Правоприменительная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 12:53, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель исследования - на основе изучения и обобщения описанных в литературе механизмов действия права раскрыть существо системного механизма реализации права, охватывающего все стороны воздействия на реализацию правовых предписаний в деятельности (поведении) субъектов права.
Для этого в выпускной квалификационной работе решались следующие задачи:
- изучение литературы, освещающей вопросы, связанные с понятием, структурой, разновидностями механизмов реализации (действия) права и его норм;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ (ДЕЙСТВИЯ) ПРАВА 8
1.1. Понятие механизмов реализации права 8
1.2. Место механизма реализации права в системе правового регулирования 18
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ (ДЕЙСТВИЯ) ПРАВА 24
2.1. Правореализующая деятельность участников правоотношений 24
2.2. Правоприменительная деятельность 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
БИБЛИОГРАФИЯ 79

Содержимое работы - 1 файл

mehanizm-realizacii-prava.doc

— 348.50 Кб (Скачать файл)

Метод децентрализованного регулирования построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении и применяется для регламентации отношений субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы, т.е. в сфере отраслей частноправового характера (применяется в гражданском, семейном праве).

Метод централизованного, императивного  регулирования базируется на отношениях субординации между участниками  общественного отношения. При его  помощи регулируются отношения, где  приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес. В государственно-организованном обществе общесоциальные интересы выражает в первую очередь государство, осуществляющее централизованное управление социальными процессами, наделенное властными общезначимыми полномочиями. Поэтому централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (конституционном, административном, уголовном праве)50.

Метод правового регулирования  обладают следующими базисными характеристиками:

- свойственны только государству  в лице его органов;

- касаются только юридических  норм;

- обеспечиваются государственным  принуждением.

Метод правового регулирования, как  верно отмечает В.Д. Сорокин, может  существовать и выполнять свою социальную функцию только как система, складывающаяся из трех первоначальных способов воздействия – дозволения, предписания (обязанности) и запрета. Система этих трех способов юридического воздействия обеспечивает совершенно необходимую универсальность механизма правового регулирования, в котором его компоненты взаимно обеспечивают один другого, что придает системный характер самому методу правового регулирования51.

Способы правового регулирования, как видно, соответствуют делению  норм права на дозволяющие, запрещающие  и обязывающие. Некоторые исследователи  выделяют также рекомендательные нормы (совет).

Предписание – это возложение прямой юридической обязанности совершать  те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Запрет – фактически также предписание, но иного характера, а именно возложение прямой юридической обязанности не совершать (воздерживаться) те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Дозволение – юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных  правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершению по своему усмотрению52.

Первые два способа – юридическое  запрещение и позитивное предписание (обязывание) относят к императивному  методу. Дозволение – к диспозитивному.

С.С. Алексеев, называя способы «средствами» (что, на наш взгляд, по смысловому значению равнозначно), несколько иначе распределяет их по относимости к методу: в императивном (централизованном) методе центральным средством правового воздействия является позитивное обязывание; при децентрализованном методе регулирования вступают в действие дозволения и запреты. Такое разделение исследователь обосновывает тем, что «дозволения и запреты находятся на стыке между правом и тем слоем социальной жизни, который выражает социальные и духовные требования к праву. Они выступают как бы в качестве активного центра, призванного принимать активные импульсы, сигналы от общественной жизни, ее духовных начал, а затем уже в виде общих регулятивных начал, воплощающих господствующие социальные ценности, как бы распространять их на все право, и тем самым определять характер и направления правового регулирования общественных отношений»53. А в императивном методе центральное действующее звено – обязывающие юридические нормы, исходящие от государства; здесь не «духовные начала» и «социальные ценности» задают тон, а государство в лице властвующих органов и лиц.

Позиция Алексеева, надо сказать, весьма интересна. Однако мы в работе склоняемся к употреблению традиционного разграничения  способов правового регулирования  по методам, когда основой дифференциации являются автономия воли с одной стороны (дозволение) и императивные нормы прямого действия – с другой (запрет, обязательство). При диспозитивном методе отсутствуют отношения власти и подчинения, а в императивном они присутствуют. Соответственно дозволение возможно отнести к одному методу, а запрет и обязывание – к другому. Основой разграничения является воля участвующего субъекта и его позиция как «подчиненного» или «равного».

