Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:14, курсовая работа
Что нам в действительности известно о Леонардо да Винчи, как о человеке? Как ни странно, почти ничего. В многочисленных воспоминаниях его друзей и учеников говорится лишь о том, что это был прекрасный живописец (мы и сами можем это наблюдать сегодня), невероятно работоспособный и увлеченный своими идеями ученый и изобретатель, прекрасный музыкант и великий гуманист.
Введение 3
Глава I. Жизнь и искусство Леонардо
1.1 Ранний период творчества Леонардо да Винчи 6
1.2 Зрелый период творчества Леонардо да Винчи 13
1.3 Поздний период творчества Леонардо да Винчи 17
Глава II. Леонардо - союз науки и искусства
2.1 Философ 19
2.2 Инженер 21
2.3 Анатом 25
Глава III. Наследие Леонардо да Винчи 28
Заключение 31
Список используемой литературы 34
Приложения 36
Первоначальный интерес Леонардо да Винчи был таким же, как и у Поллайоло. Однако в дальнейшем Леонардо рассматривал анатомию не только как приложение к живописи и скульптуре. Занятия анатомией охватывают всю жизнь Леонардо да Винчи - первая рукопись относится к 1484 году, а последняя - к 1515. Вероятно, именно во Флоренции Леонардо впервые побывал в анатомическом театре. Свои анатомические вскрытия Леонардо да Винчи производил в госпитале Сайта Мария Нова, основанном в 1255 году. К этому периоду жизни Леонардо относятся одни из первых схематических анатомических зарисовок поперечных срезов ноги.
Понимая всю сложность проведения секций, Леонардо считал анатомические зарисовки основой изучения строения человеческого тела. В своих записях Леонардо указывает о количестве проведенных им вскрытий, об условиях, в которых ему пришлось работать, и о необходимости владения рисунком, знаниями геометрии, представлениями перспективы, о необходимости быть прилежным: "И если скажешь, что лучше заниматься анатомией, чем рассматривать подобные рисунки, ты был бы прав, если бы все эти вещи, показываемые в подобных рисунках, можно было наблюдать на одном теле, в котором ты, со всем своим умом, не увидишь ничего и ни о чем не составишь представления, кроме разве как о нескольких немногих жилах, ради которых я, для правильного и полного понятия о них, произвел рассечение более десяти трупов, разрушая все прочие члены, вплоть до мельчайших частиц уничтожая все мясо, находившееся вокруг этих жил, не заливая их кровью, если не считать незаметного излияния от разрыва волосных сосудов; и одного трупа было недостаточно на такое продолжительное время, так что приходилось работать последовательно над целым рядом их, для того чтобы получить законченное знание, что повторил я дважды, дабы наблюсти различия. И если даже ты имел бы любовь к предмету, тебя, быть может, отшатнуло бы отвращение, и даже если бы не отшатнуло оно, то, может быть, тебе помешал бы страх находиться в ночную пору в обществе подобных разрезанных на части, ободранных, страшных видом своим мертвецов; и даже если это не помешало бы тебе, быть может, будет не доставать тебе точности рисунка, необходимой в подобных изображениях. И если бы ты овладел рисунком, у тебя не было бы еще знания перспективы, и даже если бы рисунок и сопровождался знанием последней, то требовался бы еще строй геометрических доказательств и метод расчета сил и крепости мышц" [18, c. 267-269]. Здесь следует упомянуть, что многие качества, о которых упомянул Леонардо да Винчи, прежде всего были присущи ему самому.
В 1492 году Леонардо да Винчи покидает Флоренцию и перебирается в Милан. Его не столько интересовали передача цвета или изображение контура, сколько создание эффекта трехмерного пространства. Эффект трехмерного пространства был использован впоследствии при анатомических зарисовках - Леонардо показывал объект с четырех сторон. Многопроекционное изображение частей человеческого тела впервые было воспроизведено Леонардо и использовано в дальнейшем другими анатомами.
