Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 19:52, реферат
Дефицит пресной воды – явление, знакомое человечеству с древнейших времен. Не раз он становился причиной кризисов и социальных катастроф. В традиционном обществе дефицит воды случался в локальных масштабах, и обусловленные им кризисы тоже оставались локальными.
Безусловно,
нельзя и не нужно отрицать отстрел,
который необходим для
Промысловая
охота привела к полному
Европейские рыбаки стали пользоваться мясом морских птиц в качестве наживки сразу же после того, как начали ловить рыбу в водах северо-восточного побережья Северной Америки.
«Морские птицы не только кормили тех, кто продавал их, но и способствовали развитию рыбного промысла, поскольку их здесь так много, что рыбаки наживляют на крючок по четверти тушки морской птицы; некоторые суда из года в год используют такую приманку во время промысловых рейсов», - писал Никоя Дени, участник нападения на гнездовья. Натиск на птичьи колонии в погоне за наживой неумолимо нарастал.
В
1580 году в прибрежной судоходной зоне
Северо-Восточной Атлантики
До конца XIX века успех промысла трески американскими и канадскими судами зависел от наличия на борту наживки из мяса морских птиц, главным образом из грациозных буревестников и глупышей.
Птицу добивали с лодок с помощью веревки длиной 5…6 метров, к которой крепились крючки с печенью трески. «Рыбаки испытывают большое удовольствие от этой охоты. Когда жертва попадает на крючок, она энергично пытается подняться в воздух или, растопырив лапы, старается удержаться на воде, когда ее тащат в лодку. Рыбак прокусывает ей череп зубами, либо разбивает его ударом матросской дубинкой. Так продолжается до тех пор, пока не будут пойманы сотни две птиц». Убийство буревестников и глупышей ради добывания наживки продолжалось вплоть до 1949 года.
Хотя уничтожение морских птиц первыми европейцами осуществлялось в значительных масштабов, оно не идет ни в какое сравнение (разве что оно было более явным) с тем разорением, которое выпало на их долю в наше время.
Катастрофический урок популяции морских птиц принесло применение в рыбном промысле жаберных сетей из моноволокнистых синтетических материалов. Такие сети практически невидимы в воде, и пикирующие сверху птицы, не замечая их, запутываются в сетях и тонут.
Со времен внедрения в 1960 годах плавных сетей в промысел лосося у западных берегов Гренландии ежегодно гибнут в среднем 250 000 штук, причем был год, когда их погибло в сетях от 500 000 до 750 000. Бессчетное число морских птиц гибнут от разлива нефти и нефтяных пятен. Даже небольшое загрязнение способно погубить 100 000 особей морских птиц.
В 1741 году остатки экспедиции Витуса Беринга высадились на каком-то неизвестном островке вблизи Камчатки и у самого берега обнаружили стада невиданных морских животных. Спереди они были похожи на тюленей, сзади имели рыбий хвост, а плавники у этих животных располагались не горизонтально, как у рыб, а вертикально, как у китов. Они совершенно не боялись людей, спокойно кормились у берегов водорослями, позволяли себя гладить. Если животному причиняли боль, оно отплывало, но вскоре, как и всякое другое доброе существо, забывая обиду или прощая человека, обидевшего его, возвращалось.
Животные эти были совершенно безголосы, только детёныши тоненько попискивали. Раненные, истекающие кровью, вытащенные на берег и умирающие, они тяжело вздыхали и смотрели на человека глазами, полными предсмертной тоски. И суровые, привыкшие ко всему, моряки, сами едва избежавшие смерти, похоронившие своего командира и многих товарищей, отказались от охоты на этих животных, несмотря на то, что у них почти не было продуктов.
Обо всём этом мы знаем благодаря тому, что один из членов экспедиции – врач и натуралист – Георг Стеллер вёл дневник. В нём Стеллер назвал неизвестных животных морскими коровами. Позже они получили название коровы Стеллера, но назвали тогда, когда их уже не существовало на Земле.
В Африке массовое истребление животных началось в XVIII веке, когда голландцы, заселявшие южную часть континента, начали продвигаться на Север. Первой жертвой стали зебры. Колонисты быстро поняли: зебра – легкая добыча, и мясом зебр завоеватели стали кормить превращенных по сути дела в рабов африканцев, из шкур делали мешки для пищи, бурдюки для воды.
Зебры не мешали людям. В Африке хватало место и землевладельцам, и скотоводам, и диким животным. Однако колонисты решили, что они занимают пастбища, пригодные для овец, и началось направленное истребление «солнечных лошадок» - так когда-то называли зебр римляне.
Зебр было много, охотникам не хватало пуль. Они вырезали из убитых животных свинец и снова заряжали им ружья. Однако колонистам показалось, что уничтожение животных идёт слишком медленно. Тогда они нашли другой, более быстрый и более выгодный способ, при котором не нужно было тратить порох и свинец: зебр окружали и подгоняли к пропасти. При этом животные, падая с многометровой высоты, разбивались.
Сейчас в Африке стада зебр очень немногочисленны, а одна из самых интересных – зебра-квагга – была истреблена полностью.
Уничтожение зебр – это только один пример варварского отношения людей к животным. Таких примеров можно привести множество. Достаточно сказать, что на африканском континенте осталось не более 10% животных, обитавших там до прихода европейцев.
