Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 20:55, реферат
Взаимодействие культуры и личности длится на протяжении долгих лет. Личность – одна из составляющих частей культуры, один из важнейших факторов её функционирования, помимо норм, ценностей, знания. Именно личность формирует культуру и создает новые порядки, правила, утверждает новые ценности. В данный момент человеческое вмешательство в устройство природы так велико, что практически ставит под угрозу сам факт её существования. Так что роль личности не то чтобы нельзя недооценивать, а принимать во внимание как одну из важнейших в развитии культуры.
Христианство создает противоречивую ситуацию, в которой находится личность. С одной стороны, человек провозглашается подобным богу - своему творцу. В средние века наблюдается переход от теории, согласно которой люди созданы вместо падших ангелов и должны занять их место, к концепции о самостоятельном достоинстве человека, сотворенного ради него самого. Не человек создан для чего-либо иного, но весь мир создан для человека, являющегося завершением вселенной. Поскольку мир сотворен ради человека, в человеке можно найти весь мир и его единство. В самом деле, другие творения либо существуют, но не живут (например, камни); иные существуют и живут, но не имеют ощущений (растения); третьи и существуют, и живут, и имеют ощущения, но не обладают разумом (животные). Человек разделяет с остальным земным тварным миром способность существовать, жить и чувствовать, но вместе с тем он разделяет с ангелами способность понимать и рассуждать. Человек-венец творения. С другой стороны, человек - раб божий. Служение богу не унижает, а, напротив, возвышает и спасает человека. Но служение требует смирения, подавления личных склонностей, противоречащих ригористичным идеалам христианства; поскольку искупление и завершение человека возможно лишь в ином мире, то свободное развитие личности исключено. Свобода воли, провозглашаемая христианством, оборачивается заповедью избегать всего, что может помешать спасению души. И хотя теологи подчеркивали, что личность человеческая представляет собой единство души и тела, все заботы христианина должны были направляться на первый компонент его личности, даже к явному ущербу второго компонента. Ибо душа и тело пребывают в разных измерениях - душа принадлежит вечности, а тело подвержено порче времени.
Однако историки отмечают, что не одному христианскому учению обязана личность средневекового человека своей специфичностью и исторической ограниченностью. Подобно христианскому символизму, христианский “персонализм” оказался во многом соответствующим степени развития человеческой индивидуальности в средневековой Европе. Выйдя из стадии “родовой личности” эпохи варварства, люди феодального общества включились в новые коллективы, подчинявшие их себе не только материально и политически, но и социально - психологически. Человек в феодальном обществе - сословная личность. В той или иной степени он ищет гармонии в группе, к которой принадлежит, принимая ее стандарты жизни, идеалы и ценности, навыки мышления, формы поведения и присущий им символизм. Рассмотренные выше категории средневековой “модели мира” наряду со многими другими представлениями и понятиями образовывали ту форму, которая служила для “отливки” человеческой индивидуальности, - разумеется, всякий раз социально определенной.
Итак, в эпоху Средневековья окончательно складывается понятие личности. Возникла противоречивая ситуация, в которой находилась личность. С одной стороны, человек провозглашается подобным богу - своему творцу. С другой стороны, человек - раб божий. Однако в любом случае человек стремился к гармонии как с самим собой, так и с тем, что его окружало.
Изучив массу литературы по становление личности, нужно отметить, что именно в эпоху Возрождения возникает новая, не связанная или мало связанная с церковью, светская культура - гуманизм. Основой ее было признание интересов и прав человеческой личности, достоинства и самоценности человека. Это был своеобразный оптимистический гуманизм, поражающий своей радостной чувственностью, любованием красотой, бьющей через край жаждой жизни, любви, света. Возрождение, как ни одна культура до этого, во главу поставила идею самоценности индивидуальности, личности . Индивидуализм был прогрессивным явлением в тех условиях, т.к. выражал необходимость освобождения человека от средневековых цеховых, сословных и церковных оков и прямо был сопряжен с утверждением принципа индивидуальной свободы. XVII век не был столь ярок, искрист как эпоха Ренессанса, что его не без оснований называют веком гениев. Достаточно лишь вспомнить необыкновенный взлет философской мысли (Декарт, Паскаль, Спиноза, Лейбниц и др.). Унаследовав от эпохи Возрождения поклонение разуму, духу вольнодумства, гуманизму, XVII век внес и свой вклад в становление проблемы личности .
Дальнейшее развитие получили появившиеся в XV - XVI вв. физико -
механистические представления о человеке. Образ человека, воспетый в эпоху возрождения , и эйфорийное поклонение ему сменились более верным взглядом на человека как на существо сложное, противоречивое, парадоксальное. Появляются пессимистические мотивы по поводу заброшенности, затерянности человека в мире. Обостряется интерес к внутреннему миру человека, к уникальности его душевной жизни. В философии XVII в. всесторонне изучаются важнейшие человеческие ценности - свобода человека, величие его души и разума, социальный мир как противовес войне.
Ознакомившись
с особенностями эпохи
Прежде чем говорить о роли личности в развитии культуры, необходимо в первую очередь выяснить, что же представляет собой культура. Обратившись за помощью к различным словарям и толкователям, можно сказать, что культура – это исключительно многообразное понятие, и оно имеет множество смысловых оттенков. Слово «культура» существует во многих языках мира. Вообще, с латинского «cultura» переводится как «возведение, воспитание», и в древности его использовали применительно к результатам сельскохозяйственной деятельности. Но затем слово «культура» отрывается от земной почвы. Цицерон определял культуру не только как возделывание почвы, но как духовность, так называемое «искусство выдумывания души». Сейчас это слово употребляют в самых различных ситуациях и контекстах. Для нас привычно звучат такие выражения, как «культура поведения», «физическая культура», «сельскохозяйственная культура», «художественная культура» и т.д. В данный момент существует более тысячи её определений.
