Архитектура эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 13:35, статья

Краткое описание

В искусстве Возрождения тесно переплелись пути научного и художественного постижения мира и человека. Его познавательный смысл был неразрывно связан с возвышенной поэтической красотой, в своем стремлении к естественности оно не опускалось до мелочной повседневности. Искусство стало всеобщей духовной потребностью.
Безусловно, эпоха Возрождения - одна из прекраснейших эпох в истории человечества.

Содержимое работы - 1 файл

Архитектура эпохи Возрождения.doc

— 260.50 Кб (Скачать файл)

     Самым замечательным плодом сотрудничества архитектора и скульптора был новый фасад Лувра. Работы по перестройке старого парижского дворца замка начаты с сороковых годах 16 столетия, продолжались в последствие до 19 века включительно. Первой очередью этого строительства было здание, начатое Леско и Гужоном по заказу Франциска I и законченное в царствование Генриха II. В центре Парижа был созданин один из лучших образцов архитектуры французского зрелого Ренессанса. В западном фасаде Лувра уверенно применена истолкованная по-своему система античного ордера с уравновешенными горизонтальными и вертикальными членениями фасада. Стена насыщенна украшениями, но не перегружена ими. Во всем фасаде – от полуколонн и пилястр нижнего этажа до ажурного узора над верхним карнизом и над гребнем крыши – утонченная сдержанность , благородство, завершенность в отделке каждой детали, будто высечен из одного куска и затем тщательно отделан резцом скульптора этот фасад с безошибочно угаданными пропорциями и строгим ритмом по- разному обработанных окон, трех одинаковых по композиции выступов – ризалитов из которых средний с главным входом во дворец выделяется несколько большим богатством декора. Над входом размещены рельефы с изображение аллегорий войны и мира. А на самом верху – фигуры божеств и скованных рабов над щитом, которые придерживают два крылатых гения. Центральная часть фасада Лувра своими величавыми формами подобна триумфальной арке.

Роль Гужона в сотрудничестве его с Леско окончательно не выяснена. Можно предполагать, что он был не только мастером, создававшим скульптуры по заказу архитектора, но и соавтором при составлении архитектурных проектов.

Видное место среди архитекторов зрелого французского Ренессанса принадлежит Филеберу Делорму. Автор первого оригинально французского трактата в архитектуре Делорм изучал памятники античности и ренессансной итальянской архитектуры в Риме. Превосходный рисовальщик он делал множество зарисовок и обмеров прославленных сооружений, а также декоративных орнаментов. Из построек Делорма сохранились немногие; наиболее значительная из них является замок Анэ.

До наших дней дошли лишь въездные ворота и центральная часть главного корпуса. Въездные ворота в Анэ уподоблены массивной трехпролетной триумфальной арке. Нижняя часть ее декорирована строгими дорическими колоннами над которой размещается высокий аттик, увенчанный ажурной кованной решеткой и скульптурой. Смело и органично сочетает Делорм формы средневековой и французской архитектуры с элементами античности. Теперь ворота украшает копия с находившегося в Фонтенбло рельефа «Диана с оленем» работы Челлини. Делорм тяжеловеснее и суровее Леско и Гужона. Эту характеристику подтверждают и другие из сохранившихся работ архитектора, например отделка галерей Генриха II в замке Фонтенбло и гробница Франциска 1, проект дворца Тюильри который не получил осуществления, позднее Тюильри был создан другими проектами.

Известным французским теоретиком и архитектором был Жан Бюллан, также побывавший в Италии и написавший трактат о пяти архитектурных ордерах. Самые значительные из архитектурных работ Бюллана - замки Экуан и Шантельи. В Экуане центральная част стены обработана мотивом триумфальной арки; здесь – впервые во Франции архитектром сознательно применен большой ордер. Изящнее и легче главный фасад маленького замка в Шантильи. И здесь применен тот же мотив триумфальной арки, но истолкован он по иному и ордер связан со стеной теснее и органичнее, чем в Экуане. Поздняя работа мастера – гробница Генриха II в аббатстве Сен-Дени – прекрасный образец синтеза, ренесcансной архитектуры и скульптуры.

