Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 12:58, курсовая работа
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе изучения научной и учебной литературы, а также анализа действующего законодательства Республики Беларусь, определить понятие, сущность и виды объектов экологического права.
Данная цель может быть достигнута путем решения следующих задач:
обобщить теоретические положения, определяющие и характеризующие объекты экологического права;
проанализировать действующее законодательство Республики Беларусь, составляющее нормативно-правовую основу эколого-правового регулирования;
рассмотреть особенности отдельных объектов экологического права;
обосновать и разработать конкретные предложения по внесению дополнений и изменений в действующее законодательство Республики Беларусь в целях его дальнейшего совершенствования.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРИРОДА И ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА КАК ИНТЕГРАТИВНЫЙ ОБЪЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА 5
1.1. Понятие и структура окружающей природной среды 5
1.2. Система и виды природных объектов и природных ресурсов в сфере экологического правового регулирования 9
2. ОСОБЕННОСТИ ЖИВОТНОГО И РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА КАК ОТДЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ В КОНТЕКСТЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 15
2.1. Животный мир как объект правовой охраны 15
2.2. Растительный мир – особый объект экологического права 20
3. ОБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
Вместе с тем, согласно Закону «О животном мире», в общем смысле охрана объектов животного мира представляет собой деятельность (в том числе воспроизводство, вселение (включая расселение), интродукция, реинтродукция, акклиматизация, скрещивание и защита диких животных), направленная на сохранение пространственной, видовой и популяционной целостности объектов животного мира, их численности, ресурсного потенциала и продуктивности, предотвращение их уничтожения или иного вредного воздействия на них [6].
Однако в действующем законодательстве не предусмотрен особый режим охраны объектов животного мира – такой режим законодательно закреплен лишь в отношении особо охраняемых природных территорий [4]. Хотя нельзя отрицать тот факт, что именно благодаря существованию заповедников был спасен ряд ценнейших видов (например, сохранение и восстановление зубра тесно связано с заповедником, а после – национальным парком – «Беловежская пуща») [27]. Вместе с тем, среди редких видов животных немало таких, которые уже не сохранились в природе или численность которых перешла низший допустимый предел, обеспечивающий все параметры стабильного существования. Кроме того, большинство редких видов животных относится к категории мигрирующих и часть жизненного цикла проводят не только вне охраняемых территорий, но и за пределами того или иного государства. Между тем, по утверждению экспертов, длительные миграции и лишенные охраны зимовки являются одним из самых опасных периодов в жизни мигрирующих видов, именно на него приходится пик показателей смертности в популяциях [30, c. 393].
По этой причине
не следует рассматривать
В то же время, фактически особый режим охраны редких и исчезающих видов животных в Республике Беларусь имеет место и определяется нормами ст. 17 Закона «О животном мире», согласно которой в настоящее время вводится запрет на добычу и изъятие объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу, за исключением случаев, когда оно производится в природоохранных, научных и иных целях по особым разрешениям, выдаваемым уполномоченными на то органами государственной власти (Минприроды).
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь «О растительном мире» (далее – Закон «О растительном мире») объекты растительного мира – это произрастающие дикорастущие растения, образованные ими популяции, растительные сообщества или иные насаждения. Соответственно, под охраной объектов растительного мира Закон «О растительном мире» понимает комплекс мероприятий, направленных на сохранение пространственной, видовой и популяционной целостности объектов растительного мира, их численности, ресурсного потенциала и продуктивности, предотвращение их повреждения, уничтожения или иного вредного воздействия на них [7].
Согласно ст. 18 Закона «О растительном мире» охране подлежат все объекты растительного мира, в отношении которых установлены ограничения и запреты в соответствии с самим Законом «О растительном мире» и иными актами законодательства Республики Беларусь.
Легальное определение объектов растительного мира выглядит следующим образом: произрастающие дикорастущие растения, образованные ими популяции, растительные сообщества или иные насаждения. К числу растений законодатель относит сосудистые и мохообразные растения, водоросли, а также лишайники и грибы [7].
В свою очередь,
понятие вида растений в Законе «О
растительном мире» не закреплено.
Из указанных совокупностей
В то же время, каждый вид растения (а не только популяция либо сообщество) представляет собой уникальную биологическую и систематическую единицу (основной таксон системы), сложившуюся в процессе длительной эволюции и обладающая поэтому специфическим набором адаптаций к соответствующим экологическим условиям среды обитания. Этот набор адаптаций, определяемый и характеризующийся биологическими параметрами каждого конкретного вида, обеспечивает потенциальную непрерывность существования вида во времени и пространстве. В тех случаях, когда качественные и/или количественные изменения экологических или иных условий под влиянием лимитирующих факторов превосходят возможности адаптивных свойств вида (или, иначе, допустимых значений биологических параметров вида), вид вступает в процесс деградации, завершающийся его полным исчезновением [29, c. 153].
По этим причинам, принимая во внимание закрепление понятия «вид» в Законе «О животном мире», считаем целесообразным дополнить терминологический аппарат Закона «О растительном мире» определением вида растений. В качестве его конкретной формулировки предлагаем следующую: вид растений – таксономическая систематическая единица, генетически и (или) репродуктивно изолированная совокупность дикорастущих растений, образующих популяции и сообщества, обладающих общими морфофизиологическими и биохимическими признаками закономерно распространенная в пределах определенного ареала и сходно изменяющаяся под влиянием факторов внешней среды.
