылки для его дальнейшего прогресса.

     В странах с транзитивной экономикой отставание от мировых тенденций  развития объективно обусловлено.

     На  наш взгляд, группировка стран  мира по уровню развития сферы услуг  выглядит следующим образом:

     1) страны с высоким уровнем развития сферы услуг (коэффициент соотношения услуговой и товарной форм по ВВП и структуре занятости населения – более 2,0) , в эту группу входят страны с экономикой постиндустриального типа, а также ряд быстроразвивающихся стран Латинской Америки;

     2) страны со средним уровнем  развития сферы услуг (коэффициент  соотношения услуговой и товарной  форм по ВВП около 1,0; по структуре  занятости населения – от 0,5 до 1,0), к которым относятся большинство  стран с транзитивной экономикой  преимущественно индустриального типа, в том числе и Россия;

3) страны  с низким уровнем развития  сферы услуг (коэффициент соотношения  услуговой и товарной форм  по ВВП менее 1,0; по структуре  занятости населения – менее  0,5) аграрно-индустриального и индустриального типа, к которым относятся большинство развивающихся стран.[11] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II. Сфера услуг: главное направление постиндустриальных сдвигов

    2.1.Отраслевая структура и динамика сектора услуг США

    Международная статистика  пока не позволяет осуществить сопоставление  и анализ отраслевой структуры и динамики сектора услуг по широкому кругу стран. И хотя, конечно, специфика отдельных стран по столь обширному спектру показателей не может быть не значительной, рассмотрим сектор услуг на примере США, тем более что именно в этой стране он получил наиболее и разностороннее развитие.

    Общехозяйственные услуги охватывают около половины всех занятых в секторе услуг США  и около двух третей произведенной  в нем стоимости, причем доля группы в ВВП за последние 20 лет практически не изменилась.

  По  сравнению даже с другими высокоразвитыми странами доля этой группы отраслей в ВВП США существенно выше — прежде всего за счет гипертрофированного развития финансов — фондовых бирж, банков, инвестиционных, страховых, ипотечных компаний. Это традиционная для США гипертрофия, сложившаяся уже к концу XIX в., когда доллар начал завоевывать мир. Современные темпы развития финансовой отрасли выше среднего значения для общехозяйственных услуг и сектора услуг в целом. В связи с этим доля финансового сектора в ВВП за последние два десятилетия XX в. существенно выросла — с 17 до 22%, значительно обогнав долю всей обрабатывающей промышленности. Разумеется, финансовые услуги являются и самыми «производительными»: связанная с этим сектором высокая доля дохода приходится всего лишь на 7% экономически активного на-селения (причем доля занятых в финансовом секторе медленно, но неуклонно сокращается в связи с внедрением автоматических информационных и контрольных систем). Надо при этом учесть, что финансовая империя США простирается далеко за пределы самой страны.

  Опережающие темпы развития характерны также и для услуг связи. Техническая революция в средствах связи стала одной из важнейших основ процесса глобализации. Беспроводная мгновенная связь через спутники позволяет получать информацию и вести управление всемирными хозяйственными системами в режиме реального времени. Отсюда — высокие темпы развития телекоммуникаций, сотовой связи, мобильных телефонов при значительном сокращении числа занятых в отрасли. В еще большей мере это касается и таких высокоразвитых стран, как Франция, Германия, Великобритания, где, как и в США, проводная связь успешно конкурирует со спутниковой    благодаря    внедрению    оптико-волоконных кабелей.

В ритме всего сектора услуг, то есть несколько опережая материальное производство, развиваются коммунальные услуги, — электроэнергетика, газо-, тепло- и водоснабжение2, канализация, уборка мусора. Хотя важнейшей из подотраслей, напрямую связанной с уровнем развития страны, является первая, в наше время быстрее всего растет последняя — прямо пропорционально объему отходов фасовки и упаковки товаров, потребления фруктов и овощей и т. п. Для любого города США, не говоря уже о крупнейших, забастовка мусорщиков — самое тяжелое испытание.

  Из  других отраслей группы надо упомянуть  ремонт зданий и сооружений. Это самая небольшая по объему, но самая быстро развивавшаяся в последние десятилетия отрасль во всей системе общехозяйственных услуг США. Особенность США в том, что большинство населения работает в небоскребах, а жить предпочитает в собственных коттеджах. «Небоскребно-коттеджный бум» послевоенных десятилетий теперь выливается в императивную необходимость затрат на поддержание в порядке тех и других видов зданий. Среднеэтажные здания (до 20—30 этажей) часто предпочитают просто сносить для освобождения дорогостоящей земельной площади.

