История банковского дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 11:18, лекция

Краткое описание

Термин “банк” происходит от итальянского слова “банко”, что означает лавка, скамья или конторка, за которой менялы оказывали свои услуги. С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли людей заниматься посреднической деятельностью во взаимных платежах, связанных с обращением монет, различных по весу и содержанию драгоценных металлов.

Содержимое работы - 1 файл

Курсовая банк дело.doc

— 67.00 Кб (Скачать файл)


 

Термин “банк” происходит от итальянского слова “банко”, что означает лавка, скамья или конторка, за которой менялы оказывали свои услуги. С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли людей заниматься посреднической деятельностью во взаимных платежах, связанных с обращением монет, различных по весу и содержанию драгоценных металлов.

 

 

 

 

Банки в древности

 

 

О «банках» в древности можно говорить как об учреждениях, служивших к облегчению денежного обращения, но еще не являющимися посредниками торгового кредита в том смысле, как современные банки. Древние учреждения, соответствовавшие нашим банкам, принимали деньги на хранение, производили за счет своих клиентов платежи, но не в праве были располагать доверенными им вкладами, а обязаны были хранить их в неприкосновенности. Подобные учреждения возникали у всех народов, у которых с завершением  чисто меновой торговли, появлялась денежная монета. О банковских учреждениях у древних евреев, персов и индусов мы не имеем достоверных сведений. Пятикнижие Моисея, как известно (Исход, XXII, 25; Левит, XXV, 36; Второзаконие, XXIII, 20, 21) строго воспрещает процентные сделки, что препятствовало их развитию у древних евреев. Наоборот, у финикян, карфагенян и египтян обнаружены следы банковских учреждений. Определенные известия дошли до нас о банках в Вавилоне в VIII столетии до Рождества Христова. В собраниях Британского музея хранится фамильный архив знаменитого в Вавилоне банкирского дома Небоагиддина Эдисиби (Игиби). Во многих источниках, дошедших до нас, можно встретить данные о вавилонских банкирах, принимавших процентные вклады и выдававших ссуды под письменные обязательства и под залог различных ценностей. Историки отмечали, что в 8 в. до н.э. Вавилонский банк принимал вклады, платил по ним проценты, выдавал ссуды и даже выпускал банковские билеты. Выделялась деятельность банкирского дома Игиби, игравшего роль вавилонского “Ротшильда”. Операции дома Игиби были весьма разнообразны: им производились на комиссионных началах покупки, продажи и платежи за счет клиентов, принимались денежные вклады, клиентам предоставлялся кредит, за что кредитор получал вместо процентов право на плоды урожая с полей должника, выдавались ссуды под расписку и под залог. Банкир также выступал в качестве поручителя по сделкам. Вавилонскому предку современных банкиров не чуждо было участие в товарищеских торговых предприятиях в качестве финансирующего вкладчика.

Есть указание еще на одну функцию, исполнявшуюся банкиром Игиби - роль советчика и доверенного лица при составлении разного рода актов и сделок. Кроме того, в Вавилоне зародились ростовщичество и меняльное дело. Вавилонским купцам был даже известен род банковского билета, называвшегося гуду и имевшего обращение наравне с золотом.

В Греции банковская деятельность впервые развивается в начале IV столетия до Рождества Христова. Мы встречаем несколько названий для лиц, занимавшихся банковскими операциями. Трапедзиты (Τραπεζίταί) принимали на хранение вклады с целью производить платежи за счет вкладчиков. Им давали хранить также ценные документы, договоры, спорные суммы. Они же иногда являлись составителями договоров для контрагентов. Другие мелкие менялы, занимавшиеся обменом и сортировкой монет, назывались άργυρομοίβοί. Они же служили экспертами для оценки достоинства монет. Наконец, собственно взаимодавцы, ссужавшие или небольшие суммы на непродолжительный срок под ручные заклады, или значительные капиталы на промышленные предприятия, назывались τοχισταί. Занятия последних были очень выгодными, так как размер роста не был узаконен и колебался от 12-18%, самый низкий процент – 10%, самый высокий – 36%. В позднейшее время греческие банкиры стали оперировать не только собственными капиталами, но пользовались для этой цели вкладами третьих лиц, так как при отсутствии безопасности в древнем мире частные лица редко оставляли у себя дома большие суммы.

