Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 06:51, контрольная работа
Ростовская область является субъектом Российской Федерации. Суверенитет Федерации простирается на всю территорию области. Область является частью Южного федерального округа (ЮФО), а город Ростов-на-Дону является столицей округа.
Область расположена в пределах Северо-Кавказского экономического района Российской Федерации. Ее территория -100,8 тыс. км2.
Внутрирегиональные контрасты уровня жизни типичны для современной России, для их снижения необходимы меры социальной защиты. Ростовская область — один из немногих регионов страны, где законодательно оформлена процедура оказания адресной социальной помощи, а расходы на эти цели фиксируются в бюджете отдельной строкой. В принятом законе выделены три категории получателей адресной помощи: одинокие неработающие пенсионеры старше 65 лет; трудоспособные неработающие граждане, осуществляющие уход за инвалидами и лицами старше 80 лет; лица, попавшие в экстремальную ситуацию. Можно спорить, являются ли именно эти категории самыми бедными, но важно то, что область закрепила расходные источники, формализовала процедуру оказания помощи и сделала ее более прозрачной.
Социальная сфера. Состояние здоровья и уровень образования населения — важнейшие социальные индикаторы. Интегральным критерием здоровья может служить ожидаемая продолжительность жизни, которая в области на полтора года выше средней по стране, в том числе для мужчин — почти на два года (60,6 и 58,8 лет соответственно в 2003 г.). Немалую роль в этом играют лучшие природно-климатические условия, что подтверждается более высоким долголетием жителей всех регионов Северного Кавказа, независимо от уровня развития здравоохранения в регионах. Другой важнейший социально-демографический индикатор — младенческая смертность, он более четко показывает состояние здравоохранения. По этому показателю (14,2 на 1000 родившихся в 2003 г.) Ростовская область весь переходный период отставала не только от средних показателей по стране (12,4), но и от своих ближайших соседей — Краснодарского и Ставропольского краев (9,5 и 11,5 в 2003 г.), хотя эти регионы экономически менее развиты. Проблему повышенной смертности детей нельзя считать чисто медицинской, она во многом социальная. Расчеты среднего показателя по муниципалитетам за 1998–2002 гг., сделанные для сглаживания погодовых колебаний показателя, позволяют выявить наиболее проблемные зоны. Это отнюдь не сельские районы с более низкой доступностью медицинских услуг, а депрессивные угольные города Восточного Донбасса, индустриальный Новочеркасск и наиболее экономически благополучный Ростов. Помимо социальных факторов неблагополучия (маргинализация, бедность), есть и управленческие проблемы, даже в крупнейшем городе области система здравоохранения слабо ориентирована на охрану материнства и детства.
На фоне проблемных восточных регионов страны Ростовская область не выделяется повышенной заболеваемостью активным туберкулезом, однако показатели числа больных с впервые выявленным диагнозом быстро растут (с 51 человека в расчете на 100 тыс. населения в 1998 г. до 80 человек в 2002 г.), приближаясь к средним по стране (90 человек). Самые высокие показатели заболеваемости имеют угольные города — Шахты и Зверево (более 90 человек), растет заболеваемость и в сельских районах, прежде всего в пригородных со значительным миграционным притоком (Аксайский, Красносулинский, Октябрьский), а также в наиболее бедных периферийных (Обливский, Советский и др.).
Проблемы
развития здравоохранения области
во многом обусловлены худшей обеспеченностью
медицинским персоналом и инфраструктурой:
по обеспеченности мощностями поликлиник
и больничными койками область
отстает от средних показателей
по стране на 10%, по обеспеченности средним
медицинским персоналом — на 15%,
врачами — более чем на четверть,
и это отставание нарастает. За исключением
областного центра и Таганрога, во всех
остальных крупных городах
В сфере образования ситуация более благополучна, хотя обеспеченность школами улучшается медленно, около 20% учащихся все еще занимаются во вторую смену (в РФ — 18%), а детские сады во всех крупнейших городах (Ростов с Батайском, Новочеркасск, Таганрог) переполнены на 6–20%. В области сохранилась система начального профессионального образования, а численность учащихся в системе среднего профобразования увеличилась на 10% по сравнению с 1990 г., особенно быстро в тех крупных городах, где ссузы заполнили нишу неразвитой высшей школы: в Волгодонске (в 2,1 раза), в шахтерских городах Каменск-Шахтинский (1,5 раза) и Шахты (1,3 раза).
