Незаконный оборот наркотиков и борьба с ним

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 12:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть, проанализировать и всесторонне исследовать понятие и сущность уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ по законодательству Российской Федерации.

Содержимое работы - 1 файл

курсовая.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

Наркотические средства - это вещества естественного или синтетического происхождения, препараты, растения, обладающие одурманивающим свойством, негативно воздействующие на центральную нервную систему человека, вызывая при злоупотреблении ими заболевание наркоманией, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в результате незаконного оборота которых причиняется значительный ущерб общественным отношениям.

Психотропные вещества - это вещества естественного или синтетического происхождения, препараты, природные материалы, способные вызывать при злоупотреблении ими состояние физической и психической зависимости (то есть заболевание наркоманией), оказывающие стимулирующее или депрессивное воздействие на центральную нервную систему человека, вызывая галлюцинации или нарушения моторной функции, либо восприятия, либо настроения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в результате нелегального оборота которых причиняется значительный ущерб общественным отношениям.             

Реализация одного из аспектов правового признака наркотических средств и психотропных веществ находит выражение в том, что их Перечень утверждается постановлением Правительства Российской Федерации, дополняется и изменяется только этим органом. Это положение закреплено в ст.2 Закона. Действующий Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (далее - Перечень), утвержден постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681 «Об утверждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации»; он состоит из четырех Списков.

Список I представляет собой список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых запрещен в Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ (к ним, в частности, отнесены героин, кокаин, маковая солома, куст кока, ЛСД и др.). Список II - это список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ (в него, например, включены промедол, кодеин, омнопон, ноксирон, морфин и др.). Список III представляет собой список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ (это, в частности, барбитураты). Список IV является списком прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ (к числу этих препаратов отнесены, например, этиловый эфир, псевдоэфедрин, антраниловая кислота и пр.).             

Подразделение наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров по группам (и, соответственно, по Спискам) имеет существенное значение, поскольку в зависимости от этого подразделения дифференцируется правовой режим их оборота. Вещества четвертого Списка - прекурсоры - вообще не являются предметом рассматриваемых преступлений.

В специальной литературе предлагаются различные классификации наркотических средств и психотропных веществ. Каждая их них имеет право на существование, поскольку они обоснованы с позиций соответствующих отраслей знаний. Существуют различные критерии классификации: по исходному веществу для изготовления (или по происхождению), по химическому составу, по Способу изготовления, по вызываемому воздействию и т.д. Строго говоря, уголовно-правового значения эта классификация не имеет, для квалификации преступления безразлично, к какой именно группе наркотических средств или психотропных веществ относится тот или иной препарат. Главное, чтобы он обладал необходимыми свойствами. Тем не менее, для полноты рассмотрения предмета анализируемых преступлений представим некоторые из этих классификаций.

Наиболее распространенной является классификация наркотических средств по происхождению. В ее рамках выделяют наркотические средства естественного (или растительного) происхождения, в том числе наркотикосодержащие растения (это, в частности, опий, кокаин, марихуана, различные виды конопли, грибы, содержащие псилоцибин); наркотические средства синтетического (или искусственного) происхождения (например, фентанил, фенциклидин, МДА). Некоторые классификации включают наркотические средства полусинтетического происхождения (например, промедол, омнопон, ЛСД).

Психотропные вещества подразделяют на следующие группы: стимуляторы центральной нервной системы (это, в частности, амфетамин, метилфенидат); седативные и снотворные средства, или депрессанты (например, барбитураты); галлюциногены (например, мескалин – по международной классификации, в РФ он отнесен к категории наркотических средств, так же, как и ЛСД и МДА).