Банковское дело в древнем Египте находилось в ведении государства. По сохранившимся сведениям, древнеегипетские банки, кроме фискальной функции, осуществляли следующие операции: покупку, продажу и размен монеты, выдачу ссуд, ипотечные и ломбардные операции, учет обязательств до наступления срока, прием вкладов. В папирусах содержится информация о деятельности египетских банкиров в качестве советников по составлению актов, управлению клиентскими имениями, переводам.

Наряду с частными банкирами крупные денежные операции вели и храмы. В основном они занимались хранением запасных фондов и сокровищ, а также давали городам долгосрочные ссуды под небольшие по тому времени проценты. Есть сведения о городском займе, реализованном Делосским храмом на пять лет из расчета 10% годовых.

В античный Рим банковское дело было “завезено” из Греции. Как и в Афинах, римские банкиры также имели свои заведения на форуме.

В Англии, ставшей в 17 в. самой передовой индустриальной страной, первыми банкирами были, как правило, золотых дел мастера. Вскоре после того, как началось использование в сделках золота, стало очевидным, что как покупателям, так и торговцам неудобно и небезопасно каждый раз при заключении сделок перевозить, взвешивать и проверять на чистоту золото. Поэтому вошло в правило отдавать золото на хранение золотых дел мастерам, которые имели подвалы или специальные кладовые и могли за плату предоставить их. Получив  золотой вклад, золотых дел мастер выдавал вкладчику квитанцию. Вскоре товары стали обмениваться на квитанции золотых дел мастеров. Квитанции, таким образом, превратились в раннюю форму бумажных денег.

Бумажные деньги (квитанции), находившиеся в обращении, полностью обеспечивались золотом. Видя готовность людей принимать квитанции в качестве бумажных денег, золотых дел мастера начали осознавать, что хранимое ими золото редко востребуется, поэтому количество еженедельно и ежемесячно вкладываемого золота превышало количество изымаемого. Затем какому-то сообразительному золотых дел мастеру пришла в голову идея, что выпуск бумажных денег может превышать количество имеющегося золота. Он стал направлять эти избыточные бумажные деньги в обращение, давая под процент ссуды торговцам, производителям и потребителям. Так зародилась банковская система частичных резервов.

 

 

 

 

 

 

Банки в России

Первые попытки устройства банков в России относятся к первой половине 18 столетия. В 1733 г. императрица Анна Иоанновна, имея ввиду недостаток кредита и чрезвычайно высокий размер процента, доходившего до 12-20% «чего во всем свете не водится», повелела открыть ссуды из монетной конторы из 8% под залог золота и серебра в размере ¾ стоимости по указанной цене; «а алмазных и прочих вещей, также деревень и дворов под залог и на выкуп не брать». Деятельность этого кредитного учреждения была незначительна, и вероятно оно скоро было закрыто, так как никаких следов его дальнейшего существования мы не встречаем. Несколько более правильную организацию получают русские кредитные установления только в царствование Елисаветы Петровны. Указом 13 мая 1754 г. учреждены Дворянские Заемные банки в Санкт-Петербурге и в Москве при Сенате и Сенатской конторе и Купеческий банк при коммерц-коллегии для торгующего в санкт-петербургском порту купечества.

