История С.-Петербурга в творчестве Пушкина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 09:07, реферат

Краткое описание

Город великой судьбы.
Поистине чудесен раскинувшийся на многочисленных островах Невской дельты город, изумляющий поразительной гармонией воды и суши, органичным единством широкой глади Невы, ее протоков, рек и каналов с величавой панорамой уникальных зданий и сооружений на их берегах. Его непередаваемая красота увековечена художниками, воспета поэтами. Вот, например, гениальные пушкинские строки:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит…
Ни с чем не сравнимы волшебные белые ночи Петербурга. Поистине упоительная пора, когда над ширью Невы, набережными и площадями города простирает свою мантию белая ночь. Чудесен архитектурный облик города: его мосты, дворцы и парки, берега, одетые в камень. Разве не чудо Исаакиевский собор или Медный всадник? Екатерининский дворец в Пушкине? Да и сколько таких чудес здесь!..

«Пушкин! Он и в лесах не укроется»
Через несколько месяцев после того, как Державин на публичном экзамене с волнением слушал «Воспоминания в Царском Селе», в журнале «Российский Музеум» появились стихи под названием «Пушкину». В них никому неизвестный воспитанник Царскосельского Лицея Пушкин объявляется бессмертным поэтом.
Пушкин! Он и в лесах не укроется;
Лира выдаст его громким пением.
И от смертных восхитит бессмертного
Апполон на Олимп торжествующий.
Стихи писал Дельвиг, который первый поведал читающей публике о необычайном даровании друга. Пушкин был смущен и растроган. Он ответил Дельвигу:
Спасибо за посланье,
Но что мне пользы в том?
На грешника потом
Ведь станут в посмеянье
Указывать перстом!..
О, Дельвиг! начертали
Мне Музы мой удел;
Но ты ль мои печали
Умножить захотел?

Содержимое работы - 1 файл

история С.-Петербурга.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

 И само название учебного заведения, куда предстояло держать экзамены, - Лицей – непривычно для русского слуха. Оно происходило от греческого и означало название места под Афинами, где греческие философы ввели особую систему образования – не уроки, а беседы с учениками, общение с ними во время прогулок по садам, украшенным колоннадами и портиками.

 И на отрезке  времени длиною в 25 лет перед  нами пройдет жизнь Пушкина в Петербурге, нерасторжимо связанная с историей города и историей России.

 Летом 1817 года, после окончания Лицея, Пушкин  открывал для себя Петербург  заново, заново узнавал и обживал  этот город.

 Теперь Петербург  начался для поэта с дома в Коломне, где жили его родители. Коломной называется район между Фонтанкой и Крюковым каналом, тихий, почти провинциальный. С неизбежной пожарной каланчой, церковью и полосатой будкой на площади. А жить в этом районе было непрестижно, зато не дорого: здесь селились чиновники, актеры, мелкопоместные дворяне, приезжавшие в столицу хлопотать по тяжелым делам.

 Жизнь под  родительским кровом вскоре стала  Пушкину в тягость. После шести  лицейских лет, подаривших Пушкину  понимание и дружбу, именно этого  он не находил в своем доме. А скупость родителей входила в пословицу у его друзей. Антон Дельвиг шутил: 

                                      Друг Пушкин, хочешь ли отведать

                                      Дурного масла, яйц гнилых, -

                                      Так приходи со мной обедать

                                     Сегодня у своих родных.  

 Здесь, в доме в Коломне, была закончена поэма Пушкина – «Руслан и Людмила» - и написано множество стихотворений. Но истинным домом Пушкина в те годы была не столько квартира родителей на Фонтанке, сколько весь Петербург, дружески открывавший поэту свои дома.

  Слава Пушкина «росла не по дням, а по часам», замечал один из современников. Стихи поэта опережали его появление.

 Чтобы очертить  круг дружеских Пушкину домов, придется покинуть Коломну и дом Клокачева, как покидал его Пушкин без сожаления каждый день, торопясь на Фонтанку, к братьям Тургеневым, шли на заседания «Зеленой лампы», потом к княгине Голицыной на Миллионную. Чтобы под утро, возвращаясь в Коломну, увидеть пустой Петербург, призрачный город белых ночей, пройти сквозь него и услышать, как мостовые легко отдают звуки собственных шагов…

                              

                                    Все было тихо; лишь ночные

                                    Перекликались часовые;

                                    Да дрожек отдаленный стук

                                    С Мильонной раздавался вдруг;

                                    Лишь лодка, веслами махая, 

                                    Плыла по дремлющей реке;

                                    И нас пленяли вдалеке

                                    Рожок и песня удалая… 

 Пушкин сохранит эти воспоминания, и спустя несколько лет они оживут в

I главе его романа в стихах «Евгений Онегин», начатого в Кишиневе майской ночью 1823 года.

 Но это  будет спустя четыре года.

 А пока  Пушкин легко вошел в круг  новых петербургских друзей: литераторов,  актеров, молодых офицеров, недавно  вернувшихся из заграничного  похода по завершении войны с Наполеоном.

 Актерский  театральный мир, чуткий, отзывчивый  и такой неверный, целиком захватил  Пушкина.

 И театральная школа на Екатеринингофском канале (канал Грибоедова, 97), где жили актерские семьи Брянских, Каратыгиных, Колосовых, теперь лежали на пути Пушкина от дома к театру: ведь это все один район – Коломна.

 Свобода,  равенство, красный фригийский  колпак, о котором идет речь  в пушкинском стихе, - слова из  лексикона французской революции.  Пушкинские послания подхватывали  здесь и выучивали наизусть.

