Дзен-буддизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 18:20, реферат

Краткое описание

В процессе своего развития буддизм вылился в форму, которая так сильно отличается от первоначальной, что мы имеем право подчеркнуть его историческое разделение на две школы: хинаяна (малый путь спасения) и махаяна (великий путь спасения). Хинаяна — метод индивидуального освобождения от круговорота бытия. Последователи махаяны стремятся достичь состояния Будды ради спасения других. Фактически махаяна во всем своем разнообразии форм представляет собою не что иное, как видоизмененную форму буддизма и восходит в оригинале к своему индийскому основателю Будде Шакьямуни (как иногда называют Сиддхартху Гаутаму).

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………....3
Дзэн-буддизм…………………………………………………………………....5
Является ли дзэн религией?.................................................................................5
Есть ли в дзэне нигилизм?....................................................................................7
Сатори……………………………………………………………………………7
Коан………………………………………………………………………………8
Препятствия росту ученика в свете дзэн……………………………………...10
Учитель в свете дзэн……………………………………………………………11
Заключение………………………………………………………………………13
Список литературы…………………………………………………………….14

Содержимое работы - 1 файл

Реферат по культурологии.docx

— 36.70 Кб (Скачать файл)

    Помимо понятий сатори, в дзэн существует понятие «кэнсё». Между ними есть незначительная разница: кэнсе — это ощущение озарения, а сатори — осознание озарения.

Коан.

    Единственной целью дзэн тренировки является достижение сатори, так как наивысшее состояние, которого может достигнуть буддист, — это его слияние с телом Будды, растворение своего "Я" в окружающем мире, что возможно только посредством сатори. Дзэн имеет определенную цель, которая состоит в том, чтобы «открыть разум сатори» и для того, чтобы вызвать это состояние, перед умственным взором должен предстать коан.

    Коан  представляет для  учащегося головоломку: это загадка такого рода, которую невозможно решить посредством  логики или разума. Он требует большего от учащегося —  прорыва в новое  сознание. Коан традиционно формулировался как диалог между учеником и мастером дзен. Некоторые коаны основаны на вопросах, которые задавались серьезными учениками в древнем Китае. Другие взяты из вопросов, которые ставил учитель, чтобы стимулировать или пробудить понимание ученика. Ответы живо и непосредственно иллюстрируют определённый аспект глубинного понимания мастера. Ответы часто парадоксальны и по видимости нелогичны, они заставляют спрашивающего преодолеть ограничения, свойственные категориям, в которых он до сих пор осмыслял опыт. Например, один монах спросил Чжаочжоу: «Обладает ли собака природой Будды?» Чжаочжоу ответил: «Нет!» Вся проблема заключается здесь в том, что, согласно учению дзэн, любое существо, включая собаку, обладает природой Будды. «Но ведь природа Будды проницает все живые существа. Как же можно сказать, что у собаки ее нет?» Чжаочжоу ответил: «Собаке свойственно проводить различия». В другой раз Чжаочжоу дал утвердительный ответ на тот же вопрос. «Отчего же существо, обладающее природой Будды, родилось в столь неприглядном обличье?» — спросил собеседник Чжаочжоу. «Оно приняло заблуждение за истину», — последовал ответ.

    Наставник дзэн Хакуин однажды  хлопнул в ладони, затем молча  поднял одну руку и спросил:  «Как звучит хлопок одной ладони?»  Так родился очередной коан.

    Размышляя (медитируя) над этим коаном, ученик не должен пускаться в интеллектуальные спекуляции о вопросе, ответе и их связях. Цель коана — привести ученика к видению собственного невежества, побудить его пойти дальше абстрактных рассуждений, искать истину в самом себе.

    В дзенской школе Сото ученикам объясняют, что наиболее важный аспект обучения связан с их повседневной жизнью, что они должны научиться разрешать свой личный коан, проблемы повседневности, как они обнаруживают себя перед каждым. Личный коан не имеет окончательного разрешения. Проблема может быть разрешена только изменением себя, изменением точки зрения, вытекающей из изменения личности. Меняется  не  проблема,  а  то,  как относится к ней человек. Он никогда полностью не покончит коаном,  но научится рассматривать проблемы с более высокого уровня. Например, Гаутама начал свой путь в надежде разрешить коан болезни, старости и смерти. Однако даже после того, как он стал Буддой, проблемы остались неизменными. Будда не стал бессмертным или лишённым возраста. Но его понимание возвысилось над его прежней озабоченностью этими проблемами.

Препятствия росту ученика  в свете дзэн.

    Три основных источника страдания, «Три пламени» буддизма — жадность, ненависть и обман. В одних людях преобладает жадность, в других ненависть, третьи подвластны иллюзии. Каждый может быть соединением этих качеств, с преобладанием одного из них, однако соотношение их в одном человеке переменчиво, зависит от обстоятельств. Одни ситуации вызовут в человеке жадность, другие разбудят тенденции к гневу или иллюзорности.

    Жадность — основная проблема большинства людей. В большинстве своем мы хотим «больше» — больше денег, больше еды, больше удовольствия. Буддийские тексты описывают тип, подчинённый жадности, как тщеславных, недовольных, коварных людей, любящих богатую, сладкую пищу и красивую одежду.

    Люди, в которых преобладает ненависть, характеризуются раздражительностью, они быстры на гнев. Жизнь для них — непрерывная битва с врагами, нанесение ответных ударов на реальный или воображаемый вред, принесённый другими, защита от возможного нападения. Такие люди недоброжелательны, высокомерны, горды, завистливы, язвительны.

