Контрольная работа по "Культурология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 10:07, контрольная работа

Краткое описание

В Древнем Риме, откуда пришло это слово, под культурой понимали возделывание земли и окультуривание почвы. В XVIII в. культура приобрела духовный, а точнее аристократический оттенок. Этот термин стал обозначать совершенствование человеческих качеств. Постепенно в науке утвердился более широкий и демократический взгляд на культуру, а сама она стала пониматься как сложносоставное явление, включающее сотни элементов, черт, форм и разновидностей.

Содержание работы

Введение
Понятие элиты и элитарной культуры
Элитарная культура
Концепции элитарной культуры
Особенности элитарной культуры
Заключение
Список литературы

Содержимое работы - 1 файл

Контрольная работа.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)
p align="justify">      В элитарной культуре сознательно  ограничивается круг ценностей, признаваемых истинными и «высокими», и ужесточается система норм, принимаемых данной стратой в качестве обязательных и неукоснительных в сообществе «посвященных». Количественное сужение элиты и ее духовное сплочение неизбежно сопровождается ее качественным ростом (в интеллектуальных, эстетических, религиозных, этических и иных отношениях), а значит, индивидуализацией норм, ценностей, оценочных критериев деятельности, нередко принципов и форм поведения членов элитарного сообществава, становящихся тем самым уникальными.

      Собственно  ради этого круг норм и ценностей  элитарная культура становится подчеркнуто  высоким, инновативным, что может  быть достигнуто различными средствами:

      1) освоение новых социальных и  мысленных реалий как культурных  феноменов или, напротив, неприятие  любого нового и «охранение»  узкого круга консервативных  ценностей и норм;

      2) включение своего предмета в  неожиданный ценностно-смысловой  контекст, что придает его интерпретации неповторимый и даже исключительный смысл;

      3) создание новой, нарочито усложненной  культурной семантики (метафорической, ассоциативной, символической), требующей от адресата спец. подготовки и необъятного культурного кругозора;

      4) выработка особого культурного языка, доступного лишь узкому кругу ценителей и призванного затруднить коммуникацию, воздвигнуть непреодолимые (или максимально сложные для преодоления) смысловые преграды профанному мышлению, оказывающемуся в принципе неспособным адекватно осмыслить новшества элитарной культуры «расшифровать» ее смыслы;

      5) использование нарочито субъективной, индивидуально-творческой, «отстраняющей»  интерпретации обычного и привычного, что приближает культурное освоение  реальности субъектом к мысленному (подчас художественному) эксперименту над нею и в пределе замещает отражение действительности в элитарной культуре ее преобразованием, подражание — деформацией, проникновение в смысл — домысливанием и переосмысливанием данности.

      Благодаря своей смысловой и функциональной «закрытости», «узости», обособленности от целого национальной культуры элитарная  культура превращается нередко в разновидность тайного, сакрального, эзотерического знания, табуированного для остальной массы, а ее носители превращаются в своего рода «жрецов» этого знания, избранников богов, «хранителей тайны и веры», что часто обыгрывается и поэтизируется в элитарной культуре.

      В культурных текстах элитарных культур, в т.ч. субкультурных, являющихся специализированными, профессиональными, на первый план выходит не следование традициям, традиционным образцам, канонам, как в народной культуре, а нарушение их, поиск новых идей, образов, смыслов - в науке, в технике, в искусстве. Здесь главное - установка на самовыражение, самореализацию в творчестве, следовательно, на уникальность, неповторимость творческого результата, новых научных теорий, манеры художественного высказывания, поиск новых технологий, нового видения и даже сознательное нарушение устоявшихся ранее норм, правил, эталонов. Новации проявляются по-разному, в т.ч. и в форме демонстративного противопоставления, коренной ломки традиций.

      Теория  и практика элитарной культуры расцветает особенно продуктивно и плодотворно  на «сломе» культурных эпох, при  смене культурно-исторических парадигм, своеобразно выражая кризисные состояния культуры, неустойчивый баланс между «старым» и «новым». Сами представители элитарной культуры осознавали свою миссию в культуре как «застрельщики нового», как опережающие свое время, как творцы, не понятые своими современниками.