  В противоположность отрасли по ремонту  зданий доля ВВП, приходящаяся на ремонт, обслуживание и прокат техники, в США заметно сокращается. Это касается даже самой крупной, наиболее распространенной подотрасли — автосервиса. Трудозатраты на ремонт стали превосходить таковые на изготовление новых машин на современных автоматизированных предприятиях, поэтому сами конструкции американских машин стали рассчитывать на максимально возможную безремонтную амортизацию и последующий выброс. В США — самые многочисленные гигантские кладбища автомобилей, холодильников, стиральных машин и уже даже компьютеров.[7]

Наиболее  крупные после финансов традиционные отрасли общехозяйственных услуг (и в США и практически во всех развитых странах) — торговля и транспорт. Но они существенно сокращают свою долю в ВВП. Особенно заметно это в самой древней отрасли услуг — розничной торговле. Мало того, что снижается ее доля в ВВП, снижается и ее доля в личных доходах жителей США (по данным переписей 1972 и 1997 гг. — на 24%). Однако одновременно происходит внутренняя реструктуризация этих отраслей, ведущая к их концентрации и значительному повышению производительности в той части, которая принадлежит крупным корпорациям. Наблюдается дальнейшее резкое сокращение «торговой территории», контролируемой мелкими лавочниками и «независимыми» торговцами. На смену им приходят общенациональные (и всемирные!) сети крупнейших многоотраслевых и универсальных магазинов — супермаркетов и гигамаркетов, принадлежащие ТНК. Сущность происходящих в США в постиндустриальный период сдвигов в сфере розничной торговли достаточно четко отражает таблица (Прил.3.)

Вопреки распространенным представлениям о том, что розничная торговля более развита в отсталых странах (на самом деле это лишь большая доля от низкого уровня ВВП), именно в этой отрасли услуг высокоразвитых стран в последние десятилетия XX в. развивается наиболее бурный процесс концентрации, распространяющийся на весь мир. В число крупнейших 500 ТНК мира ныне входят 14 гигантов розничной торговли США (в том числе такие, как «Уал-Март Сторс», «Хоум Депот», «Сире Робек»), 11 — из стран Европы (в том числе французские «Карефур» и «Пино-Принтан», английские «Маркс энд Спенсер» и «Теско», германская «Метро»), 4 — японских (в том числе «7—11» и «Ито — Екадо»).

  Доля  оптовой торговли в ВВП снижается  значительно медленнее, чем доля розничной: в развитых странах оптовики пропускают через себя фактически весь объем товаров, попадающих в розничную сеть, но оптовая торговая сеть состоит из крупных высокомеханизированных предприятий и благодаря своей экономичности «состригает» в свою пользу большую долю конечной цены товаров, чем это удается в целом рознице. Вместе с тем в последние десятилетия, и особенно в развитых странах, центры оптовой торговли все в большей мере перехватывают функции розницы. Повышение уровня доходов значительной части населения, оснащение квартир и коттеджей холодильниками, морозильниками, шкафами, кладовыми, сплошная автомобилизация и удобство подъезда и парковки у загородных оптовых центров, универсальная специализация и удобство выбора товаров, возможность приобретения товаров по более низким оптовым ценам и экономия времени на покупки — все это позволяет непосредственно потребителям покупать впрок оптовые партии товаров.

  Развитие  услуг транспорта обычно предшествует развитию материального производства и опережает его по темпам в период индустриализации. В развитых странах доля транспорта в ВВП снижается: грузового — по мере вытеснения добывающих и тяжелых отраслей промышленности высокотехнологичными, пассажирского — по мере автомобилизации и совершенствования дорог, развития авиаперевозок. Одновременно идет внутриотраслевая реструктуризация транспортных систем. В США, например, доля железнодорожных перевозок в ВВП за последние два десятилетия XX в. сократилась почти в 3 раза, зато на столько же выросли смешанные бесперегрузочные контейнерные перевозки. Значительно повысилась роль междугородных автобусных сообщений, еще больше — авиатранспорта.

  Личные  услуги коммерческого характера, создающие прибавочную стоимость, надо отличать

Информация о работе Развитие сферы услуг в постиндустриальных странах