Плодотворно занимаясь секционной работой и зарисовкой различных частей тела, Леонардо да Винчи считал тело человека и животных совершенством природы, отдавая ей приоритет в создании плоти: "Хотя бы ум человеческий и делал различные изобретения, различными орудиями отвечая одной цели, никогда он не найдет изобретения более прекрасного, более легкого и более верного, чем изобретения природы, ибо в ее изобретениях нет ничего недостаточного и ничего лишнего. И не пользуется она противовесами, когда делает способные к движению члены в телах животных, а помещает туда душу..." Тем не менее, будучи человеком верующим, Леонардо писал далее: "...неприкосновенным оставляю священное писание, ибо оно высшая истина". А о сердце написал так: "Чудесное орудие, изобретенное верховным художником" [23. c.165].
Занимаясь препарированием периферических нервов, изучением взаимоотношения нервных стволов и мышц, Леонардо пытался представить их пространственное и функциональное взаимоотношения. Как следует из первых зарисовок головы, Леонардо не удовлетворяли лишь внешние очертания черепа, он производил сечение черепа в трех плоскостях - сагиттальной, фронтальной и горизонтальной - представляя объемное изображение костей, его составляющих.
Широко известные рисунки черепа, (см. прил.11), выполненные Леонардо да Винчи, относятся к Миланскому периоду его жизни.Эти рисунки являются выдающимся достижением анатомии средневековья.
Леонардо довольно подробно рассматривает вопросы аккомодации и адаптации глаза. Леонардо да Винчи не только старался дать объяснение природе зрения и строению глаза, но и пытался решить вопрос об улучшении зрения. Недостатки глаза (близорукость и дальнозоркость) он рекомендовал исправлять искусственными стеклянными линзами - очками. В вопросе о природе зрения и функциях глаза Леонардо да Винчи пошел значительно дальше своих предшественников. Им были поставлены и решены задачи построения хода лучей в глазе и камере-обскуре, выявлены основные законы зрения, дано научное объяснение действия линз, зеркал и очков. Изучение Леонардо да Винчи свойств бинокулярного зрения привело его к созданию около 1500 г. конструкции стереоскопа. Кроме того, он изобрел ряд осветительных устройств, в том числе, ламповое стекло, мечтал о создании телескопа из очковых линз. В 1509г. им была предложена конструкция станка для шлифовки вогнутых зеркал.
Глава III Наследие Леонардо да Винчи
В 1485 году, после страшной эпидемии чумы в Милане, Леонардо предложил властям проект идеального города с определёнными параметрами, планировкой и канализационной системой. Миланский герцог Лодовико Сфорца отклонил проект. Прошли века, и власти Лондона признали план Леонардо совершенной основой для дальнейшей застройки города. В современной Норвегии находится действующий мост, созданный по проекту Леонардо да Винчи.
Испытания парашютов и дельтапланов, выполненных по эскизам мастера, подтвердили, что лишь несовершенство материалов не позволило ему подняться в небо. С появлением авиации самая заветная мечта великого флорентийца стала реальностью. В римском аэропорту, носящем имя Леонардо да Винчи, установлена исполинская, уходящая в небо статуя учёного с моделью вертолёта в руках. «Не оборачивайся тот, кто устремлён к звезде», — писал божественный Леонардо.
Огромное литературное наследие Леонардо да Винчи дошло до наших дней в хаотическом виде, в рукописях, написанных левой рукой. Хотя Леонардо да Винчи не напечатал из них ни строчки, однако в своих записях он постоянно обращался к воображаемому читателю и все последние годы жизни упорно носился с мыслью об издании своих трудов.
Уже после смерти Леонардо да Винчи его друг и ученик Франческо Мельци выбрал из них отрывки, относящиеся к живописи, из которых был впоследствии скомпонован «Трактат о живописи». В полном же виде рукописное наследие Леонардо да Винчи было опубликовано только в XIX—XX веках. Помимо громадного научного и исторического значения оно имеет также художественную ценность благодаря сжатому, энергичному слогу и необычайно чистому языку. Живя в эпоху расцвета гуманизма, когда итальянский язык находился в загоне, Леонардо да Винчи восхищал современников красотой и выразительностью своей речи (по преданию он был хорошим импровизатором), но не считал себя литератором и писал, как говорил; его проза поэтому — образец разговорного языка интеллигенции XV века, и это уберегло её в целом от искусственности и велеречивости, присущей прозе гуманистов, хотя в некото- рых пассажах дидактических писаний Леонардо да Винчи мы находим отзвуки пафоса гуманистического стиля.