      Бурные  выступления, теоретические манифесты, и декларации, а также реальная культурная практика в культуре ХХ века в разных странах явились  реакцией на происходящие в буржуазном обществе кризисные процессы. Они  обосновывали право художника и мыслителя на творческую непонятность, обособленность от массы, от общепринятых эталонов, т. е. на «бытие культуры для культуры», «искусства для искусства», т.е. «чистого искусства», отгораживающегося от реальной жизни.

      На  почве русской культуры (где обществ, отношение к элитарной культуре было в большинстве случаев настороженным или даже неприязненным, что не способствовало даже относительному  распространению элитарной культуры по сравнению с Западной Европой) родились концепции, трактующие элитарную культуру как консервативный уход от социальной действительности и ее злободневных проблем в мир идеализированной эстетики, религиозных и мифологических фантазий, социально-политических утопий, философского идеализма и т.п.

      В России на рубеже веков, например, активно развивало и внедряло идеи элитарной культуры художественное объединение «Мир искусства» и его лидеры С.Дягилев и талантливый художник А.Бенуа. Дягилев прямо и открыто заявлял о «самоцельности» и «самополезности» искусства, считая одновременно «правду в искусстве», декларируемую Л. Толстым, проявлением односторонности. Считалось строго обязательным наличие в любом живописном и музыкальном произведении особого авторского видения действительности. Под совестью искусства, однако, подразумевалась лишь субъективная искренность индивидуального творца в выражении им красоты. Именно отсюда берет свое начало декадентская претензия на внеклассовость и надклассовость своей идеологической позиции.

      Лидер «мирискусников» А. Бенуа многое сделал для пропаганды нового русского искусства и у нас в стране и за рубежом. При всей элитарной деятельности членов этого объединения оно получило мировое признание. Аналогичных идейных установок придерживались представители западноевропейского модернизма и постмодернизма.  

Элитарная культура 

Элитарная, или высокая культура создается  привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными  творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку или литература. Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шенберга, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Творцы элитарной культуры, как правило, и не рассчитывают на широкую аудиторию. Чтобы понимать эти произведения надо владеть особым языком искусства. Так, произведения абстракционистов в виде цветовых композиций сложны для восприятия человеком, не знакомым с законами живописи, символическими цветовыми образами. Круг ее потребителей – высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры – «искусство для искусства».

Элитарная культура принципиально обращается только к элите, это культура "аристократического инстинкта", но не демоса. Получило большое распространение понимание элиты как особого слоя общества, наделенного специфическими духовными способностями. С точки зрения этого подхода - понятием элита обозначается не просто высший слой общества, правящая верхушка. Элита есть в каждом общественном классе. Элита - это часть общества, наиболее способная к духовной деятельности, одаренная высокими нравственными и эстетическими задатками. Именно она обеспечивает общественный прогресс, поэтому искусство должно быть ориентировано на удовлетворение ее запросов и потребностей. Однако элитарная культура и не стремится к тому, чтобы быть понятой всеми: она замкнута, герметична, доступна лишь незаурядным людям. У массы излюбленным является такое искусство, в центре внимания которого находится человек и его страсти. И если способом восприятия прежнего искусства служило сопереживание, то подлинно эстетическое восприятие нового искусства предполагает чистое, холодное, бесстрастное созерцание, не замутненное чувством.

Долгое  время особенности элитарной культуры рассматривались "от противного", точкой отсчета была массовая культура. Унифицированности и тривиальности последней элитарная культура противопоставляет оригинальность и индивидуальность в поисках новых художественных решений; простоте и доступности - закрытость и зашифрованность культурных кодов; минимуму изобразительных средств - самый широкий спектр средств выразительности и т.д.

Но главное  отличие элитарной культуры от массовой состоит в том, что истинно  творческой является культура элитарная: именно здесь создаются новые культурные формы и определяются пути дальнейшего развития. Коммерческая выгода не является целью для создателей «элитарных» произведений искусства, стремящихся к новаторству, полному самовыражению и художественному воплощению своих идей. При этом возможно проявление уникальных произведений искусства, которые иногда приносят их создателям не только признание, но и немалый доход, становясь очень популярными.

