Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 18:20, реферат
В процессе своего развития буддизм вылился в форму, которая так сильно отличается от первоначальной, что мы имеем право подчеркнуть его историческое разделение на две школы: хинаяна (малый путь спасения) и махаяна (великий путь спасения). Хинаяна — метод индивидуального освобождения от круговорота бытия. Последователи махаяны стремятся достичь состояния Будды ради спасения других. Фактически махаяна во всем своем разнообразии форм представляет собою не что иное, как видоизмененную форму буддизма и восходит в оригинале к своему индийскому основателю Будде Шакьямуни (как иногда называют Сиддхартху Гаутаму).
Введение………………………………………………………………………....3
Дзэн-буддизм…………………………………………………………………....5
Является ли дзэн религией?.................................................................................5
Есть ли в дзэне нигилизм?....................................................................................7
Сатори……………………………………………………………………………7
Коан………………………………………………………………………………8
Препятствия росту ученика в свете дзэн……………………………………...10
Учитель в свете дзэн……………………………………………………………11
Заключение………………………………………………………………………13
Список литературы…………………………………………………………….14
ВСЕРОССИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-
ИНСТИТУТ
КАФЕДРА
ФИЛОСОФИИ
РЕФЕРАТ
по дисциплине
«Культурология»
на тему
«Дзен-буддизм»
Москва — 2007
Содержание
Введение
В этом мире есть много религиозных систем, служащих средством к достижению счастья всеми живыми существами. Каждая из этих систем отличается методами практики и формами своего выражения. Все эти системы сходятся в учении о неприемлемости дурных деяний речи, таких, как ложь и злословие, а также дурных физических деяний, таких, как воровство и убийство. Чтобы последователи различных религиозных систем могли достичь согласия, они должны иметь возможность узнать и понять друг друга. Именно с этой целью я предлагаю краткое введение в дзэн-буддизм.
Буддизм с его несколькими формами начинается с рождения принца Сиддхартхи из рода Гаутамы, сына царя Шуддходаны и царицы Махамайи. Мудрецы напророчили царю, что его сын станет либо великим миродержцем, либо великим религиозным учителем. Его отец, царь Шуддходана, решил, что его сын должен стать миродержцем и для этого сосворил вокруг него сказочный мир удовольствий и роскоши. Сиддхартха вырос, женился и у него родился сын, но его не оставляло желание увидеть то, что происходило за стенами дворца. Прогулки за стенами дворца неожиданно поставили его перед реальностью жизни и страданием человечества. Во время первой прогулки Гаутама встретил старого человека, изнурённого тяжёлым трудом и лишениями. Во время второй он увидел человека, больного тяжёлой болезнью. Во время третьей прогулки он столкнулся с похоронной процессией. Он понял, что болезнь, старость и смерть — неизбежный конец самой счастливой и благополучной жизни. Неизбежность человеческих страданий стала фундаментальной проблемой духовных исканий Гаутамы. В четвертый свой выезд за стены дворца Сиддхартха повстречал странствующего монаха и увидел перед собой новую возможность в этой жизни. Он оставляет дворец и вступает на путь великого подвижничества. В течение шести лет он овладевает духовными практиками своего времени. Он обучился сосредоточению мысли и стал на стезю сурового аскетизма, но освобождение по-прежнему ускользало от него. Не будем подробно останавливаться на его пути к постижению истины, а добавим лишь, что в конечном итоге, он достиг просветления и стал Буддой. В Бодх-Гае он указал путь достижения полного просветления и затем поочередно совершил три знаменитых поворота колеса Учения.
В первый период, в Варанаси, Будда
повернул колесо Учения, изложив
доктрину о Четырех
В процессе своего развития
буддизм вылился в форму,
Дзэн-буддизм
Среди многочисленных буддистских сект, мы находим один уникальный орден, претендующий на то, что он передает сущность духа буддизма непосредственно от его автора, причем без помощи какого-либо тайного документа или таинственного обряда. Научное название этого пути — «Сердце Будды» («Будда-хридайя»), а более популярное — «дзэн».
История дзэна начинается с
приходом Бодхидхармы (
Является ли дзэн религией?
