Месопотамия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 20:07, реферат

Краткое описание

Месопотамия расположена на открытом пространстве и в центре Ближнего Востока, -иго обеспечивало ей издревле ведущую роль : международной торговле, ибо многие сухопутные дороги проходили через нее с запада на восток и с севера на юг. Торговля шла также по рекам (хотя судоходство по ним было сопряжено с большими трудностями) и по Персидскому заливу (из Передней Азии в Аравию и Индию).

Содержимое работы - 1 файл

МЕСОПОТАМИЯ.doc

— 194.00 Кб (Скачать файл)

Изучение истории  Месопотамии в дореволюционной  русской и советской науке. Основателем  русской «школы» ассириологии по праву считают М. В. Никольского. Важное значение имел его капитальный двухтомный труд «Документы хозяйственной отчетности древнейшей Халдеи» (1908; 1915), в котором было опубликовано и исследовано более 500 хозяйственных документов III тысячелетия до н. э. 

Существенный  вклад в создание отечественной  ассириологии внесли такие ученые, как Б. А. Тураев, уделивший значительное внимание культуре и истории Месопотамии  в своем большом труде «История Древнего Востока», и В. К. Шилейко, давший блестящие переводы литературных, мифологических и исторических произведений Древней Месопотамии. 

Лучшие традиции русской науки начала XX в. легли  в основу зарождающейся после  Октябрьской революции советской  ассириологии, которая развивалась  на базе методологии исторического  материализма и тем принципиально отличалась от зарубежной. В 20—50-е годы много сделали для ее развития академики В. В. Струве и А. И. Тюменев.A И. Тюменев плодотворно занимался проблемами земельной собственности и социальных отношений в Месопотамии III тысячелетия до н. э. Итогом этих исследований была его монография «Государственное хозяйство древнего Шумера» (1956).B.В. Струве, будучи чрезвычайно разносторонним ученым, внес большой вклад ввоссоздание истории Древней Месопотамии в своем труде «История Древнего Востока»(1941), в коллективной «Всемирной истории», в решение проблем ее хронологии, в изучение экономических взаимоотношений общины, храма и дворца. Важнейшим вкладом В. В. Струве в развитие востоковедческой науки был вывод, сделанный на основе долговременных и глубоких исследований социально-экономических отношений в Месопотамии, особенно царских рабовладельческих латифундий III династии Ура, о рабовладельческом характере древневосточного общества, принятый в дальнейшем советскими востоковедами, хотя и не без дискуссий, которые особенно активный характер носили в 30-е и 60-е годы и характеризовались борьбой между сторонниками рабовладельческого, азиатского и феодального способов производства на Древнем Востоке. 

Постепенно создавалась  школа советских исследователей-ассириологов. Среди них видное место занимает И. М. Дьяконов, в центре исследований которого стоит социально-экономическая история Древней Месопотамии. Ряд теоретических положений И. М. Дьяконова: о соотношении государственного и общинно-частного секторов экономики в древневосточном обществе, о роли общины, о характере древневосточного рабства, о роли городов и торговли, о постепенном переходе от родовых форм управления к формированию монархического государства — уточняют и далее развивают концепцию рабовладельческого общества в Древней Передней Азии. Большой вклад внесен им в издание литературных, исторических, юридических памятников Древней Месопотамии. Видное место в исследованиях ученого занимают проблемы письменности и изучение языков народов Древней Месопотамии. 

Советская ассириология 50—80-х годов разрабатывает многие научные проблемы. Среди них ведущее  место занимает проблема социально-экономических  отношений в Месопотамии. Она  нашла свое развитие в трудах М. А. Дандамаева, исследовавшего рабство и другие формы зависимости в Вавилонии позднего периода. Проблема перехода от первобытнообщинного к раннеклассовому обществу решается на обширном археологическом материале Месопотамии в трудах В. М. Массона. 

В настоящее  время советскими учеными успешно разрабатываются вопросы государства и права, литературы, искусства Месопотамии, издаются клинописные документы, хранящиеся в музейных собраниях СССР. 

Советские ученые включились и в археологическое  изучение памятников Древней Месопотамии  и с 1969 г. ведут раскопки в Ираке. 

Достижения советской  ассириологии обобщены в многотомном  академическом труде «История Древнего Востока», первая часть которого —  «Месопотамия» — вышла в свет в 1983 г.  

Усилилось влияние  историко-материалистического направления, развиваемого советской ассириологией, на зарубежную ассириологию, где его принимают многие прогрессивные ее представители. 

