Законодательное обеспечение борьбы с организованной преступной деятельностью в России и зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 16:42, доклад

Краткое описание

Термин “организованная преступность” во всем мире означает сплоченную систему криминальных сообществ. По оценкам национальных и зарубежных экспертов, в России это явление представляет собой взрывоопасную силу, стремительно развивающуюся в условиях перехода от социалистической экономики к многоукладной. А. В. Федоров отмечает, что социально-экономические преобразования вызвали резкий рост преступности, которая становится все более организованной и профессиональной.

Содержимое работы - 1 файл

Законодательное обеспечение борьбы с организованной преступной деятельностью в России и зарубежных странах.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

       В Португалии организованную  преступность классифицируют по видам преступлений. Такими видами, в частности, являются наркобизнес, изготовление и сбыт фальшивых банкнот, подделка документов, нелегальная торговля оружием, незаконные операции с недвижимостью, квартирные кражи, укрывательство краденого, вооруженные ограбления, угон и незаконная продажа автомобилей, запугивание предпринимателей и терроризм.  

       Изучение и анализ организованной  преступной деятельности, проводимые  научными и практическими работниками,  нашли свое отражение в ряде программ по борьбе с преступностью, как общероссийских, так и местного значения.  

       Федеральная целевая программа  по усилению борьбы с преступностью  на 1996–1997 гг., утвержденная Постановлением  Правительства РФ от 17 мая 1996 г.  № 600, предшествовавшая введению в действие нового УК, обозначила следующие направления противодействия организованной преступности и коррупции.

Проведение всероссийских  оперативно-профилактических и целевых  операций по выявлению и пресечению: “воровских” сходок, деятельности “воров в законе”, лидеров и активных участников этнических преступных группировок, в том числе в среде осужденных и заключенных под стражу; преступной деятельности организованных групп, действующих на крупных железнодорожных узлах, в аэропортах, морских портах и пограничных районах; деятельности преступных групп, занимающихся разбоем на автодорогах; деятельности организованных преступных групп, совершающих преступления под видом беженцев.

Проверка соблюдения законности в деятельности охранно-сыскных  предприятий и служб безопасности частных предпринимательских структур и финансово-кредитной сферы. Принятие мер по пресечению фактов использования этих структур для возврата кредитов и исполнения иных долговых обязательств в порядке, противоречащем закону.

Обобщение материалов (за 1992–1995 гг.) по фактам хищений денежных средств с использованием подложных платежных документов. Создание информационного банка данных о физических и юридических лицах, проходящих по оперативным материалам и уголовным делам о хищениях.

Проверка соблюдения банками порядка кредитования негосударственных  предпринимательских структур, разработка мер по пресечению хищений и иной противозаконной деятельности в  этой области.

Оказание необходимой  помощи правоохранительным органам  Чеченской Республики в организации работы по нормализации оперативной обстановки, проведению оперативно-розыскных и следственных мероприятий по расследованию преступлений, совершенных организованными преступными группами, повлекших гибель людей, уничтожение личной и государственной собственности, в выявлении лиц, причастных к крупномасштабным финансовым аферам, сделкам по незаконному экспорту сырья.

Подготовка нормативных  правовых актов, предусматривающих  меры правовой защиты лиц, оказывающих  негласную помощь правоохранительным органам в борьбе с организованной преступностью, коррупцией и незаконным оборотом наркотиков.

Проведение выборочной проверки предприятий по добыче и  переработке нефти, газа, цветных  и редкоземельных металлов, отгружающих  продукцию за рубеж по прямым договорам и бартерным сделкам. Разработка мероприятий, препятствующих криминальной деятельности организованных преступных групп и коррумпированных должностных лиц в этих отраслях.

Проведение мероприятий, препятствующих проникновению организованной преступности в органы государственной власти. Осуществление комплекса специальных мероприятий по выявлению и пресечению фактов использования сотрудниками правоохранительных органов служебного положения в корыстных целях, коррупции, участия в коммерческой деятельности.

Проведение всероссийской  научно-практической конференции по проблемам совершенствования борьбы с организованной преступностью  и наркобизнесом.  

       Таким образом, в середине 1990-х  гг. на общегосударственном уровне  были признаны и более или менее четко определены виды преступной деятельности, которыми занимались различные организованные группы.  

       УК РФ 1996 г. предусмотрел уголовную  ответственность не только за  такое проявление организованной  преступной деятельности, как бандитизм, но и за создание и участие в преступном сообществе, что ранее уголовному законодательству России было неизвестно. Также интересной законодательной новеллой оказалась ст. 179 УК, устанавливающая ответственность за принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения.  

       В литературе отмечалось, что  санкции ст. 209 недостаточно продуманы  и не позволяют в полной  мере осуществить ее цели: справедливо  оценить действия различных участников  посредством наказания (например, руководитель, использовавший служебное положение, несет ответственность только по ч. 3 ст. 209, более мягкой, чем ч. 2 по сложениям наказаний). Действительно, это одна из проблем, возникающих при рассмотрении судами дел данной категории, но, на наш взгляд, не главная и достаточно просто решаемая. Например, уголовное законодательство Италии отдельно наказывает объединение с целью совершения преступлений более 3 лиц, при этом организатору может быть назначено наказание от 3 до 7 лет лишения свободы, рядовым участникам — от года до пяти, и наказание ужесточается, если число соучастников превышает десять человек.  