Это не религия в популярном понимании, т.к. в дзэне нет бога, которому можно было бы поклоняться, нет также никаких церемонных обрядов, ни земли обетованной для отошедших в мир иной, а также в дзэне нет такого понятия, как душа, о благополучии которой должен заботиться кто-то посторонний и бессмертие которой так сильно волнует некоторых людей. Дзэн свободен от всех этих догматических и религиозных затруднений. Но это не значит, что дзэн отрицает существование Бога. Дзэн не имеет дела ни с утверждением, ни с отрицанием. Когда что-либо отрицается, то само отрицание уже включает в себя противоположный элемент. В логике это неизбежно. Дзэн стремится подняться выше логики и найти высшее утверждение, не имеющее антитезы. Поэтому дзэн не отрицает Бога, не утверждает его существования, так что в дзэне нет такого Бога, к которому привыкли европейцы. Дзэн в равной мере не является ни религией, ни философией. Между тем в храмах дзэна можно встретить множество изображений и статуй Будд, но это не более чем куски дерева, камня или металла. Поклонение статуям в свете дзэн — это условности. Дзэн — это дух человека. Дзэн верит во внутреннюю чистоту этого духа и его божественность. Все что не естественно прибавляется или с силой вырывается, вредит целостности духа. Поэтому дзэн решительно против всяких религиозных условностей. То, как дзэн относится к формальному поклонению Богу, видно еще яснее из следующего примера. Когда Дзесю (один из учителей дзэн) увидел, как один монах с почтением отвесил поклон Будде, он ударил его по щеке. «Разве то, что я совершил, не похвально?» — спросил ученик. «Похвально, но лучше обойтись без похвального» — ответил учитель.
Не следует также путать дзэн
с той формой медитации,
Основная идея дзэна — войти
в контакт с внутренними
Есть ли в дзэне нигилизм?
Китайский император У из
Один монах спросил Дзесю: «
Этим Дзесю ясно показал всю
бесплодность философии
Сатори.
Дзэн-буддизм — это образ жизни и взгляд на жизнь, который нельзя свести к какой-либо формальной категории современной мысли. Учение дзэн делало акцент на методе, а не на доктрине. Так по дзэн, истина — непознаваема с помощью рассудочной деятельности и не выразима словом. Дзэн-буддизм отрицает «слово» как средство передачи истины. Целый комплекс весьма своеобразных технических приемов, призванных пробудить интуицию (неожиданные прикосновения, щипки, толчки, удары кулаком или палкой) использовался в процессе коллективных бесед учеников с наставником. Дело в том, что в отличие от других школ буддизма, где пробуждение (просветление) представляется чем-то далеким, достижимым лишь после многих и многих существований, полных терпеливого усилия, в дзэн озарение (сатори) может придти в любой момент. По утверждению Д. Судзуки, «Дзэн может лишиться всей своей литературы, всех монастырей и всего своего убранства, но до тех пор, пока в нем есть сатори, он будет вечно жив». Приведу несколько примеров:
Монах по имени Дзе пришел к Ринзаю и спросил: «В чем сущность буддизма?» Ринзай поднялся со своего соломенного сиденья, схватил монаха, дал ему пощечину, а затем отпустил. Дзе застыл на месте. Монах, находящийся рядом сказал: «О Дзе, почему ты не кланяешься?» И не успел Дзе совершить поклон, как к нему пришло понимание.
Басе шел однажды с Хякудзе, одним из своих учеников. Увидев стаю диких гусей, пролетавших в небе, он сказал: «Что это такое?» Хякудзе ответил: «Это дикие гуси, учитель» — «Куда они летят?» — снова спросил Басе. «Они уже все улетели». Басе повернулся к Хякудзе и ущипнул его за нос и продолжил: «Они действительно улетели?» Это пробудило в Хякудзе состояние сатори. Когда Басе ущипнул Хякудзе за нос, он имел целью пробудить в своем ученике чувство абсолютного настоящего, а не просто обратил внимание на пролетающих гусей. Гуси находятся в пространстве и летят во времени, глядя на них, мы попадаем в область пространственных отношений. Как только мы оказываемся в рамках пространства и времени, мы покидаем абсолютное настоящее и перестаем быть свободной, самостоятельной духовной сущностью, а становимся обычными людьми, связанными законами причин и следствий и мыслящими логическими категориями. Сатори никогда не является следствием такого существования. Вот почему Басе ущипнул Хякудзе за нос. Сама боль не имеет никакого отношения к его сатори как таковому. Это событие предоставило ему возможность сбросить цепи сознания, которые намертво сковывали ум законами пространства и времени и логической умозрительностью. Задача учителя — снять эти цепи с разума ученика. Он делает это обычно посредством отрицаний или противоречий, предлагая посмотреть, «как висит дождь» или «не называть веер веером, а лопату лопатой». Щипание за нос, удар в грудь или дергание за воротник — достаточно необычные методы с точки зрения любой другой духовной практики, однако эффективность этих приемов постоянно и полностью доказывается учителями дзэна.