Оружейные выставки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 17:53, курсовая работа

Краткое описание

Оружие всегда символизировало силу и власть. В Средневековье даже не слишком богатый обладатель рыцарского достоинства считал своим долгом потратить последние деньги на приличные доспехи и оружие, и подолгу не расставался с ними. Могущественные же феодалы стремились собрать максимально внушительную коллекцию, выискивали раритеты и заказывали уникальные мечи, щиты и прочие «мужские игрушки» у знаменитых мастеров, с удовольствием хвастались коллекцией, демонстрируя не только свое богатство и власть, но и тонкий вкус. Заметим также, что не всякий мастер-оружейник соглашался ковать оружие для любого рыцаря.

Содержание работы

Введение
1.Определение подлинности и цены оружия
2. Формирование выставки оружия
3. Хранение оружия

Содержимое работы - 1 файл

курсовая по музееведению.doc

— 371.50 Кб (Скачать файл)

    Что касается ружей, то их чаще всего непрофессионально и неквалифицированно чинят; не обходится опять-таки без нелепых сочетаний ста­ринных и современных деталей. Механизмы, врезаемые в ложи, подделывают очень редко (чем они сложнее, тем реже). Это стоит труда и времени и не окупается. 

    Неоднократно  встречаются старинные ружья, у которых механизм, врезанный в ложи, либо дополнялся (т. е. «улучшался»), либо делался заново и выдавался за старинный (т. е. это были подделки уже в полном смысле слова). Техническое исполнение таких имитаций далеко от старинного. Сегодняшнему фальсификатору не хватает ни времени, ни умения так тонко вырезать детали, чтобы при сборке между ними не оставалось ни малейшего зазора. И он заполняет зазор, возникший из-за небрежности работы, мастикой; при использовании мореного в черный цвет дерева к мастике подмешивают угольную пыль. Если повернуть предмет к свету и посмотреть на матовые края, то у мастики никогда не будет маслянистого блеска дерева, а если ей придать блеск, подмешав графит, то она приобретает серый оттенок. Можно также осмотреть гравировку на деталях из слоновой кости: они чаще всего оказываются покрытыми масляным лаком, из-за чего края приобретают маслянистый блеск. 
 

    Наконец, тем собирателям и любителям, кто не полностью доверяет своим профессиональным знаниям и своему глазу, настоятельно рекомендуем осведомиться о том, какие центры подделки старинных произведений искусства пользуются самой дурной славой. На верный след можно выйти и по этому простому пути. Зная самые подозрительные мастерские, можно квалифицированно расспросить продавца о происхождении вещи. Бывает забавно видеть, как лукавый продавец придумывает самые невероятные аргументы. Тут, как на суде, в ход идут и таинственные незнакомцы, вынужденные продать предмет, высокопоставленные лица, которых называть нельзя, и тонкие намеки, что предмет происходит из крупного — но обязательно очень далекого — собрания, и т. д. Наконец, когда названо место, откуда скорее всего произошла данная вещь, завязанный ложью узел распутывается; теперь вы на реальной почве, откуда можно с уверенностью идти дальше. И понемногу всплывает имя, зная которое можно либо сразу сделать вывод, либо быстро навести справки. Некоторые собиратели из осторожности выпрашивают вещь на короткое время, чтобы показать признанному знатоку. На это торговцы обычно мягко возражают, что якобы не в их привычке выпускать вещь из рук, а иные рискуют дать, в надежде, что обманется и знаток. Ведь нередко мелкие торговцы предлагают хорошо сделанные фальшивки на отзыв музейным служащим, чтобы использовать благоприятное мнение при обращении с покупателями. 