    Обман или иллюзорность характеризует общее состояние запутанности, недостатка сознавания, колебания. Те, в ком этот недостаток преобладает, находят трудным принять решение или погрузиться во что-то. Их реакции и мнения основаны на подражании, у них нет собственного мнения. Они делают всё невнимательно и неряшливо. Их характеризует лень, упрямство, запутанность, колебания, спешка и возбудимость.

    В случае усиления этих тенденций они порождают то, что на западе называют неврозом или психозом. Однако с точки зрения буддийской психологии даже психоз — лишь временная интенсификация одной из этих тенденций, проходящее состояние, как все психические и физические состояния.

    Посредством работы над собой эти препятствия могут быть преодолены. Жадность может быть превращена в милосердие и сострадание, ненависть — в любовь, иллюзорность — в мудрость. Самодисциплина или дисциплина монашеской жизни даст возможность индивидууму контролировать жадность. Буддийское учение, подчёркивающее любовь и уважение к другим, указывает путь преодоления ненависти. Понимание того, что всё есть Будда, преодолевает иллюзию. Гордыня может быть еще одним препятствием для роста. Гордыня может  вести  к  недостатку  уважения к учителю и создавать искажения в учении. Учитель дзен постарается дать ученикам увидеть собственную гордыню и самомнение. Один из дзенских патриархов указывает: «Если учение, которое ты слышишь от Учителя дзен, противоречит твоим мнениям, он, наверное, хороший учитель. Если в начале нет столкновения мнений — это дурной знак» (Доген).

    Гордость может появиться на любом этапе обучения, даже после первого опыта просветления. Обычно прямой опыт просветления укрепляет ученика в понимании буддизма и его убежденность в ценности учения становится поистине непоколебимым. Однако на этой стадии ученики склонны полагать, что они научились уже всему, что они уже полностью понимают буддизм и не нуждаются в Учителе. Хороший учитель заставит ученика продолжать регулярно исполнять свои обязанности и упражнения в этот момент, чтоб гордыня и самомнение не исказили в нём понимание. Иллюзию, если она возникает на этом этапе, очень трудно рассеять, потому что убеждения ученика теперь опираются на реальный опыт. Но если обучение продолжается, ученик может преодолеть неизбежную гордыню и чувство полноты, то, что некоторые учителя дзен называют «запахом просветления». Ученик должен помнить учение о непостоянстве и то, что учение в буддизме бесконечно.

Учитель в свете дзэн.

    Истинный буддийский учитель не только верит в принципы буддизма, но живет в соответствии с идеалом, он должен быть готов принять свою ошибку. Ученики относятся к учителю как к идеалу, которому они следуют, как к живому Будде. Однако подлинные дзенские учителя сознают свои ограничения и никогда не пытаются отделить себя от учеников и подняться на пьедестал. Ученики должны видеть человечность и ограниченность учителя, и все же видеть в нем Будду, несмотря на его погрешности.

Учитель, прежде всего, занимается собственным обучением, и те, кто находят в нем определенные специфические качества, могут следовать за ним. Учитель не старается быть хорошим для других и не заботиться о том, найдутся ли ученики, которые захотят за ним следовать. Своим примером, великим терпением, любовью и терпимостью хороший учитель вдохновляет других, так что ученики употребляют все усилия в обучении. Учитель, который слишком старается учить других, неизбежно создает в учениках чувство вины за то, что они не живут в соответствии с различными внешними установлениями. Учитель сам может быть образцом, с которым ученик может свободно сопоставлять себя в своем положении в обучении. Доген так объясняет необходимость

в учителе: «Если вы не нашли истинного учителя, лучше вообще не изучать буддизм. Хороший учитель не обязательно стар и не обязательно молод; просто это человек, который проясняет истинное учение и несет на себе печать подлинного мастера. Ни знание, ни его изучение не так уж важны; учитель не опирается на свои субъективные мнения и не привязывается к мнениям других: обучение и понимание в нем совершенно уравновешены. Таков истинный учитель».

    Ученики часто пытаются оценивать своего учителя, решать, является ли он «мастером дзен». Различение необходимо, потому что есть люди, которые называют себя «учителями», не будучи достаточно подготовленными и квалифицированными. Но когда ученик пытается определить степень совершенства учителя дзен — это не более чем тщеславие и самонадеянность. В действительности ученик задается вопросом «Достаточно ли этот учитель квалифицирован, чтобы учить меня?» «Удовлетворяет ли он моим требованиям?» Буддийское учение утверждает, что все и всё может учить, если только ум человека открыт. 
 
 
 
 

Заключение.

    Дзэн, действительно, одно из самых удивительных порождений восточного духа. Поэтому каждый, кто действительно пытается понять буддистскую доктрину, пусть даже до некоторой ограниченной степени — то есть путем простого отказа от различных западных предрассудков — дойдет до определенных глубин под эксцентричным покровом индивидуального саториального опыта или почувствует серьезные трудности, которыми философская и религиозная западная мысль пренебрегает вплоть до сегодняшнего дня. 

    В истории религии Дзэн уникален во многих отношениях. Его доктрины в теоретическом виде могут показаться спекулятивным мистицизмом, но они представлены таким образом, что только посвященные, посредством долгой тренировки, действительно достигшие прозрения на этом пути, могут понять их подлинный смысл. Для тех, кто не обрел этого проникновения знания, т.е. для тех, кто не испытывает Дзэна в повседневной деятельности жизни, его учение или, скорее, изречения, принимают непонятный и даже загадочный смысл. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

  1. Секида Кацуки «Практика дзэн», изд. «Амрита-Русь», Москва 2004
  2. Наоми Озанец «Медитация», изд. «Гранд», Москва 2001
  3. Дайсэцу  Судзуки «Основы дзэн-буддизма», изд. «Эксмо-пресс», Москва 2001

Информация о работе Дзен-буддизм