Даже в наименее «поэтических» по замыслу фрагментах слог Леонардо да Винчи отличается яркой образностью; так, его «Трактат о живописи» оснащен великолепными описаниями (например, знаменитое описание потопа), поражающими мастерством словесной передачи живописных и пластических образов. Наряду с описаниями, в которых чувствуется манера художника-живописца, Леонардо да Винчи дает в своих рукописях множество образцов повествовательной прозы: басни, фацеции (шутливые рассказы), афоризмы, аллегории, пророчества. В баснях и фацециях Леонардо стоит на уровне прозаиков XIV века с их простодушной практической моралью; а некоторые его фацеции неотличимы от новелл Сакетти [14, c. 89-93].
Как известно, Леонардо был амбидекстром — в одинаковой степени хорошо владел правой и левой руками. Уже в юные годы Леонардо усвоил привычку свои записи вести зеркальным письмом, удивлявшим его современников и доставляющим немало хлопот многим поколениям исследователей, расшифровывающих рукописи художника. Привычку эту Леонардо сохранил на всю жизнь. Зеркальное письмо Леонардо принял по ряду причин. Во-первых, он был левшой: писал и рисовал левой рукой, хотя умел столь же хорошо работать и правой. Левой рукой и штриховать рисунок и писать удобнее справа налево. Этот способ и принимает Леонардо, рисунки и записи которого легко отличить от рисунков и записей его современников. Второй причиной принятия зеркального письма было, несомненно, свойственное молодым людям стремление к таинственности, желание засекретить свои записи, которые, конечно, легко могли попасть в чужие руки и в мастерской Верроккио, всегда полной любопытного народа, и в доме отца, иногда излишне интересующегося жизнью и работой своего уже взрослого сына. Третьей же и, может быть, основной причиной, определившей выбор столь странного способа записи, было свойственное Леонардо стремление к оригинальности во что бы то ни стало, к подчеркиванию своей индивидуальной несхожести со всеми остальными людьми.
Приятно знать, что маэстро восхищаются и помнят до сих пор. Так, например, Дирекция расположенного во французском Амбуазе замка Кло-Люсе, где провел последние три года жизни (1516-1519) Леонардо да Винчи, планирует построить первый в мире "интеллектуальный и культурный тематический парк", посвященный итальянскому художнику и инженеру. Уже сейчас в замке и замковом парке можно видеть около 40 моделей машин, придуманных Леонардо. Возле замка разбит ботанический сад, в котором высажены растения, известные по картинам и рисункам художника. В мае в замке откроется детская мастерская. Летом в музейных комнатах впервые будет показана реконструкция механического заводного льва, придуманного Леонардо. Этот "робот" умел ходить, двигать головой и открывать грудную клетку, демонстрируя геральдические лилии французских королей. Через несколько лет в замке появятся библиотека трудов о Леонардо и "виртуальная галерея" картин художника. Кроме того, в замке появится современная лаборатория для изучения машин и механизмов да Винчи. Музейщики также собираются воссоздать облик гостиной, которую Леонардо использовал как студию и мастерскую, и в которой он писал начатую в 1503 году "Мону Лизу". Директор музея Франсуа Сен-Бри рассчитывает превратить Кло-Люсе в крупный центр по изучению не только наследия Леонардо, но и ренессансной культуры в целом - от музыки до науки и политики.