    Что касается определения цены оружия, если установлена его подлинность, то прежде всего надо выяснить историческую ценность, достоверную связь данного оружия с историческим лицом или историческим фактом; далее следует вопрос о мастере, о редкости изделия, о художественной ценности работы, наконец, о комплектности. То, что не представляет интереса ни с одной из упомянутых точек зрения, — малоценная вещь, которая, правда, может находиться в общественных собраниях в качестве наглядного материала, но обладает военно-историческим значением только в сочетании с другими экспонатами. Только указанные здесь критерии должны бы стать главными при определении цены как для продавца, так и для покупателя. Тем не менее этого не происходит: пока что наши исторические знания слишком скудны, чтобы заложить прочную основу для правильного нормирования в каждом конкретном случае. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Формирование  выставки оружия 

    Расположение  оружия в коллекции определяется целью, для которой коллекция предназначена. Если она принадлежит государству, провинции, общине и является общественной, то расположение предметов должно строго соответствовать просветительским целям. Здесь нельзя допускать дилетантизма или внешней декоративности, под которой так часто скрывается невежество. Экспозиция должна укреплять историческое мышление, демонстрировать развитие оружейного дела и вообще давать иллюстративный материал для политической истории и для истории культуры. Следовательно, расположение должно быть хронологическим — «начинаться с самых старых предметов и кончаться самыми новыми». Общественные коллекции, построенные на других принципах, не соответствуют целям научного познания, и подобная экспозиция, существующая более для «восхищения», чем для «просвещения», кажется безответственным разбазариванием общественного добра, допускать которого нельзя. 

    Если  мы будем придерживаться хронологически-синхронистического принципа  расстановки, то самый  простой экспонат в качестве составного элемента сможет получить такое же значение, как и самые ценные и редкие вещи. Отсюда следует, что каждый предмет должен быть в логической, а не в декоративной связи с другими. 

    Пластинчатые  доспехи надо крепить на стойках  самой простой формы. Избегайте приделывать к ним резные или восковые лица и руки, которые придадут коллекции вид кабинета восковых фигур. Также нецелесообразно сажать доспехи на деревянных лошадей: от этого становятся хуже видны и преждевременно изнашиваются седла. Доспехи для лошадей укладывают на козлы. Полудоспехи вешаются на крестообразные стойки. Нельзя выставлять доспех, соединенный с каким-либо наступательным или защитным оружием. Доспех — это не более чем доспех, и не нужно, чтобы он ассоциировался у зрителя с одетым в железо человеком, с неким героем древности с обнаженным мечом и т. д. Это просто романтическое баловство. Чтобы было лучше видно самое интересное по исторической ценности и по форме наступательное оружие, надо поставить для него стойки на пол. Дубликаты и менее важные предметы, мечи, шпаги, копья с не полностью сохранившимися древками и т. д. можно, в случае нехватки места, сгруппировать на стендах и вывесить для обзора на стены; но каждый предмет должен быть укреплен так, чтоб при необходимости его можно было легко и быстро вынуть. Знамена должны крепиться полностью развернутыми на стенах или вешаться в центре зала. Драпировок надо избегать. Предметы небольших размеров, но значительной художественной ценности, редкие и хрупкие надо выставлять в стеклянных отдельно стоящих ящиках, чтобы предмет можно было осмотреть со всех сторон. Располагать эти ящики надо так, чтобы свет из окон не отражался от стекол. 

    К государственным и общественным коллекциям предъявлять эти требования надо обязательно; но частные собрания — это другое дело. В этом случае, само собой, любые требования бессмысленны, ведь каждый имеет право размещать свое имущество как хочет. Так что нам следовало бы частные коллекции обойти молчанием. Если же мы все-таки позволяем себе дать кое-какие советы в отношении порядка расстановки предметов в частных коллекциях, то побуждает нас к этому тот факт, что немалое число обладателей ценных коллекций, открывших их по самым гуманным соображениям для публики, не возражают против того, чтобы по возможности согласовать свои вкусы с потребностями просвещения.  

