Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 13:45, реферат
На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества. Расход невозобновляемых видов сырья повышается, все больше пахотных земель выбывает из экономики, так как на них строятся города и заводы. Человеку приходится все больше вмешиваться в хозяйство биосферы – той части нашей планеты, в которой существует жизнь. Биосфера Земли в настоящее время подвергается нарастающему антропогенному воздействию. При этом можно выделить несколько наиболее существенных процессов, любой из которых не улучшает экологическую ситуацию на планете. Наиболее масштабным и значительным является химическое загрязнение среды несвойственными ей веществами химической природы. Среди них – газообразные и аэрозольные загрязнители промышленно-бытового происхождения. Прогрессирует и накопление углекислого газа в атмосфере.
1. Введение 2
2. Промышленное производство и качество окружающей среды 3
2.1. Общие тенденции развития производства 3
2.2. Энергетика и защита окружающей среды 6
2.3. Экономия топливно-энергетических ресурсов – важнейшее направление рационального природопользования 8
3. Экологизация экономики и бизнес 11
3.1. Влияние экономических реформ на окружающую среду 11
3.2. Экологические фонды – инструмент дополнительного финансированиния природоохранных мероприятий 17
3.3. Инвестиции в экологию энергетики 19
3.4. Проблемы применения экономических методов в природопользовании и охране окружающей среды (на примере энергетической отрасли) 23
4. Заключение 27
5. Список литературы 29
В связи с этим закономерен вопрос
потребителя энергии об эффективности
использования экологических
Для оценки эффективности использования
взносов отрасли в
Согласно Закона РБ "Об охране окружающей среды" и установленного порядка направления средств в целевые бюджетные экологические фонды 10% платы направляются в государственный бюджет, 30 – в областные экологические фонды и 60 – в районные и городские экологические фонды:
Рис. 3. 2. Структура платежей за выбросы и сбросы.
Отсюда ясно, что показатель возврата платежей в отрасли может быть увеличен до 50-60%, т.е. имеется определенный запас для приложения целенаправленных усилий по снижению отчуждения средств из нее.
Помимо платежей за загрязнение природы, ТЭС несут определенные расходы на содержание и обслуживание основных фондов природоохранного назначения, капитальный ремонт водоочистных, газо-пылеулавливающих и других сооружений, на проведение научных исследований, природоохранное образование, пропаганду, обмен опытом и т.п. Потенциально эти затраты могли бы быть на 15-20% больше без увеличения тарифов на энергию только за счет перераспределения средств и уменьшения сумм отчуждения в экологические фонды.
К сожалению, не известно ни одного случая, когда энергопредприятия получили бы из экологических фондов средств больше причитающихся с него взносов за загрязнение природы. Такими объектами целевых вложений со стороны экологических фондов могли бы быть опытно-промыш-ленные и экспериментальные установки по очистке газов от оксидов серы, демонстрационные системы оснащения энергетического оборудования приборами и средствами контроля за выбросами (сбросами) загрязняющих веществ в природную среду и степенью их воздействия.
Предлагаемая рационализация
отчуждаемых в экологические
фонды средств базируется на том,
что промышленным предприятиям свойственно
осуществлять технические и хозяйственные
меры по предотвращению выбросов и
сбросов в окружающую среду. Кроме
того общеизвестно, что предотвращение
загрязнения среды более
Особо отметим, что при всем совершенстве
действующая система
3.3.
Инвестиции в экологию
Переход к рынку обозначил
принципиально новые подходы
к инвестициям в экологию энергетики.
Сегодня в СНГ и на мировом
рынке можно приобрести, быстро установить
и успешно эксплуатировать
Допустим, что мы приняли
волевое решение и осуществили
инвестиции в технологии пресечения
вредных выбросов (ТПВ). Неизбежным
следствием этого действия будет
рост себестоимости и адекватное
повышение тарифов на электроэнергию.
Последнее равносильно введению
национального налога на все виды
деятельности и существования. Идентификация
роста тарифов с налогом
В государствах с развитым рыночным хозяйством доля энергоносителей в себестоимости продукции на порядок ниже, чем у нас и такой же абсолютный рост тарифов повышает себестоимость всего на 1-3% и не сопровождается качественными изменениями (см. рис. 3.1, на стр.15). Из последнего, в частности, вытекает некорректность переноса эколого-экономических решений из стран с развитой экономикой в страны с формирующейся рыночной экономикой.
По мере того, как в результате энергосбережения доля энергоносителей в себестоимости начнет снижаться, внедрение ТПВ станет более реальным.
Поскольку повышение тарифов равносильно росту налогов, уместно рассмотреть обратную задачу: какова экологическая эффективность централизованного инвестирования в различные отрасли и технологии, если в качестве целевой функции рассматривать повышение качества жизни.
С позиции налогоплательщика, живущего в наших неблагополучных городах и промышленных районах, важно не то, на сколько снижены выбросы тем или иным предприятием или отраслью, а то, насколько будет снижена концентрация вредных веществ в зоне обитания самого налогоплательщика и его семьи.