«Популярная культура» и «элитарная культура»  не враждебны друг другу.

Время стирает границы между массовой и элитарной культурой. Достижения, художественные приёмы, идеи «элитарного  искусства» через

некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются «массовой

культурой», повышая её уровень. И то новое  в искусстве, что сегодня является уделом немногих, через столетие будет понятно уже значительно большему числу , а еще позже может стать в культуре массовым.  

Концепции элитарной культуры 

При всей простоте и прозрачности тезиса о  благотворности демократии для судеб культуры, его более пристальное рассмотрение показывает, что для многих выдающихся представителей общественной и культурологической мысли он оказывается далеко не столь бесспорным. «Самодержавие народа, — вторит испанскому философу Бердяев, — самое страшное самодержавие, ибо в нем зависит человек от непросветленного количества, от темных инстинктов масс. Воля одного или воля немногих не может так далеко простирать свои притязания, как воля всех. От воли самодержца можно еще охранить часть своего существования, но несоизмеримо труднее его охранить от воли самодержавного народа».

Если  демократия в политической жизни  может представляться чуть ли не идеалом, то в области науки и искусства  как господство ученых или художников среднего уровня она выглядит довольно сомнительно, наиболее наглядно воплощаясь в массовой культуре, которая сознательно ориентирует материальные и духовные ценности на некие усредненные и стандартизированные образцы.

Одним из наиболее ярких духовных отцов  элитарной идеи в развитии культуры был выдающийся немецкий философ Фридрих Ницше с его концепцией «сверхчеловека» и нападками на демократическую идеологию, якобы закрепляющую «стадные инстинкты» толпы.

С культурологической точки зрения Ницше интересен  не только как оригинальный мыслитель и мастер емкого афористического слова, но и как автор многих сочинений, непосредственно касающихся теории культуры. Как когда-то Макиавелли, породивший макиавеллизм, Ницше, называемый буржуазными либералами «злым гением Европы», положил начало ницшеанству — производной и достаточно спорной системе идей, получивших широкое распространение на рубеже двух веков, в том числе и в России. Отрицание христианства и религиозной морали, проповедь «права сильного» и «сверхчеловека», действующего «по ту сторону добра и зла», культ войны и презрение к слабому- вот некоторые постулаты ницшеанства, взятые на вооружение тоталитарными режимами, прежде всего национал-социализмом и фашизмом. Сторонник «сильной» власти и враг демократии, он считал, что «пренебрежение к государству, упадок и смерть государства разнузданнее частного лица… есть последствия демократического понятия государства; в этом его миссия…», «современная демократия есть историческая форма падения государства», утверждал Ницше.

Если  искусству в прошлом были присущи мера, гармония, чувство вкуса, «строгая дисциплина», «оковы», национальные традиции, то в надвигающемся процессе взаимопроникновения художественного опыта и утрате чувства стиля Ницше увидел приближающуюся гибель искусства, ибо оно «идет навстречу своему разложению». Там и здесь можно увидеть предвидение усилившегося в ХХ веке процесса взаимопроникновения культур, заимствований, усвоения и интерпретации художественного опыта различных исторических эпох, что привело к возможности реализовать «одновременное существование неодновременного».

Ницше считают идейным отцом нигилизма  конца прошлого века, вдохновителем  современной бунтующей молодежи и идеологом насилия и войны  в качестве «облагораживающего»  и «очистительного» средства. Но, несмотря на это, несомненной заслугой немецкого философа, считавшего современного «среднего» человека «стыдом и позором» истории, стала острейшая критика буржуазно-мещанской массовой культуры, низводящей людей до уровня «стадной» посредственности. Именно поэтому Ницше был враждебен демократии и социализму, безжалостно вскрывая их существующие несовершенства и недостатки. С культурой России Ницше связывают его симпатии к славянству, хорошее знание русской литературной классики и прежде всего Достоевского, знакомство с творчеством которого он причислял к «прекраснейшим удачам» своей жизни.

Информация о работе Контрольная работа по "Культурология"