 Его стихи по-прежнему знает весь Петербург. 

 Участь Пушкина решена.        

 Во времена  переворота в Петербурге Пушкину  грозила Сибирь. Из Петербурга  изгоняли не безызвестного юношу,  а молодого корифея, надежду  русской литературы. Его провожали друзья: Дельвиг и Павел Яковлев, брат лицейского Яковлева. Ехали по Фонтанке до Московской заставы. Выехали на Белорусский тракт. В Царском селе Дельвиг и Яковлев сошли. И когда провожающие скрылись за густыми клубнями дорожной пыли, Пушкин остался один со своими мыслями. Сожалел ли он, покидая Петербург! Нет, не сожалел. Он презирал этот город. Ему было горько. Он был ожесточен. Тоска по Петербургу пришла позднее, когда время сгладило остроту пережитого. К тому же, уезжая, он не думал, что расстается с этим городом на долгие семь лет. И, вернувшись, не отыщет в нем много и многих…

 Отъезд был  назначен на шестое мая.

 Пушкин простился  со всеми, кроме Чаадаева. Ему  оставил записку: «Мой милый,  я заходил к тебе, но ты спал. Стоило ли будить тебя из-за такой безделицы». Под напускной беспечностью он скрывал другие чувства.

 Чаадаев просил  Карамзина о помощи Пушкину.  Когда Пушкин пришел к Карамзину,  он пообещал не писать два  года против правительства. И  отложив свои занятия, Карамзин  поехал во дворец.

 Карамзин, Жуковский,  директор Лицея Энгельгардт, чтобы  добиться от Александра смягчения  участи Пушкина, взывали к милосердию. И благодаря Каподистрия, статс-секретарю  царя, Пушкина отправили к генералу  Инзову, попечителю колонистов Южного  края. Сопроводительное письмо Каподистрия было написано так, чтобы расположить Инзова к молодому изгнаннику.

 В Петербург  Пушкин вернулся лишь в мае  1827 года.

Приехав в Петербург  после семилетнего отсутствия, Пушкин не мог не заметить происшедших перемен. Поразительной красоты архитектуры, «строгости и стройности» петербургских ансамблей. И «духа неволи», определившего образ жизни в николаевской столице. 

     Вывод. 

 История Петербурга и жизнь сегодняшнего города оказались связанными меж собой. Приходили в соприкосновение судьбы людей петровской эпохи и современников поэта. Петр I был в числе героев поэмы «Медный всадник», посвященный событиям совсем недавнего прошлого – наводнению 1824 года. А историческую по своему сюжету поэму «Полтава» Пушкин посвятил жене декабриста С.Г.Волконского – Марии Николаевне Волконской.

 История Петербурга  – это частица огромной истории  России.

 Спустя несколько  лет в Петербурге начнет выходить  журнал Пушкина «Современник»,  во многом продолживший традиции  «Литературной газеты».

 Имя Пушкина  стало в наш век самым высоким  мерилом культуры и духовной ценностью. 

 Первый памятник  великому поэту в Петербурге  был воздвигнут еще в 1884 году. Это памятник работы А.М.Опекушина  на Пушкинской улице.

19 июня 1957 года  – к 250-летию Петербурга –  в центре города, на площади Искусств, вознесся монументальный и легкий, торжественный и грациозный скульптурный памятник Пушкину работы М.К.Аникушина. 

 Нашей причастности  к Пушкину чудодейственно способствует город на Неве. Город первой в мире пролетарской революции и народной власти, Петербург сохранил облик Пушкинского Петербурга, красивейшего города дворцов и особняков. Здесь все напоминает о великом поэте. Его нет с нами уже более полутора столетий, а его гимн городу: «Люблю тебя, Петра творенье…» звучит.

 Не эти ли слова приходят на ум каждому из нас в минуту восхищения красотой этого города?

 Трудно понять Петербург, его историю, его душу без Пушкина, и совсем невозможно представить себе Пушкина без города на Неве.

 Эта взаимосвязь  неразрывна, и, наверное, по редчайшему чувству сопричастности, которое мы испытываем, общаясь с А.С.Пушкиным, нам дорого в нем все, что он оставил, все, чем он соприкасался в своей жизни, что хранит след его личности, след его благородного Гения.

      
 
 

 

   
 
 

                      Используемая литература: 
 
 

          

           1. Басина М. В садах лицея. На брегах Невы. – Л.: Детская литература, 1988. – 154 с. 

           2. Зажурило В.К., Кузьмина Л.И., Назарова  Г.И. «Люблю тебя, Петра творенье…»:   

             Пушкинские места Ленинграда. – Л.: Лениздат, 1989. – 272 с., ил. 

           3. Кулибанов В.С., Чистобаев А.И. Ленинград. – М.: Мысль, 1990. – 235 с.  

           4. Лихачев Д.С. Земля родная: Книга для учащихся. – М.: Просвещение,

                 1983. – 256 с., ил.   

              5. Тархова Н.А. Пушкинские места: Путеводитель. Ч. II. Крым; Украина и

                  Молдовия; Кавказ и Закавказье; Поволжье и Урал. – М.: Профиздат, 1988. – 352 с.

 

           6. Тархова Н.А. Пушкинские места: Путеводитель. Ч. I. Москва и Подмосковье;

               Ленинград и его пригороды. – М.: Профиздат, 1988. – 352 с.     

Информация о работе История С.-Петербурга в творчестве Пушкина