В социалистических странах (ЧССР, ГДР, ВНР, ПНР) развиваются  школы ассириологии, базирующиеся на марксистско-ленинской методологии как основе исторического исследования и плодотворно впитавшие в себя лучшие отечественные ассириологические традиции {например, школа Б. Грозного в Чехословакии). 
 

Математика Шумеров. 

Шумеры  пользовались шестидесятеричной системой счисления. Для изображения чисел использовались всего два знака: "клин" обозначал 1; 60; 3600 и дальнейшие степени от 60; "крючок" - 10; 60 х 10; 3600 х 10 и т. д. В основу цифровой записи был положен позиционный принцип, но если Вы , исходя из основы счисления, думаете, что числа в Шумере отображали как степени 60-ти, то  ошибаетесь.  

За основание  в Шумерской системе берется  не 10, а 60, но затем это основание  странным образом заменяется числом 10, затем, 6, а затем снова на 10 и  т.д. И таким образом, позиционные  числа выстраиваются в следующий ряд:  

1, 10, 60, 600, 3600, 36 000, 216 000, 2 160 000, 12 960 000.  

Эта громоздкая шестидесятеричная система позволяла  шумерам вычислять дроби и  перемножать числа до миллионов, извлекать корни и возводить  в степень. Во многих отношениях эта система даже превосходит применяющуюся нами в настоящее время десятичную систему. Во-первых, число 60 имеет десять простых делителей, в то время как 100 — всего 7. Во-вторых, это единственная система, идеально подходящая для геометрических вычислений, и именно этим объясняется то, что она продолжает применяться и в наше время  отсюда, например, деление круга на 360 градусов.  

Мы редко осознаем, что не только нашей геометрией, но также и современному способу  исчисления времени мы обязаны шумерской системе счисления с шестидесятеричным основанием. Деление часа на 60 секунд было совсем не произвольным — оно основывается на шестидесятеричной системе. Отголоски шумерской системы счисления сохранились и в делении суток на 24 часа, года на 12 месяцев, фута на 12 дюймов, и в существовании дюжины как меры количества. Они обнаруживаются также в современной системе счета, в которой выделяются отдельно числа от 1 до 12, а затем следуют числа типа 10+3, 10+4 и т.д.  

Теперь нас  уже не должно удивлять, что зодиак также был еще одним изобретением шумеров, изобретением, которое в дальнейшем было усвоено другими цивилизациями. Но шумеры не пользовались знаками зодиака, привязывая их к каждому месяцу, как мы делаем сейчас в гороскопах. Они использовали их в чисто астрономическом смысле — в смысле отклонения земной оси, движение которой делит полный цикл прецессии в 25 920 лет на 12 периодов по 2160 лет. При двенадцатимесячном движении Земли по орбите вокруг Солнца картина звездного неба, образующего большую сферу в 360 градусов, меняется. Понятие зодиака возникло путем разделения этой окружности на 12 равных сегментов (сферы зодиака) по 30 градусов каждый. Затем звезды в каждой группе объединялись в созвездия, и каждое из них получало свое наименование, соответствующее современным их наименованиям. Таким образом, не остается сомнения в том, что впервые понятие зодиака использовалось в Шумере. Начертания знаков зодиака (представляющие воображаемые картины звездного неба), а также произвольное деление их на 12 сфер доказывают, что соответствующие знаки зодиака, применяющиеся в других, более поздних культурах, не могли появиться в результате самостоятельного развития.  

Исследования  шумерской математики, к большому удивлению ученых, показали, что  их числовая система тесно связана с прецессионным циклом. Необычный подвижной принцип шумерской шестидесятеричной системы счисления акцентирует внимание на числе 12 960 000, что в точности равняется 500 больших прецессионных циклов, совершающихся за 25 920 лет. Отсутствие каких бы то ни было иных, кроме астрономических, возможных приложений для произведений чисел 25 920 и 2160 может означать лишь одно — эта система разработана специально для астрономических целей.  

Похоже на то, что ученые уклоняются от ответа на неудобный вопрос, который заключается в следующем: каким образом шумеры, чья цивилизация длилась всего 2 тысячи лет, могли заметить и зафиксировать цикл небесных движений, продолжающийся 25 920 лет? И почему начало их цивилизации относится к середине периода между сменами зодиака? Не свидетельствует ли это о том, что они унаследовали астрономию от богов? 
 
