Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 22:39, реферат
К тому времени, когда испанские корабли появились у восточного побережья Нового Света, этот огромный континент, включая острова Вест-Индии, был населен множеством индейских племен и народностей, находившихся на разных уровнях развития.
Большинство из них были охотниками, рыболовами, собирателями или примитивными земледельцами; лишь в двух сравнительно небольших областях западного полушария – в Мезоамерике и Андах –
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
Глава I. История развития Мезоамерики…………………………………5
1.1. Этапы заселения народов территории Мезоамерики…………………...5
1.2. Особенности развития…………………………………………………….7
Глава II. Общественный и государственный уклад цивилизаций Мезоамерики…………………………………………………………………14
2.1. Ольмекское общество……………………………………………………14
2.2. Племя Майя………………………………………………………………16
2.3. Цивилизация ацтеков……………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..24
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………26
Разнообразие растительного мира Мезоамерики соответствует разнообразию климатических условий. Большая часть территории покрыта лесами. В жарком и влажном поясе это вечнозеленые тропические леса с ценными породами деревьев. На горных склонах растут смешанные, преимущественно дубово-сосновые леса. Тихоокеанское побережье Гватемалы, север полуострова Юкатан и некоторые другие районы занимают саванны и кустарниковые заросли. В засушливых районах Мексики растительность пустынная и полупустынная.
На территории Мезоамерики имеются запасы металлических руд: меди, золота, серебра, железа. Однако применение орудий труда из меди и бронзы не было широко распространено в сельском хозяйстве. В основном металлы шли на изготовление украшений и предметов искусства. Железо народы Мезоамерики в доколумбовый период не умели ни добывать, ни обрабатывать.
Появление культур раннеземледельческого типа археологи относят к рубежу III и II тыс. до н.э. В этот период по всей территории Мезоамерики устанавливается относительно близкий культурный и хозяйственный уклад, выражавшийся в господстве земледелия, основанного на возделывании таких культур, как кукуруза, фасоль и тыква, наличии постоянных поселений земледельцев и вполне сложившихся традиций в изготовлении керамических изделий.
В рамках доклассического периода истории Мезоамерики ученые выделяют три этапа: раннеархаический (2000 -1000 г.г. до н.э.), среднеархаический (1000-500 г.г. до н.э.) и позднеархаический (500-100 г.г. до н.э.). Нижняя граница (2000 г. до н.э.) определяется моментом, когда хозяйство древних народов базируется уже преимущественно на сельском хозяйстве, а верхняя (500 г. до н.э.) совпадает с возникновением древних индейских цивилизаций.
В
самом конце среднеархаического
периода в Мезоамерике
Своим внешним видом пирамиды Нового света напоминают зиккураты Месопотамии. Это ступенчатые постройки с крутыми широкими лестницами увенчанные небольшими плоскими площадками, предназначенными для святилищ. Расположены эти пирамиды обычно группами и представляют собой сохранившиеся культовые центры больших городов древних индейских цивилизаций. Вероятно, по своей функции они являлись храмами, но в некоторых были найдены захоронения знатных особ - жрецов или властителей. Самые первые индейские пирамиды были построены из кирпича-сырца, позднее их стали строить из обожженного кирпича и облицовывать камнем. Встречаются пирамиды, построенные полностью из небольших каменных блоков. Обычно все пирамиды богато украшались скульптурами и барельефами. Археологам удалось установить тот факт, что почти все пирамиды Мезоамерики достраивались через определенные промежутки времени, увеличиваясь тем самым в размерах. По форме и размерам они значительно отличались друг от друга. По-видимому, не о какой традиции, или типовых проектах, по отношению к пирамидам Нового Света не может быть и речи. Самая большая из ныне известных американских пирамид имеет четыре ступени на основании 540 x 540 м. (что в пять раз больше основания пирамиды Хеопса), но высота ее составляет всего 54 м. Некоторые пирамиды имели до шести ступеней с нишами и нависающими крышами, что делало их похожими на китайские пагоды. Многие из этих построек служили огромными основаниями для массивных храмов и святилищ.
