Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 13:25, реферат
Жизненный путь художников-импрессионистов был не лёгок. Сначала их не признавали, их живопись казалась слишком смелой и необычной, над ними смеялись. Никто не хотел покупать их картин. Но они упорно шли своим путём. Ни бедность, ни голод не могли заставить их отказаться от своих убеждений. Искусство импрессионистов было признано лишь спустя много лет, когда некоторых из них уже не было в живых.
Одним из таких художников был Клод Моне, которого называли “Рафаэлем воды” и “первооткрывателем цвета”. С его именем связывают и эффект “запечатленного мгновения”, ибо он приложил много усилий для воплощения в живописи мимолетных состояний природы.
Введение 3
1 Импрессионизм как художественное направление в искусстве 5
1.1 История возникновения импрессионизма
2 Клод Моне. Жизнь и творчество 8
2.1 Увлечение К. Моне пленэрной живописью
2.2 Расцвет импрессионизма в творчестве К. Моне 11
2.3 Серии картин Клода Моне 15
2.4 Последние годы жизни Клода Моне 21
Заключение 23
Список литературы 25
Поражает упорство, с которым работает уже немолодой художник: ко времени окончания серии ему исполнилось 55 лет. В одном из писем Алисе Ошеде от 3 апреля 1892 года он пишет: "Каждый день я отмечаю и добавляю то, что не мог увидеть раньше. Как трудно, но работа движется… Я разбит и больше не могу работать, …всю ночь меня мучили кошмары: собор падал на меня, он был то голубой, то розовый, то жёлтый".
На рубеже веков Моне, уже всемирно признанный художник, трижды предпринимает поездки в Лондон: осенью 1899, в феврале 1900 и в феврале-апреле 1901 года. Результатом этих поездок явились более сотни картин. Художника привлёк в первую очередь эффект тумана над Темзой ("потрясающего тумана", как он пишет в одном из своих писем). Этот мотив доминирует в большинстве его полотен, создавая на них атмосферу мистической загадочности. "С каждым днём мне всё больше нравится писать Лондон", - сообщает он в 1900 году из Англии своей невестке Бланш.
С Лондоном связано многое в жизни Моне: здесь он в 1870 году вместе с Писсарро посещал лондонские музеи, изучая творчество пейзажистов английской школы, принимал участие в Международной выставке искусств в Кенсингтоне, открывшейся 1 мая 1871 года. В этом городе произошло знакомство с Полем Дюран-Рюэлем, сыгравшее решающую роль в судьбе художника. Знаменитый пейзажист Добиньи представил коллекционеру молодого художника следующим образом: "Вот художник, который превзойдёт нас всех… Покупайте".
Ещё во времена первого своего посещения Лондона Моне написал несколько полотен, изображающих Темзу и здание Парламента. В последующие годы этот мотив стал темой одной из самых поэтичных серий: "Лондон. Здание Парламента".
В поисках тем для новых серий картин, которые не только помогают художнику прикоснуться к тайнам природы, но и хорошо продаются, Моне в октябре-декабре 1908 года вместе с женой предпринял последнее большое путешествие: художнику уже шестьдесят восемь лет, и ему всё труднее уезжать далеко от Живерни. На этот раз Моне выбрал темой очередной серии виды Венеции. "Я всё больше и больше восхищаюсь Венецией и грущу от того, что приближается момент расставания с таким уникальным светом. Это так красиво, - писал Моне Гюставу Жеффруа 7 декабря 1908 года. - Я пережил здесь чудесные моменты, почти забыв о своей старости".
Художник заканчивал картины венецианской серии в своей мастерской в Живерни на протяжении ещё трёх с лишним лет. Наконец в мае-июне 1912 года в галерее Бернхайма были представлены 29 картин из серии "Виды Венеции". Одновременно с выставкой выпущен альбом репродукций, названный "Виды Венеции Клода Моне", текст к которому написал Октав Мирбо. Поль Синьяк, посетивший выставку Моне, поспешил выразить художнику свой восторг: "Я восхищаюсь "Венециями" как высочайшим проявлением Вашего искусства, …где всё соответствует Вашей воле, где ни одна деталь не идёт вразрез с эмоциями, где Вы достигли вершин служения искусству".
