Русская икона как явление культуры. Е.Трубецкой об особенностях русской иконы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 20:08, реферат

Краткое описание

Чистота – вот что ассоциируется со словами “храм”, “икона”. Именно этого ощущения чистоты очень не хватает в повседневной жизни. А ведь прекрасное рядом! Только почему-то мы проходим мимо, не видя, не замечая, не желая заметить и поинтересоваться.

Содержимое работы - 1 файл

РУССКАЯ ИКОНА КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ.docx

— 36.48 Кб (Скачать файл)

      В древности в византийском  искусстве сложились чисто художественные, живописные приемы, позволяющие  раскрыть одухотворяющее, божественное  начало в самих чертах, в самом  реальном облике Иисуса Христа. Эти приемы на протяжении времени  развивались, что позволило раскрывать  в образах Спаса разные грани  его личности.

    Стремление  к разнообразию никогда не было самоцелью  древнерусских художников. Наоборот они стремились как можно полнее сохранить то, что было сделано  их предшественниками. Древние изображения  Спаса повторялись художниками  многих последующих поколений. В  этих случаях никогда не возникали  копии, так как воспроизводились лишь главные характерные черты  избранного образца.

      Нерукотворный образ, или иначе  Спас Нерукотворный, - важнейший  образец, которому следовали мастера  во все времена, пока существовало  древнерусское искусство. Легенда  о Нерукотворном Образе утверждала  не только то, что это изображение  было создано по воле самого  Иисуса Христа, но и то, что  оно было создано им в помощь  страждущему человеку.

      Многочисленны были иконы, воспроизводящие  Нерукотворный Образ. Древнейшая из сохранившихся - "Спас Нерукотворный", созданный в Новгороде в XII веке и принадлежащий сейчас Третьяковской галерее.

      Очень важным и распространенным  типом изображения Спаса в  древнерусском искусстве был  тип ,получивший название "Спас Вседержитель". Понятие "Вседержитель" выражает основное представление христианского вероучения о Иисусе Христе. "Спас Вседержитель" - это поясное изображение Иисуса Христа в левой руке с Евангелием - знаком принесенного им в мир учения - и с правой рукой, деснице, поднятой в жесте обращенного к этому миру благословения. Но не только эти важные смысловые атрибуты объединяют изображения Спаса Вседержителя. Создавшие их художники стремились с особой полнотой наделить образ Иисуса Христа божественной силой и величием.

    До  нас дошло выполненное мозаикой изображение Спаса Вседержителя в куполе одного из древнейших храмов - собора Святой Софии в Киеве ( 1043-1046 гг ).

    Многочисленны были и иконописные изображения  Спаса Вседержителя. И среди них, пожалуй, самое знаменитое - икона, написанная в начале XV века величайшим русским художником Андреем Рублевым. Ее называют сейчас по месту находки в городе Звенигороде "Звенигородским Спасом".

    С теми же атрибутами Владыки мира, что  и Спас Вседержитель, - с Евангелием в левой руке и поднятой в благословении  десницей - изображался Иисус Христос  и в распространенных композициях "Спас на престоле". На его царственную  власть указывало здесь само восседание на престоле (троне). В этих изображениях особо ясно выступало то, что Владыка мира является и его судией, так как "воссев на престол", Спаситель будет творить свой последний суд над людьми и миром. 

    Образы  Богородицы

      Рядом с образами Спаса с  древнерусском искусстве по своему смыслу и значению, по тому месту, которое они занимают в сознании и в духовной жизни людей, стоят образы Богоматери - Девы Марии, от которой воплотился, вочеловечился Спаситель, - образы его земной матери. И тверда у христиан вера, что став Владычецей мира, стала Богородица и неизменной заступницей людей: извечное материнское сострадание обрело у нее высшую полноту, ее сердце, "пронзенное" великими муками Сына, навечно отозвалось на бесчисленные людские страдания.

      Предание гласило, что первые  иконы Богоматери были созданы  еще при ее жизни, что их  написал один из апостолов,  автор Евангелия Лука. К произведениям  художника евангелиста причислялась  и икона "Богоматерь Владимирская", которая считалась покровительницей  России, находящаяся сейчас в  коллекции Третьяковской галереи.  Существует летописное известие, что эта икона была привезена  в начале XII века в Киев из  Царьграда (так называли на  Руси столицу Византии Константинополь). Имя "Владимирская" она получила  на Руси: ее забрал с собой  из Киева, отправляясь в северо-восточные  земли, князь Андрей Боголюбский. И здесь, в городе Владимире икона обрела свою славу. В центре иконы располагается поясное изображение Богоматери с младенцем на руках, который нежно прижимается к ее щеке.