       Российский подход к понятию  организованной преступности и  ее определение в международных  документах практически совпадают,  но в России вопреки потребностям  практики до сего времени законодательно не закреплено понятие организованной преступности. При несомненной опасности проявлений организованной преступности с прискорбием заметим, что в законодательстве РФ не только отсутствует это понятие, но и в научных исследованиях анализируются отдельные виды этой криминальной деятельности или же ее транснациональный характер, и это иногда приводит к не вполне верным выводам. Так, большинство ученых (А. И. Долгова, В. И. Куликов, В. А. Номоконов, В. Н. Осипкин и др.) полагают вымогательство, во-первых, одним из традиционных, а во-вторых, наиболее распространенным видом организованной преступной деятельности. В то же время по данным МВД РФ, уже в 1996 г. на первом месте среди совершаемых организованными группами преступлений числились кражи (10 107), на втором — мошенничество (3576), на третьем — разбои (2177).  
 

       Интернет-сайт Владивостокского  Центра по изучению организованной  преступности и коррупции содержит  интересные сведения о деятельности  УБОП МВД РФ по Приморскому  краю за 10 месяцев 2000 г. (в сравнении с 1999 г.).  

       Из этих данных, как видно, следует,  что в данном регионе основным  “промыслом” организованной преступности  является мошенничество и незаконный  оборот оружия.  

       В. В. Лунеевым предложен такой  метод криминологического анализа, как география организованной преступности и коррупции. Изучение региональных особенностей организованной преступной деятельности позволило бы лучше проследить внутрироссийские и транснациональные связи преступных групп, и с учетом этой информации было бы возможно составить региональные программы борьбы с организованной преступностью, имеющие конкретные установки, цели и задачи. Например, в Ульяновской области с 1992 г. реализуются двухгодичные программы борьбы с преступностью, и с этого же года отмечается сокращение преступности: число зарегистрированных преступлений сократилось на 12,8%.  

       Подводя итоги краткому обзору  опыта противостояния организованной  преступной деятельности, отметим,  что если в 1990 г. в России  было выявлено 785 организованных преступных групп, то в 1997 г. — 12 500. Большинство из них (около 65%) поддерживают связи с аналогичными формированиями в странах ближнего зарубежья. Кроме того, российские организованные преступные группы наладили преступные связи в 39 странах дальнего зарубежья. Примерно 18% имеют связи в ФРГ, 12% — в США и Польше, 3–5% — в Швеции, Финляндии, Венгрии, Китае, Корее, Израиле, Болгарии и других странах (в частности, осенью 2000 г. стало известно о совместной деятельности российских и колумбийских группировок).  

       Вышеизложенное позволяет предположить, что в данный момент в практике  деятельности российских правоохранительных  органов имеются достаточно полные  сведения о месте и роли  организованной преступности в  структуре преступности в целом, о видах преступлений, совершаемых организованными группами. Федеральная целевая программа по усилению борьбы с преступностью на 1999–2000 гг., утвержденная Постановлением Правительства РФ № 270 от 10 марта 1999 г., срок реализации которой продлен на 2001 г., основной целью противодействия организованной преступности называет подрыв экономической базы организованной преступности, создание действенных форм и методов борьбы с ней на основе комплексного объединения усилий правоохранительных органов и органов исполнительной власти, предприятий, организаций и учреждений, общественных объединений и граждан.  

       Приоритетными задачами борьбы  с организованной преступностью  в рамках Программы являются:

совершенствование законодательного регулирования этой деятельности с учетом отечественного и зарубежного опыта;

дальнейшее развитие системы подразделений по борьбе с организованной преступностью  по принципу федеральной вертикальной подчиненности, обеспечение скоординированности  действий субъектов оперативно-розыскной деятельности, особенно в вопросах реализации оперативной информации об организованных преступных группах и сообществах, проведения комплексных межведомственных операций, создания условий, лишающих организованную преступность экономической основы и коррупционных связей;

разработка и  внедрение эффективных, в том  числе нетрадиционных, средств, форм и методов работы правоохранительных органов по выявлению и пресечению деятельности организованных преступных групп и сообществ.  

       В целях реализации задач по борьбе с организованной преступностью и коррупцией будет расширено международное сотрудничество.  

       Для обеспечения квалифицированной  защиты свидетелей и членов  преступных группировок, согласившихся  сотрудничать с правоохранительными органами, необходимы разработка и реализация системы соответствующих мер.  

       Программа не содержит конкретных  шагов по борьбе с организованной  преступностью, не определяет  исполнителей тех или иных  положений и меру их ответственности.  Одна из базовых причин законодательных пробелов в правовом регулировании борьбы с организованной преступностью заключается в том, что все нормативные акты, направленные на решение этой проблемы, построены аналогичным образом и не содержат подробной схематичной последовательности мер, могущих быть принятыми государством в данной сфере.  

       Генезис современной организованной  преступности в России повторил  путь большинства стран: разложение  бюрократических структур государства,  нарушение принципов социальной  справедливости, девальвация нравственных ценностей, выход из примитивного состояния “безналоговой” теневой экономики и др.  

       Возрастающие масштабы организованной  преступности и ущерб, причиняемый  ею, представляют реальную угрозу  безопасности государства и общества, так как она усиливает свои позиции через монополизацию многих видов противоправной деятельности, что превращает ее в один из основных факторов политической и социально-экономической нестабильности в Российской Федерации.  

       Накопленный опыт борьбы с организованной преступностью, может быть полноценно использован в рамках международного сотрудничества в данной сфере и в процессе разработки и совершенствования внутрироссийского законодательства.

Информация о работе Законодательное обеспечение борьбы с организованной преступной деятельностью в России и зарубежных странах