Древние верования в первобытной культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 15:28, контрольная работа

Краткое описание

Чтобы понять любое явление, всегда необходимо подойти к его истокам. Всё когда-то и где-то начиналось, зародилось, возникло – это кажется бесспорным. Но шаг за шагом мы обнаруживаем, что всякое начало относительно, оно лишь звено бесконечных изменений… До сих пор мы не можем ответить на многие вопросы, которые поставил перед нами первобытный человек.

Содержание работы

Содержание:

Введение………………………………………………………………… 3

Особенности развития первобытной культуры……………………… 6

Характеристика древних верований:

1. Тотемизм…………………………………………………………… 12

2. Анимизм…………………………………………………………… 15

3. Магия…………………………………………………………………17

4. Фетишизм…………………………………………………………… 20

Заключение……………………………………………………………… 23

Список литературы………………………………………………………25

Содержимое работы - 1 файл

Контрольная по культурологии.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

В тяжелейшей борьбе человека с природой усложнялись и совершенствовались орудия труда, проходя путь развития от дубин и грубо оббитых кусков камня к луку и стрелам, шлифованным каменным топорам, изделиям из кости, к использованию металлов, изобретению примитивных станков. Современная техника не могла бы существовать без простейших механических приспособлений: рычага, клина, основой для которых явились палка-копалка и ручное рубило. Постепенно люди перешли от использования естественных пещер к сооружению искусственных разнообразных жилищ. Изготовление жилищ, одежды, обуви, домашней утвари связано непосредственно с развитием домашних ремесел в виде обработки дерева и древесной коры, выработки кож, плетения. Средством передвижения служили вначале лодки, сани, лыжи, позже повозки с колесами, изобретенные людьми Древнего Двуречья, а в некоторых странах в бронзовом веке.

На рубеже среднего и нижнего палеолита  человек изобрел способ добычи  огня с помощью трения. Первобытные общины получили возможность не только готовить пищу, но и использовать огонь в технологических процессах( при изготовлении деревянных орудий, а в дальнейшем - при выплавке металлов), сохранять тепло в жилищах, спасаться от холода в холодное время суток и года, осваивать неблагоприятные для проживания территории, защищаться от диких зверей, готовить участки земли под посевы при подсечно-огневом земледелии.

Наряду  с развитием материальной культуры развивается и духовная культура первобытного общества. Первобытный человек передавал свои практические знания из поколения в поколение через язык. Осмысленная последовательность, которая характеризует действия человека, объясняется тем, что он осознаёт своё желание формулируя и тем самым рационализируя их в слове и словом. Словесное определение своих потребностей и желаний делает возможным для человека действовать сообразно своим целям вплоть до их достижения даже тогда, когда желание перестаёт быть непосредственным стимулом к действию.

Так началась история культуры. Однажды возникнув, язык приобретает самостоятельность, начинает развиваться по своим внутренним законам. Поэтому на развитие языка почти не влияют последующие сознательные усилия или искусственные преобразования, для языков не существует ни соглашений, ни законодательных собраний. Их нельзя отменить как мешающую конституцию, чтобы ввести новую. Особенно это касается той рациональной формы, без которой слова не были бы языком, грамматики, логические формулы которой и предопределяют рациональные возможности сознания.

Человек давал имя предметам, и оно становилось их символом. Это имя начинало жить самостоятельной жизнью. Оно постепенно влияло на отношение к поименованному предмету, на объяснение его природы и отношений к другим предметам, определяя на свой лад суть именуемого, человек тем самым определял и свою собственную суть.

