Роль инициации и табу в первобытном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 15:43, реферат

Краткое описание

Инициация и табу - формы регуляции жизни в первобытнообщинном строе. Получили широкое распространение и сегодня являются неотъемлемыми частями культурной жизни общества

Содержание работы

Введение………………………………………………………….…………………3
Глава I. Роль обряда инициации в первобытном обществе………...……………4
1. Половозрастная инициация подростков…………………………………4-6
2. Ритуалы посвящения в тайные общества……………………………..……6
3. Шаманская инициация………………………………………………….…...7
Глава II. Роль табу в первобытном обществе…………………………………8-10
Заключение………………………………………...…………………………..11-12
Библиографический список……………………………………………………....13

Содержимое работы - 1 файл

РЕФЕРАТ роль инициации и табу в первобытном обществе.docx

— 48.84 Кб (Скачать файл)

Содержание 
 

Введение………………………………………………………….…………………3

Глава I. Роль обряда инициации в первобытном обществе………...……………4

  1. Половозрастная инициация подростков…………………………………4-6
  2. Ритуалы посвящения в тайные общества……………………………..……6
  3. Шаманская инициация………………………………………………….…...7

Глава II. Роль табу в первобытном обществе…………………………………8-10

Заключение………………………………………...…………………………..11-12

Библиографический список……………………………………………………....13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

       В первобытном обществе широко распространились обряды перехода человека на новую ступень развития. Эти особенные обряды получили название инициация, что на латинском языке звучит «initiatio» и переводится как совершение таинства, посвящение.

       В первоначальном смысле, инициация – это распространённая в родовом обществе система обычаев, связанных с переводом юношей и девушек в возрастной класс мужчин и женщин. В более широком смысле, инициация знаменует становление и посвящение индивидуума в рамках какой-либо социальной группы или мистического общества. Различают следующие категории посвящения – три типа перехода:

  • коллективные обряды, которые знаменуют переход от детства или юношества к совершеннолетию (проводятся с 6-ти или с 12–ти лет), это могут быть ритуалы, проходящие индивидуально или в узких группах;
  • обряды вступления в тайное общество или братство;
  • подтверждение мистического призвания шамана или вождя.

       Обряд инициации первобытных обществах проходил неодинаково, но всегда сопровождался определёнными заданиями или торжественными тайными обрядами, часто с мучительными испытаниями. Сущность и цель инициации были неизменны у всех племён, различают лишь способы её адаптации к месту и времени. По существу, обряды инициации всегда заключались в приобщении подростков к хозяйственной, общественной и идеологической жизни полноправных членов общины.

       Ещё одним показателем развития общественных отношений в первобытном обществе является табу. Разберёмся в данной терминологии. В учебном пособии по культурологии трактуется следующее понятие: «табу — это абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет. Оно регламентировало важнейшие стороны жизни человека: обеспечивало соблюдение брачных норм, охраняло от опасностей. Табу послужило основой многих позднейших социальных и религиозных норм».1

       Сам термин «табу» был заимствован из религиозно-обрядовых установлений Полинезии, сейчас принят в этнографии и социологии для обозначения  системы специфических религиозных  запретов. Черты данной системы под  различными названиями найдены у  всех народов. В первобытном обществе табу рассматривается вообще как  всякий запрет, нарушение которого обычно предусматривалась как угроза обществу. 

       Целью реферативной работы являются изучение сути обряда инициации и табу, определение их роли в первобытном обществе. 

Глава I. Роль обряда инициации в первобытном обществе 
 

1. Половозрастная инициация подростков 
 

       В первобытном обществе с более  или менее формализованными половозрастными  группами большое значение придавалось  рубежу перехода из категории детей  в категорию взрослых людей. Целью данной инициации являлась подготовка молодёжи к производственной, общественной и семейной жизни. Подобный обряд сопровождался тренировками, мучительными испытаниями, различными операциями (обрезание, рубцевание, выбивание зубов), посвящением в тайны и мифы племени.

       «Выражение  «ритуал перехода» показывает, что человек перешел с одного уровня своего опыта на другой. Совершение ритуала перехода говорит о социально признаваемом праве на изменение или трансформацию – праве вступить на новый уровень своего развития».2 Иными словами, как бы сдать экзамен на новый уровень своей личностной и социальной зрелости, также получить новые инструкции для правильного прохождения обретённой стадии жизни. Инициацию взросления проходили все подростки мужского и женского пола данного сообщества.

