Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 19:54, доклад
Социально-экономическое пространство Российской Федерации разнородно как по уровню экономического развития, так и по уровню жизни. На территории государства расположено множество больших и малых территориальных образований, в которых наиболее острыми являются экономические, демографические, этнические, геополитические и другие проблемы. В теории региональной экономики такие территории принято называть проблемными регионами. Основными типами проблемных регионов в современных условиях являются: отстающие, депрессивные, кризисные, а также регионы особого стратегического значения.
18
Социально-экономическое пространство Российской Федерации разнородно как по уровню экономического развития, так и по уровню жизни. На территории государства расположено множество больших и малых территориальных образований, в которых наиболее острыми являются экономические, демографические, этнические, геополитические и другие проблемы. В теории региональной экономики такие территории принято называть проблемными регионами. Основными типами проблемных регионов в современных условиях являются: отстающие, депрессивные, кризисные, а также регионы особого стратегического значения.
Понятие "отсталость (слаборазвитость)" региона является относительным. Оно имеет смысл только в контексте общей социально-экономической ситуации в стране. К проблемным принято относить регионы, имеющие традиционно низкий уровень жизни. Значительная часть таких регионов находится в состоянии длительного застоя. Для них характерны низкая интенсивность хозяйственной деятельности, малодиверсифицированная отраслевая структура промышленности, слабый научно-технический потенциал, малоразвитая социальная сфера.
Депрессивные регионы принципиально отличаются от отсталых тем, что при более низких, чем в среднем по стране, современных социально-экономических показателях в прошлом эти регионы были развитыми, а по некоторым производствам занимали ведущие места в стране. Термин "депрессивные регионы" появился в начале прошлого века в Великобритании в связи с кризисом 1929 г. К депрессивным были отнесены старые промышленные центры, основной отраслью которых была угольная промышленность. Кроме того, в обрабатывающей промышленности, черной металлургии и судостроении существовала узкая специализация, которая складывалась на протяжении многих лет. Это привело к углублению неблагоприятной рыночной конъюнктуры и несбалансированности региональной экономической структуры. Под воздействием определенных комбинаций естественно-географических и исторических факторов эти регионы как бы выпадают из динамики общенационального экономического процесса. В нашей стране в условиях планового ведения хозяйства, распределения ресурсов по экономическим районам на уровне государства понятие депрессивных регионов не использовалось.
Депрессивные. К такому типу относятся регионы, производственные мощности которых не используются из-за сокращения государственного заказа и разрыва кооперационных связей. В советские времена было построено большое количество небольших городов, население которых в своем большинстве работало на одном крупном градообразующем предприятии. После того, как государственные заказы прекратились, предприятия оказались в кризисной ситуации. Следствием этого стали задержка или невыплата заработной платы, снижение уровня жизни населения. К таким районам можно отнести отдельные области Западной и Восточной Сибири, Урала и др.
Депрессивная территория – административная единица (район, город) или совокупность сопредельных административных единиц в границах одного или нескольких субъектов Российской Федерации, имеющих однородную структуру экономики, оказавшаяся в результате кризиса в основной (основных) отраслях экономики в состоянии существенного экономического упадка.
Основными признаками депрессивных районов являются:
1. Наличие резко неблагоприятной ситуации, нерешённость которой создаёт угрозу социально-экономической ситуации страны, может привести к политической нестабильности, вызвать катастрофическое состояние природной среды и т.п.;
2. Неиспользованность ресурсного потенциала, использование которого необходимо для решения социально-экономических проблем страны;
3. Недостаток собственных ресурсов региона, требующихся для решения возникающих проблем федерального или регионального значения, что предполагает обязательное участие государства в оказании региону помощи;
4. Целесообразность использования программно-целевого подхода, специальных форм реализации программ и официального оформления статуса проблемного региона как объекта государственного регулирования
Общие причины возникновения депрессивных регионов:
Структурные диспропорции в развитии регионов, низкая экономическая эффективность национальной экономики в целом или ее отдельных составных частей зачастую становятся причиной образования депрессивных районов с постоянной отрицательной динамикой социально-экономических показателей. Причины, порождающие диспропорции в развитии регионов могут быть разнообразными. Они могут выражать естественные различия: природно-климатических, состава и масштабов природных ресурсов, местоположения (центр, периферия и пр.), сложившейся воспроизводственной структуры, преимуществ и недостатков, связанных с пересечением связей, в уровне и составе народонаселения, динамике социально-экономических и политических процессов, состояния производственной и социальной инфраструктуры, степени урбанизации и пр. Однако наряду с естественными, существует комплекс причин, возникших вследствие неадекватных политических и экономических решений, находящихся в противоречии с социальными целями реформы. Примерами этого могут служить: государственная политика, создающая преимущества, либо дискриминирующая отдельные региона, разрыв (временной, пространственный) в проведении экономических реформ на региональном уровне; неурегулированность правовых основ, а также неэффективность самого механизма реализации действующего законодательства; необоснованные льготы, предоставляемые центром отдельным регионам для социальной поддержки.