Такова  исходная точка любой культуры. Затем  накапливался опыт, человек получал  всё больше возможностей классифицировать и интерпретировать. Логика этой деятельности зависела не только от реальных отношений  вещей, но и от соотношения их знаков в языке. Практические познания людей отражены в мифах - раннем мировоззрении людей, мир для первобытного человека был живым существом. Эта жизнь проявлялась в “личностях”- в человеке, звере, растении, в каждом явлении, с которым человек сталкивался, - в ударе грома, в незнакомой лесной поляне, в камне, неожиданно ударившем его, когда он споткнулся на охоте. Эти явления воспринимались как своеобразный партнёр, обладающей своей волей, “личностными” качествами, а переживание столкновения подчиняло себе не только связанные с этим поступки и чувства, но, не в меньшей степени, и сопутствующие мысли и объяснения.

«Высочайшая возможная стадия нравственной культуры — когда мы понимаем, что способны контролировать свои мысли».1 
 
 
 
 
 
 
 

Характеристика  древних верований: тотемизм, анимизм, магия, фетишизм 

Тотемизм ( от северо-индийского «о тотеман» - его род) 

Ссылаясь на труд Фрейзера Эйзенштейн говорил: « Учение о происхождении животных у первобытных народов (отраженное, по его словам, «еще изысканней» в позднейших представлениях о перевоплощении душ) непосредственно сближается с учениями предшественников Дарвина».2

Тотемизм возник из веры той или иной группы людей  в их родство с

определенным  видом животных или растений, скорее всего первоначально

именно тех, что составляли основу пищи данного коллектива. Постепенно он

превратился в  основную форму религиозных представлений  возникающего

рода. Члены родовой  группы (кровные родственники) верили в то, что они

произошли от предков, сочетавших в себе признаки людей и их тотема (т.

е. полулюдей-полуживотных, полулюдей-полурастений, различного рода

фантастических  существ и монстров). Тотемная родовая  группа обычно

носила имя  своего тотема и свято почитала его. Вначале почитание,

видимо, не исключало, а даже предполагало употребление тотемных животных и растений в пищу, причём именно этот факт (т. е. потребление мяса тотема) мог натолкнуть на мысль о родстве человека и его тотема - ведь

оба они в  конечном счете состояли из одной  и той же субстанции. Однако

такого рода связи между людьми и тотемами относятся к глубокому прошлому, и косвенно об их существовании могут свидетельствовать лишь

древние предания, как, например, сохранившиеся среди  австралийских

аборигенов, мифы, свидетельствующие о первоначальной тесной связи между тотемными представлениями и охотой с её охотничьей магией и маскировкой людей в шкуры животных.   

Тотемные представления  сыграли огромную роль в процессе формирования

родового общества: именно они более всего способствовали отграничению

группы сородичей от остальных, возникновению четкого представления о

своих, т. е. принадлежавших к данному тотему, на которых строго

распространялись  уже выработанные веками нормы и  обычаи, и чужих, не

принадлежавших  к этому тотему и тем самым  как бы стоявших вне всех

принятых норм и обычаев данного коллектива. Эта важная социальная роль

тотемизма сказалась  и на характере эволюции тотемистических

представлений. С течением времени, по мере укрепления родовой структуры,

на передний план стало выдвигаться представление о тотемном первопредке

с его смешанным  зооантропоморфным обликом, о тотеме как о близком

родственнике, о  брачных связях между человеком  и его тотемным

родственником. Наконец, возникло представление о  реинкарнации, т. е. о

возможном перевоплощении человека (в частности, умершего предка) в его

тотем и обратно. Все это вело, с одной стороны, к усилению культа мертвых предков и веры в их сверхъестественные возможности, а с другой - к изменению отношения к тотему, в частности к появлению запретов на употребление тотема в пищу. Возникла система запретов - табу, важнейший из которых относился к запрещению употреблять в пищу тотем, за исключением тех случаев, когда потребление мяса тотема носило ритуальный характер приобщения к нему и тем напоминало о древних нормах и правилах.

