Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 10:09, контрольная работа
Хохломская роспись (Хохлома) - это самобытный русский народный промысел, существующий более трехсот лет, уникальное явление не только в масштабах России, но и в мировом искусстве. Промысел был основан в лесном Заволжье, на территории нынешнего Ковернинского района Горьковской области. Жители селений Новопокровское, Виноградово, Мокушино, Большие и Малые Хрящи, Семино, Кулигино, Скородумово, Воротнево, Шабашево, Медвежково, Рассадино, Скоробогатово и других, расположенных по берегам реки Узолы, испокон веков занимались окраской деревянной точеной посуды.
1. Хохломская роспись……………………………………………………….……..3
2. Значение Нижегородской ярмарки………………….……...………………….10
3. Сохранившиеся памятники архитектуры Костромской земли………………20
4. Список используемой литературы……………………………………………..24
Значение Нижегородской Ярмарки
Нижегородцам хорошо известна эта мудрая поговорка: "Петербург – голова России, Москва – ее сердце, а Нижний – ее карман". Метко подмечено народом то основное, чем была насыщена жизнь крупного провинциального города – концентрировать в относительно небольшом пространстве немалые капиталы, заработанные российскими купцами благодаря поддержке царского правительства и городских властей Нижнего Новгорода.
Всемирную известность получило такое своеобразное явление русской истории, как Нижегородская ярмарка – широкое торжище отечественного купечества с приглашением иноземных гостей.
В течение более двухсот лет население Нижнего Новгорода оставалось почти неизменным и насчитывало к рубежу XIX столетия 7678 жителей. На рост и дальнейшее развитие города весьма существенно повлияло перенесение сюда ярмарки, собиравшейся у стен Макарьевского монастыря, что стоял в 100 км ниже по течению Волги. Неудобства, вызванные скоплением многих тысяч людей у поселка с ничтожным числом постоянных жителей, заставили еще на рубеже XIX столетия поставить вопрос о переводе ярмарки в лучший по географическому положению Нижний Новгород. Тогдашний министр торговли Н.П.Румянцев выступил с таким предложением в 1805 г. Однако реальностью оно стало только после пожара в августе 1816 г., дотла уничтожившего незадолго до того построенный ярмарочный Гостиный двор в Макарьеве.
В 1817 г. ярмарку открыли уже в Нижнем Новгороде, сперва в виде опыта. В следующем, 1818 г. было принято окончательное решение о переводе ярмарки в Нижний и тогда же утверждены проекты и начата постройка каменных корпусов Гостиного двора, завершенных в основном к 1822 г. Строительство всего комплекса продолжалось до 1828 г.
Получившая
мировую известность
Наиболее подходящий участок, свободный от застройки и находившийся рядом с городом, был найден на левом, низком берегу Оки, между Канавинской слободой и Баранцевым и Мещерским озерами на Стрелке (месте слияния Оки с Волгой). Он хотя и затапливался почти ежегодно весенними паводковыми водами, но своей непосредственной близостью к пристаням и рейду был удобен для ярмарки. Этот участок имел форму прямоугольника, вытянутого в глубину от берега. Такое его расположение и конфигурация, по существу, предопределили основную композицию комплекса с осью симметрии, перпендикулярной реке. Необходимый из-за расположения в низине осушительный канал был запроектирован подковообразной формы и замыкал территорию с запада. Таким образом, этот как бы законченный в себе архитектурный организм раскрывался в сторону города. Чтобы подчеркнуть значение главных строений ярмарки, размещенных вблизи берега, перед ними была устроена площадь, окруженная торговыми корпусами. На противоположном конце центральной оси, где благодаря небольшому повышению рельефа опасность весеннего затопления была меньше, отводилось место для главной ярмарочной церкви. В таком виде и было осуществлено строительство основного комплекса ярмарки.
Крупные комплексы, проектирование и строительство которых длится годами, почти всегда являются результатом коллективного труда и подчас сложно бывает определить границы авторства отдельных людей. Когда А.А.Бетанкур, председатель Комитета строений и гидравлических работ, был назначен руководителем проектирования и строительства Нижегородской ярмарки, он выбрал для нее участок на левом берегу Оки. И это естественным образом заставило принять ту схему планировки, какую подсказывал приведенный здесь анализ местных условий, поскольку такая схема вполне разумно удовлетворяла всем необходимым требованиям этого крупного строительства. В качестве руководителя работ А.А.Бетанкур, крупнейший инженер того времени в России, сказался как нельзя более на своем месте: инженерно-утили-тарные вопросы имели для создания этого комплекса весьма существенное, если не решающее, значение. Для связи ярмарки с городом был построен почти 600-метровый плавучий плашкоутный мост. Подковообразный Бетанкуровский канал, получивший имя строителя ярмарки, имел свою систему шлюзов и наполнялся водой посредством двух других каналов, один из которых начинался за 20 км на реке Пыре около Балахны. Основным назначением канала было осушение участка и создание противопожарной зоны, кроме того, предполагалось использовать его для подвоза товаров непосредственно к торговым корпусам. Было широко задумано и остроумно решено обеспечение санитарно-гигиенического состояния территории: вдоль берегов канала проложили две подземные галереи с размещенными в них санитарными узлами.