Некоторые ученые считали пирамиды Древнего Египта и Мезоамерики "ключом к пониманию древних высоких цивилизаций на обеих берегах Атлантики". Первым ученым, который задался вопросом - имеют ли американские пирамиды отношение к пирамидам Египта - был немецкий естествоиспытатель Александр фон Гумбольдт. В своей книге "Путешествие в экваториальные области Нового Света" (1807 г.), он уделил этому вопросу несколько страниц, однако от каких-либо выводов уклонился из-за недостатка доказательств. Эдвард Кинг, лорд Кингсборо в своей книге "Мексиканские древности" (1831 г.) утверждал, что американские индейцы являются потомками "десяти затерявшихся колен Израиля", и что, следовательно, пирамиды Нового Света построены евреями. Французский путешественник Жан Ф. де Вальдек в книге "Путешествие живописца и археолога по провинции Юкатан" (1838 г.) назвал эти пирамиды "…творениями потомков…египтян, пирамидами которых он некогда любовался на Ниле" будучи участником военной экспедиции Наполеона Бонапарта. Некоторые авторы считали эти пирамиды делом рук финикийцев, другие - жителей легендарной Атлантиды, спасшихся после катастрофы на Американском континенте.
Самым
известным современным
В
настоящее время единодушное
мнение ученых состоит в глубокой
убежденности в том, что пирамиды
Америки и Египта возникли совершенно
независимо друг от друга, из внутренних
духовных потребностей и творческого
потенциала населявших их древних народов,
и что ни о каких взаимных влияниях и связях
между Старым и Новым Светом в древности
не может быть и речи.
Глава II. Общественный и государственный
уклад
цивилизаций Мезоамерики.
2.1. Ольмекское общество.
К числу наиболее значительных мезоамериканских культур классического периода относятся теотихуаканская (Центральная Мексика) и майяская (южномексиканские области, Белиз, Гватемала, запад Сальвадора и Гондураса). Но прежде несколько слов о “первой цивилизации” Мезоамерики – культуре “ольмеков” на южном побережье Мексиканского залива (Табаско, Веракрус). Население этих областей в начале Iтыс. до н.э. (800-400 гг. до н.э.) достигло высокого уровня в культуре: в это время появляются первые “ритуальные центры” в Ла-Венте, Сан-Лоренсо и Трес-Сапотес, сооружаются пирамиды из адобов (самана) и глины, устанавливаются резные каменные монументы с сюжетами преимущественно мифологического и религиозного содержания.
Среди последних выделяются гигантские каменные антропоморфные головы в шлемах, вес которых иногда достигает 20 тонн. Для “ольмекского” стиля искусства характерна низкорельефная резьба по базальту и нефриту. Основным мотивом ее была фигура плачущего пухлого ребенка с приданными ему чертами ягуара. Эти “младенцы-ягуары” украшали и изящные нефритовые амулеты, и массивные топоры-кельты (у “ольмеков” существовал культ каменного топора как символа плодородия), и гигантские базальтовые стелы. Другой примечательной чертой “ольмекской” культуры был следующий ритуал: в глубоких ямах на центральных площадях поселений устраивались тайники с приношениями богам в виде отесанных блоков нефрита и серпентина, топоров-кельтов и статуэток из тех же материалов и т.д. общим весом в десятки центнеров. Эти материалы доставлялись в “ольмекские” центры издалека: например, в Ла-Венту – с расстояния 160 и даже 500км. Раскопки выявили и гигантские головы, и ряды ритуально захороненных могущественных скульптур в чисто “ольмекском” стиле.
По серии радиоуглеродных дат это относится к 1200-900 гг. до н.э. Именно на основе вышеприведенных данных и была сформулирована гипотеза о том, что “ольмеки” создатели самой ранней цивилизации Мезоамерики (1200-900 гг. до н.э.) и уже от нее происходят все остальные высокоразвитые культуры Мезоамерики – сапотекская, теотихуаканская, майя и др. Вместе с тем сегодня приходится говорить о том, что “ольмекская” проблема еще весьма далека от своего решения. Мы не знаем об этнической принадлежности носителей этой культуры (термин “ольмеки” заимствован от названия тех этнических групп, которые обосновались на южном побережье Мексиканского залива накануне конкисты). Нет ясности по поводу основных этапов развития культуры “ольмеков”, точной хронологии и материальных признаков этих этапов. Неизвестна и общая территория распространения этой культуры, ее социально-политическая организация.