 

Археологические памятники. Первые сведения европейцев о Месопотамии восходят к таким  классическим авторам древности, как  историк Геродот (5 в. до н.э.) и географ  Страбон (рубеж н.э.). Позднее Библия способствовала интересу к местонахождению райского сада, к Вавилонской башне и самым знаменитым городам Месопотамии. В средние века появились записки о путешествии Беньямина Тудельского (12 в.), содержащие описание местонахождения древней Ниневии на берегу Тигра напротив процветавшего в те времена Мосула. В 17 в. предпринимаются первые попытки скопировать таблички с текстами (как позднее выяснилось, из Ура и Вавилона), написанными клинообразными знаками, которые впоследствии получили название клинописи. Но систематические широкомасштабные исследования с тщательными измерениями и описаниями сохранившихся фрагментов памятников приходятся на начало 19 в.; в частности, такие работы были предприняты английским путешественником и политиком Клодисом Джеймсом Ричем. Вскоре визуальное обследование поверхности памятников уступило место раскопкам городов. 

Во время раскопок, проведенных в середине 19 в. неподалеку от Мосула, были обнаружены изумительные ассирийские памятники. Французская  экспедиция под руководством Поля Эмиля Ботта после неудачных раскопок в 1842 на холме Куюнджик (часть древней Ниневии) в 1843 продолжала работы в Хорсабаде (древний Дур-Шаррукин), величественной, но недолговечной столице Ассирии при Саргоне II. Большие успехи были достигнуты британской экспедицией под руководством сэра Остина Генри Лейарда, раскапывавшей с 1845 две другие ассирийские столицы — Ниневию и Калаха (современный Нимруд). 

Раскопки вызвали  рост интереса к археологии Месопотамии  и, что особенно важно, привели к окончательной расшифровке аккадской (вавилонской и ассирийской) клинописи. Начало было положено в 1802 немецким ученым Георгом Фридрихом Гротефендом, пытавшимся прочесть древнеиранский текст на трехъязычной надписи из Ирана. Это было алфавитное клинописное письмо с относительно небольшим числом знаков, а язык был диалектом хорошо известного древнеперсидского языка. Вторая колонка текста была написана на эламском языке слоговым письмом, содержавшим 111 знаков. Система письма в третьей колонке, была еще более трудной для понимания, поскольку содержала несколько сотен знаков, обозначавших как слоги, так и слова. Язык совпадал с языком надписей, обнаруженных в Месопотамии, т.е. с ассиро-вавилонским (аккадским). Многочисленные трудности, возникавшие при попытках прочесть эти надписи, не остановили британского дипломата сэра Генри Роулинсона, пытавшегося расшифровать знаки. Находки новых надписей в Дур-Шаррукине, Ниневии и других местах обеспечили успех его исследований. В 1857 четыре ассириолога, собравшиеся в Лондоне (среди них был и Роулинсон), получили копии недавно найденного аккадского текста. Когда сравнили их переводы, оказалось, что они совпадали во всех основных позициях. 

Первый успех  в расшифровке аккадской системы  письма — самой распространенной, просуществовавшей многие века и сложной из всех клинописных систем, — вызвал к жизни предположение, что эти тексты могут удостоверить правдивость библейских текстов. Из-за этого сильно возрос интерес к табличкам. Главной целью стало не обнаружение вещей, художественных или письменных памятников, а восстановление облика ушедших цивилизаций во всех их связях и деталях. Многое в этом отношении сделано немецкой археологической школой, главными достижениями которой были раскопки под руководством Роберта Кольдевея в Вавилоне (1899-1917) и Вальтера Андре в Ашшуре (1903-1914). Тем временем французы вели аналогичные работы на юге, в первую очередь в Телло (древний Лагаш), в сердце древнего Шумера, а американцы — в Ниппуре. 

В 20 в., в период между мировыми войнами, было исследовано множество новых памятников. Среди главных открытий этого периода — англо-американские раскопки в Уре, получившие, вероятно, особую известность благодаря находкам в так называемом Царском некрополе, с его невероятно богатыми, хотя зачастую жестокими свидетельствами жизни шумеров в III тыс. до н.э.; немецкие раскопки в Варке (древний Урук, библейский Эрех); начало французских раскопок в Мари на Среднем Евфрате; работы Восточного института Чикагского университета в Телль Асмаре (древняя Эшнунна), а также в Хафадже и Хорсабаде, где почти столетием раньше французы начали раскопки; раскопки Американской школы восточных исследований (Багдад) в Нузи (совместно с Гарвардским университетом), а также в Тепе Гавре (совместно с Пенсильванским университетом). После Второй мировой войны правительство Ирака приступило к самостоятельным раскопкам, в основном на юге страны.

Информация о работе Месопотамия