При этом, в отличие от подхода к определению редких видов диких животных как объекта правовой охраны, особый правовой режим в отношении редких видов растений не распространяется на культивируемые растения. Если к диким животным относятся и особи, которые содержатся и (или) разведены в условиях с ограничением их естественной свободы, то к дикорастущим растениям относятся лишь те, которые произрастают в условиях, которые специально не регулируются (в естественных условиях). Соответственно, редкие растения, произрастающие в регулируемых условиях исключены из состава объекта особой правовой охраны.
Охрана объектов растительного мира обеспечивается, помимо прочего, путем:
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона «О растительном мире» ограничения или запреты могут устанавливаться в отношении охраны дикорастущих растений редких или находящихся под угрозой исчезновения видов, а также видов, охраняемых в целях поддержания видового разнообразия, сохранения биотопов и природных объектов.
Особый режим охраны растений, относящихся к редким и находящимся под угрозой исчезновения видам, устанавливается в ст. 24 Закона «О растительном мире», при этом, в отличие от Закона «О животном мире», в заголовке указанной статьи Закона «О растительном мире» указаны редкие и находящиеся под угрозой исчезновения на территории Республики Беларусь виды дикорастущих растений, а также виды дикорастущих растений, подпадающие под действие международных договоров Республики Беларусь.
С другой стороны, в терминологическом аппарате Закона «О растительном мире» (ст. 1) отсутствует определение термина «редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды дикорастущих растений». По нашему мнению, отсутствие закрепления данного термина на уровне закона является недостатком юридической техники. С одной стороны, в ст. 24 Закона «О растительном мире» содержится норма о том, что в рамках особого режима охраны редких и исчезающих видов растений последние подлежат включению в Красную книгу [7], а п. 6 Положения о Красной книге определяет критерии, необходимые для этого [8]. Однако сам Закон «О растительном мире» содержит многочисленные упоминания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов дикорастущих растений как объектов охраны, вместе с тем для того, чтобы уяснить, что же имеется в виду, необходимо обращаться к постановлению Правительства, т.е. к подзаконному нормативному правовому акту.
Для устранения данного пробела предлагаем дополнить ст. 1 Закона «О растительном мире» дефиницией термина «редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений», изложив ее следующим образом: редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений – дикорастущие растения отдельных видов, в отношении которых есть данные, указывающие на ограниченность распространения и малочисленности популяций, ежегодного сокращения численности и (или) ареала в течение 10 лет или трех поколений (из двух случаев выбирается большее по временному интервалу значение), а также виды дикорастущих растений, которые подпадают под действие международных договоров Республики Беларусь.
Также хотелось бы отметить, что исключение редких и исчезающих видов растений, произрастающих в культивируемых условиях, из сферы особой правовой охраны, установленное в ч. 10 ст. 24 Закона «О растительном мире» является необоснованным. Согласно положениям ч.ч.2-4 указанной статьи Закона «О растительном мире» в целях охраны дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь организует работу по выявлению мест произрастания таких растений и учету этих мест. В свою очередь, местные Советы депутатов по представлению соответствующего территориального органа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, согласованному с Национальной академией наук Беларуси, передают выявленные места произрастания редких видов дикорастущих растений, под охрану пользователям земельных участков и водных объектов [7].
Таким образом, в результате перечисленных мероприятий условия произрастания редких растений фактически трансформируются в регулируемые, что должно повлечь исключение соответствующих объектов из сферы особой правовой охраны.
В то же время, фактор произрастания редких и исчезающих растений в культивируемых условиях еще не означает того, что необходимость в их особой правовой охране, в частности, установленной отдельными частями ст. 24 Закона «О растительном мире» исчезает. Не означает это и того, что они исключаются из Красной книги, равно как и из международных договоров Республики Беларусь, а, следовательно, по-прежнему являются редкими и (или) находятся под угрозой исчезновения.
Таким образом, считаем целесообразным предложить внести изменения в ч. 10 ст. 24 Закона «О растительном мире», изложив ее следующим образом: «действие частей второй–пятой настоящей статьи не распространяется на культивируемые растения, относящиеся к редким или находящимся под угрозой исчезновения видам».
В контексте международного эколого-правового регулирования, независимо от приведенной выше классификации природные объекты с учетом различий в их правовом режиме подразделяются на:
1) находящиеся под национальной юрисдикцией или контролем отдельных государств, т.е. внутригосударственные природные объекты;
2) находящиеся вне национальной юрисдикции или контроля – международные, интернациональные природные объекты [14, c. 34].
Так, к объектам, находящимся под национальной юрисдикцией или контролем, принадлежат природные богатства материков на территории отдельных государств, богатства, находящиеся в пределах прибрежных территориальных морских вод, континентального шельфа и исключительных экономических зон.
При этом правовой режим внутригосударственных природных объектов определяется внутренним правом каждой страны. В частности, в соответствии с нормами внутреннего права решается вопрос о собственности на природные объекты (они могут принадлежать государству, частным лицам, государственным, кооперативным, общественным организациям, а иногда и международным сообществам). Кроме того, национальное (внутреннее) право устанавливает порядок владения, распоряжения и пользования природными объектами [28].
В то же время, в правовом регулировании использования и охраны внутригосударственных природных объектов есть доля участия и норм международного права. Обычно выработанные мировой практикой, получившие всеобщее признание и закрепленные в международно-правовых актах прогрессивные принципы трансформируются в нормы внутреннего права и таким путем проводятся в жизнь [15].
К числу природных
объектов, находящихся вне национальной
юрисдикции и контроля, за пределами
сферы исключительного