       Примерный ход традиционной инициации состоял следующим образом. Всё начиналось с разрыва – это разрыв с миром детства, с состоянием безответственности. При достижении возраста инициации всех мальчиков племени забирают из семей. Затем подростки (неофиты) помещались в неизведанный ими мир на достаточно большой промежуток времени, иногда до года. Мальчиков уводят в глухое место в лесу, джунглях или дикой местности, там их собирают в группы под руководством специального наставника – посвятителя. Они живут в особой хижине, им запрещено с кем-либо общаться и заниматься привычными делами до окончания инициации.

       Во  многих племенах в этот период налагались множественные табу: лишение пищи, немота, жизнь в темноте. В столкновении с трудностями и болью, мальчик получал послание о том, что больше не может вернуться домой прежним. Посвящение обычно включало тройное откровение: священного, смерти и сексуальности. Все три вида опыта у ребенка отсутствуют, поэтому во время ритуала посвящаемый узнает о них и затем включает их в структуру своей взрослой жизни.

       Лес, мрак и джунгли являются символом потусторонности и смерти. Подросток должен символически умереть как ребенок и родиться как взрослый, тем самым начать новый цикл. Хижина для посвящения выступает здесь как символ утробы матери, в ней проходит часть тяжелых испытаний и обучение мифам о происхождении мира, секретным традициям племени, тайным именам богов, которые известны только взрослым.

       Главной темой инициации является переживание посвятительной смерти, и нередко посвящаемых закапывают в землю или заваливают сухими деревьями, делают им соответствующую раскраску, в некоторых племенах инициируемые даже имитирую поведение мертвых. С этим переживанием связаны суровые, жестокие испытания, которые должен вынести каждый посвящаемый. К ним относятся ритуальные пытки: бичевание, избиения, обрезание, вырывание зубов, отрубание пальцев, голодание, лишение сна, нанесение татуировок, насечек, надрезов на коже, символизирующих смерть и воскрешение. Затем следует переживание возрождения, нового рождения, рождения себя в другом качестве. Посвящаемым дают новые имена, обучают новым, секретным словам, языку, иногда их заново учат ходить, кормят как маленьких, то есть имитируют поведение новорожденных. В процессе этого испытания подростки должны были доказать силу воли и духа, что должно было означать их присутствие в мире и ответственность. Смерть при посвящении одновременно означала конец детства. Только после обрядовых испытаний подросток признавался ответственным членом общества, становился взрослым, со всеми присущими правами и обязанностями в сообществе.

       На  церемонию собираются многие кланы, ведь всё сообщество должно узнать о трансформации. Так как суть обряда заключается в обретении  нового статуса, поэтому необходимо объявить об этом всем. Здесь речь идет не только о внутренней трансформации, но и о внешней, все должны узнать об этом.

       Завершается инициация праздником, на котором  сообщество приветствует и почитает своих новых членов, обращается с  ними как со зрелыми, взрослыми, социализируя и утверждая их новую роль, новую  идентичность.

       Обычно  инициация для каждого пола происходила  в отдельности. Женские инициации получали намного меньшее развитие, чем мужские. Каждую девочку также забирают из семьи и помещают в отгороженный темный угол, где с ней никто не общается. Ее, как правило, не подвергали тяжелым испытаниям, лишь заставляли соблюдать некоторые пищевые табу, затем объясняли ей, как она должна вести себя по вступлении в брак, учили песням и мифам, совершали над ней различные религиозные церемонии.

       Одной из составных частей инициации была подготовка к брачной жизни. «Для этого посвящаемым сообщали связанные с этим обычаи и производили над их половыми органами различные операции – обрезание и подрезание юношей, обрезание и искусственную дефлорацию девушек». 3 Возможно, таким способом инициируемых заставляли временно воздерживаться от половой жизни. «Отрезали то, что выступало, продырявливали перегородки, обрабатывали плоские поверхности. Среди всех этих обрядов обрезание — один из самых простых и наименее важных»4. Считается, сто членовредительство — это средство окончательной дифференциации, до которой были и другие виды атрибуции, например, ношение специального костюма или маски, нанесение на тело рисунков.

