Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:16, реферат
Вопреки устоявшемуся мнению туристов, что практически все мосты в Санкт-Петербурге разводятся – это не так. Из всего огромного количества больших и малых мостов. В городе разводятся всего 22, но и они иногда значительно затрудняют жизнь горожанам. Разводка петербургских мостов для туристов, конечно, является запоминающимся зрелищем и незабываемым аттракционом, а жители Петербурга относятся к этому явлению, скорее, как к привычному неудобству, с которым приходится мириться.
Строительство Большеохтинского моста было начато в 1909 году. Было решено приурочить его к празднованию 200-летия Полтавской битвы. Тогда же мосту присвоили название - мост Петра Великого. Завершилась работа спустя два года. Новый мост резко отличался от Литейного и Троицкого мостов, построенных на Большой Неве до него. У моста Петра Великого было всего три пролета, причем центральный (разводной) обрамлялся двумя высокими башнями, сделанными в форме маяков, к которым, в свою очередь, примыкали более низкие башенки, напоминающие уменьшенные копии средневековых крепостных башен. Следует отметить, что внешний вид моста понравился далеко не всем. Его создателей обвиняли и в том, что мост выглядит слишком громоздким, в то время как его центральный пролет, если смотреть на него со стороны, кажется чересчур тонким, и в том, что разные элементы конструкции моста плохо сочетаются друг с другом, а сам мост не вписывается в окружающий его пейзаж. Хотя менее консервативно настроенные петербуржцы находили новое сооружение оригинальным и по-своему красивым.
В
советскую эпоху мост Петра Великого
был переименован в Большеохтинский,
по названию реки Большая Охта, впадающей
в Неву недалеко от него. В настоящее время
мост носит оба названия, хотя чаще его
все-таки называют Большеохтинским. Его
длина составляет 334 метра, а ширина - чуть
больше 23 метров.
Дворцовый мост
Разведенный на фоне заката Дворцовый мост давно стал общепризнанным символом Санкт-Петербурга. Первые просьбы заменить временный деревянный мост, соединяющий Дворцовую и Биржевую площади, на постоянный мост через Неву, прозвучали в конце 19 века. К началу следующего столетия городская Комиссия по надзору за строительством объявила конкурс проектов сразу двух мостов через Большую Неву - Дворцового и Большеохтинского. Первый тур конкурса для Дворцового моста был неудачным - все проекты жюри забраковало, предложив участникам еще немного над ними поработать и попытать счастье во второй раз. Через год на второй тур конкурса поступило еще несколько проектов, и перед Комиссией встала другая проблема - на этот раз большинство участников разработали вполне удовлетворительные решения, и выбрать из их проектов лучший было не просто. В конце концов, после долгих споров, был выбран проект инженера А. П. Пшеницкого и архитектора Р. Ф. Мельцера, однако авторам пришлось еще некоторое время заниматься его усовершенствованием.
Дворцовый мост строился в течение четырех лет, сроки его открытия постоянно отодвигались в связи с нехваткой средств, которые в основном шли на вооружение и другие нужды, связанные с Первой мировой войной. И даже когда строительные работы были завершены и по мосту началось движение, его архитектурная отделка - ограда и фонари - еще долгое время оставалась незаконченной. Впоследствии авторов проекта моста не раз обвиняли в том, что Дворцовый мост, 250 метров в длину и 27 метров с небольшим в ширину, получился слишком громоздким и тяжеловесным. Критиками не нравилось в первую очередь то, что мост почти полностью загораживал исторические здания на набережной Васильевского острова - Кунсткамеру, Зоологический музей и Биржу и частично закрывал здание Адмиралтейства от тех, кто стоял на стрелке Васильевского острова. Однако такое положение моста в большой мере обусловлено не ошибками архитекторов, а чересчур низкими берегами Невы в этом месте. Мост вполне мог бы оказаться и еще более высоким, но архитекторы и строители сделали все возможное, чтобы он как можно меньше заслонял петербуржцам обзор.
При
советской власти Дворцовый мост
некоторое время носил название
"Республиканский", но затем ему
было возвращено его изначальное
имя. Ближе к концу 20 века он был
частично реконструирован - инженеры В.И.
Ботвинник и Т. Д. Ивановаи архитекторы
М. В. Винниченко и Ю. И. Синица перестроили
его разводной пролет.
Египетский мост
Название этого моста, перекинутого через Фонтанку, говорит само за себя - он был построен в начале 19 века, в период увлечения историей и культурой Египта, и оформлен в древнеегипетском стиле. Архитекторы В. А. Христианович и Г. Треттер установили на нем высокие чугунные ворота, украшенные египетскими иероглифами, восточным орнаментом и "оплетенные" металлической цепью. Такие же иероглифы можно было увидеть и в ограде моста, а на берегах Фонтанки, по обеим сторонам моста, были размещены четыре чугунные скульптуры работы П. П. Соколова, изображающие сфинксов.