Юридические запреты создают барьер для нежелательного, вредного социального  поведения. Часто юридический запрет выражает собой облаченный в юридическую форму моральный запрет (с соблюдением требований юридической техники, с указанием юридической санкции). То есть мораль обличается в юридическую личину, и тем самым регулирует общественные отношения. Основное назначение запретов – «утвердить, возвести в ранг неприкосновенного, незыблемого существующие порядки и отношения»54.

Обеспечение соблюдения запрета являются меры юридической ответственности (уголовные, административные). Реализация субъектом правоотношения юридического запрета выражается в пассивном характере поведения – «не делать» - отсутствие действия, указанного в запрете

Для обязываний характерно навязывание  – лицо вынуждено делать то, чего бы оно может быть и не делало бы по собственной воле, не будь соответствующей обязанности (бремени). В отличие от запрета, обязывание имеет активный характер, предусматривающее активное поведение со стороны субъекта. При реализации юридической обязанности одна сторона является носителем бремени – обязана совершать какие-то действия, а другая сторона имеет право требовать совершения данных действий.

Юридическое дозволение как раз  призвано обеспечить свободу действий и поведения человека. Это управомочивающие нормы, которые или прямо формулируются в тексте нормативного акта, либо конкретно не указано, но вытекает из комплекса юридических норм (хоть и не указано, но дозволено, поскольку не запрещено).

Дозволение имеет шаткие границы  с запретом – злоупотребление  дозволенным часто ведет к  нарушению нормы, соответственно, запрещению такого поведения.

Кроме всего обозначенного, в правовом регулировании различают еще  и тип правового регулирования  – т.е. общую направленность воздействия  на общественные отношения, которая  зависит от того, что лежит в  основе регулирования – дозволение или запрет.

Общедозволительный тип выражается в формуле: разрешено все, что  не запрещено (законодательством). Регулирование  по этому типу предусматривает установление только тех запретов, без которых  общество не может нормально существовать. Все, что не подпадает под законодательный запрет, считается юридически разрешенным (дозволенным). Такой тип регулирования доминирует в гражданском обществе, в сфере частноправовых отношений.

Общезапретительный тип формулируется  иначе: запрещено все, кроме прямо разрешенного (законодательно). Разрешается совершить только такие действия, которые прямо предписаны законодательством. Данный тип правового регулирования используется в публичном праве; на его основе должны функционировать органы государства, дабы не выходить за пределы своей компетенции55.

Таким образом, способы  правового регулирования, выраженные в соответствующих нормах, являются действенным элементом механизма  правового регулирования общественных отношений. Нормы права изменяются под воздействием экономических, политических, социальных и иных факторов, но триединство запрета, дозволения и обязательства остаются устойчивой базой для упорядочения жизни индивидов и сообществ в государстве.

В процессе реализации права  происходит своеобразная «материализация» отдельных правовых средств, которые становятся вещественными материальными частями механизма правореализации. Так, реализация санкций правовых норм в виде штрафа предполагает взимание определенной денежной суммы, действия по установленному порядку оплаты этой суммы, обжалованию и т. д.

Обладает спецификой механизм реализации и при исполнении юридических обязанностей. На данной стадии субъекты непосредственно используют правовые формы, типовые программы поведения, заложенные в правовых институтах, обязывающих нормах. Правовые средства при исполнении права отличаются значительным потенциалом, внешней силой, обеспечивающей неукоснительное проведение в жизнь правовых предписаний. Поэтому здесь реализация права не может быть обеспечена только фактическим правомерным поведением, а требует особой правореализующей деятельности как наиболее активной формы претворения в жизнь субъектами норм права. Они строят свое поведение в соответствии с требованиями правовых предписаний, предпринимая активные юридические действия. Последние осуществляются в институционных правовых формах (хозяйственные договоры и трудовые соглашения, письменные формы сделок, юридически оформленные кредитные отношения, жалобы и заявления, акцепты платежных требований и др.) и служат средствами автономного индивидуального регулирования, направленного на исполнение юридических обязанностей, использование субъективных прав.

Правореализующая деятельность нередко требует особых процессуально-процедурных  форм — определенного регламентированного правовыми нормами порядка, особых правил совершения правореализующих действий, индивидуальных актов реализации прав и обязанностей. Правореализующая деятельность, индивидуальные акты, связанные с исполнением юридических норм, близки к актам применения права. Вместе с тем они отличаются качественным своеобразием. Применение права обладает государственно-властным характером. Институционные результаты правоприменения — индивидуальные властные решения (предписания) — имеют общеобязательный характер, их исполнение обеспечивается особым механизмом государственно-правового принуждения. Правоприменение — разновидность государственного управления56. Вместе с правотворчеством правоприменение составляет единый блок государственно-правового руководства обществом.