       Не  выдержавшего инициации, ждали позор и в лучшем случае повторное испытание. Не прошедшие обряда, не имели права вступать в брак, заводить хозяйство, какое-либо имущество, такой человек считался ребёнком. 
 
 

2. Ритуалы посвящения в тайные общества 
 

       Каждая  первобытная община обладала собранием мистических традиций, своей «концепцией мира», которая постепенно открывается новичку в процессе посвящения. Неофит становится достойным духовного звания только к концу духовной подготовки. Мир для него — это творение сверхъестественных существ, создание божественное и, следовательно, священное в своей основе. Мир — это священная история — мифология — является образцовым примером: она рассказывает о природе вещей, она устанавливает все поведенческие, социальные и культурные нормы.

       Первобытные общества претерпевали очень незначительные исторические изменения. Именно к этому традиционному знанию получали доступ посвященные. Их долго обучают наставники, они присутствуют при тайных обрядах, проходят ряд испытаний и впервые встречаются со священным. Многие испытания, которые входят в обряд посвящения, также предполагают ритуальную смерть с последующим воскресением или новым рождением. К жизни он возвращается новым человеком, подготовленным к другому способу существования.

       «Все обряды нового рождения, воскресения и символы, которые они содержат, указывают на то, что новичок допускается к другой форме существования, недоступной тем, кто не подвергался испытаниям посвящения, кто не узнал смерть. Смерть в посвящении необходима как «начало» духовной жизни. Ее функция определяется тем, что она готовит рождение к более высокой форме жизни, к высшему предназначению. Эта неотступная идея «начала» диктуется в целом идеей абсолютного начала, то есть космогонии».5  
 
 
 

3. Шаманская инициация 
 

      К инициациям, проводящихся для избранных или для нового статуса относится посвящение в шаманы. Отличительная особенность этой категории: более сильное религиозное переживание, по сравнению с тем, которое выпадает на долю других членов сообщества. Шаманом можно было стать в некоторых случаях:

  • по спонтанному призванию («зов», «избранничество»);
  • по наследственной передаче «профессии» шамана;
  • по личному решению или, реже – по воле клана.

       Иногда  посвящение производится публично и  включает яркий и волнующий обряд. Но отсутствие подобного обряда не означает отсутствие посвящения: оно может произойти во сне или во время экстатического переживания посвящаемого.

       Каким бы ни был способ отбора, шаманом признается лишь тот, кто получил двойное наставление:

       1) экстатического порядка (сны,  видения, транс и т. д.) и

       2) традиционного порядка (шаманская техника, имена и специализация духов, мифология и генеалогия клана, тайный язык).

       Во  многих традициях считается, что  шаманизм, независимо от того, наследственный он или спонтанный, всегда – дар богов или духов. Шаман начинает свою новую истинную жизнь через инициацию или духовный кризис, вмещающий особый трагизм и красоту. Избрание шамана сопровождается особой «шаманской болезнью», которая является как бы мостом к другой реальности, и позволяет перейти человеку от одного мировосприятия, к другому, более полному и совершенному; адаптироваться физически и духовного к жизни в двух мирах.

       Сны, необычные состояния сознания, которые  испытывает будущий шаман при  посвящении, имеют определенную структуру, традиционную модель, которая хорошо известна в истории религии, лишена беспорядочных галлюцинаций или  фантазий. Эти переживания почти  всегда включают одну или несколько  основных тем: расчленение тела, обновление органов, вознесение на небеса и общение с богами или духами, нисхождение в преисподнюю, разговор с богами и душами умерших, а также разнообразные откровения шаманской и религиозной природы. Отсутствие тех или иных элементов в посвящении указывает на определенную религиозную ориентацию шаманских техник, а также будущих задач, стоящих перед шаманом. Как правило, шаманы демонстрируют нормальную нервную конституцию: они умеют концентрироваться с интенсивностью, недоступной простым смертным и способны на изнурительные усилия. Память и способность самоконтроля у шамана выше средних, а в интеллектуальном отношении он часто превосходит свою среду. 

Информация о работе Роль инициации и табу в первобытном обществе