Заключение
К Леонардо да Винчи, может быть больше, чем ко всем другим деятелям Возрождения, подходит понятие universale. Этот необыкновенный человек всё знал и всё умел - всё, что знало и умело его время; кроме того, он предугадывал многое, о чём в его время ещё не помышляли. Так, он обдумывал конструкцию летательного аппарата и, как можно судить по его рисункам, пришёл к идее геликоптера. Леонардо был живописцем, скульптором, архитектором, писателем, музыкантом, теоретиком искусства, военным инженером, изобретателем, математиком, анатомом и физиологом, ботаником… Легче перечислить, кем он не был. Причём в научных занятиях он оставался художником, так же как в искусстве оставался мыслителем и учёным. Легендарная слава Леонардо прожила столетия и до сих пор не только не померкла, но разгорается всё ярче: открытия современной науки снова и снова подогревают интерес к его инженерным и научно-фантастическим рисункам, к его зашифрованным записям. Особо горячие головы даже находят в набросках Леонардо чуть ли не предвидение атомных взрывов. А живопись Леонардо да Винчи, в которой, как и во всех его трудах, есть что-то недосказанное и всё, что он делал, он делал сознательно, с полным участием интеллекта. Но он едва ли не с умыслом набрасывал покров таинственности на содержание своих картин, как бы намекая на бездонность, неисчерпаемость того, что заложено в природе и человеке. Леонардо как бы прерывается на полуслове; взамен ожидаемого окончания доносятся со стороны или из вечности его слова: «Тот, кому покажется, что это слишком много, пусть убавит; кому покажется мало, пусть прибавит». Первоначально имелась ввиду его анатомия, но высказывание можно толковать и в том смысле, что каждая жизнь есть часть общей жизни, а если кто чего не успел, другие за него постараются.
Вклад Леонардо в искусство имеет более широкое основание, чем мы думаем. Это основание столь объемно, что сам он не мог объективно оценить его и никогда об этом не писал. Речь не идет о композициях Леонардо, законченных и незаконченных. Скорее всего имеется в виду его концепция пропорций. Такие слова не слишком легко поддаются определению: в лучшем случае можно сказать, что один предмет больше или меньше другого или что у него хорошие или плохие пропорции. Но, говоря о Леонардо, мы не можем рассуждать просто о размерах и пропорциях. Его персонажи, принадлежат к новой породе или даже расе, которая крупнее и грандиознее, чем старая, представленная у таких художников, как Боттичелли или Поллайоло. Они массивнее, весомее, мощнее, чем у художников Раннего Возрождения. Новая концепция величия, впервые явленная в «Тайной вечери» бесповоротно изменила западное искусство. С нее началось Высокое Возрождение, и каждый художник, который следовал времени, становился должником Леонардо.
Утрата Леонардо сверх меры опечалила всех, кто его знал, ведь не было никогда человека, который принес бы столько чести искусству живописи. Блеском своей наружности, являвшей высшую красоту, он прояснял каждую омраченную душу, а словами своими мог склонить к "да" или "нет" самое закоренелое предубеждение. Силой своей он способен был укротить любую неистовую ярость и правой рукой гнул стенное железное кольцо или подкову, как свинец. В своем великодушии он готов был приютить и накормить любого друга, будь он беден или богат, лишь бы только он обладал талантом и доблестью. Одним своим прикосновением он придавал красоту и достоинство любому самому убогому и недостойному помещению. Потому-то рождение Леонардо поистине и было величайшим даром для Флоренции, а смерть его - более чем непоправимой утратой
Леонардо да Винчи великий художник начало эпохи возрождения - созерцатель и мастер, инженер и техник, музыкант и император, ученый и художник. Он во многом опережал свое время, открывая многие законы в науке, математике, механике, астрономии, космографии, геологии, географии, океанографии, гидравлике, гидростатике, гидродинамики, по различным отраслям физики, ботанике, зоологии, анатомии, перспективе живописи, по грамматике, по языкам."Наука молодит душу, - говорил он. - уменьшает горечь старости. Собирай же мудрость, собирай сладкую пищу для старости?". Он собирал и был счастлив этим.
Леонардо умел слушать и понимать природу, он учился у нее, он любил ее и она раскрывала перед ним свои тайны. "Изучение явления природы есть Господу угодное дело. - говорил Леонардо, - Это все равно, что молиться. Познавая законы естественные мы тем самым прославляем его, первого изобретателя. Художника вселенной, и учимся любить Его, ибо великая любовь к Богу проистекает из великого познания…" [6, c. 256].