Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:35, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение и изучение основных элементов культуры Германии в 21 веке в европейском контексте.
Достижению цели способствуют следующие задачи:
- изучение европейской ментальности и ее анализ;
- социокультурный анализ понятия «европейский»;
- изучение современной культуры Германии;
- анализ культуры Германии в европейском контексте.
При любом исследовании
необходимо прежде всего реконструировать
«горизонты», «жизненный мир» культуры,
в соотнесении с которым только
и можно постичь смысл
В данной работе речь пойдёт об истории ментальности, о развитии верований, обрядов и формировании устойчивых традиций. Даже в наши дни они продолжают играть столь важную роль, что без учёта их - и без знания их корней - едва ли можно полностью понять и оценить то, что происходит в Европе.
Германия - живописная страна с богатыми культурными традициями. Известные на весь мир немецкие деятели культуры и науки играли важную роль в формировании не только немецкой, но и европейской культуры в целом. Из этой страны родом такие великие люди, как Ричард Вагнер, Эрих Мария Ремарк, Зигмунд Фрейд, Иоганн Вольфганг Гете и многие другие.
Германию иногда называют «землей поэтов и мыслителей». Историю немецкой литературы можно проследить со Средних веков, самыми известными авторами этого периода являются Вальтер фон дер Фогельвайде и Вольфрам фон Эшенбах, а произведением - древнегерманское эпическое сказание «Нибелунги», чей автор неизвестен. Сказки братьев Гримм стали знамениты на весь мир. Среди восхитительных немецких поэтов и писателей выделяются Лессинг, Гете, Шиллер, Клейст, Гофман, Брехт. В 20 веке сразу четверо немецких литераторов получили Нобелевскую премию в области литературы: Томас Манн, Герман Гессе, Генрих Бель и Гюнтер Грасс.
Влияние Германии на развитие философии является исторически значимым; многие немецкие философы и мыслители способствовали формированию западной философии. Центральную роль в философии 17 века играли Лейбниц и Кант, работы которых впоследствии вдохновляли Шопенгауэра, Фихте, Гегеля. Философия второй половины 19 века отмечена развитием коммунистических теорий Маркса и Энгельса, а Ницше, Хайдеггер и Гадамер продолжали отстаивать традиционную немецкую философию.
В области музыкальной культуры Германия стала родиной таких известных классических композиторов, как Бах и Бетховен, ознаменовавших собой переход от эпохи классической музыки к эпохе романтизма. Среди других всемирно известных немецких композиторов и музыкантов Гендель, Мендельсон, Брамс, Шуман, Вагнер, Штраус, Орфф. В 2006 году Германия заняла пятое место по значимости и влиятельности на музыкальном мировом рынке. Международной известностью пользуются группы Modern Talking (Дитер Болен родился в Германии) и Rammstein.
История немецкого кинематографа
восходит к работам Макса
Не осталась Германия вдалеке и от изобразительного искусства. Во всем мире хорошо известны немецкие художники эпохи Возрождения - Лукас Кранах, Маттиас Грюневальд, Альбрехт Дюрер. Эпоха барокко подарила Германии Дамиана и Рубенса.
Целью курсовой работы является рассмотрение и изучение основных элементов культуры Германии в 21 веке в европейском контексте.
Достижению цели способствуют следующие задачи:
- изучение европейской ментальности и ее анализ;
- социокультурный анализ понятия «европейский»;
- изучение современной культуры Германии;
- анализ культуры Германии в европейском контексте.
Нормативную базу исследования составили Устав Лиги Наций, Устав ООН и учредительные акты Европейского союза. Использованы нормативные акты вторичного права, такие как регламенты, директивы, решения, документы рекомендательного и рабочего характера, подготовленные ООН, ЮНЕСКО, а также институтами и органами ЕС; документы, касающиеся переговорных инициатив.
В основу данной работы положен междисциплинарный подход, призванный помочь избежать односторонности, к которой неизбежно приводит ложно понятая «специализация». На помощь в данном случае пришли геополитика, история общественно-политической мысли, психология, философия и литература, не говоря уже о вспомогательных исторических дисциплинах. Этим объясняется наличие ряда экскурсов по достаточно частным вопросам, относящимся к разным дисциплинам, но неизбежно связанным с главной темой.
Слово «Европа», вероятно, финикийского происхождения, означает «заход». В древнегреческой мифологии так звали дочь финикийского царя. Зевс явился Европе, игравшей с подругами на берегу моря, в образе белого быка. Он похитил её и унёс на остров Крит. Европой стали называть необжитую часть ойкумены на западе; затем значение слова менялось.
У истоков европейской
Здесь возникает проблема избранничества нации и культуры, её мессианской функции. В европейской культуре подобная роль отведена античности, но это требует уточнения. Греческая культура приняла в свое время эстафету у Древнего Востока. Ведь именно вавилоно-ассирийская культура - весь комплекс духовной и материальной деятельности - была не просто предпосылкой, но и вершиной. Её пришлось осваивать, покорять греческим философам, математикам, поэтам. Поэзия Гесиода и Гомера представляется теперь как бы преображением древневосточных образцов. И поскольку история европейской культуры начинается с Греции, то именно через неё все мы происходим от Древнего Востока. То есть корни античности и наши корни - в вавилоно-ассирийской культуре и цивилизации, если не раньше. Впрочем, мессианская культура всегда несёт в себе трагическое начало. Сейчас мы знаем о составе библиотек Ассирии в эпоху последнего ассирийско-вавилонского царства. Там была интересная художественная литература, но ассирийские интеллигенты её не читали. Более популярными были тексты предсказаний будущего - по звездам, по внутренностям животных, по другим приметам. Будущее представлялось ассирийцам в трагических тонах. Общество как бы чувствовало свою обречённость.
