Контрольная работа по "Культурная антропология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 15:36, контрольная работа

Краткое описание

Проблема идентичности в работе Э. Эриксона: «Идентичность: юность и кризис».
Стадии личностного развития по Э. Эриксону
Сравнительный анализ представителей двух разных этнических культур.

Содержимое работы - 1 файл

К.Р. Антропология.doc

— 199.00 Кб (Скачать файл)
 

      Министерство образования и науки РФ

      Гуманитарный университет

                                          г. Екатеринбург 
 

Факультет социальной психологии

Специальность: «Социально - культурный сервис и туризм»

Форма обучения: заочная

Курс 3  (2007 г.н.)

Ф.И.О. студента:   Динисламова Алина Ралифовна 
 

                                  

                                   Дисциплина

«Культурная антропология»

Контрольная работа  
 

Преподаватель: Мясникова Л. А.

Дата сдачи: 10.05.2010

Результат к/р:

Дата возврата:

                    

                                                               Екатеринбург – 2010 
 

Проблема  идентичности в работе Э. Эриксона:

    «Идентичность: юность и кризис». 

    На  определенном этапе жизни у каждого  из нас возникает необходимость ответить на вопрос: «Кто я?», «Что я собой представляю?», «Что есть мое в этом мире?», «Кто я есть сам по себе, а не в глазах других?», «В чем мое предназначение и где мои корни?». Формальные ответы, не вызывавшие ранее сомнения, перестают устраивать. Именно этот момент означает кризис и начало формирования новой идентичности. Процесс, который сопровождает нас на протяжении всего жизненного пути.

    Так, им отмечено, что впервые термин «кризис идентичности» был употреблен во время Второй Мировой войны в клинике реабилитации ветеранов на горе Сион. Большинство пациентов, попав в экстремальные условия войны, потеряли ощущение тождества личности и непрерывности времени. Они утратили тот контроль над собой, который с точки зрения психоанализа обеспечивается лишь «внутренней силой» «эго». Об этом феномене заговорили как о потере «эго-идентичности». Несколько позже такие же существенные нарушения были обнаружены у некоторых молодых людей, раздираемых внутренними противоречиями. Отталкиваясь от клинического происхождения этих терминов, Эриксон соотносит патологический и эволюционный аспекты проблемы, анализируя «кризис идентичности» как важный атрибут жизненного пути человека. Итак, что же такое идентичность (Лат.: identitas - тождественность). Согласно словарю, значение этого термина следующее:

    - свойство сущности или явления, для которого характерно совпадение, тождественность с одним или несколькими другими реальными или абстрактными сущностями или явлениями по основным или общим признакам:

    -  совокупность самобытных характерных особенностей человека составляющих личность индивида - индивидуальность.

    - самоидентичность - самосознание, понимание своей самобытности, неповторимости, отличия от других субъектов. Субъективный эквивалент «Я».

    - отношения, устанавливаемые при психологической идентификации.

    Можно было бы сказать совсем просто: идентичность - это тождественность человека самому себе. Однако такой ответ лишь усложняет  задачу, ставя перед загадкой. Мера себя, собственные пределы, координаты и параметры не даны нам зримо и натурально. Поэтому, более строго говоря, понятие идентичности обозначает твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру. Сюда относится чувство адекватности и стабильного владения личностью собственным "я" независимо от изменений "я" и ситуации; способность личности к полноценному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе развития. Словом, идентичность - это, прежде всего, показатель зрелой (взрослой) личности, истоки и тайны организации которой, согласно Эриксону, скрыты на предшествующих стадиях онтогенеза.

         Эриксон понимал идентичность в целом как процесс организации жизненного опыта в индивидуальное "Я", что, естественно, предполагало его динамику на протяжении всей жизни человека. Он рассматривает идентичность как сложное личностное образование, имеющее многоуровневую структуру. Это связано с тремя основными уровнями анализа человеческой природы: индивидным, личностным и социальным.

    Так, на первом, индивидном, уровне анализа идентичность определяется им как результат осознания человеком собственной временной протяженности. Это есть представление о себе как о некоторой относительно неизменной данности того или иного физического облика, темперамента, задатков, имеющее принадлежащее ему прошлое и устремленное в будущее.