Результатами этих и других подобных явлений служат существенно превышающая допустимые нормы разница в уровне доходов «бедных» и «богатых» слоев населения во внутрирегиональном и межрегиональном разрезах; неравномерность в распространении и углублении экономического кризиса в различных регионах и в конечном итоге - углублении распада единого экономического пространства и образования локальных рынков в регионах.
В депрессивных территориях бедность принимает наиболее острые формы, в них ярче всего выражены процессы социальной дифференциации, духовной и психологической отчужденности, профессиональной деградации.
Из 8 депрессивных в своем развитии 4 города Республики Башкортостан и 17 районов из 27 депрессивных приходятся на его уральский, северный и северно-восточный регионы.
Данная группа городов и районов остро нуждается в государственной поддержке. Эти города и районы отнесены к категории депрессивных (т.е. городов и районов с критической социально-экономической ситуацией). В эту группу объединены: города Агидель, Баймак, Белорецк, Бирск, Благовещенск, Давлеканово, Сибай, Учалы; районы Абзелиловский, Архангельский, Аскинский, Баймакский, Балтачевский, Белокатайский, Белорецкий, Бижбулякский, Бирский, Благовещенский, Буздякский, Бураевский, Бурзянский, Гафурийский, Давлекановский, Дуванский, Зианчуринский, Зилаирский, Иглинский, Калтасинский, Караидельский, Кигинский, Краснокамский, Кугарчинский, Мечетлинский, Мишкинский, Нуримановский, Салаватский, Стерлибашевский, Татышлинский, Учалинский, Федоровский, Хайбуллинский. В этих территориях проблема бедности проявляется наиболее остро. Анализ таких показателей, как оплата труда, выявил, что в этих муниципальных образованиях зафиксирована наименее низкая оплата труда. Так, среднемесячная заработная плата в Бурзянском и Гафурийском районах составила чуть более четырех тысяч рублей, и это при том, что по республике среднемесячная заработная плата составляет 8632 рублей.
Данные цифры свидетельствует о менее благоприятном социальном развитии в сельской местности по сравнению с городской. Межотраслевые отличия оплаты труда особенно актуальны для сельского населения: уровень заработной платы работников сельского хозяйства, представляющих преобладающую категорию занятых на селе, существенно уступает практически всем отраслям экономики и составляет менее 40 % от среднереспубликанского уровня заработной платы.
Основными факторами, детерминирующими возникновение бедности в депрессивных регионах, являются:
– падение производства и резкое сокращение количества работающих производственных предприятий, сосредоточенных в депрессивных регионах;
– трудности социально-экономической, политической трансформации, продиктованные беспрецедентностью перехода от нерыночной к рыночной системе хозяйствования при практическом отсутствии управленческого воздействия государства на эти процессы;
– низкая оплата труда значительной части работающего населения депрессивных регионах;
– отсутствие оптимальных условий для развития малого и среднего бизнеса;
– коммерциализация системы медицинских, образовательных услуг, экстраполирующая бедность на новое поколение бедных слоев населения (детская бедность).
Проблемы сокращения бедности в депрессивных регионах напрямую связаны с необходимостью совершенствования теоретико-методологических основ социальной защиты в условиях депрессивного состояния социально-экономического развития региона. Это предопределяет формирование цели и принципов социальной защиты.