Во главе общества стояли жрецы-астрономы. Только в классовом государстве возможно появление церемониального центра, подобно Ла-Венте. Социальной и производственной основой этого общества были земледельцы. Между верхушкой и земледельцами размещался слой, состоявший из ремесленников (камнетесов, гончаров, столяров), слуг, актеров, торговцев. Простое перечисление секторов хозяйства того общества способно воссоздать картину его экономики, основанной на земледелии и развитом ремесле. Причины подобной концентрации власти преимущественно в руках жрецов, как и ее истоки, следует искать в земледельческом характере самой религии ольмеков.
В
ольмекском пантеоне главенствовал
культ бога-ягуара, породивший позже
культ бога дождя. Образ стилизованного
хищника из семейства кошачьих имел
чрезвычайно важное значение. Участники
ритуальной игры в мяч хотя и не являлись
представителями жреческой аристократии,
но все же принадлежали к этому сословию.
2.2. Племя Майя.
Цивилизация майя классического периода Майя, словно бросая вызов судьбе, надолго обосновались в негостеприимных центральноамериканских джунглях, выстроив там свои белокаменные города. За пятнадцать веков до Колумба изобрели точный солнечный календарь и создали единственную в Америке иероглифическую письменность, использовали в математике понятие нуль, уверенно предсказывали солнечные и лунные затмения. Уже в первые века нашей эры они достигли поразительного совершенства в архитектуре, скульптуре и живописи.
Но майя не знали металлов, плуга, колесных повозок, домашних животных, гончарного круга. Фактически, если исходить из набора их орудий, они были еще людьми каменного века. Происхождение культуры майя окутано таинственностью. Появление первой цивилизации майя относится к рубежу нашей эры и связано с лесными равнинными областями на юге Мексики и севере Гватемалы. В течение многих столетий здесь существовали многолюдные государства и города. Но в IX-X вв. период расцвета закончился внезапной жестокой катастрофой.
Города на юге страны были заброшены, население резко сократилось, и вскоре тропическая растительность укрыла своим зеленым ковром памятники былого величия. После X в. развитие культуры майя, правда уже несколько измененной влиянием со стороны чужеземных завоевателей – тольтеков, пришедших из центральной Мексики и с побережья Мексиканского залива, продолжалось на севере – на полуострове Юкатан – и на юге – в горах Гватемалы. В XVI в. индейцы майя занимали обширную и разнообразную по природным условиям территорию, включавшую в себя современные мексиканские штаты Табаско, Чьяпас, Кампече, Юкатан и Кинтана-Рио, а также всю Гватемалу, Белиз, западные районы Сальвадора и Гондураса.
Каждый город-государство майя возглавлял халач-виник, что означает “настоящий человек”. Это был наследственный титул, передаваемый от отца к старшему сыну. Кроме того, он именовался ахав - “господин”, “владыка”. Хавач-винику принадлежала самая высокая административная власть, сочетавшаяся с высшим жреческим саном. Верховные вожди, жрецы и советники (ах куч каб) образовывали нечто вроде Государственного совета. Хавач-виник назначал, возможно из своих кровных родственников, батабов – вождей селений, которые находились по отношению к нему в феодальной зависимости.
Основными
функциями батабов было соблюдение
порядка в подчиненных
Ах
кины хранили высокоразвитую науку
майя – прапрадедовские
В основании социальной пирамиды располагались массы общинников. Они жили вдали от городских центров, в небольших поселениях, сеяли маис для содержания своих семей и знати. Именно они создали церемониальные центры, пирамиды с храмами, дворцы, стадионы для игры в мяч, мощеные дороги и прочие сооружения. Они добывали огромные каменные глыбы для возведения тех памятников, которые поражают археологов и восхищают туристов. Они были резчиками по дереву, скульпторами, носильщиками, выполнявшими функции не существовавших в Месоамерике вьючных животных. Кроме выполнения подобных работ, народ выплачивал дань хавач-винику, подносил подарки местным ахавам, жертвовал богом маис, фасоль, какао, табак, хлопок, ткани, домашную птицу, соль, сущеную рыбу, кабанчиков, мед, воск, нефрит, кораллы и раковины. Когда испанцы захватили Юкатан, население называлось масехуальооб – термин, несомненно, науа-майяского образования.