Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 13:56, курсовая работа
Если в русском театре первой половины XIX века господствующим направлением был сентиментализм, то во второй половине столетия он начал отражать глубокие социальные процессы, которые происходили в стране, обнажать многие темные стороны действительности. Выдающиеся русские драматурги в целом ряде пьес подводили зрителей к мысли о необходимости общественного переустройства.
Позже Свободин служил в крупнейших театрах провинции, а в конце 80-х годов поступил на сцену Михайловского театра в Петербурге.
Представителем романтического направления был В.М. Петипа - один из талантливейших отпрысков знаменитой семьи Петипа. Виктор Мариусович прибыл в Оренбург совсем юным актером. И здесь, что называется, нашел себя: именно в Оренбурге он создал лучший на русской сцене образ герцога Рейштадского в драме Ростана «Орленок». «Г-н Петипа изображает сына Наполеона исторически верно, с блеском несомненного таланта, - писал рецензент «Оренбургской газеты». - Артисту заслуженно поднесли венки и ценные подарки, его наградили громом рукоплесканий и оваций. Желаем юному артисту дальнейших успехов - из орленка стать орлом русской сцены». Виктор Петипа, работая впоследствии в Харькове в труппе Н.Н. Синельникова, вписал не одну блестящую страницу в историю русского периферийного театра.
В расцвете творческих
сил работал в Оренбурге М.М.
После Оренбурга Михаил Михайлович работал в Харькове, в Киеве, Орле, участвовал в гастрольных поездках братьев Адельгейм, М. Дальского, П. Орленева, М. Петипа. Старую провинцию Тарханов исколесил вдоль и поперек, сыграв свыше 800 ролей.
В своей статье «Как я стал актером» Тарханов с особой теплотой вспоминает о своей работе с М.М. Петипа: «Большой, разнообразный комедийный репертуар был отличительной особенностью его театра. После театра трагедии, каким был в сущности театр Дальского, работа у Петипа вошла в мою творческую биографию как новый для меня и совершенно необходимый этап.
У Петипа я научился владеть диалогом, у него же я впервые со всей силой познал чувство творческого контакта с партнером. Этим, я думаю, следует объяснить тот факт, что, работая у Петипа, я добился первых серьезных успехов.
В «Тартюфе» я играл Оргона, имел партнером Петипа. Надо ли говорить, как я был счастлив, получив от него высокую похвалу в виде надписи на фотографии: «Лучшему Оргону, с которым я играл».
Кроме этих мастеров в Оренбурге играли такие актеры, как П. К Дьяконов, Е.А. Волгина-Покровская, З.Н. Донская, К.Э. Пузинский,
А.П. Двинский, Шателен, Малевская-Гофман, Лаврова-Брянская, Матрозова, Чарусская, Е. Горская, Микулин, Малевский, Степанов, Звездич, А.М. Мичурин.
В последние
годы перед Октябрьской революцией
в театре работали А.Н. Андреев и З.Н. Зорич,
впоследствии заслуженные артисты РСФСР;
Е.О. Любимов-Ланский, впоследствии художественный
руководитель театра имени Моссовета,
народный артист РСФСР; Н.А. Светловидов,
впоследствии ведущий артист Московского
Малого театра, народный артист РСФСР.
2.4 Театральные «звезды» в Оренбурге
В 80-е годы прошлого столетия Оренбург приобрел славу театрального города. Если кто-либо из крупных московских актеров собирался в провинцию, Оренбург автоматически включался в маршрут гастрольного турне.
Известный трагик М.Т. Иванов-Козельский играл в Оренбурге Гамлета и Отелло, местные зрители видели В.Н. Андреева-Бурлака в роли Счастливцева («Лес» Островского) и слушали в его исполнении «Записки сумасшедшего» Гоголя. На здешней сцене актриса Московского Малого театра Е.К. Лешковская играла Глафиру в «Волках и овцах».
Ф.Н. Горев включал в свой гастрольный репертуар «Женитьбу» Гоголя и «Короля Лира» Шекспира. До сих пор старожилы города хранят рассказы о том, как играла В.Ф. Комиссаржевская Варю в «Дикарке» Островского и Соловьева.
М.Т. Иванов-Козельский, которого многие считали «наследником Мочалова», выступал в Оренбурге в 1885 году. Актер огромного дарования, признанный «шекспирист», Козельский проникновенно исполнял Гамлета. В Оренбурге он выступал в пьесах «От судьбы не уйдешь», «В семье преступника» и в шекспировской трагедии. Рецензия, помещенная в местной газете, коротко, но выразительно отражает настроение зрительного зала: «Иванов-Козельский обнаружил несомненные дарования. Реализм в драматических местах был так велик, что некоторые из наших дам падали в обморок, за что нельзя не попенять на артиста».