    Со  второй, личностной, точки зрения идентичность определяется как ощущение человеком  собственно? неповторимости, уникальности своего жизненного опыта, задающее некоторую  тождественность самому себе. Данный элемент идентичности есть "осознанный личностью опыт собственной способности интегрировать все идентификации с влечениями libido, с умственными способностями, приобретёнными в деятельности и с благоприятными возможностями, предлагаемыми социальными ролями"

    Наконец, в-третьих, идентичность определяется Эриксоном как тот личностный конструкт, который отражает внутреннюю солидарность человека с социальными, групповыми идеалами и стандартами. Последней структуре Эриксон  дал название социальной идентичности.

    Таким образом, впервые утверждается, что  построение идентичности - создание самим  человеком модели поведения, которая  обладает двумя свойствами: она изменчива  в течение человеческой жизни  и является достаточно длительной для  исполнения на практике. Выдвинута мысль о том, что процесс идентификации в рамках установленной человеком модели является достаточно длительным, тождественным реальному миру.

    Становление идентичности может протекать в  трех формах: интроекция - примитивное  вживание в образ; идентификация, которая формируется путем интеракции с уважаемыми и значимыми представителями рода, общества и, наконец, формирование идентичности - ансамбль идентификаций, их включение в единое уникальное целое.

    Большинство исследователей полагают, что именно Эриксон впервые создает модель идентичности, которая отличается следующими признаками:

    1. Эта модель учитывает как персональные  компоненты идентичности, так и  влияние общественной среды.

    2.Она  имеет свою структуру, включающую  такие элементы, как индивидный, личностный и социальный порядки, значимые идентификации, задатки, базовые способности, эго-идеалы и др. Структура становления идентичности состоит из интроекции, идентификации, формирования идентичности. В ней выявлены различные уровни: биологическое - личностное - социальное; индивидуальная идентичность - коллективная идентичность.

    3.Модель  является исторической. Впервые  американский психоаналитик вводит  в сферу общественных наук  понятие "кризис идентичности", показывает конфликт между становящейся личностью и консервативным "эго". С одной стороны, показана множественность моделей идентичности, с другой, достаточно длительное существование такой модели в течение жизни. В ней учтены, как общественно-исторические запросы, так и естественно-биологические потребности (возраст, пол и т.д.).

    Идеи  Эриксона о том, что идентичность изменчива на протяжении жизни, идентичность не есть автономия, были восприняты во всех философских, психологических  и социологических школах.

 

     

    Стадии  личностного развития по Э. Эриксону 

    В соответствии с теорией Эриксона  основы личностного развития человека закладываются на первой стадии, которая  длится от рождения до 18 месяцев. В этот период ребенок должен приобрести чувство  доверия к окружающему миру. Это  является основой формирования позитивного самоощущения. Чувство доверия к миру служит ребенку опорой для приобретения нового опыта, гарантией правильного перехода к следующим фазам развития. Иначе он не сможет с легкостью и охотно обращаться к новым видам деятельности. В окружении, располагающем к доверию, ребенок чувствует, что он любим, что его всегда готовы принять; у него закладывается прочная основа для будущих взаимодействий с другими людьми и для формирования позитивного отношения к самому себе.

    Чувство доверия формируется в тесной взаимосвязи с другими факторами развития. В нём как бы синтезируются наиболее важные коренные изменения, придающие особое смысловое значение всему разнообразному, конкретному опыту младенца. Поскольку доверие возможно только по отношению к чему-то, оно не может начать развиваться раньше, чем ребенок научится выделять людей и объекты, или до того, как у него появится смутное ощущение, что сам он является отдельным существом.

    Развитие  автономии.

    Вторая  стадия развития ребенка длится от полутора до трёх-четырёх лет. В этот период ребёнок осознаёт свое индивидуальное начало и самого себя как активно - действующее существо. Но жизненная активность ребёнка может быть и не безупречной, в результате чего он сталкивается с неодобрением со стороны окружающих.