Будучи в основном дополнительной стадией правового регулирования, правоприменение может предшествовать возникновению конкретных правоотношений, непосредственно «устанавливать»  права и обязанности в случаях, когда последние не могут возникнуть у субъектов без правоприменительной деятельности (жилищные, пенсионные правоотношения, юридические обязанности, связанные с прохождением воинской службы, и др.). Здесь правоприменение выступает «движущей силой» механизма реализации права.

2.2. Правоприменительная деятельность

 

Правоприменительная деятельность «вклинивается» в механизм реализации права, если возникают препятствия  к реализации субъективных прав, добровольно  не исполняются юридические обязанности  либо исполняются с дефектами, неправильным использованием правовых средств. Устраняя эти препятствия, правоприменение доводит до конца процесс реализации права на завершающей стадии правового регулирования. Оно обязательно и необходимо во всех случаях применения мер государственного принуждения и правового поощрения.

Характер государства  как аппарата властвования предопределяет возможность и необходимость  деятельности по применению права. В  данном случае государство в целях  упорядочения общественной жизни, установления четких организационных начал взаимоотношений между людьми передает решение определенных вопросов в компетенцию заранее установленных органов. Применение права — это одна из форм государственной деятельности, когда компетентный орган выступает от имени государства, по его уполномочию.

Применение права необходимо там, где правоотношение, с учетом его сложности и важности с точки зрения решения задач, стоящих перед властью, может и должно быть создано лишь по решению органа, олицетворяющего государственную власть, или где правоотношение должно пройти контроль со стороны государства в лице его властных органов. Награждение орденом, расторжение брака, назначение на ту или иную должность возможно лишь при наличии решения компетентного органа. Без таких решений невозможно охранять правовые нормы от нарушений, наказывать правонарушителей и ликвидировать вредные последствия правонарушений57.

Поскольку применение права  имеет чрезвычайно важное значение для регулирования общественных отношений, издание актов применения права подчинено определенному порядку, происходит в рамках предусмотренной законом процедуры. Такую процедуру можно проиллюстрировать на примере деятельности суда. Она обеспечивает последовательное проведение принципов законности при решении конкретного случая, всестороннее рассмотрение обстоятельств дела, охрану прав и законных интересов граждан и организаций. В одних случаях нормы о порядке рассмотрения дел довольно детальны и составляют самостоятельные процессуальные отрасли права (уголовное и гражданское судопроизводство), в других — устанавливается лишь определенный порядок решения дел (назначение пенсий, прием на работу и т.д.).

Характером применения права предопределяется, что правоприменительный  орган — это, как правило, полномочный  орган государства (высший или местный орган власти и управления, суд, органы прокуратуры, администрация предприятия и т.д.). В то же время с целью активизации участия масс в управлении общественными делами в юридической сфере некоторые государственно-властные функции по применению права могут передаваться организациям трудящихся. В данном случае государство делегирует часть своих полномочий по решению вопросов индивидуального значения определенным общественным организациям (в частности, профсоюзным органам), причем эти полномочия, видоизменяясь в определенной степени, не теряют своих властных, авторитарных качеств (например, профсоюзным комитетам ныне принадлежит право назначать пособия по временной нетрудоспособности).

Применение права подразделяется на такие формы, как оперативно-исполнительная и правоохранительная деятельность58.

Под оперативно-исполнительной деятельностью подразумевается организация выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов (прием на работу, регистрация брака, решение о строительстве объекта промышленности и т.д.). При этом применяется диспозиция норм права, имеющая не запрещающее, а положительное содержание. Это творческая, организующая работа по осуществлению выраженной в праве политики господствующих в обществе социальных сил. Современное цивилизованное государство ставит перед собой  главным образом творческие, созидательные задачи по обеспечению развития экономики и других сфер жизни общества, поэтому эта форма применения права является для него основной, профилирующей. Посредством ее объединяется и направляется деятельность министерств и ведомств, предприятий и учреждений, подбираются кадры, конкретизируются плановые задания; обеспечиваются права личности и т.д59.

Информация о работе Правоприменительная деятельность