Действие дворянских банков сперва распространялось только на великороссийское дворянство и иностранцев, принявших вечное подданство и владевших недвижимыми имениями в Великороссии. В 1766 г. остзейское дворянство сравнено в правах с русским; в 1776 г. действие банка распространено и на Белоруссию, а в 1783 г. право пользоваться банками получили дворяне смоленской губернии и малороссийские. Дворянский банк выдавал ссуды одному лицу не более 500-1000 р. Из 6% сроком на год под залог: 1) золота, серебра, алмазных вещей и жемчуга в размере 1/3 стоимости; 2) недвижимых имений, сел и деревень с людьми крестьянами и со всеми угодьями, полагая по 500 р. На 50 душ. Но по указу 11 декабря 1766 г. на крестьянскую душу стали выдавать по 20 р. Указом 26 июля 1754 г. дозволено выдавать ссуды под заклад каменных домов. Для удостоверения в исправности платежа процентов требовалось еще поручительство «людей знатных и пожиточных». Было разрешено также выдавать ссуды под поручительством для выкупа заложенных у частных лиц недвижимых имений, будь они в закладе у одного лица и с тем, чтобы кредитор подписал на закладной получение денег из банка. Отсрочка ссуды не должна была превышать 3 лет, после чего невыкупленное имение продавалось с торгов. Ближайшие родственники заемщика имели преимущественное право покупки продаваемого имения. В 1759 году срок этот увеличен до 4 лет, а в 1761 до 7 лет. Основной капитал банка первоначально равнявшийся 750000 р. увеличен в царствование Екатерины II до 6 млн. р. В 1770 г. дозволено было принимать от частных лиц вечные вклады с платежом указанных процентов. Хотя по указу 27 марта 1761 г. банк обязан был ежемесячно рапортовать Сенату о состоянии ссуд, однако внутренняя организация и делопроизводство банка были крайне беспорядочны. Ссуды часто выдавались без всякого обеспечения; помещики-заемщики не только не возвращали долгов, но и не платили процентов; предписываемая законом продажа просроченных залогов на деле не применялась (с 1761 года имения неаккуратных заемщиков отдавались в управление канцелярии конфискации, погашавшей из доходов имений долг банку). Правильной бухгалтерии не было. Отчеты, предоставляемые государыне, составлялись только приблизительно. В 1778-1779 гг. дела банка пришли в такое расстройство, что в 1779 г. ему пришлось отпустить заимообразное вспомоществование из ассигнаций банка в 300 тыс. р. медной монетой и банк обязывался иметь запасной капитал в 100 тыс. р. Двухлетнее управление (1779-1781) банком гр. Брюсса, хотя и поправило его дела, но не могло вполне восстановить порядок и утвердить его кредит. По предложению преемника Брюсса Заводовского учреждено (1781) экспедиция для приведения в ясность дел банка, но труды этой экспедиции ни к чему не привели. В 1786 г. Санкт-Петербургский и Московский Дворянские банки были закрыты и капиталы их переданы Государственному Заемному банку.

Купеческий Заемный банк выдавал ссуды русским купцам, торговавшим при Санкт-Петербургском порту под залог товаров в порте в размере ¾ стоимости сроком 1-6 мес. (впоследствии срок увеличен до года, а в исключительных случаях, как, например, неполучение денег из казны, неподвоз товаров вследствие распутицы, давались и более продолжительные отсрочки). Кроме того, требовалось еще и свидетельство из коммерц-коллегии и поручительство купцов. В 1764 г. разрешено выдавать купцам ссуды без заклада товаров под поручительством магистратов и ратуш. При продаже имущества с торгов банк имел преимущественное перед другими кредиторами право, хотя бы последние и раньше выдавали ссуду.

По образцу Санкт-Петербургского купеческого банка в 1764 г. открыт банк в Астрахани, который должен был производить учет векселей на Московский банк. Деятельность купеческого банка в Санкт-Петербурге была также малоуспешна, как и Дворянских; в 1770 г. он прекратил выдачу ссуд; в 1782 г. закрыт и капитал его передан сначала Дворянскому банку, а в 1786 г. Государственному Заемному банку.

В царствование Елизаветы Петровны возникали и другие банковские учреждения, имевшие, однако, целью более содействовать улучшению денежного обращения, чем развитию торгово-промышленного или землевладельческого кредита. В это время правительство озабочено было распространением обращения медных денег в народе, и для этой цели по проекту И.И. Шувалова в 1758 г. учрежден Медный банк, а указом 21 июля того же года открыты в ведомстве Монетной Экспедиции в Москве и Санкт-Петербурге две «Банковские конторы вексельного производства между городами»; конторы выдавали купцам, фабрикантам, заводчикам и помещикам ссуды под переводные векселя медной монетой с тем, чтобы ¾ ссуды уплачивались заемщиками серебрено монетой. Кроме того, они брали на себя перевод векселей от лиц, которые отдавали им на хранение медную монету и выдавали предъявителю векселя ассигновки на банк или деньги медной монетой. В основной капитал банковским конторам ассигновано 2 млн. р. медной монетой. Для той же цели стараниями того же Шувалова основан (1760) банк Артиллерийского и Инженерных корпусов, основной капитал которого образован из медной монеты, перечеканенной из оставшихся пушек этих ведомств. Все эти учреждения не принесли ожидаемой пользы для усиления медного обращения, а на развитие кредита они никакого влияния не имели. Императором Петром III был задуман и в указе 25 мая 1762 г. (не приведен в исполнение из-за перемены царствования) начертан широкий план Государственного банка, стоявший на высоте современных финансовых и политико-экономических воззрений. По указу Петра III банк должен был состоять из 2 отделений в Санкт-Петербурге и в Москве и выдавать ссуды лицам всех сословий, для чего выпускать в обращение свои билеты «яко самое лучшее и многими в Европе примерами изведанное средство». Основной капитал должен был быть ассигнован из государственного казначейства в 2 млн.р. и кроме того постепенно из государственного казначейства предполагалось вносить в банк еще до 3 млн. р. для образования запасного капитала; соответственно этому полагалось выпустить на 5 млн. банковских билетов достоинством в 10, 50, 100, 500 и 1000 р., которым давалось обращение наравне со звонкой монетой, для чего разрешено было принимать их при уплате податей, всяких казенных сборов, не исключая таможенных. За смертью Петра III, попытка эта осталась на бумаге.