Пожалуй, самую трагическую и самую постыдную страницу в истории отношении человека к животным вписали колонисты, переселившиеся в Северную Америку из Европы. Они, как сказал один американский учёный, «убивали, будучи одержимыми какой-то дьявольской силой, заставляющей убивать всё и вся». И в первую очередь это относится к уничтожению бизонов.
Могучие и добродушные великаны, уступавшие дорогу даже более мелким и слабым животным, не убегавшие от опасности и не умевшие защищаться, паслись на обширных равнинах от Нью-Йорка до Миссисипи. Позже учёные подсчитали, что за несколько десятилетий здесь были уничтожены десятки миллионов бизонов. Причём бизонов не только отстреливали, их уничтожали самым варварскими и мучительными способами. На пути бизоньих стад вокруг озер и по берегам рек, зажигали костры, чтобы измученные и томимые жаждой животные не могли приблизиться к воде. Бизоны шли к другим водоёмам, но всюду их встречала стена огня. Многие из этих животных не выдерживали этой пытки и гибли, других убивали, подпустив к воде.
Убивали бизонов ради мяса и шкур, ради копыт и рогов или же просто для забавы и развлечения. Но был и политические мотивы в истреблении бизонов. Бессильные покорить исконных обитателей Северной Америки завоеватели пошли в поход на бизонов, зная о том, что именно они кормят и одевают людей. Действительно, то, что не могла сделать за тридцать лет армия, а именно покорить индейские племена, сделали охотники на бизонов: лишившись своих кормильцев, индейцы стали погибать от холода и голода.
К началу ХХ века нигде во всей Америке почти не осталось бизонов, их число по самым приблизительным расчётам сократилось до 1500 000 штук.
К приведённым выше примерам истребления птиц и животных можно добавить тигров и львов, леопардов и гепардов, бобров, соболей, диких лошадей, верблюдов, кенгуру, тапиров и многих других видов животных и птиц – этот список получится длинный: с начала современного летоисчисления полностью уничтожено около 350 видов животных, из них за 1750 лет – около 130…135 видов, оставшееся количество видов – за последние 200 лет.
Известно, что на протяжении всей эволюции живого на Земле происходило вымирание одних видов, а на смену им возникали другие. Однако сейчас исчезновение видов происходит несравнимо более стремительными темпами, чем появление новых. И если эта тенденция сохранится, человек в ближайшее столетие может, как полагают учёные, фактически остановить на нашей планете ход эволюции. Столь тяжёлыми последствиями обернётся это для него самого, сейчас даже трудно представить.
Для
того, чтобы этого не произошло, есть
только один выход: сберечь бесценный
генетический фонд планеты, сложившийся
на протяжении миллиардов лет эволюции
всего живого, т.е. уцелевшие до наших
дней виды животных и растений. Отдельными
мерами по спасению того или иного
вида тут уже не помочь нельзя: требуется
претворение в жизнь целой
системы научно обоснованных мероприятий,
осуществление специальных
В настоящее время на Земле живёт по крайней мере несколько сотен видов млекопитающих и птиц, находящихся на грани исчезновения. Этих животных, если не будут приняты срочные меры ближайшие поколения людей смогут увидеть лишь на фотографиях или в художественных фильмах.
В
1949 году Международный союз охраны
природы и природных ресурсов
(МСОП) организовал постоянно
Красная книга СССР была официально учреждена в 1974 году. Ведение её поручено было ВНИИ природы. Ботаники ведают в ней растениями, зоологи – животным миром. Это огромная работа, обязывающая держать в поле зрения все те многие тысячи видов животных (больших и малых), которые обитают на просторах нашей страны.
На страницы Красной Книги МСОП заносятся те виды растений и животных, которым угрожает исчезновение с лица Земли. Это огромная и кропотливая работа проделывается не ради любопытства. Деятельность человека отрицательно сказывается на животном и растительном мире нашей планеты.
Люди продолжают распахивать залежные земли и хозяйствовать в лесах, продолжают прорывать каналы, прокладывать дороги, газопроводы и нефтепроводы, добывать полезные ископаемые, строить новые и расширять уже существующие города – всё это необходимо для жизнедеятельности.
Города
расширяются не по прихоти людей
– это веление времени. Дороги,
каналы, аэродромы необходимы для
жизнедеятельности людей, их с каждым
годом становится всё больше и
больше. Человечество не может обойтись
без продуктов сельского
До сих пор существуют браконьеры – люди, нарушающие сроки охоты, убивающие больше, чем разрешено, охотящиеся на охраняемых редких животных, использующие незаконные оружия лова.
Конечно, есть законы, запрещающие в определённое время или в определённых местах охоту или ограничивающие её, есть инспекторы, которые следят за выполнением этих законов.
Но в лесу, в поле, на реке и болоте человек часто остаётся наедине только со своей совестью. Здесь она для человека – единственный закон. Но есть люди, к совести которых взывать бесполезно: они уничтожают редких животных, зарабатывая при этом большие деньги, причем убивают даже в заповедниках.
Носорогов на планете осталось не более 18000, тем не менее их продолжают уничтожать, т.к. рог этого животного очень ценится на черном рынке. Можно привести и другие примеры, но и без этого ясно, что многим животным грозит опасность, они нуждаются в охране и защите.