Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 21:25, реферат
Цель этой контрольной работы изучить теоретические знания по теме Человек масса и массовая культура. Дать определения основным понятиям. Отметить основные черты массовой культуры, её особенности, а также отличия от других культур.
Введение
1. Массовая кульура её становление.
2. Сущность массовой культуры.
3. Социальные функции массовой культуры.
Заключение
4. Список используемой литературы
Практика манипулирования в совершенстве освоена идеологической пропагандой — националистической, расистской, фашистской, коммунистической. В ней открыто утверждается общественная значимость тех или иных социальных идей, ценностей. Теоретическая и практическая социология вносит в этот процесс свою лепту, внушая широкой аудитории те ценности, которые выгодны и полезны манипуляторам — классу собственников того или иного продукта — материального, интеллектуального, морального.
Социология культуры - наука, которая может выявить как предметное поле социальных манипуляций, так и их механизмы, формы, в которые они облекаются, характер и содержание их проявлений в различных типах обществ, социальных групп, общностей, на разных этапах и в разных сферах общественной жизни. И. Кант сформулировал понятие категорического императива, выдвинув его как регулятивный принцип идеала. П. Сорокин показал механизм, принципы социокультурной динамики: принцип "ограничения" и принцип "имманентного изменения", которые объясняют эволюцию и кризис культурной суперсистемы. Г. Гегель и К. Маркс теоретически осмыслили понятие "сознание", выделили его типы: групповое, индивидуальное, общественное, обыденное, элитарное, массовое, нормативное, стихийное.
Основным
средством социального
Массовое сознание порывает связи с национальным и общественным сознанием. Происходит маргинализация большого числа людей, включая элиту общества. Общество превращается в два социальных класса: манипулирующая элита - манипулируемая масса. Г. Блуберг назвал подобную массу "недифференцированным множеством" - людьми, обладающими несамостоятельным мышлением, конформными. X. Ортега-и-Гассет определил ее как "синоним невежества" — чуждую идеалам и никогда их не имевшую. К. Юнг видел в манипулируемой массе "механизированное общество", где индивидуальное "Я" превращено в функцию.
Главный механизм социального манипулирования - информационная деятельность, во главе которой стоят средства массовой информации и столь популярные из них ныне — телевидение, интернет, радиовещание, наука, и в том числе социологическая, литература. Информационные потоки заливают сознание масс, отличаясь несистематизированностью, объективностью, способностью вызывать доверие и интерес. Приемы, используемые для манипуляции сознанием, используются там, где доверие обеспечено. Среди них — умолчание невыгодной информации; перестановки значимой информации в разряд мало значимой; опора на известных деятелей для передачи необходимой для социальной манипуляции информации; фальсификация истории; фабрикация цитат, статистических данных, данных опросов аудитории; монтаж — фото-, видео- и аудиоматериалов; внушение; дискредитация авторитетных источников; массовый гипноз и зомбирование; наклеивание "ярлыков" и многое другое. Заказчиком манипуляции выступает правящая элита.
Все
это свидетельствует о
Сфера социальной манипуляции, являющаяся наиболее обширной и "человекоемкой", — это сфера массовой культуры. В современном российском обществе можно говорить о господстве массовой культуры в сознании большинства людей. Массовая культура формирует массовое сознание, в ее поле оно проявляется, ею же массовое сознание и руководствуется. Отличия массового сознания — его консервативность, инертность, ограниченность, неспособность принимать другие виды, формы, типы культуры. Воспринимаются лишь видимые, лежащие на поверхности факты и явления социальной и природной жизни, их осмысление остается "за кадром" сознания.
Превратившись в товар для рынка, враждебная всякого рода элитарности, так называемая "массовая культура" имеет целый ряд отличительных черт. Это, прежде всего, ее "простота", если не примитивность, часто переходящая в культ посредственности, ибо рассчитана она на "человека с улицы". Для выполнения своей функции — снятия сильных производственных стрессов-- "массовая культура" должна быть как минимум развлекательной. Обращенная к людям часто с недостаточно развитым интеллектуальным началом, она во многом эксплуатирует такие сферы человеческой психики, как подсознание и инстинкты. Всему этому соответствует и преобладающая тематика "массовой культуры", получающей большие доходы от эксплуатации таких понятных для всех, а порой и щекочущих нервы тем, как любовь, семья, секс, карьера, преступность и насилие, приключения, ужасы и т.п.