Обратимся к книге А.П.Мельникова "Очерки бытовой истории Нижегородской ярмарки (1817-1917)", где подробно рассказывается о различных сторонах торжища: "Бетанкур был один из трех французских инженеров, которых Наполеон I подарил императору Александру Павловичу в 1806 году. Бетанкур привез с собой в Россию целую колонию иностранцев, преимущественно, как говорят, испанцев. Жил Бетанкур широко… Устроив однажды гулянье на лодках по Волге, Бетанкур привез своих гостей на очаровательный остров с прелестным парком и цветниками, где и устроились танцы. Оказалось, что парк был разведен из срубленных только накануне на этот случай деревьев… Бетанкур не окончил работ по ярмарке, потому что попал под суд. Кстати, заметим, под суд попал и губернатор Быховец, как говорят, будто бы оклеветанный. Существовало поверье, что несчастье постигало всех, кто принимал участие в переводе ярмарки от Макарьевского монастыря и вообще так или иначе, волею или неволею, способствовал запустению древней обители".
Дальнейшая детальная разработка планировки ярмарки, как и составление проектов отдельных зданий, строившихся в первую очередь, очевидно, должна была входить в обязанности обычно сотрудничавшего с Бетанкуром начальника чертежной архитектора Огюста Монферрана. И в самом деле, в Музее Академии художеств в Ленинграде имеются подписанные им чертежи проекта церкви св. Макария, названной позднее Спасским староярмарочным собором, перспективы и рисунки деталей ряда других зданий ярмарки.
Основную массу строений ярмарочного Гостиного двора составляли шестьдесят однотипных двухэтажных корпусов чисто утилитарного назначения, сорок восемь из них были поставлены рядами перпендикулярно реке Оке. Первые этажи этих зданий, предназначенные для торговли и складов товаров, имели широкие проемы, наглухо закрывавшиеся полотнищами ворот. Тротуары перед ними были перекрыты навесами, образовывавшими галереи по всей длине ярмарочных рядов. Вторые этажи, отведенные под конторы и жилье купцов и приказчиков, освещались небольшими окнами, редко размещенными на гладких плоскостях стен.
Улицы-проходы между корпусами замыкались с одной стороны фасадами Главного ярмарочного дома, с другой – классическими портиками и пагодообразными башенками Китайских рядов. Детали их декора должны были символизировать торговые связи с Китаем и другими странами Азии, как, например, раскрашенные под фарфор скульптуры сидящих китайцев, выполненные по рисункам О. Монферрана и установленные на углах здания. Все это выделяло Китайские ряды среди остальных корпусов, имевших предельно упрощенную архитектуру.
На фоне низких монотонных рядов торговых корпусов празднично выделялись крупные объемы Спасского собора и Главного дома, соединенные между собой широким бульваром. В центре Главного дома находился поднятый на высоту второго этажа большой зал для торжеств, балов и всяческих увеселений. Проходы между столбами, на которых основывался зал, были раскрыты на четыре стороны, и, таким образом, можно было свободно пройти через всю ярмарку по оси комплекса. Фасад Главного дома украшал портик коринфского ордера, приподнятый на аркадах нижнего яруса. На время ярмарки в этот дом переезжал губернатор со своей канцелярией, а в боковых корпусах, стоявших по обе стороны от главного, размещались полиция, коммерческий банк, почта и лазарет.
После смерти в 1824 г. А.А.Бетанкура руководство строительством ярмарки перешло к инженеру Р.Р.Бауса. Ансамбль получил завершение – по главной его оси за собором поднялась колокольня с жилым корпусом при ней (1826, архитектор А.Л.Леер). В 1828 г. на линии, поперечной к основной композиционной оси, по ту и другую стороны Бетанкуровского канала А.Л.Леером были построены татарская мечеть и армянская церковь: комплекс Гостиного двора теперь был связан с окружающей его не слишком упорядоченной деревянной застройкой — лавками, балаганами, гостиницами и постоялыми дворами, среди которых возвышался объем ярмарочного театра. Дома стояли вдоль улиц, разбитых параллельно осям ансамбля Гостиного двора, который раскрывался к реке и был ориентирован на старый город, раскинувшийся на противоположном, высоком берегу Оки. Таким образом, Нижний Новгород как бы перекинулся за реку и теперь, впервые в его истории, наметилась архитектурная согласованность застройки обоих берегов широкой реки.