Христианство же внесло в европейское сознание не менее динамичный элемент - идею нравственного восхождения человека. И именно она определяла и определяет своеобразие европейской цивилизации: её динамизм, гибкую систему интеллектуальных и духовных ценностей, понятий.
Исследователи отмечают, что некоторые японцы отрицают своё азиатское происхождение и корни. Они склонны отождествлять себя с людьми Запада и инстинктивно чураются «азиатской оболочки», в которой были рождены1.
Сегодня многие учёные готовы признать, что глобализация представляет собой не процесс становления единой цивилизации, а экспансию западной модели общества. Один из самых известных специалистов по теории модернизации Ш. Эйзенштадт высказал мысль о том, что в условиях глобализации Запад не может быть универсальным образцом общественного развития. Каждое общество должно само решать, в каком типе модернизации оно нуждается2.
Этноцентризм проявляется в перенесении ценностных критериев одной культурно-исторической общности на весь остальной мир. Во второй половине XIX - начале ХХ в. в изучении неевропейских народов преобладал расовый подход. Он состоял в сравнительном рассмотрении человеческих рас с неизбежным, как правило, выводом о превосходстве расы европеоидной. В 20-30-е годы расовые теории потеснили труды по культурантропологии. Представители этой науки избегают подобных сравнений. Они принимают за аксиому, что каждая из культур есть некая «вещь в себе». И утверждать превосходство одной из них не имеет смысла из-за их несоизмеримости.
Э. Левинас говорит о «конце европоцентризма» как, может быть, «последней мудрости Европы»3. Это значит, что западный европеец или его североамериканский потомок, узурпирующий право говорить от имени «цивилизации вообще» и «культуры вообще», совершает - по наивности или по злому умыслу - недопустимую подмену. Нет одного, единственного, правильного, задающего норму Разума - есть различные, часто довольно далеко отстоящие друг от друга «разумы».
Для объяснения различий между языками и культурами в лингвистике и антропологии на рубеже XIX-XX вв. имелись два противоположных решения - «отстаивание» и «самобытность». Все те, кто искал ответ на вопрос о различии между Россией и Западной Европой, «ввергались» в область этой альтернативы. «Отстаивание» - тезис сторонников эволюционного мышления. Они видели в истории человечества дорогу от простого к сложному, переход ко всё более высокому и ценному (по сравнению с тем, что было раньше). «Самобытность» - тезис релятивистов, прямо противоположный эволюционистскому. Он лишает современные общества их привилегий, они больше не являются высшим этапом человеческого развития. Все формы социальной организации равноправны, и этноцентризм должен уступить место культурному релятивизму.
Эволюционизм существовал в различных формах. Например, культурный эволюционизм (Дж. Фрезер, Э. Тейлор, Л. Морган), социоэкономический эволюционизм (Ф. Энгельс). Однако все эти варианты эволюционистского мышления объединялись тезисом единства человечества, поиском единого объяснительного принципа. Культурные или экономические отличия в жизни разных народов - следствие разных ступеней эволюции. Все эти формы эволюционизма строились на общих принципах, прежде всего, на принципе необходимого порядка преемственности. Эволюционистская парадигма господствовала в европейской и американской лингвистике и антропологии конца XIX в. И здесь опять возникает основополагающий для эволюционизма вопрос о границах. Л. Леви-Брюль долгое время сомневался по поводу того, имеется ли между «первобытной ментальностью» и ментальностью современного человека непрерывный переход или прерывность4.
Запад и Восток. Запад и Восток - общецивилизационные типы. Немецкий философ Г. Кейзерлинг выявил эти дихотомичные схемы в знаменитом «Путевом дневнике философа» («Das Reisetagebuchs eines Philosophen», 1920)5. Книга написана на основе впечатлений от путешествия по Персии.
Непрерывные градации мы сводим к чрезвычайно искусственным разграничениям. Между тем, древнекитайская историческая традиция близка европейской. Арабы предвосхитили классических европейских историков XVI-XVII вв., а писали они в VIII, IX и X вв. Д. Лайонз показывает, как арабская культура сохранила основные элементы античного знания и вновь открыла их Европе6. Когда средневековый Запад не проявлял интереса к античной науке, арабский Восток воодушевлённо исследовал природу и человека. Завоевав Междуречье, арабы получили доступ и к эллинистической, и к индийской науке - двум живым и плодотворным исследовательским традициям. Основав «Бейт аль Хикма» («Дом мудрости») - библиотеку и одновременно научный институт, - багдадские халифы велели его служителям беречь знания предков и приумножать их. Спустя столетия европейские ученые осознали, что новые открытия и достижения возможны с помощью того, что накопили и сохранили мусульмане. Даже основная терминология западных языков - арабская (алгебра, алгоритм, зенит, цифра и т.д.).
Нельзя говорить об Азии или Востоке как о каком-либо единстве. Азия состоит из «субконтинентальных» цивилизаций: дальневосточной (Китай, Корея, Япония, Вьетнам), индской и исламской (народы, исповедующие ислам, расселились от Марокко до Индонезии и Филиппин).
Соприкосновение культур или относительная общность - в пограничности. Пограничность проявлялась и проявляется на всех уровнях: бытовом, культурном, политическом, на уровне самосознания личности и на уровне государственном. Речь идёт не просто о пограничности как факте, но об осознании этой пограничности, о своеобразной традиции её культурного осмысления.
Возникновение, а особенно
развитие русской культуры явилось
рефлексией по поводу отношения к
Востоку и Западу (выразилось в
славянофильстве и