В первобытном  обществе религиозные санкции нередко  должны были освящать социальные нормы, поддерживать общественный порядок и наказывать его нарушителей, и в этом выражается социально-интегративная функция религии. Но здесь существуют и такие сферы общественной жизни и нормы поведения, на которые авторитет религии не простирается. У эскимосов, например, даже такие серьезные преступления, как убийство, похищение женщины или воровство, не влекут за собой сверхъестественного наказания.

Религиозно-обрядовая  деятельность ориентирована в значительной степени

на поддержание  на должном уровне поголовья диких  животных — объектов

охоты, и религиозные  санкции обычно сформулированы как  запреты и

предписания, относящиеся  к этой важнейшей сфере жизни. Вот почему мы

полагаем, что  обряды и связанные с ними представления, относящиеся к

добыванию и  поддержанию средств существования, составляют древнейший

элемент первобытной  религии.

У эскимосов  один из важнейших запретов — смешивать мясо оленей карибу и тюленей, а одежду, сшитую из их шкур, носить одновременно. Он основан на том, что охота на карибу происходит летом, а на тюленей и моржей — зимой и на иной территории, но едва ли может быть объяснен рационально.

Резьбой по моржовой кости нельзя заниматься в сезон охоты на оленей

карибу, а шкуры  карибу запрещено обрабатывать в  сезон охоты на тюленей.

Нарушение этих запретов, установленных, чтобы обеспечить обилие в

природе данных животных и успешную охоту на них, влечет последствия,

угрожающие и  нарушителю, и всему обществу.

Возникший вместе с тотемизмом обычай табуирования стал в условиях

первобытной родовой  общины важнейшим механизмом регулирования

социально-семейных отношений. Так, половозрастное табу разделило

коллектив на строго фиксированные брачные классы и тем самым исключило

половые связи  между близкими родственниками. Пищевое  табу не менее

строго регулировало характер пищи, которая предназначалась  вождю,

воинам, женщинам, детям и т. п. Ряд других табу призван  был

гарантировать неприкосновенность жилища или очага, регулировать правила

погребения, фиксировать  права и обязанности отдельных  категорий членов

общины. Все эти  табу бывали необычайно строгими. Так, в периоды

инициации, т. е. приобщения юношей и девушек к  числу взрослых мужчин и

женщин, табу запрещало  женщинам присутствовать при мужских  обрядах, а

мужчинам - при  женских. Некоторые вещи, принадлежавшие вождю, в том

числе и пища, также подчас бывали табуированы. Исследователи  приводят

примеры того, как  воспринималось нарушение табу. Как-то, уже в сравнительно недавнее время, один из племенных вождей в

Новой Зеландии оставил остатки обеда, которые  подобрал и съел член его

племени. Когда  последний узнал, что он употребил  в пищу остатки трапезы

вождя, что было табуировано, он стал корчиться в мучительных судорогах и

вскоре умер. Примеры подобного рода далеко не единичны, причем все они

свидетельствуют о том, что закрепленные в табу запреты почитались

первобытным человеком  в качестве священных и непреложных, нарушение

которых неизбежно каралось смертью. Сам факт осознания нарушения табу

парализует волю нарушителя, способность его организма  к жизнедеятельности, внушает ему необходимость умереть.

Таким образом, тотемизм с его верой в обладающего  сверхъестественными

возможностями тотемного первопредка, с культом своих в противовес чужим, системой запретов-табу, оказался исторически одной из первых форм

религиозных представлений, возникающей социальной общности - родовой

общины. На раннем этапе формирования человеческого  общества тотемизм

выполнял основные функции религии - интегрирующую,

регулирующе-контролирующую и даже в определенной степени  компенсирующую.Правда, эту последнюю функцию более полно выполняла в то далекое время другая ранняя форма религиозных верований и представлений - анимизм. 

Анимизм  (от лат. Anima – дух, душа) 

Анимизм - это  вера в существование духов, одухотворение  сил природы,

животных, растений и неодушевленных предметов, приписывание им разума,

Информация о работе Древние верования в первобытной культуре