Тогда
у историков и философов
Прежде всего, философы выделяют философско-антропологическую методику. В данном случае культура есть выражение человеческой природы, природы чувственной, инстинктивной. В этом смысле человек весьма похож на остальных животных, населяющих нашу планету. «Многие животные могут создавать нечто такое, что похоже на культуру. Пчелы, например, строят великолепное архитектурное сооружение — соты. Паук безошибочно мастерит орудие лова — паутину. Бобры строят плотину. Муравьи воздвигают муравейники. Выходит, существа создают нечто такое, чего в природе не было. Это и есть культура? Заметим, однако, что деятельность названных живых существ запрограммирована инстинктом. Они могут сотворить только то, что заложено в природной программе. К свободной творческой деятельности они не способны. Пчела не может выткать паутину, а паук не сумеет взять взяток с цветка. Бобер построит запруду, но не сможет изготовить орудие труда. Следовательно, культура предполагает спонтанный, свободный вид активности, преодолевающий видовую закрепленность»1 [Гуревич П.С. Культурология (Эл. вид)]. Французский философ Жак Маритен подчеркивает, что «переход к культуре предполагает поиск в человеческом существе чего-то такого, что не заключено в нем как в животном»2 [ Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 1991. С.21] .
Таким образом, философы пришли к выводу: методика философской антропологии, во-первых, поставила человека в центр культурных процессов, превратила его в субъект культуры, но эта методика должна «подкрепляться» еще чем-то, что связано с духовным миром человека. Э. Тайлор не только детерминировал культуру как деяние человека, но и соединил понятие культуры с историей цивилизации, закрепив понятие философско-исторического подхода к культуре. Он заключается в том, что историческое наследие человека накладывает отпечаток на саму культуру, раскрывает механизмы возникновения человеческой истории. Как отмечает В.М Межуев, культура в эпоху Просвещения понималась как история духовного развития человека и представляла собой «разумное совершенствование человека в ходе его исторической революции».
По некоторым данным считается, что культура предполагает взаимодействие человека, истории, природы и общества. В связи с этим возник социологический подход к объяснению феномена культуры. Согласно данной методике, каждое общество развивается организованно, а культурные ценности, созданные обществом, «работают» на него, определяют его развитие. Рассматривая культуру в социологическом контексте, У. Беккет определял её как совокупность норм поведения, верований и ценностей, принятых в конкретном обществе, с помощью которых человек интерпретирует свой жизненный опыт. То есть человек признается культурным, только если он принимает участие в развитии культуры, при этом его деятельность направлена на поиск смысла бытия и, конечно, самоактуализацию.
Таким образом, ознакомившись с многообразием трактовок понятия «культура», можно составить такое определение: культура – «это исторически развивающаяся, многослойная, многоликая, многоголосая система созданных человеком материальных и духовных ценностей, социокультурных норм и способов их распространения и потребления, а также процесс самореализации и самораскрытия творческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни»3 [Балакина Т.И. Мировая художественная культура. Россия IX-начало XX в. – М., 2008. С.4.] . Однако точного определения понятия «культура» пока не существует, поскольку культура так же многообразна и разностороння, как и человек. И очень сложно охарактеризовать столь «многоликое» понятие.
«Мир культуры – мир самого человека»
В.М. Межуев
По современным данным считается, что наиболее специфическим выражением человеческой личности в деятельностной характеристике ее существования является творческое начало. Творить - означает действовать свободно. В отличие от других живых существ человек не слепо подчиняется природным или общественным силам, а действует в рамках своего понимания их сущности.
В идее творческих возможностей человека заложена креативная (творческая, порождающая) функция культуры. Обращаясь к творчеству выдающихся представителей науки, искусства, философии, нельзя не видеть, что их титанические усилия приводили к переходу от одной культурной традиции к другой. Творчество расширяет предметное поле культуры. Адекватным способом реализации творческих возможностей человека является культура, смыслонесущий и смыслопередающий аспект человеческой практики и ее результатов.
Творческими возможностями обладают только люди. Природа такого свойства не имеет, она ничего сознательно не творит, а самопроизвольно развивается.
Творчество – неповторимое право человека. Оно имеет целью прежде всего совершенствование самого человека посредством развития способностей к продуктивной деятельности. В своем стремлении «во всем дойти до самой сути» человек увеличивает общий объем творений, культуры. Творчество – это всегда выход человека за пределы своих возможностей. Но здесь крайне важно иметь чувство меры, чтобы стать образцом культурности своего времени.
С точки зрения творческой роли деятельности в общественном развитии ее разграничивают на репродуктивную, направленную на получение уже известного результата, и продуктивную (творческую), связанную с выработкой новых целей и соответствующих им средств.
Культура как творческая деятельность людей определяется их способностями к познанию и всегда направлена на достижение конкретных целей и идеалов. Культуру поэтому принято рассматривать как осуществление ценностей в качестве ориентиров, критериев творчества.
Ученые, размышляющие над вопросом влияние личности на культуру, утверждают, что роль культуры, как способа реализации творческих возможностей человека, разнообразна. Культура приглашает личность творить, но она же накладывает на нее ограничения.
Эти ограничения распространяются и на социум, и на природу. Культурные запреты защищают общество от разрушительных и деструктивных действий.