Царствование Екатерины II отличается чрезвычайным напряжением финансовых и платежных сил, какое приходилось делать государству, чтобы покрывать все более и более увеличивающиеся военные расходы: победоносные войны 2 половины XVIII столетия требовали затраты огромнейших денежных средств. Банковская политика Екатерины II подчиняется главному стремлению финансового управления ого времени – измышлять все возможные средства для пополнения всегда нуждавшейся казны. С этой целью в 1769 г. учреждены Ассигнационные банки, имевшие целью заменить полноценную ходячую монету бумажными деньгами, более удобными для обращения. Ассигнациям дан ход наравне со звонкой монетой и при взимании казенных сборов требовалось вносить «неотменно» на каждые 500 р. серебром государственных ассигнаций на 25 р. Размен ассигнаций на звонкую монету банк должен был производить безостановочно. В основной капитал определено Санкт-Петербургскому и Московскому отделениям по 500 тыс. р., причем для обеспечения кредита ассигнациям положено, что «денежную сумму, в банке находящуюся, ниже малейшую часть оной никакому правительству требовать или заимообразно брать не дозволялось». Вначале предполагалось выпускать ассигнации, обеспеченные звонкой наличностью. Для облегчения обмена ассигнаций открыты банковские конторы в Ярославле (1772), в Смоленске, Устюге, Астрахани, Нижнем Новгороде и Вышнем Волочке (1773), и для каждой из них выпущено ассигнаций на 150-200 тыс. р.; в 1776 г. – в Тобольске с выпуском ассигнаций на 1 млн. р.; в 1779 г. – в Иркутске с ½ млн. ассигнаций; в 1781 г. открыты конторы в Пскове, Новгороде, Твери, Нежине, Киеве, Курске, Харькове, Тамбове, Орле и Туле с 200 тыс. р. каждая. И соответственно на эту сумму выпущено ассигнаций. Наконец, в 1782 г. в Казани (300 тыс.); Архангельске (200 тыс.); Херсоне (300 тыс.); Риге (200 тыс.) и Ревеле (100 тыс.) и на соответственную сумму выпущено ассигнаций. Несмотря на то, что указом 20 августа 1781 г. предписывалось в губернских городах губернаторам, а в уездных – городничим свидетельствовать состояние сумм в банковских конторах и доносить главному правлению банка, деятельность контор была неуспешна и в 1788 г. 15 из них были закрыты. В 1771 г. Ассигнационному банку дозволено принимать вклады от частных лиц из 5% и раздавать их в ссуды в размере 10000-25000 каждая. В 1786 г. Ассигнационные банки переименованы в один Государственный Ассигнационный банк, которому даны следующие привилегии: 1) закупать внутри государства медь и выпускать ее за границу; 2) выписывать из за границы золото и серебро в слитках и иностранной монете; 3) завести в Санкт-Петербургский монетный двор и чеканить монету; 4) производить учет векселей, удерживая не свыше 1/2 % в месяц, для чего ассигнационным банком учреждены «учетные конторы по векселям». В 1794 г. выпуск ассигнаций распространен на присоединенной польской области и учреждены конторы: в Вильне, Гродне, Ковне. Количество всех ассигнаций, выпущенных при Екатерине II простирались до 157 млн. р. и курс их никогда не падал ниже 3 коп. на рубль. В последующее царствование количество ассигнаций продолжало возрастать и к 1817 г., когда новый выпуск был окончательно прекращен, оно доходило до громадной цифры в 836 млн. р. Вместе с окончательным изъятием из обращения ассигнаций и заменой их согласно манифесту 1 июня 1843 г. государственными кредитными билетами прекратить свое существование и Государственный Ассигнационный банк.

Информация о работе История банковского дела