    Любой частный коллекционер ведет поиски в определенном направлении, и поэтому  у каждой коллекции оружия есть свой характер. Многие собиратели намереваются создать за счет старинного оружия декоративный эффект. К этому примешиваются неясные романтические чувства, мечты о прошлом настоящему. Это, конечно, страсти, с которыми здесь нам считаться не следует, мы можем только дать советы, как, предаваясь этим страстям, не причинить вреда самому их предмету — оружию. Прежде всего надо избегать соединения с доспехом другого оружия, принадлежащего к другому времени и не соответствующего данной вещи. Так, часто можно увидеть, что в перчатке рыцарского доспеха зажат двуручный меч, которым были вооружены, как мы видели, лишь простые пешие воины. То на бедре турнирного доспеха XVI века висит изящная итальянская «городская» шпага с двойным «ослиным копытом», а то в монолитные беспалые перчатки тяжелого штехцойга сунута алебарда. Такие противоречия встречаются сплошь и рядом. Далее, совершенно ненужное расточительство — прибивать высоко на стену сгруппированное в так называемые «трофеи» ценное оружие, если абсолютно того же эффекта можно добиться, использовав самое простое оружие в коллекции. А ценное оружие гораздо лучше будет смотреться подвешенным низко на стене или положенным на столы или ящики. Выставления ниспадающих складками знамен надо избегать. Их надо, как делали и в старину, вешать под сводом на горизонтальных древках, чтобы полотнища были расправлены. Турнирное оружие по возможности нужно пространственно отделять от боевого; то же относится к охотничьему и спортивному оружию, а также к восточному, представляющему отдельную область культуры. 

    Важное  место в коллекционировании занимает дополнение некомплектных экспонатов. В общественных коллекциях такие вещи, как дополнение, недопустимы. Вместо того, чтобы чем-то дополнять поврежденный предмет, лучше выставить хорошую картинку, даже имитацию, а также показать на рисунке использование этого предмета; однако сам поврежденный предмет должен оставаться как есть, — в большинстве случаев любое современное добавление равносильно повреждению экспоната. Конечно, стремление собирателей иметь нечто законченное слишком велико, чтобы не дополнять все, что только можно, но ведь глаз знатока они не обманут. Чего только не насмотришься в таких коллекциях! Доспехи дополняются папье-маше и жестью, для копий и алебард делают новые древки, дыры в знаменах заклеивают тканью и грубо замазывают краской. В рукояти мечей и шпаг вставляют стальные полосы, которые издали кажутся прекрасными клинками. Нередко из двух неполных предметов делают один, и владелец не нарадуется якобы удачному результату. Обладателю коллекции часто и в голову не приходит, какой вред он причиняет ценному, пусть даже неполному оружию ради вящего декоративного эффекта. Тогда уж разумней купить за несколько сот марок превосходно выполненные литые копии декоративного оружия, выпускаемые металлургическим заводом Штольберга в Ильзенбурге, или же хорошие гальванопластические копии Хааса из Вены — в качестве декораций они вполне сгодятся. 

    Многие  владельцы замков держат в своих  наследственных имениях множество  оружия, не купленного у антикваров и старьевщиков, а передающегося из поколения в поколение. Такие материалы требуют к себе уважения, их почитают и хранят в неприкосновенности. Но этот самый пиетет часто ведет как раз к самым ощутимым потерям в ценнейших коллекциях — ведь часто здесь неограниченно царят разрушительная ржавчина, ярь-медянка и гниение. Нередко хранящиеся под сырыми сводами, прекраснейшие произведения искусства приходят в негодность намного раньше срока. Именно такие коллекции надо переселять в светлые, сухие помещения и устраивать их выставку в хронологическом порядке: ведь пиетет выражается не только в вещественных доказательствах, но и в заботе о сохранении, и в показе публике — он столь же почетен, сколь и целесообразен.  

    Тому, кто владеет лишь несколькими  предметами в этом роде, но ценными  в художественном отношении, прекрасными  или редкими, лучше не выставлять их соединенными и вообще не группировать. Пусть он, если предметы это допускают, положит их на столы, этажерки и комоды у себя в комнатах, поставит доспехи на стойки, повесит на стены широкие знамена и гобелены; этим он украсит свое жилье и вызовет восхищение знатока, пришедшего к нему в гости. 
 