В начале XIX в. некоторые государственные деятели России считали, что после перевода ярмарки в Нижний Новгород «сей город оною возведен будет на степень третьей Государственной столицы». Это предсказание отчасти оправдалось - город стал развиваться ускоренными темпами, в основном сохранявшимися на протяжении всего столетия. Уже к 1825 г. население его удвоилось, достигнув 16 тысяч жителей, а к 1841 г. снова выросло вдвое—до 32 тысяч. В 1824 г. утвержден новый план Нижнего Новгорода, в который была включена Канавинская слобода и территория ярмарки. В плане, подписанном архитектором В.И.Гесте, учтены результаты перепланировочных работ и изменений, внесенных в проект 1770 г. при его осуществлении. Новый проект предусматривал увеличение территории города, в нем больше учитывались особенности рельефа, что значительно сокращало работы по засыпке оврагов и осушению прудов. Сетка улиц нагорной части города, закрепленная проектом планировки 1824 г., в значительной степени сохранилась до наших дней. Конечно, с ростом города план его время от времени уточнялся и изменялся, застройка уплотнялась, а границы города расширялись.
В результате планировочных мероприятий в Нижнем Новгороде к XIX в. сложилась вполне определенная сословная структура городского плана, что нашло яркое отражение в старых названиях улиц, сохранявшихся вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции.
В XVIII—XIX вв. в кремле и рядом с ним были сосредоточены административные и культовые здания, военные учреждения. Прилегающая к кремлю верхняя часть города была застроена преимущественно домами чиновников и дворянскими особняками, которые еще в первой четверти XIX в. тянулись по всей Большой Покровке, главной дороге к кремлю, — административному центру губернии. Под прямым углом к ней примыкали улицы Дворянская (ныне ул. Октябрьская) и Грузинская, получившая название по расположенной тут и занимавшей целый квартал усадьбе князя Г. А. Грузинского. Обширный сад при его доме, открытый в сторону Черного пруда, в 1830-е гг. использовался для общественных гуляний.
Внизу по берегам Волги и Оки, ближе к пристаням и складам, размещался торговый район; долгое время здесь был и центр купеческого самоуправления. Место это называлось Нижним Базаром с улицами Торговой, Магистратской, Рыбным переулком, Балчугом с его толкучим мелочным рынком. Жилые дома купечества и зажиточных ремесленников располагались главным образом по улицам, поднимавшимся от пристаней по Ильинской горе и Гребешку, по Ильинке, идущей к Московской дороге. Дальше от центра селились ремесленники и другие бедные слои населения; по их профессиям улицы назывались Прядильной, Ковалихой, Канатной, Ямской. Позже, уже в николаевское время, появились Старые и Новые Солдатские улицы, где отводились участки солдатам, отслужившим двадцатипятилетний срок. Дома их были, в сущности, обычными избами, нередко в одно окно по фасаду, снаружи, однако, имитировавшими формы и детали каменных зданий.
Открытие ярмарки, увеличение населения города способствовали активному строительству церквей. Так, за семь лет, с 1821 по 1828 г., было возведено семь церквей – Живоносовская (1821) внизу под стенами кремля, Алексеевская (1821—1834) в Благовещенском монастыре, Спасский староярмарочный собор (1818 -1822) и другие. Спасский староярмарочный собор был построен по проекту О.Монферрана как центрическое пятикупольное сооружение. Три его фасада имеют тосканские портики с фронтонами, а четвертый, восточный, с выступающим алтарем – обработан пилястрами того же ордера. Завершают собор сферические купола на барабанах, окаймленных ионическими полуколоннами, причем центральный купол значительно превосходит по размерам остальные. В 1886 –1888 годах собор был расширен за счет пристройки угловых помещений; кроме того, были переложены карнизы, что несколько нарушило его первоначальный вид.
По-новому организуется ансамбль ярмарки. Стремление продолжить и переосмыслить традиции русской архитектуры выразилось в формах и деталях нового здания Главного ярмарочного дома. Победителями конкурса на его проект стали архитекторы К.В.Трейман, А.М. фон Гоген и А.Г.Трамбицкий, а руководил постройкой, законченной к 1890 г., архитектор Н.П.Иванов.
В
1881 году был сооружен собор Александра
Невского. Соединение пяти шатров в
одном здании было основной идеей
проекта губернского
И сегодня поражают масштабы ярмарки. Для нее было отведено около 150 гектаров. В середине XIX века она представляла собой как бы самостоятельный город с восемью площадями и тридцатью хорошо спланированными замощенными улицами. Главный ярмарочный дом окружали 60 двухэтажных каменных корпусов, в которых размещалось 2500 лавок. Помимо вокруг корпусов ежегодно строились деревянные помещения, в которых насчитывалось еще 2800 лавок.
В торгах участвовало до 15 тысяч купцов, а численность обслуживающего персонала достигала 105 тысяч человек. Таким образом, вместе с членами семей население этого торгового "города" составляло около 120 тысяч человек. В то время как в самом Нижнем Новгороде проживало, к примеру, в 1877 году 50 тысяч, а в 1897 – 90 тысяч человек.
Торговля начиналась практически с 15 июля после торжественного молебна и подъема флагов ярмарки, а заканчивалась после 10 сентября, когда закрывались лавки, разбирались деревянные балаганы – ярмарка пустела до будущего года.