Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 20:16, курсовая работа
В настоящей работе делается попытка рассмотреть основные вопросы процессуального положения подозреваемого в уголовном судопроизводстве, и прежде всего право на защиту, которое является основополагающим, интегрирующим все остальные права подозреваемого, чаще всего нарушаемым в ходе правоприменительной практики.
В работе не дается исчерпывающего изложения всех вопросов темы. Объем настоящей работы позволил остановиться только на наиболее важных вопросах. Работа основана на анализе действующего уголовно-процессуального кодекса РФ, специальной литературе, посвящённой процессуальному положению подозреваемого.
Введение…………………………………………………………………….3
1.Понятие подозреваемого………………………………………………..5
2.Процессуальное положение подозреваемого………………………...11
3.Задержание и допрос подозреваемого………………………………...15
Заключение………………………………………………………………..23
Библиография……………………………………………………………..25
1) пыталось скрыться;
2) не имеет постоянного места жительства;
3) не установлена его личность.
Кроме того, задержание допускается,
когда в суд направлено
Мотивами задержания могут быть:
1) пресечение преступного деяния;
2) предотвращение совершения новых преступлений;
3) лишение возможности скрыться, уничтожить доказательства или иным образом воспрепятствовать установлению обстоятельств уголовного дела;
4) установление причастности (непричастности) задержанного к совершению преступления;
5) своевременное решение вопроса об избрании в отношении задержанного меры пресечения в виде заключения под стражу.
Не допускается использование задержания как средства получения от подозреваемого признания вины в совершении преступления.
Мотивы задержания должны быть отражены в постановлении и протоколе о задержании. По общему правилу, такими мотивами признаются обоснованные сомнения, что подозреваемый может совершить другое преступление, воспрепятствовать предварительному расследованию, уничтожить следы преступления или доказательства.
В каждом случае доставления подозреваемого в орган дознания, к дознавателю, следователю или прокурору в срок не более 3 часов с момента фактического задержания должен быть составлен протокол задержания. Моментом фактического задержания считается момент фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.
Протокол задержания составляется с соблюдением установленных в законе правил. В нем обязательно указываются:
1)
дата, место и время начала
и окончания составления
2) должность, фамилия лица, составившего протокол;
3) дата, время, место, основания и мотивы фактического задержания;
4)
фамилия, имя, отчество и
5) результаты личного обыска;
6) объяснения задержанного либо причины, по которым он отказался давать таковые.
Ему одновременно разъясняются его права, о чем делается соответствующая отметка. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и подозреваемым. Последний вправе получить при этом копию протокола задержания.
В течение 12 часов с момента фактического задержания орган дознания, дознаватель или следователь обязаны в письменной форме сообщить об этом надзирающему прокурору.
Дознаватель, следователь или прокурор не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого обязан уведомить об этом кого-либо из членов семьи, а при их отсутствии - других родственников.
О задержании в качестве подозреваемого военнослужащего уведомляется командование воинской части. В случаях, когда подозреваемый является гражданином или подданным другого государства, то в указанный выше срок через МИД России уведомляется посольство или консульство этого государства.
О
задержании или о продлении срока
задержания несовершеннолетнего
При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление с санкция прокурора может не производиться, за исключением случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним.
Подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов (ч.2ст.46 УПК) с момента: внесения постановления о возбуждении уголовного дела, за исключением случаев, когда место его нахождения не установлено; фактического задержания. Допрос производится в соответствии с требованиями ч. 2 ст.46, ст 189,190 УПК.
До начала допроса ему по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. Продолжительность такого свидания может быть ограничена должностным лицом, в производстве которого находится уголовное дело, но только в случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого, причем с обязательным предварительным уведомлением об этом как подозреваемого, так и его защитника. Но и в этом случае закон требует, чтобы продолжительность свидания была не менее 2 часов (ч, 4 ст. 92 УПК).
Допрос подозреваемого производится с участием защитника, который допускается к участию в производстве по делу с момента фактического задержании, а в других случаях - с момента начала осуществления иных действий или мер процессуального принуждения, затрагивающих права и свободы лица, подозреваемого в совершении преступления. Участие защитника при допросе подозреваемого обязательно в случаях, предусмотренных п. 1-5 ст. 51 УПК.
По 20% дел право иметь защитника подозреваемым вообще не разъясняется, чем прямо нарушаются уголовно-процессуальный закон и право подозреваемого на защиту со всеми вытекающими отсюда последствиями. Разъяснение сущности подозрения происходит в 90% случаев, из них в 35% случаев подозрение разъясняется только в виде указания на квалификацию статей Уголовного кодекса РФ. Это влечет отсутствие у значительной части подозреваемых полного представления о возникшем в отношении него подозрения и невозможности сформировать свою защиту, что в конечном итоге прямо ущемляет его право на защиту.5
В период 2001–2003 гг. П. А. Смирнов провел анкетирование 300 судей, следователей, прокуроров и адвокатов из различных регионов России. «По мнению 74% опрошенных нами правоприменителей, желание задержанного подозреваемого воспользоваться помощью адвоката до первого допроса не реализуется. Среди причин этого явления респондентами указывались: использование в отношении подозреваемого шантажа-угрозы применения в таком случае (при изъявлении желания иметь защитника) меры пресечения — ареста (41,9%); намеренно «недоходчивое» разъяснение некомпетентному подозреваемому его прав (80,2%); некомпетентность самого следователя (17,1%)»6
Личный обыск подозреваемого производится в целях обнаружения, изъятия, осмотра, исследования и приобщения к делу предметов и документов, которые могут стать доказательствами его виновности в совершении преступления. Для проведения личного обыска при задержании лица или заключении его под стражу не требуется вынесения специального постановления и судебного решения на его производство. Личный обыск задержанного подозреваемого производится только лицом одного с ним пола и в присутствии понятых или специалистов того же пола, если они участвуют в данном процессуальном действии.