      Изображение Марии и младенца  в позах взаимного ласкания - по-русски обозначалось как "Умиление". Прижимая к себе правой рукой младенца Сына, мягко склонившись к нему головой, левую руку простирает к нему Мария в жесте моления: пронзенная своей материнской скорбью за него, она к нему же несет свою печаль, свое извечное заступничество за людей. Способным разрешить материнскую печаль, ответить на ее молитву изображен здесь младенец Сын: в его лике, в его обращенном к матери взгляде таинственно слились детская мягкость и глубокая, неизречимая мудрость.

      Почитание "Богоматери Владимирской" привело не только к тому, что  на Руси существовало много  списков с нее, много ее повторений. Очевидно, во многом благодаря  любви к этой древней иконе,  особенно в северовосточных русских землях, широкое распространение получил сам тип "Умиление", к которому она принадлежала.

    "Умилением"  является прославденная "Богоматерь Донская" - икона, согласно легенде, получившая свое имя в связи с тем, что Дмитрий Донской брал ее с собой на Дон, в битву на Куликовом поле, Где одержана была великая победа над татарами.

    Кроме изображений типа "Умиление", многочисленными  и любимыми были изображения Богоматери с младенцем на руках, которые  назывались "Одигитрия", что означает "Путеводительница". В композициях "Одигитрия", Богоматерь изображена в фронтальной, торжественной позе. Лишь правая рука Девы Марии невысоко и спокойно поднята в жесте моления, обращенном к сыну. Иногда "Богоматерь Одигитрию", называют "Богоматерь Смоленская". Дело в том, что согласно летописному приданию, древнейший из привезенных на Русь списков "Одигитри" находился в Смоленске.

    Существует  еще несколько различных по композиции изображений Богородицы. К ним  относятся: "Богоматерь Казанская", "Богоматерь Тихвинская", "Богоматерь Оранта (молящаяся)", "Богоматерь Знамение".

    Кроме рассмотренных нами икон, существует еще несколько сюжетных групп: иконы  с изображением различных праздников, например, Рождества, Сретения, Успения  и многих других; иконы с изображениями  различных святых, например, Георгия  Победоносца, апостолов Петра и  Павла, Козьмы и Демьяна и многих других. Все эти иконы пишутся по определенным канонам, т.е. правилам, определяющим сюжет и композицию изображения. 

      Мы познакомились с образами  древнерусской живописи, с лежащими  в их основе сюжетами. Эти сюжеты, почерпнутые из христианского  слова, в основной своей части  знакомы всем христианским народам.  Но благодаря особому отношению  к христианскому слову, к задачам,  опирающейся на него живописи, эти сюжеты стали на Руси  основой самобытного, уникального  в мировой культуре явления  - древнерусской иконописи.

Андрей  Рублев и его “Троица”

    Творчество  Андрея Рублева-наиболее яркое проявление в русской иконописи воцерковленного античного наследия. Вся красота античного искусства оживает здесь, просвещенная новым и подлинным смыслом. Его живопись отличается юношеской свежестью, чувством меры, максимальной цветовой согласованностью, чарующим ритмом и музыкой линий. Влияние преподобного Андрея в русском церковном искусстве было огромным. Отзывы о нем сохранились в иконописных подлинниках, и Собор, созванный для решения вопросов, связанных с иконописью, в 1551 году в Москве митрополитом Макарием, который сам был иконописцем, принял следующее постановление: "Писать живописцем иконы с древних образцов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев и прочие пресловущие живописцы". О гибели его икон заносилось в летописи как о событиях, имеющих большую важность и общественное значение. Творчество преподобного Андрея кладет отпечаток на русское церковное искусство XV века, в течение которого оно достигает вершины своего художественного выражения. Это - классическая эпоха русской иконописи. Мастера XV века достигают необычайного совершенства владения линией, умения вписывать фигуры в определенное пространство, находить прекрасное соотношение силуэта к свободному фону. Этот век во многом повторяет предыдущий, но отличается от него большим равновесием и настроенностью. Исключительная, все пронизывающая ритмичность, необычайная чистота и глубина тона, сила и радость цвета дают полное выражение радости и спокойствия созревшего художественного творчества, сочетавшегося с исключительной глубиной духовного прозрения.

    В основе сюжета “Троицы” лежит библейский рассказ о явлении праве Аврааму  божества в виде трех прекрасных юношей-ангелов. Авраам с женою Саррой угощали пришельцев под сенью Мамврийского дуба, и Аврааму дано было понять, что в ангелах воплотилось божество в трех лицах. Издавна существует несколько вариантов изображения Троицы, иногда с подробностями застолья и эпизодами заклания тельца и печения хлеба (в собрании галереи это иконы Троицы XIV века из Ростова Великого и XV века из Пскова).