Массовое сознание есть продукт массовой культуры. В свою очередь, массовое сознание создает возможности для дальнейшего развитии массовой культуры. В ее сфере действия оказываются не только идеологическая и психологическая составляющие, но и коммерческая, социально-экономическая. Концентрированным выражением социальной манипуляции массовым сознанием является превращение ее детища — массовой культуры в средство стимуляции потребления ее продукта. Свидетельством ускорения процесса массовизации потребления стала реклама, достигшая в современном российском обществе огромного размаха и поглощающая гигантские средства.
Реклама зачастую принципиально меняет сложившиеся ценностные установки и создает у людей искусственные потребности, бесполезные или даже вредные. Информационная нагрузка рекламы все больше сводится к минимуму в сфере интеллектуальной, образовательной, развивающей личность и к максимуму в сфере манипулирования эмоциональными, витальными и подсознательными факторами. Она нацеливает человека на реализацию первичных витальных ценностей, связанных с удовлетворением материальных потребностей или со стремлением к социальному престижу — опять-таки через приобретение некоторого престижного предметного воплощения.
Как отмечают
социологи культуры, реклама утверждает
почитание материального
3.
Социальные функции
массовой культуры.
Таким
образом, массовая культура — социокультурное
явление индустриального
В этом контексте актуально выделить функции массовой культуры в современном обществе.
1.
Социализация индивида в
Согласно концепции широко известного канадского социолога и культуролога Г.М. Маклуэна, эра масс-медиа и электронной информации радикально меняет как среду обитания человека, так и его самого. Сам человек принуждается думать не "линейно-последовательно", а через интервалы, мозаично, и именно глобальная сеть СМИ воссоздает универсальность духовной регуляции. Происходит схематизация и стереотипизация сознания, в большей части через упрощение объяснительных причин, сводимых к хорошо узнаваемым различиям "свои" - "чужие", "хороший" — "плохой", "доброта" — "жестокость" и т.д.
Обращаясь к низовым и повседневным сферам поведения, массовая культура утверждает понятные и стереотипные представления в человеческих отношениях, не требуя от человека усилий на преодоление самого себя. Она обращается к жизненным инстинктам, срабатывающим в условиях постоянного жизнеобеспечения.
2. Удовлетворение потребности в рекреации и отвлечение индивида от интенсивной гонки в сферах жизненного успеха. Это прежде всего такие развлекательные жанры, как эстрада, комедии, комиксы, зрелищный спорт и т.п. Наиболее существенный механизм массовой культуры составляет постоянно расширяющееся потребление в самых различных сферах, обеспечивающее хотя и унифицированный, но постоянно обновляемый образ жизни.
Сила массовой культуры заключается уже в том, что она не отделена от потребления в самом широком смысле этого слова и от самого образа жизни. Пища, одежда, жилище, бытовая техника, предметы обихода, образование — все поступает к человеку через механизмы массовой культуры, в которой нормативные и престижные стороны переплетены с функциональными. Как справедливо считает Б.С. Ерасов, даже в глазах представителей элиты духовный продукт приобретает ценность лишь постольку, поскольку он становится предметом массового спроса. Непризнанные гении вышли из моды. Их место заняли кумиры и идолы, изготовленные "фабриками грез".
3. Манипуляция сознанием. Манипуляция сознанием создает иллюзию независимого выбора, на самом деле подчиняя индивида, навязывая ему иллюзорные потребности и заставляя его изыскивать средства для их удовлетворения.
В практике массовой культуры массовое сознание имеет специфические средства выражения. Массовая культура в большей степени ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые образы (имидж) и стереотипы. В массовой культуре главное — внешняя форма, а не глубинное содержание. Подобная ситуация стимулирует идолопоклонство.