При процессуальном задержании и производстве личного обыска подозреваемого во всяком случае изымаются предметы и ценности, запрещенные к обороту (оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, наркотики, яды и т. п.). Защитник вправе знакомиться с протоколом задержания и личного обыска, заявлять ходатайства и приносить жалобы на действия дознавателя, следователя, производившего обыск. Лицо, задержанное в качестве подозреваемого, подлежит немедленному освобождению по постановлению прокурора, следователя и дознавателя в случаях, если:
1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;
2)
отсутствуют основания для
3) задержание было произведено с нарушением требований закона (ст. 91 УПК);
4) по истечении 48 часов с момента его задержания в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу;
5)
суд не продлил срок
Закон наделяет начальника места содержания подозреваемого правом немедленно освободить его, если постановление судьи о применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу либо о продлении срока задержания не поступит к указанному должностному лицу в течение 48 часов с момента задержания подозреваемого.
В случае необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий с письменного разрешения должностного лица, в производстве которого находится уголовное дело, допускается встречи сотрудника органа дознания, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с подозреваемым (ч. 2 ст. 95 УПК).
Освобождение подозреваемого из-под стражи не является реабилитирующим основанием, так как это необязательно снимает с этого лица подозрение в совершении преступления, да и расследование уголовного дела еще не завершено. Однако естественно, что гражданин должен получить на руки соответствующие документы, объясняющие его отсутствие на службе, на работе и т.п. Таким документом в соответствии с ч. 5 ст. 94 УПК является выдаваемая при освобождении подозреваемого из-под стражи справка, в которой указываются, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения.
Кроме
этого, если имеется определение или постановление
судов об отказе в удовлетворении ходатайства
дознавателя, следователя или прокурора
об избрании в отношении подозреваемого
меры пресечения в виде заключения под
стражу, то копия этого документа выдается
подозреваемому при его освобождении
(ч.4 ст.94 УПК).
Заключение
Результатом укрепления гарантий прав личности в рамках совершенствования всей правовой системы России стало принятие нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в котором законодатель установил, что основным назначением уголовного судопроизводства является защита прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступления, а также защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения и ограничения ее прав и свобод.
Одним из важных участников уголовного процесса наряду с обвиняемым является подозреваемый. Данная процессуальная фигура вовлекается в уголовно-процессуальные отношения при наиболее неблагоприятных условиях, поскольку его правовое положение в действующем уголовно-процессуальном законодательстве установлено недостаточно четко.
На мой взгляд, в УПК РФ отсутствуют гарантии защиты многих предоставленных подозреваемому прав. Данное обстоятельство и обуславливает необходимость в дальнейшем исследовании актуальных проблем теории и практики, связанные с процессуальным положением подозреваемого в уголовном процессе.
В уголовно-процессуальном законе отсутствует определение подозреваемого, хотя одним из важнейших условий правильного применения уголовно-процессуального закона является единообразное его понимание всеми правоприменительными органами, а также иными участниками уголовно-процессуальных отношений. Отсутствие в законодательстве определенного понятия подозреваемого порождает «разнобой» в практике, не утихающие дискуссии в науке уголовного процесса, что негативно сказывается и на соблюдении прав и свобод человека, и на интересах справедливого разрешения уголовных дел. Новый УПК РФ не устранил неоднозначность толкования как порядка и момента признания лица, так и момента прекращения этого статуса, поскольку определяет подозреваемого в качестве лица, в отношении которого возбуждено уголовное дело, либо осуществлено задержание, либо применена мера пресечения до предъявления обвинения.
В
УПК РФ содержатся надежные уголовно-процессуальные
гарантии, обеспечивающие права обвиняемого.
В современном досудебном производстве
подозреваемый обладает равным с обвиняемым
объемом прав. Однако, на мой взгляд,
в уголовно-процессуальном законе не закреплены
такие же гарантии, которые бы могли обеспечить
аналогичные права подозреваемого, что
нарушает принцип состязательности судопроизводства,
который закреплен в Конституции РФ и
УПК РФ. Поскольку чем активней стороны
будут действовать в судопроизводстве
с целью защиты своих прав и интересов,
тем полнее будет реализовываться принцип
состязательности. Наиболее остро проблема
процессуального положения подозреваемого
проявляется, когда предварительное расследование
производится в форме дознания.
Библиография
Информация о работе Процессуальный статус подозреваемого в уголовном процессе