Последним из плеяды выдающихся французских  зодчих 16 века был Жак Андре Дюссерсо; по его проектам построены замки Верней сюр – Уаз  и Шарлеваль. Теоретик по преимуществу, он оставил кроме архитектурных трактатов большое количество неосущетствленных проектов и архитектурных фантазий.

В направление, указанном придворными  архитекторами, работали провинциальные мастера, которые постепенно овладевали классическими формами. Образовались провинциальные школы, отличавшие местными особенностями.

Большинство архитекторов этих школ принадлежало к корпорациям или  семьям, в которых сохранились  свои традиции, чем объясняется разнообразие местных стилей архитектурных школ различных областей Франции.

В церковное зодчество новые классические формы проникали медленнее, в течение всего 16 века продолжали воздвигаться готические соборы и церкви, но строитель алтарной части церкви Сен Пьер в Канне заменил готические своды плоскими потолками, стрельчатые арки окон – полуциркульными, столбы – пилястрами, украсил пристройку к старой готической церкви новыми деталями и ренессансным орнаментом.

 

 

Архитектура Нидерландов.

 

Нидерландское зодчество раннего Возрождения, в отличие от итальянского, не знало подлинно революционного поворота к новым образам, к новому архитектурному языку. В то время как итальянское зодчество, обратившись к использованию античного наследия, к ордерной системе, явило собой новый этап в эволюции архитектуры, нидерландское зодчество 15-го и в значительной мере 16-го столетий развивалось по-прежнему в формах готики.

Подобная приверженность к прошлому объясняется двумя факторами. Во – первых, отсутствовало плодотворное воздействие античной традиции. Во-вторых, установившееся  в 15 в. Бургундское господство способствовало проникновению в культуру консервативных черт, в частности религиозно-рыцарских элементов, замедлив тем самым прогрессивные тенденции.

Как и в эпоху средневековья, так и в ренессансную эпоху перенос в Нидерландах сохранялся за светской архитектурой. За единичными дополнениями и исключениями, типы построек остались теми же. Новое содержание в архитектуре 15 –гои отчасти 16-го столетий воплощалось не в новых формах, а в оригинально и виртуозно перетолкованных формах готического зодчества.

Иное положение возникло в  зодчестве 16 в., когда Нидерланды, включенные в  огромную империю Габсбургов, установили тесные Художественные связи с другими  европейскими странами. Хотя позиции позднеготической архитектуры продолжали оставаться очень сильными вплоть до середины столетия, ренессансные  элементы, постепенно проникавшие с начала 16 в. В нидерландское зодчество. Подготовили почву для более решительных изменений. Первоначально эти новые элементы появились в архитектуре малых форм, зачастую включаясь в традиционный готический ансамбль. Затем в Нидерланды  стали приглашать итальянские (или учившиеся в Италии) архитекторы, которые сооружали главным образом дворцовые постройки правителей и дома для знати. Но только к середине столетия создались предпосылки для более  широкого внедрения классического стиля в архитектурную практику.  Весьма показательно для Нидерландов, что принципы классической архитектуры Возрождения нашли свое воплощение преимущественно в светских постройках- дворцах и ратушах.

В 15-16вв. общий облик нидерландских  городов еще не обнаруживал принципиальных отличий от облика средневековых  городов этой страны. В основном сохранялась прежняя планировка города и его главных частей.  А стилевой характер большинства построек не составлял резкого контраста со средневековыми   сооружениями.  По-прежнему множество городских построек тесно группировалось внутри городских стен, а в силуэте города главную роль играли начатые в предшествующую  эпоху, но завершавшиеся обычно в 15-16 вв. башни соборов и ратуш. Главной площадью города оставалась рыночная площадь, на которой размещалась ратуша, а также гильдейские и цеховые дома. В основной городской застройке преобладали тесно прижатые друг к другу жилые дома с узкими фасадами, увенчанными высокими треугольниками либо ступенчатыми фронтонами. От городов других европейских стран большинство нидерландских городов отличало обилие каналов, нередко служивших основными транспортными магистралями. В особенности это относится к городам на севере страны, но некоторые важные центры  юга, в частности Брюгге и Гент, а также снабжены системой каналов.