В таком виде Египетский мост прослужил петербуржцам до начала 20 века, а потом неожиданно обрушился, причем произошло это в тот момент, когда по нему через Фонтанку переезжал эскадрон конногвардейского полка. Истинная причина этой аварии так и осталась невыясненной. Выдвигалось предположение, что мост рухнул из-за того, что полк шел по нему слишком ритмично и колебания, создаваемые шагами военных, вызвали в конструкции моста резонанс. Эта версия даже попала в школьные учебники по физике, и привела к возникновению новой военной команды "Идти не в ногу!", которая отдается группе солдат, собирающейся идти через мост. Впрочем никакими физическими расчетами эта гипотеза подтверждена не была. К тому же некоторые очевидцы утверждали, что солдаты этого полка не стали спускаться перед мостом с лошадей и поехали по нему верхом, а значит, никакого резонанса в этом месте возникнуть не могло - лошадей, даже самых выдрессированных, при всем желании невозможно заставить идти "в ногу". Не исключено, что мост обрушился из-за допущенных при проектировании ошибок, не выдержав большого количества переходящих через него людей и коней.
На
месте рухнувшего Египетского моста
был построен временный деревянный
мостик, оказавшийся весьма долговечным
- лишь через полвека его вновь
заменили на каменный. Проект нового Египетского
моста принадлежал инженеру В. В. Демченко
и архитекторам П. А. Арешеву и В. С. Васильковскому.
Их сооружение, имевшее почти 47 метров
в длину и 27 метров в ширину, не было похоже
на богатый украшениями старый мост. Воссоздание
прежнего облика моста не было целью архитекторов,
которые сделали новый мост более скромным
и более легким. Но египетские мотивы старого
моста все-таки не были забыты: в узоре
ограды видны цветки лотоса, а ее стойки
украшены пышными лавровыми венками. Эта
ограда и оставшиеся от старого Египетского
моста чугунные скульптуры сфинксов, которые
были поставлены на свои прежние гранитные
постаменты, дали возможность сохранить
за мостом его старое название.
Мост Лейтенанта Шмидта
Первый постоянный мост через Неву соединил Васильевский остров с Английской набережной. Было это еще в первой половине 19 века. Над проектом моста работал инженер С. В. Кербедз, придумавший использовать при строительстве арочные конструкции из чугуна и как следует "напрактиковавшийся" в этой технологии при сооружении небольших мостов через более узкие речки Санкт-Петербурга.
Участвовал в создании моста Лейтенанта Шмидта и знаменитый архитектор А. П. Брюллов, установивший на нем миниатюрную часовню Николая Чудотворца, газовые фонари и красивую чугунную ограду с трезубцами Нептуна и фигурками морских коньков. Первоначально мост был назван Благовещенским, а в середине века переименован в Николаевский.
Ажурные
арки и решетка делали этот мост
очень красивым, однако в 20 веке, почти
через сто лет после его
создания, в связи с быстрым
развитием судоходства и
В современном мосту Лейтенанта Шмидта нет ни одной заклепки - они были заменены электросваркой. Этот способ соединения стальных конструкций уже был опробован инженерами во время сооружения Володарского моста и оказался очень удобным и экономичным. Кроме того, при реконструкции моста применялся шведский способ подводного бетонирования, что также стало новым шагом в развитии российского мостостроения. Единственным, что осталось от старого Николаевского моста, были его деревянные сваи: их не стали заменять отчасти из-за экономии финансовых средств и довольно сжатых сроков строительства, а отчасти потому, что они, несмотря на свою столетнюю службу, все еще находились в превосходном состоянии. На этих опорах мост Лейтенанта Шмидта стоит и в настоящее время, в чем заключается его уникальное отличие от всех остальных мостов через Неву.
Длина моста Лейтенанта Шмидта - 331 метр. После реконструкции он стал на четыре метра шире. В настоящее время ширина проезжей части моста равна 18 метрам, а ширина тротуаров - по три метра. Внешний вид перестроенного моста получился довольно строгим, и его резкие прямые очертания не очень хорошо гармонировали со старинными зданиями на набережных. Возможно, это произошло из-за того, что во время реконструкции моста несколько раз менялись архитекторы, отвечающие за его оформление.
Интересна
судьба старинных брюлловских фонарей
и решетки, украшавший Николаевский мост
до его реконструкции. Чугунную ограду
было решено поставить на новый мост, недавно
возведенный в городе Калинине. Привезти
ее туда удалось лишь после окончания
Великой Отечественной войны, и она до
сих пор украшает один из мостов через
реку Волгу. Фонари Николаевского моста
тоже поменяли свое "место жительства",
но им не пришлось уезжать далеко - они
были установлены на Марсовом поле в Петербурге.