Следовательно, критерием
эффективности экологических
В качестве примера приведем расчеты сокращения концентрации NO2 в г. Минске. Подавляющая масса выбросов этого вещества обусловлена в городе энергетикой и автотранспортом. Опуская математическое описание достаточно сложной эколого-экономической модели, назовем только конечную цифру: инвестиции в нейтрализацию NO2 в автотранспорте сегодня на порядок эффективнее вложений в каталитическое разложение в электроэнергетике, однако уступают средствам, затраченным на подавление генерации NO2 режимными методами.
Продолжая рассматривать проблему с позиции налогоплательщика (роста тарифов), логично сопоставить эффективность инвестиций в ТПВ тепловых электростанций и районных котельных с эффективностью денежных вложений в здравоохранение, социальную и др. сферы с позиций роста качества жизни. Исследований такого рода неизвестно, хотя можно быть уверенным, что поставленные перед конкретным выбором люди в ряде случаев отдадут предпочтение инвестированию в социальные сферы. К сожалению, такой план сопоставления не используется при обосновании сооружения и расширения энергогенерирующих мощностей.
Как видно из изложенного,
по-видимому, основанием к инвестированию
в ТПН на ближайшем этапе должна
оставаться нормативно-законо-дательная
база (НЗБ), в неявной форме
Основными элементами экологической НЗБ энергетики в широком смысле этого слова (а именно, ТЭС, котельных, печного хозяйства, транспортных двигателей и т.п.) являются:
В настоящее время в Белоруссии продолжает действовать экологическая НЗБ, созданная в СССР, ряд положений которой устарело или не соответствует реалиям нашей жизни. Деформированность и неоправданное ужесточение экологической НЗБ делают нашу страну, как и другие страны СНГ, непривлекательными для инвесторов.
Рассмотрим указанные элементы НЗБ подробнее.
Предельно допустимые концентрации (ПДК). По поводу ПДК в проекте ТАСИС (TACIS) "Глобальная энергетическая стратегия для Республики Беларусь" сказано: "… предлагается отменить действующие на сегодня белорусские стандарты (ПДК), которые слишком жестки и практически невыполнимы, и принять стандарты, действующие в ЕС. Стандарты ЕС мотивированы и обусловлены уровнем сегодняшней технологии и поэтому носят более реалистичный характер в смысле сбалансирования требований по защите окружающей среды (с учетом благополучия людей) и задач хозяйственной жизни".
Сопоставительный анализ показывает, что для многотоннажных выбросов оксидов азота, серы и углерода, на которые приходится почти 90% валовых выбросов, ПДК Белоруссии соответственно в 5,8; 1,6 и 10 раз жестче, чем в Европейском сообществе. Создалась парадоксальная ситуация, когда в крупных городах наблюдается значительное превышение нормативов по сумме оксидов серы и азота, хотя эти города укладываются в нормативы ЕС.
Для достижения стандартов качества воздуха в г. Минске и областных городах Белоруссии пришлось бы сделать огромные вложения в автотранспорт, нефтепереработку и энергетику. Только по газоочистному оборудованию для энергетиков это составило бы до 30% начальной стоимости основных фондов и на 3-8% увеличило бы эксплуатационные затраты, включая расход топлива.
Непомерно жесткие ПДК приводят к деформации (неоптимальности) размещения электро- и теплогенерирующих объектов промышленности и электроэнергетики и затрудняют выход из кризиса. Возникают затруднения в размещении приобретаемого на Западе технологического и энергетического оборудования.
Переход на стандарты ЕС особенно благоприятно скажется на инвестировании в малую энергетику, в том числе сжигающую отходы основного производства, например отходы древесины.
Надо ясно представлять, что иностранные
и отечественные инвесторы
Предельно разрешенные удельные концентрации вредных веществ в отходящих газах (ПРК). На территории Белоруссии действуют и выборочно применяются нормы удельных выбросов в соответствии с госстандартами. Рассмотрим экономические возможности достижения ГОСТ и более глубоких очисток газов по отдельным веществам.
По оксидам азота
Более глубокая (на 80-90%) очистка требует большего расхода аммиака и закупки химических катализационных установок. Таким образом удельная стоимость технологии пресечения NO2 составит до 5 долл./кг, при этом стоимость электроэнергии возрастет на 0,6-0,7 цента/кВт∙ч.
При сжигании мазута в SO2 превращается практически вся сера топлива. При использовании очистки дымовых газов от SO2 на ТЭС удельные капитальные вложения составляют около 200 долл./кВт.
Предельно допустимые выбросы (ПДВ). Понятие ПДВ было введено союзным документом ОНД-86, п.8.5 с тем, чтобы иметь возможность хотя бы косвенно контролировать "непревышение" максимальных приземных концентраций, для прямого измерения которых приборов в то время не было.
Позже в своей практической деятельности подразделения Минприроды Белоруссии использовали этот параметр в качестве инструмента для выполнения конвенции о сокращении трансграничных переносов SO2 и NO2, что и принесло определенные положительные результаты. Сокращение выбросов электростанций практически не повлияло на концентрацию этих веществ в атмосфере городов. Вместе с тем, дополнительная функция ПДВ не была зафиксирована каким-либо нормативным документом и для каждого объекта определялась на договорной основе с тенденцией ужесточения "от достигнутого". Однако ни в одном городе Белоруссии не удалось реализовать главное условие ПДВ, согласно которому сумма концентрации ПДВi всех источников должна быть меньше ПДК.