    Главный позитивный результат развития на этой стадии — достижение чувства независимости. Иными словами, ребёнок должен перейти  от состояния полной зависимости  от взрослых к относительной самостоятельности, когда он начинает осознавать себя как автономное существо, способное совершать определённые действия. В этом возрасте ребёнок стремится делать всё по-своему, с негодованием отвергает попытки кормить его, одевать, держать за руку на прогулке, открывать ему дверь. Мы постоянно слышим от него: «Я сам, я сам!»

    Однако  мир взрослых накладывает на эти  действия целый ряд ограничений. Ребёнку разрешается исследовать  свой дом, но ему нельзя трогать огонь; он может играть в саду, но не должен выходить на дорогу. Разумеется, эти  запреты ему неведомы до тех пор, пока он их не нарушит. И тогда может возникнуть конфликт. Стремление ребенка к автономии выражается в экспериментировании и в самоутверждении, что время от времени вызывает столкновения с родителями. Такого рода конфликты могут привести к появлению чувства неуверенности, как в своих силах, так и в своей автономии. Эриксон считает, что альтернатива автономии и неуверенности является ключевой проблемой раннего детства. При этом выбор пути, по которому разрешится этот кризис, самым серьёзным образом отражается на всём дальнейшем развитии ребёнка.

    В этот период ребёнок особенно нуждается  в благожелательной поддержке, в  воодушевлении. Зарождающееся чувство  автономии должно встречать поощрение  настолько, чтобы конфликты, связанные  с запретами взрослых, не приводили к появлению излишней застенчивости и сомнению в собственных силах. Развитие самоконтроля должно происходить без ущерба для формирования позитивной самооценки.

    Задача  взаимной адаптации поведения родителей  и ребенка (а к этому времени  фигура отца становится более заметной, чем в период младенчества) оказывается необычайно сложной. Возникающие здесь трудности способны вывести из равновесия даже самого находчивого и спокойного взрослого. Твердость необходима, поскольку надо уберечь ребёнка от возможных неприятностей, которые могут произойти в результате отсутствия определённого опыта и способности правильно ориентироваться. С другой стороны, взрослый должен поощрять стремление ребёнка прочно встать на ноги, поскольку в противном случае он может быть подавлен чувством стыда и неловкости от своих неудачных действий, сомнениями в собственной ценности для окружающих его близких людей. По-видимому, единственное конструктивное правило, которому могут следовать родители,— это запрещать  только то, что действительно совершенно недопустимо, и быть в этом твёрдым и последовательным.

    Иной  раз некоторые взрослые пытаются извлечь воспитательную пользу из таких  эмоциональных проявлений детей, как  стыд и неуверенность в себе, то и дело акцентируют их. Между тем, если прибегать к этому приёму слишком часто, он перестаёт попадать в цель: результатом может стать внутренняя решимость ребёнка поступать так, как он хочет, когда за ним никто не наблюдает и наказания не последует. Такой негативизм — естественная реакция на необоснованные требования взрослых, чтобы ребёнок всегда считал себя виноватым, свои потребности и желания чем-то дурным, а тех, кто выносит подобные суждения,— всегда правыми. Воспитывая ребёнка такими методами, мы рискуем получить в будущем человека, не считающегося с общественным мнением.

    Разумный  воспитатель не будет бесконечно стыдить ребёнка, заставляя его  усомниться в значимости своей личности. Он будет твёрдым, но терпимым, предоставляя ребёнку возможность испытать радость  от своей независимости. Что касается деталей, то здесь вряд ли можно дать какие-то рецепты, и не только потому, что нам они неизвестны или что каждая воспитательная ситуация неповторима, но также и по той причине, что степень и характер автономии, которую родители готовы предоставить своим детям, в огромной степени зависят от тех чувств, которые взрослые испытывают по отношению к самим себе, чувств, определяемых их социальным самоощущением. Подобно тому, как чувство доверия у ребёнка является, как правило, отражением твёрдой и реалистической уверенности его матери, её оптимизма, точно так же и его чувство независимости является отражением чувства собственного достоинства его родителей.

Информация о работе Контрольная работа по "Культурная антропология"