Львиный мост
Первоначально он назывался "Мост четырех львов" или "Мост о четырех львах" из-за установленных на нем декоративных скульптур - сидящих львов, которые словно бы охраняют въезды на мост с берегов канала Грибоедова. Как и в случае с другими пешеходными цепными мостами, эти скульптуры скрывают в себе чугунные детали опор моста, соединенных металлическими цепями, которые тянутся из раскрытых львиных пастей. Разработали такую конструкцию инженер Г. Треттер и создатель чугунных львов скульптор П. П. Соколов.
Львиный мост был установлен в том месте, где канал Грибоедова делает свой самый резкий изгиб, в районе Большой, Средней и Малой Подъяческой улиц. На берегах канала в этом месте до сих пор сохранились старые деревья, так что с маленького Львиного моста открывается очень красивый вид.
Решетка
Львиного моста, рисунок которой
также принадлежал Г. Треттеру, на
первый взгляд может показаться довольно
простой, особенно если вспомнить вычурные
фигурные ограды других мостов, построенных
в Петербурге в 19 веке. Она состоит из вытянутых
ромбов, соприкасающихся друг с другом
углами, а в местах этих соприкосновений
располагаются небольшие цветочные розетки.
Тем не менее, этот скромный узор полюбился
петербургским архитекторам гораздо сильнее,
чем затейливое переплетение трезубцев,
русалок и листьев, украшавшее ограды
больших мостов - именно такие ромбы можно
встретить, например, на решетке Иоанновского
моста.
Львиный
мост пережил несколько реставраций,
после одной из которых, проведенной
в конце 19 века, его внешний вид
заметно ухудшился. Изящные литые
решетки были заменены тяжеловесными
коваными; фонари, освещавшие мост, были
сняты для ремонта, но обратно
их так и не поставили. Что касается
фигур львов, выкрашенных "под
мрамор", то их перекрасили в темно-серый
цвет, в результате чего львы сделались
практически невидимыми в сумерках.
В таком виде Львиный мост находился до
середины 20 века, когда в городе началась
реставрация памятников архитектуры под
руководством архитектора А. Л. Ротача.
По его проекту на мосту была восстановлена
прежняя ограда с фонарями, а львы перекрашены
в белый цвет. Еще раньше был отремонтирован
настил, а также скрытые детали моста,
среди которых было много деревянных,
которые заменили на металлические.
Последняя
реставрация Львиного моста состоялась
незадолго до празднования 300-летия
Санкт-Петербурга. Мосту постарались
полностью вернуть его
Длина
Львиного моста - почти 28 метров, ширина
- около двух с половиной метров.
Поцелуев мост
Поцелуев мост является одним из самых старых мостов Петербурга. Поначалу он состоял лишь из нескольких досок, переброшенных горожанами через реку Мойку в первой половине 18 века. Некоторое время спустя мост обзавелся перилами, а затем был расширен, превратившись из пешеходного моста в транспортный. В начале 19 века деревянный Поцелуев мост заменили чугунным, сделанным по проекту архитектора В. И. Гесте. Новый мост состоял из нескольких секций и был украшен гранитными обелисками с фонарями. Его узорчатая ограда в точности повторяла ограду на набережных Мойки в этом месте. С тех пор Поцелуев мост ремонтировался не один раз. Первая крупная реконструкция произошла после сильного наводнения в 19 веке, которое едва не разрушило мост полностью. Последующие реставрационные работы были связаны с развитием транспорта в 20 веке: в Северной столице с каждым годом становилось все больше и больше автомобилей, так что после каждой реконструкции Поцелуев мост становился шире, пока его ширина не достигла 23 с половиной метров при длине около 40 метров.
Все
эти реконструкции не повлияли на
внешний вид Поцелуева моста, который,
за исключением его ширины, к началу 21
века лишь незначительно изменился. Главным
новшеством при очередной перестройке
моста в 20 веке стала прокладка на нем
трамвайных путей, которой руководил инженер
А. П. Пшеницкий. Но красота Поцелуева моста
от этого не пострадала. Наоборот, в середине
века архитектор А. Л. Ротач, занимавшийся
восстановлением исторического облика
многих петербургских мостов, занялся
восстановлением его четырехгранных фонарей.
Сохранились также фигурная решетка и
четыре обелиска, увенчанные позолоченными
шарами. Стоящие при въезде на Поцелуев
мост, они по-прежнему остаются такими
же, какими были более ста лет назад.
Синий мост
Вряд ли кто-нибудь из петербуржцев или гостей Северной столицы не был на этом мосту, но при этом большинство из них, скорее всего, скажут, что никакого Синего моста они никогда не видели. Наблюдательность и знание архитектурных памятников города тут не при чем - Синий мост действительно можно "не заметить", даже находясь прямо на нем. Этот "мост-невидимка" построен так, что фактически является частью Исаакиевской площади, и именно с него удобнее всего любоваться возвышающимися напротив Исаакиевским собором и памятником Николаю I, но те, кто смотрит на них оттуда, часто даже не подозревают, что находятся на мосту.