Ростов-на-Дону
издавна является одним из ведущих
центров высшей школы, поэтому показатели
численности студентов вузов
на 10 тыс. населения были и остаются
выше средних по стране (438 и 415 соответственно
в 2003 г.). Благодаря устойчивым традициям
качественного образования
Острейшая
проблема Ростовской области, как и
почти всех регионов Юга — низкое
качество городской среды. Из-за высокой
доли индивидуального жилищного
фонда многие города не отличаются
от сельской местности по благоустройству
и обеспеченности разными видами
услуг. В некоторых крупных городах
с населением свыше 100 тыс. человек
обеспечено телефоном меньше половины
семей (Батайск), а в городах социально
запущенного шахтерского
В 2003 г. Ростовская область включилась в проект по реформированию региональных финансов, предусматривающий создание новой процедуры выделения жилищных субсидий населению. Эта функция передана органам социальной защиты, проверяющим обоснованность выделения субсидий. Для малообеспеченных жителей области, подтвердивших право на получение помощи, открываются специальные личные счета, на которые перечисляются жилищные субсидии. Определенную помощь в проведении эксперимента оказала федеральная власть, компенсировав свыше 20% выплат жилищных субсидий из федерального Фонда софинансирования социальных расходов (в среднем регионам компенсировалось около 6%). В 2003 г. 19,6% семей получали жилищные субсидии (в РФ — 15,2%), через субсидии распределялась половина всех социальных выплат на ЖКУ (субсидий и льгот), в то время как в среднем по регионам РФ — 37%. Благодаря реформе система социальной защиты населения становится более прозрачной и адресной. Однако проблема в том, что без поддержки федерального центра области не хватает средств на обеспечение выплат субсидий в условиях непрерывного роста стоимости жилищно-коммунальных услуг.
В целом
можно сказать, что Ростовская область
пока не восстановила статус социально-экономического
лидера юга страны, она выделяется
среди "русских" регионов-соседей
только по отдельным компонентам. В
области сохраняются проблемы депрессивных
угольных городов и поселков, качество
городской среды остается низким,
медленно идет социально-инфраструктурная
модернизация села. "Козырной картой"
области является столица всего
российского юга — Ростов-на-
Интегральные индексы. Срединное положение области особенно видно по интегральным оценкам. В рейтинге регионов по индексу развития человеческого потенциала Ростовская область опустилась с 34-го места в 2001г. до 41-го в 2002 г. Причины отставания области – медленные темпы роста доходов и снижение уровня образования, обусловленное быстрым старением населения. По "кризисному" индексу качества жизни позиции области немного выше (30-е место в 2003 г.): низкий уровень бедности сочетается в области с повышенной младенческой смертностью и несколько худшими показателями занятости. По индексу инновативности она находится в середине рейтинга из-за меньшей занятости в науке и отставания в развитии современных средств связи. Наконец, по индексу демократичности как по долгосрочной, так и по текущей экспертной оценке регион относится к числу областей, имеющих весьма низкое его значение.
Социальные преимущества: наличие крупнейшего города с растущими сервисными и управленческими функциями, высокой предпринимательской активностью, развитой высшей школой и более модернизированной социальной средой; более высокие доходы населения по сравнению с другими регионами Юга и пониженная бедность; активное реформирование системы ЖКХ, социальной защиты и переход к адресной помощи.
Социальные
проблемы: сохранение зон социально-экономической
депрессии в шахтерских городах и районах;
повышенный уровень безработицы в индустриальных
городах; значительная доля теневых доходов;
худшие показатели здоровья и низкая обеспеченность
медицинской помощью; сильная депопуляция
и постарение населения; проблемы низкого
качества городской среды и благоустройства
жилья.