Целью социальной защиты населения в условиях депрессивного состояния экономики должно являться создание материальной основы существования граждан в случае утраты возможностей (временной или постоянной) иметь трудовой доход. Для эффективной реализации данной цели политика социальной защиты населения депрессивных регионов должна основываться на следующих принципах:
– социальные программы должны способствовать активным преобразованиям в агропромышленной сфере, а не препятствовать им;
– принцип направленности мер социальной защиты;
– принцип социальной справедливости;
– принцип солидарности всех субъектов социальной защиты;
– принцип ответственности общества и индивида за соблюдение рыночных норм поведения.
Одной из типовых моделей локального социального кризиса, порождающей социальную напряженность в депрессивных территориях, явилось закрытие градообразующих предприятий. Несмотря на то, что при их закрытии источника доходов лишается лишь часть жителей, снижение покупательской способности населения детерминирует кризис в других сферах, как то: сфера обслуживания, местного транспорта, строительства и ремонта, автосервиса, малый и средний бизнес. Снижаются зарплаты работников муниципальной сферы. Неизбежным элементом социального кризиса становятся проблемы в системе ЖКХ. Все это в совокупности ведет к падению уровня жизни населения, при этом в состоянии бедности оказываются не только пенсионеры, многодетные семьи и инвалиды, но и работающее население.
Основными направлениями сокращения бедности и снижения социальной напряженности в депрессивных регионах явятся:
1. Активная государственная политика по мониторингу и управлению неравномерностью внутрирегионального социально-экономического развития и конкуренции.
2. Поддержка перерабатывающих отраслей и агропромышленного комплекса, расширение социальных гарантий и стимулирование покупательской способности населения депрессивных регионов.
В депрессивном регионе, наиболее эффективным способом управления социальными процессами будет являться программно-целевой метод, который разрабатывается с учетом социально-экономических возможностей региона или данного территориального самоуправления. Метод основывается на системном подходе к организации управления и предусматривает такие организационные механизмы управления и подходы к решению возникающих проблем, при которых в единстве и взаимосвязи используются трудовые, материальные, природные, финансовые и информационные ресурсы. Реализацию программно-целевого подхода к снижению бедности следует начать с анализа дифференциации среднедушевых номинальных и реальных денежных доходов населения в разрезе депрессивных муниципальных образований, с выявления причин такой дифференциации, которая может быть вызвана и неравномерностью размещения производительных сил по территории республики, и различиями в профессиональном квалификационном составе работников предприятий и учреждений. Кроме того, доходы населения по депрессивным муниципальным образованиям могут дифференцироваться вследствие различий в половозрастной структуре населения (в первую очередь речь идет о долях численности детей и пенсионеров в общей численности населения), исторически сложившейся обеспеченности населения регионов землей и другими природными ресурсами, а также движимым имуществом. Важную роль в определении доходов населения играет структура производства, в том числе доли аграрного, индустриального и информационного секторов экономики в общем объеме производства ВРП.
Высокая безработица и низкая загруженность производственных мощностей препятствуют осуществлению новых инвестиций на технологически прогрессивной основе, низкая производительность труда, убогое качество многих изделий промышленности, высокая затратность являются сильнейшими замедлителями роста благосостояния народных масс. При формулировании задач социально-экономической политики необходимо учитывать наличие такой связи. Другими словами, для создания в депрессивных муниципальных образованиях условий для повышения доходов населения необходимо обеспечить некоторый приемлемый уровень этих доходов. И для этого требуются не только межбюджетные трансферты, обеспечивающие предоставление минимальных социальных гарантий гражданам, но и специальные программы территориального развития, финансируемые из федерального, регионального, муниципального бюджетов, а также другие меры государственной поддержки граждан и предприятий в депрессивных муниципальных образованиях. Важной задачей экономической политики является противодействие эффекту углубления бедности в регионах с неблагоприятными условиями для получения населением доходов от занятости. Необходим постоянный мониторинг территориальной дифференциации доходов населения и тенденций ее изменения.