Застройка площадей нидерландских  городов, в частности Рыночной  площади в Брюгге и главных  площадей в Брюсселе и в Антверпене, носила более раздробленный   и элементарный характер.  Масштабы входящих в эту застройку отдельных сооружений, их пропорции, сами  архитектурные формы не всегда отличались полным взаимным соответствием.   Прямоугольные  по очертаниям, упомянутые площади характеризуются сплошной застройкой, прерываемой лишь выходящими на них немногими улицами. Главное сооружение – здание – ратуши - настолько сильно выделялось среди других зданий, что допущенные в остальной застройке площади некоторые  отклонения в масштабе и силуэтах зданий, а также  само  многообразие их архитектурных форм не нарушили  впечатления общего композиционно- образного единства. Если ренессансные площади Италии обычно формировались из немногих крупных объемов, то застройка площадей Брюсселя и Антверпена в своей значительной части состояла из множества узких фасадов, каждый из которых выделялся богатством  декоративной фантазии и необычайной тщательностью исполнения самых мелких деталей. Пространственный размах площади в сочетании с исключительно щедрой  декоративной отделкой  каждого  здания придает этим ансамблям очень  большую привлекательность.

Наряду с этим  типом замкнутой  прямоугольной площади с периметральной застройкой  в Нидерландах был  распространен другой тип планировки городского центра, когда здание ратуши выдвигалось к середине  площади, очертания которой при этом часто  неправильный характер.  Примером подобного решения может служить площадь в Гауде. Нередко здание ратуши осталось открытым  с трех  сторон, а с четвертой   к нему примыкали другие постройки, как в главных площадях в Миддельбурге и Ауденарде. В подобных случаях строгое  композиционное равновесие различных частей площади обычно не соблюдалось, и признаки единого ансамбля оказывались выраженными в меньшей степени.

Важное место в нидерландской  архитектуре заняли общественные  постройки, среди которых особое значение имели ратуши. В качестве наиболее крупной из них в 15в. Прославилась ратуша в Брюсселе (1401-1456), строителями  которой были архитекторы Якоб Ван Тинен и Ян Ван Рейсбрук.

Брюссельская ратуша обращает на  себя внимание, прежде всего своими масштабами. Этот монументальное сооружение в три очень высоких этажа, завершающихся высокой крутой кровлей  с четырьмя пинаклями по углам. По центральной оси фасада здание увенчано необычно высокой для гражданских построек стройной башней, достигающей 114 м.

Образный замысел этого здания представляет собой, по существу, творческое претворение старого типа  городских  торговых рядов, увенчанных монументальной башней. Нижний этаж ратуши решен в виде арочной галереи - мотив. Также восходящий к прославленным зданиям средневековых городских торговых рядов Ипра и Брюгге, но здесь приобретший иное Содержание: поскольку торговых помещений в ратуше не было, аркада нижнего этажа выполняла в основном декоративно – представительные функции. Фасад в изобилии насыщен скульптурными  элементами. В простенках между окнами, а также в промежутках между этажами расположено огромное множество статуй, которые утрачивают свою самостоятельность и воспринимаются в качестве своеобразного декора. Сама башня, несколько более массивная в первых ярусах, в верхней части, в сочетании с системой ярусных контрфорсов, становится легкой  и ажурной  и завершается высоким сквозным  шатром, увенчанным фигурой архангела Михаила. Несколько тяжеловесная мощь ее прототипов  - средневековых готических  беффруа  - уступала  здесь  место  стремительному  взлету  легких динамических форм.