    В рублевской же иконе внимание сосредоточено на трех ангелах, их состоянии. Они изображены восседающими вокруг престола, в центре которого помещена евхаристическая чаша с головой жертвенного тельца, символизирующего новозаветного агнца, то есть Христа. Смысл этого изображения -жертвенная любовь.

Левый ангел, означающий Бога-Отца, правой рукой  благословляет чашу. Средний ангел (Сын), изображенный в евангельских одеждах Иисуса Христа, опущенной на престол правой рукой с символическим перстосложением, выражает покорность воле Бога-Отца и готовность принести себя в жертву во имя любви к людям. Жест правого ангела (Святого Духа) завершает символическое собеседование Отца и Сына, утверждая высокий смысл жертвенной любви, и утешает обреченного на жертву. Таким образом, изображение Ветхозаветной Троицы (то есть с подробностями сюжета из ВетхогоЗавета) превращается в образ Евхаристии (Благой жертвы), символически воспроизводящей смысл евангельской Тайной вечери и установленное на ней таинство (причащение хлебом и вином как телом и кровью Христа). Исследователи подчеркивают символическое космологическое значение композиционного круга, в который лаконично и естественно вписывается изображение. В круге видят отражение идеи Вселенной, мира, единства, объемлющего собою множественность, космос. При постижении содержания “Троицы” важно понять его многогранность. Символика и многозначность образов “Троицы” восходят к древнейшим временам. У большинства народов такие понятия (и изображения), как древо, чаша, трапеза, дом (храм), гора, круг, имели символическое значение. Глубина осведомленности Андрея Рублева в области древних символических образов и их толкований, умение соединить их смысл с содержанием христианского догмата предполагают высокую образованность, характерную для тогдашнего просвещенного общества и, в частности, для вероятного окружения художника.

    Символика “Троицы” соотнесена с ее живописно-стилистическими  свойствами. Среди них важнейшее  значение имеет цвет. Так как созерцаемое  божество являло собой картину райского горнего мира, художник с помощью  красок стремился передать возвышенную  “небесную” красоту, открывшуюся земному  взору. Живопись Андрея Рублева, особенно Звенигородского чина, отличают особая чистота цвета, благородство тональных переходов, умение придать колориту светоносность сияния. Свет излучают не только золотые фоны, орнаментальные разделки и ассисты, но и нежная плавь светлых ликов, чистые оттенки охры, умиротворенно-ясные голубые, розовые и зеленые тона одежд ангелов. Символичность колорита в иконе особенно ощутима в ведущем звучании сине-голубого, именуемого рублевским голубцом.

    Постигая  красоту и глубину содержания, соотнося смысл “Троицы” с идеями Сергия  Радонежского о созерцательности, нравственном усовершенствовании, мире, согласии, мы как бы соприкасаемся  с внутренним миром Андрея Рублева, его помыслами претворенными в этом произведении.

    Икона находилась в Троицком соборе Троицкого  монастыря, ставшего впоследствии лаврой, до двадцатых годов нашего столетия. За это время икона претерпела ряд подновлений и прописей. В 1904-1905 годах по инициативе И.С.Остроухова, члена Московского археологического общества, известного собирателя икон и попечителя Третьяковской галереи, была предпринята первая основательная  расчистка “Троицы” от позднейших записей. Работами руководил известный  иконописец и реставратор

 В.П.Гурьянов. Были сняты основные записи, но  оставлены прописи на вставках  нового левкаса, и в соответствии  с методами тогдашней реставрации  сделаны дописи в местах утрат, не искажающие авторскую живопись.

Заключение

Икона – выражение света неба – сейчас выходит из забвения. Следует ли воспринимать это как проявление возрождения культуры? Возможно. Нужно  только помнить, что главное “возрождение культуры” происходит в каждом из нас, внутри, а не вне.

На протяжении веков иконы были настоящей помощью  для русского народа. В трудные  моменты истории (а они всегда трудные!) именно иконы не давали людям  упасть духом, так как являли собой  воплощение истинно русского, напоминали о нашем единстве, о том, что  наше дело – правое, за нами – большая  сила. А разве не самое главное  – помнить об этом? Разве не от этого зависит успех? Так пусть  же икона как явление возрождается, чтобы снова показывать свою великую  силу. Чудотворную силу!

Информация о работе Русская икона как явление культуры. Е.Трубецкой об особенностях русской иконы