4. Иллюзорно-компенсаторная. Массовая культура в художественном творчестве выполняет эту специфическую функцию, приобщая человека к миру несбыточных грез. Эта функция сочетается с функцией пропаганды господствующего образа жизни. Отсюда и использование в массовой культуре таких жанров, как детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс. Именно в рамках этих жанров создаются упрощенные "версии Жизни", которые сводят социальное зло к психологическим и моральным факторам.
В зависимости от тяготения
к элитарному или популистскому образу
мышления культурологи склонны считать
его или чем-то вроде социальной патологии,
симптомом вырождения общества, или, наоборот,
важным фактором его здоровья и внутренней
стабильности. Критический подход к массовой
культуре сводится к ее обвинениям в пренебрежении
классическим наследством, в том, что она
является инструментом сознательного
манипулирования людьми, унифицирует
личность, способствует ее отчуждению
от реальной жизни.
Заключение
Нельзя сказать, что массовая культура вообще освобождает человека от личной ответственности; скорее, речь идет именно о снятии проблемы самостоятельного выбора. Структура бытия (по крайней мере той его части, что касается индивида непосредственно) задается человеку как набор более или менее стандартных ситуаций, где все уже выбрано теми самыми "гидами" по жизни: журналистами, рекламными агентами, публичными политиками, звездами шоу-бизнеса и др. В массовой культуре уже все известно наперед: "правильный" политический строй, единственно верное учение, вожди, место в строю, звезды спорта и эстрады, мода на имидж "классового борца" или "сексуального символа", кинофильмы, где "наши" всегда правы и непременно побеждают, и пр.
Хотя массовая культура, безусловно, является "эрзац-продуктом" специализированных "высоких" областей культуры, не порождает собственных смыслов, а лишь имитирует явления специализированной культуры, пользуется ее формами, смыслами, профессиональными навыками, нередко пародируя их, редуцируя до уровня восприятия "малокультурного" потребителя, не стоит оценивать это явление однозначно негативно. Массовая культура порождается объективными процессами социальной модернизации сообществ, когда социализирующая и инкультурирующая функции традиционной обыденной культуры (сословного типа), аккумулирующей социальный опыт городской жизни в доиндустриальную эпоху, утрачивают свою эффективность и практическую актуальность, а массовая культура фактически принимает на себя функции инструмента обеспечения первичной социализации личности в условиях национального общества со стертыми сословно-классовыми границами. Вполне вероятно, что массовая культура является эмбриональным предшественником какой-то новой, еще только нарождающейся обыденной культуры, отражающей социальный опыт жизни уже на индустриальном (национальном) и постиндустриальном (во многом уже транснациональном) этапах развития, и в процессах селекции ее пока еще весьма неоднородных по своим характеристикам форм может вырасти новый социокультурный феномен, параметры которого нам еще не ясны.
Так или иначе, но очевидно, что массовая культура представляет собой вариант обыденной культуры городского населения (и прежде всего той его части, которая относится или тяготеет к буржуазной в функциональном смысле субкультуре) эпохи "высоко специализированной личности", компетентной только в своей узкой сфере знаний и деятельности, а в остальном предпочитающей пользоваться печатными, электронными или одушевленными справочниками, каталогами, "гидами" и иными источниками экономно скомпонованной и редуцированной "для круглых дураков" информации.
В конце концов эстрадная певица, приплясывающая
у микрофона, поет примерно о том же, о
чем писал в своих сонетах Шекспир, но
только в данном случае переведенном на
язык "два прихлопа, три притопа".
Для человека, имеющего возможность читать
Шекспира в подлиннике, это звучит отвратительно.
Но можно ли научить все человечество
читать Шекспира в подлиннике (как об этом
мечтали философы-просветители), как это
сделать и – главное – нужно ли это вообще?
Вопрос, надо сказать, далеко не оригинальный,
а лежащий в основе всех социальных утопий
всех времен и народов. Массовая культура
не является ответом на него. Она лишь
заполняет лакуну, образуемую отсутствием
какого-либо ответа. И есть подозрение,
что это надолго.