 Внутри здание ратуши подверглось  перестройке. Главный зал, по традиции расположенный на втором этаже, отличался очень большими размерами, достигая  60 м в длину. Занимая почти целиком одну из  сторон главной площади Брюсселя  (Гран-палас), ратуша помещена  в окружении гильдейских и цеховых домов, узкие дробные по членениям фасады  которых подчеркивают ее масштаб. Превосходя  высотой своей башни монументальные  церковные  сооружения, ратуши  играла  решающую роль  в формировании центра Брюсселя не только в эпоху  Возрождения, но  и в последующие  столетия. Своеобразный контраст к брюссельской ратуше представляет знаменитая  ратуша  в Лувенне (1448-1463 ), строителем которой  был главный мастер каменных дел города Лувена  Матье де Лайен. В общей объемной композиции ратуши  сильно выражена вертикальная устремленность: в основе  своей это  как бы узкий, поставленный на ребро  параллелепипед, покрытый крутой двускатной кровлей, которая образует на торцевых сторонах очень высокие  фронтоны. К четырем  углам  здания примыкают своеобразные башенки -  узкие стройные многогранники. Увенчанные необычайно высокими тоже многогранными  пинаклями; подобные  же пинакли возвышаются над коньками  фронтонов. Оригинальность общего объемного построения, редкое изящество силуэта соединяется в этом здании с поистине сказочными богатством архитектурного и скульптурного декора ее фасадов. Кажется , что строитель боится  оставить  незаполненной хотя бы  небольшую часть плоскости стены и фронтонов . Узкие простенки заняты стоящими на консолях статуями под традиционными коническими балдахинами; стены  угловых башенок  и сложные  пинакли также  сплошь  покрыты рядами  статуй. При  всем этом формы даны  чрезвычайно  измельчено;  в результате  крупное  здание  утрачивает   масштаб  монументального сооружения. Но  ратуша  в Лувене  еще не означала полной исчерпанности готики в нидерландском зодчестве. В 16 столетии, когда  Нидерланды переживали новый подъем, гражданская архитектура испытывала  прилив новых сил  об этом  свидетельствуют  выполнененные  в формах поздней готики  ратуши  в Миддельбурге  и Ауденарде. 

Особый  тип общественного здания в Нидерландах представляли   гильдейские  и цеховые  дома, в которых мы находим  своеобразное  сочетание  элементов  общественного  и жилого сооружения.  Эти  дома  служили членам  городских  корпораций – преимущественно патрициату и зажиточному бюргерству – для собраний  и празднеств. В основу  внешней архитектуры цехового дома положен образ бюргерского жилого  дома, но с соотвественным увеличением  размеров  и богатства архитектурных форм. Это обычно высокие – до пяти  этажей - здания с узки ми фасадами и очень высокой кровлей, фронтон которых включает еще Один-два мансардных  этажа.   Среди сооружений  этого типа в 15- 16 веках известны сохранившиеся в городе Мехельне (Малине) Дом цеха рыбаков (архитектор Ромбоутс Кельдерманс, умер в 1531 г.) и  Дом лосося (1530) . а также  Дом гильдии стрелков  в Антверпене.

Чрезвычайно важны для  нидерландской  архитектуры  сооружения утилитарного характера - торговые ряды, здания складов, городских весов  и другие постройки подобного рода, особенно ярко  отражавшие специфические  черты облика  нидерландских городов. О том, что таким сооружениям придавалось большое  значение, свидетельствует их размещение  на  ответственных  участках  городской застройки. В  лучших из этих  зданий    монументальная представительность и практическая целесообразность слились в единое органическое целое. Таковы, например, Большие Мясные  ряды в Генте -  очень крупное, сильно вытянутое в длину сооружение, перекрытое  высокой островерхой  кровлей. Фасады на торцовых сторонах увенчаны высокими ступенчатыми фронтонами; по боковым  сторонам  мерно следуют друг за другом двухэтажные выступы с окнами, также  снабженные ступенчатыми  фронтонами. Лаконизм и скупость архитектурных  форм при мастерском проведении единой  архитектурной темы  придают этому сооружению большую выразительность.

Другой вид построек этого  рода представляет здание склада на Зеленой  набережной в Генте с облицованным камнем фасадом  в три  этажа, увенчанным  двухэтажным ступенчатым  фронтоном. Более широкие, чем обычно, интервалы между окнами, хорошо найденные очертания некрупных дверных  и оконных проемов сообщают массивному фасаду несколько тяжеловесную монументальность, которая выгодно оттенена легкими и ажурными фасадами примыкающих к нему  с обеих сторон гильдейских домов.

 Лучшим образцом зодчества   северных Нидерландов может.  Считаться здание городских весов  в Алькмаре (1582), созданное в период  освоения новых форм ренессансного  зодчества и потому сооруженное  уже  с использованием  классических архитектурных форм. В этом  небольшом скромном  здании ощущаются простота и  сила. Применение  кирпича  в сочетании с белым камнем сообщает  фасаду большую выразительность. Прием этот, характерный для многих построек в северных  провинциях, свое дальнейшее развитие получит в голландских общественных  и жилых зданиях 17 столетия.

Информация о работе Архитектура эпохи Возрождения