И всё же нигде Клод Моне не чувствовал себя так хорошо, как в родном Живерни, в кругу своей семьи, в своём саду, которому отдал много времени и сил. Где бы он ни находился, мыслями он стремился в свой сад, к своим цветам. "Остались ли ещё цветы в саду? - спрашивает он Алису в письме из Этрета, где он был на пленэре в ноябре 1885 года. - Мне бы хотелось, чтобы к моему возвращению там сохранились хризантемы".
Получая невероятное наслаждение от "общения" со своим садом, он стремился поделиться радостью с друзьями. "В деревне так прекрасно сейчас. Я хотел Вас пригласить приехать сюда полюбоваться цветущим садом: путешествие того стоит, а через две недели всё отцветёт", - писал он Гюставу Жеффруа 25 мая 1900 года.
Клемансо назвал великолепный сад Моне "одним из произведений мастера". Он писал: "С удивительной тонкостью художник света переделал природу таким образом, чтобы она помогала ему в творчестве. Сад был продолжением мастерской. Со всех сторон вас окружает буйство красок, что является хорошей гимнастикой для глаз. Взгляд перескакивает с одного на другое, и от постоянно сменяющих друг друга оттенков зрительный нерв возбуждается всё больше, и ничто не может усмирить восторг".
Водный сад" стал для художника бесконечным источником вдохновения. При его создании отчётливо проявились японские мотивы, которые замечали и отмечали все гости Моне. Многие растения и деревья, украсившие сад, были привезены из Японии. "Спасибо, что сравнили мой сад с цветами на эстампах Хокусая, - писал в 1896 году Моне Морису Жуаяну. - Вы ничего не сказали о маках, а это очень важно, так как у меня есть уже ирисы, хризантемы, пионы и вьюнки".
Особое очарование "водному саду" придавал изогнутый мостик в японском стиле, перекинутый через пруд. Он стал темой нескольких серий картин, первая из которых написана ещё в 1899 году. С годами лёгкие воздушные перила мостика заросли любимыми цветами Моне - глициниями: таким предстаёт он на картинах 1920-х годов.
Разнообразная игра света на поверхности пруда с водяными лилиями стала темой бесконечной серии картин, к которой Моне возвращался вновь и вновь. "Я поглощён работой, - пишет он в 1908 году Гюставу Жеффруа. - Эти пейзажи с водой и отражениями стали каким-то наваждением. Это непосильный труд для старика, и всё же я хочу передать то, что чувствую. Сколько я их уничтожил… И я начинаю их снова… Я надеюсь всё-таки чего-нибудь добиться". Моне воспринимал живопись как поединок с природой. Трагедия его была в том, что его противник был неутомим и вечно молод, в то время как он старел и уже не в состоянии был состязаться с ним. "Я работаю всё время, всё время борюсь с природой", - писал 78-летний художник Дюран-Рюэлю.
2.4 Последние годы жизни Клода Моне.
Последние годы жизни творчество Моне всё больше приобретают декоративные черты. В погоне за деталями и нюансами художник нередко утрачивает ощущение целого. В своих многочисленных изображениях заросшего пруда он окончательно отказывается от формы, пытаясь передать лишь ощущение ускользающего света.
В 1919 году Клод Моне принёс в дар государству 12 больших декоративных полотен из серии, изображающей водяные лилии в водоёме. Дар Клода Моне - серию "Нимфеи" - сначала предполагалось разместить в специально построенном павильоне со стеклянным потолком в саду отеля Бирон. Но палата депутатов отвергла проект, составленный самим художником. Тогда решили переделать для "Нимфей" два зала в музее Оранжри. В связи с этим понадобилось добавить ещё два полотна к подаренным двенадцати. Художник продолжал над ними работать с большим трудом, поскольку зрение его катастрофически портилось. "Я работаю через силу и хочу успеть написать всё до того, как потеряю способность видеть", - писал он Жосефу Дюран-Рюэлю.
Болезнь глаз прогрессировала, и художник вынужден был пойти на операцию, после которой вернулся к работе. В письме Адре Барбье от 17 июля 1825 года Моне пишет: "Я работаю как никогда и доволен тем, что делаю. Если новые очки будут лучше прежних, значит, я мог бы жить и до ста лет". В понимании художника "жить" значило "видеть".