Хранение оружия 

    Для сохранения оружия в состоянии, которое  исключило бы его преждевременное  разрушение, в первую очередь нужно  правильно выбрать помещение, где  оно будет храниться. Основной материал, из которого делается оружие, — железо, но оно часто бывает плохо очищенным от шлаков, нечистым и с примесями других элементов, прежде всего серы. Поэтому место для хранения надо подбирать особенно тщательно. Помещение, разумеется, должно быть сухим и по возможности находиться не на солнечной стороне. Кроме того, недопустимо, чтобы внешняя температура непосредственно влияла на температуру в помещении. Это особенно важно весной, когда начинаются первые теплые, солнечные дни; тогда надо принять меры, чтобы холодный воздух в комнатах нагревался обязательно понемногу и возможно медленнее; ведь из ворвавшегося в холодное помещение потока теплого воздуха мгновенно конденсируется влага. 

    Если  это главное условие выполнено, т. е. температура в помещении  для оружия зимой и летом поддерживается приблизительно одинаковая, то находящееся здесь, предварительно хорошо вычищенное оружие будет находиться в нормальном состоянии, и лишь иногда придется делать подробный осмотр, чтобы, увлажняя металл маслом, удалять ржавчину, которая в основном в виде крохотных ржавых пятен может иногда появляться на железе из-за естественной влажности стен. При этом надо соблюдать принцип: ржавчину удалять при первом же появлении. 

    Второе  обязательное условие, чтобы на оружии не появлялась ржавчина: не касаться его голыми руками, а если коснулись, то сразу же вытереть сухой мягкой тряпкой. Можно не напоминать, что не следует входить в помещение с коллекцией в мокрой одежде или мыть полы водой. 

    Еще в XVII веке предметы в оружейной камере покрывали тонким слоем олифы, чтобы защитить от ржавчины. Это придает железу безобразный вид и приносит мало пользы. Смазывание оружия тоже скорей вредно, чем полезно: любая смазка через некоторое время разлагается и образует кислоты, которые как раз способствуют возникновению ржавчины. В помещении с равномерной температурой железо можно ничем не покрывать. 

    Любую вновь приобретенную вещь надо как  можно внимательней обследовать; помещать ее в коллекцию можно только тогда, когда она будет полностью  очищена от ржавчины. 

    Удаление  ржавчины с железа, если оно производится по всем правилам и без повреждения  металла. — совсем не простое дело, оно требует особой тщательности и прежде всего терпения. Что зачастую скапливалось веками, с тем не управиться за несколько минут. Прежде всего надо оценить, проникла ли ржавчина вглубь и насколько или она только незначительно затронула поверхность. Надо обязательно удалять любую ржавчину, иначе она продолжит свое разрушительное действие. 

    Средства  для удаления ржавчины просты и общеизвестны, менее известны методы. Ржавое место обильно смачивают свежим и чистым расти­тельным или минеральным маслом, безо всякого трения и без применения наждака. Любая ржавчина постепенно растворяется в масле; поэтому нужно просто вытереть его через несколько дней, нанести новое и так терпеливо ждать до тех пор, пока ржаво-коричневая корка полностью не растворится и не будет удалена. Если под ней окажется черное пятно, какие бывают в углублениях, — это уже не ржавчина, а повреждение, вызванное окисью. Такие пятна удаляются только наждачной бумагой; но прежде чем прибегнуть к этому средству, которое действует и на сам предмет, надо как следует взвесить, не будет ли этим нанесен непоправимый вред археологической или художественной ценности предмета. 

    Чистить клинки, как правило, легче, труднее — щиты, имеющие подкладку, которую для чистки внутренней стороны надо отклепывать; но сложнее всего — доспехи, потому что трудно добраться до ржавчины между параллельными пластинками, и в крайнем случае приходится разбирать их и ставить новые кожаные полоски (ремни). Поэтому обладателям больших коллекций полезно всегда иметь в запасе несколько пакетов заклепок с желтыми и белыми головками и разной величины; ведь нередко у сильно поврежденных доспехов заклепки выскакивают при изменении температуры, особенно если они были сильно напряжены. 

Информация о работе Оружейные выставки