Как свидетельствует постоянная спутница его гастролей Мария Велизарий, Козельский был небольшого роста с некрасивым и маловыразительным лицом. Вся сила его очарования была в голосе. Слезы, звучавшие в голосе Козельского, были так правдивы и так трогали самую разнообразную публику, что целое поколение актеров подражало ему в очень многих деталях.
«Козельский был оригинальный Гамлет, Гамлет-философ. Никакой неврастении, как у других Гамлетов, у него не было.
Если сравнивать двух исполнителей Гамлета - Дальского и Козельского, то у Дальского внешний рисунок был сделан гораздо интереснее. Но, благодаря изумительному голосу Иванова-Козельского, публика забывала его неэффективную внешность. В самом тоне его Гамлета была изумительная простота.
Особенное впечатление
производила сцена встречи
В 1885 году приезжал в Оренбург на гастроли В.Н. Андреев-Бурлак блеснул коронной ролью Аркашки в «Лесе» Островского и затем по традиции на одном из спектаклей прочел «Записки сумасшедшего».
Народный артист СССР Ю.М. Юрьев рассказывает о встрече А.Н. Островского с Андреевым-Бурлаком:
«Особой популярностью
пользовался «Лес» Островского,
главным образом благодаря
Его бывший партнер по пьесе, постоянно игравший с ним Несчастливцева, - Модест Иванович Писарев рассказывал как-то нам, актерам Александринского театра, что когда Островский, много наслышанный о талантливом исполнении роли Аркашки Андреевым-Бурлаком, пошел посмотреть его в этой роли, то по окончании спектакля он возымел желание с ним познакомиться. Пройдя к нему в уборную, Александр Николаевич горячо благодарил его за доставленное удовольствие и, со свойственной ему манерой спотыкаться на согласных, добавил:
- З-замечательно… эт-то з-замечательно… Только знаете что?…
Я эт-того н-никогда н-не писал… Но з-замечательно… эт-то в образе…
з-замечательно!
И тут же дал Андрееву-Бурлаку разрешение ввести в текст роли Аркашки некоторые фразы, т.е., иначе говоря, «отсебятины» артиста, которыми в настоящее время пользуются многие исполнители этой роли».
Выступала в
Оренбурге и В.Ф.
Впервые как актриса драматического театра Вера Федоровна выступала в 1893 году в Новочеркасске в труппе Н.Н. Синельникова. За два года до этого Вера Федоровна вместе со свои отцом, знаменитым тенором, бывшим артистом императорских театров Ф.П. Комиссаржевским, приезжала в Оренбург. Здесь она выступала в концерте на сцене городского театра. Вера Федоровна исполняла арию няни из оперы «Евгений Онегин» и арию Зибеля из оперы «Фауст». Рецензент местной газеты писал, что В.Ф. Комиссаржевская «фразировкой, страстностью и изяществом исполнения напоминала своего отца в молодости».
Весной 1903 года
Комиссаржевская вновь
В начале мая 1905 года «Оренбургский листок» сообщал: «Мы можем поделиться с нашей театральной публикой интересным фактом: 13, 14 и15 мая в Оренбургском городском театре состоится три гастрольных спектакля артистов Московского Малого императорского театра при участии Елены Константиновны Лешковской. Приезд артистов первого русского театра - событие безусловно выдающееся». Через день газета отмечала: «К появившемуся объявлению о предстоящих спектаклях артистов Малого театра с участием г-жи Лешковской публика отнеслась очень внимательно. Несмотря на сравнительно отдаленное время приезда ожидаемых гостей и открытие летнего театра, билеты раскупаются с боя и почти уже распроданы». В Оренбурге Е.К. Лешковская выступала в пьесах «Волки и овцы», «Сильные и слабые» и «Мисс Гобс».
Заключение
Театр в России всегда был народным достоянием, непреходящей ценностью. И сегодня он ищет собственные пути в выборе репертуара, решении постановки спектаклей. Зрители отвечают ему сопереживанием, благодарностью и громом аплодисментов.
Недавнее триумфальное выступление в Нью-Йорке труппы Г. Волчек говорит о том, что театр в России не только не сдает своих позиций, но наоборот - находится в авангарде мирового театрального искусства.
Не потерял
своего значения и провинциальный театр.
Несмотря на сегодняшнее тяжелейшее
в экономическом и духовном смысле
время, он не пустует. А это значит,
что есть повод для оптимизма:
Россия возродится и будет процветать.