Моне умер в Живерни 5 декабря 1926 года на руках у своей невестки Бланш - дочери Алисы Ошеде. Он пережил всех своих друзей и соратников, вторую жену Алису и старшего сына Жана. "Какой у меня печальный конец", - признался он в одном из писем Гюставу Жеффруа.
Творчество Клода Моне - целая эпоха в искусстве. Он был одним из ведущих художников-импрессионистов, однако его эксперименты с живописной фактурой, цветом и светом послужили также отправной точкой для развития абстрактного искусства. Художник принял участие в пяти из восьми выставок импрессионистов, показав 121 картину. После четвёртой Моне отошёл от движения импрессионистов, считая, что оно изжило себя, однако продолжал поддерживать с прежними соратниками тёплые приятельские отношения. На склоне лет в одном из интервью он сказал: "Нашей силой была наша сплочённость, наша дружба. И затем развитие живописи имеет свою судьбу: то, что сделали мы, то же самое сделали бы другие, подобные нам".
Заключение
Действильно, картины Клода Моне имели огромный успех. Критики встретили полотна художника с восторгом. Роже Маркс восхвалял "остроту видения, абсолютную искренность и композиционную силу" Моне. А Гюстав Жефруа впал в совсем уж лирическое настроение: "На этих зыбких поверхностях, как в зеркале, отражаются изменения окружающей среды, колебания атмосферных условий, резкие дуновения ветерка, случайные вспышки света. Равномерно движутся вокруг них, как вокруг оси, свет и тень, солнце и темнота; они отражают последнее тепло последних лучей; они окутываются туманом, они пребывают в полной гармонии с пространством, с землей и с небом". Когда о стогах Моне написал статью Октав Мирбо, тираж газеты, поместившей ее, поднялся до 20 000, и пришлось его допечатывать. Но успех Моне говорил и о другом. Он говорил о победе импрессионизма; ведь Моне сохранил верность его первоначальным принципам и, не меняя своей техники, расширил его выразительные возможности, открыв его для новых идей. В 1889 - 1890-м годах Клод Моне с необыкновенной энергией и рвением, при поддержке Сарджента, организовал подписку для выкупа картины Мане "Олимпия" в национальное пользование; он добился, чтобы в текст акта передачи были включены условия, что картина навечно останется в Париже: сначала в Люксембургском музее, а затем, по истечении определенного срока после смерти автора, - в Лувре. То есть картину не отправляли в какой-нибудь провинциальный музей, как по обыкновению отправляли многие произведения, не понравившиеся истэблишменту. А еще через два года государство купило картину Ренуара "Девушки за фортепьяно". Затем, 11 марта 1894 года, Ренуар сам обратился к директору по делам изящных искусств Анри Ружону с письмом, в котором информировал того, что недавно умерший Гюстав Кайботт завещал нации свою коллекцию из 76 полотен Мане, Моне, Ренуара, Дега, Сислея и Сезанна, "на условиях, что эти картины не будут отправлены ни на чердак, ни в провинциальный музей, а будут храниться сначала в Люксембургском музее, а затем в Лувре", чего они и заслуживают своим качеством. Поначалу власти выразили согласие, но потом началась волокита относительно всевозможных гарантий, и только через два года они, в конце концов согласились взять 40 из 65 полотен, переданных первоначально: восемь работ Моне, по семь Дега и Писсарро, по шесть Ренуара и Сислея, по две Мане и Сезанна, а также две картины Милле. В 1896 году все картины были вывешены в Люксембургском музее. В 1907-м, когда Клемансо стал премьер-министром, "Олимпия" Мане была переведена в Лувр, и государство купило одну картину из новой серии видов Руанского собора, написанных Моне с 1892 по 1894 год.
Список литературы:
Георгиевская Е. Б. Клод Моне. М., 1968.
Гуревич П.С. Культурология: Учеб.-методическое пособие. М., 1998.
Кулаков В. Клод Моне. М., 1989.
Культурология/ Под редакцией А.Н. Радугина. М., 1997.
Рейтерсвед О. Клод Моне: Сокр. пер. со швед., М., 1965.
4
Информация о работе Импрессионизм как художественное направление в искусстве. Клод Моне