Кроме наркотических средств и психотропных веществ, предметом рассматриваемых преступлений закон признает, как уже отмечено выше, аналоги этих препаратов. В первоначальной редакции ст. 228 УК РФ аналоги наркотических средств или психотропных веществ в предмет анализируемых преступлений не включались, в связи с чем в специальной литературе высказывалось мнение о необходимости дополнения соответствующих уголовно-правовых норм указанием на них. По мнению авторов этого предложения, такое решение должно иметь практическое значение, поскольку ограничит возможность создания новых веществ, не предусмотренных действующими конвенциями и внутригосударственными актами, и позволит избежать поступления аналогов наркотических средств и психотропных веществ в незаконный оборот.

В соответствии со ст. 1 Закона аналогами наркотических средств и психотропных веществ признаются «запрещенные для оборота в Российской Федерации вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств, психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят».

Таким образом, названные препараты обладают только тремя признаками из четырех, характерных для наркотических средств и психотропных веществ. Они имеют определенную химическую структуру, которая предопределяет их свойства, позволяющие воспроизводить психоактивное воздействие на организм, аналогичное воздействию их прообразов (химический признак). Благодаря этому они обладают способностью вызывать у потребителей состояние эйфории (медицинский признак). Наконец, их потребление и нелегальный оборот обладают определенным потенциалом опасности для общества (социальный признак). Не свойствен аналогам правовой признак, поскольку нет конкретного перечня этих препаратов, позволяющего осуществлять жесткий контроль за их оборотом. Вместе с тем мы полагаем, что включать аналоги в предмет рассматриваемых преступлений нельзя и вот по какой причине. Поскольку отсутствует четкий перечень этих препаратов, решение вопроса о том, можно ли признать то или иное вещество аналогом наркотических средств или психотропных веществ, будет решаться в каждом конкретном случае посредством проведения соответствующего вида экспертиз. Следует согласиться с тем, что избежать оценочности, произвола и злоупотреблений при этом вряд ли удастся. Такое же положение возникнет и при решении вопроса о размере предмета преступления, поскольку средние разовые дозы потребления для аналогов не установлены. Следовательно, они так же должны рассматриваться в качестве оценочных категорий. Это вызовет немало сложностей в практической деятельности следственных и судебных органов, может повлечь вынесение необоснованных процессуальных решений, а, самое главное, привлечение к ответственности невиновных лиц и, в первую очередь, потребителей соответствующих препаратов - больных людей.

В специальной литературе высказано мнение о том, что необходимо составление   перечня   аналогов   наркотических   средств   и   психотропных веществ. Но все дело в том, что если аналог содержит какой-либо известный алкалоид или вещество, он должен признаваться на этом основании наркотическим средством или психотропным веществом. Если же речь идет о совершенно неизвестном препарате, то возникает вопрос, как он заранее может быть включен в какой-либо перечень, ведь это возможно уже после его обнаружения, изъятия и исследования.             

На основании вышесказанного мы предлагаем исключить аналоги из предмета рассматриваемых преступлений. Однако в связи с реальной опасностью, возникающей при незаконном обороте аналогов наркотических средств и психотропных веществ, считаем возможным установление уголовной ответственности за их незаконный оборот в целях сбыта путем указания на эти препараты в ст. 234 УК РФ наряду с сильнодействующими и ядовитыми веществами. При этом специалистам должна быть поручена разработка четких критериев для отнесения препаратов к аналогам наркотических средств или психотропных веществ и для определения их крупного размера.


Глава 2. Квалификация преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, по объективной стороне

 

Обращаясь к исследованию проблем квалификации преступлений, следует отметить, что от правильного применения уголовно-правовых норм в следственной и судебной практике во многом зависит не только укрепление законности, повышение эффективности деятельности правоохранительных органов, но и обоснованное привлечение граждан к уголовной ответственности, назначение им справедливого наказания.

В правоприменительной практике при квалификации незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов возникает ряд трудностей, устранение или минимизация которых требует решения на теоретическом уровне. Наиболее актуальны такие вопросы: доказывание осведомленности лица, совершающего названные незаконные деяния, о том, что эти средства и вещества являются наркотическими или психотропными либо их аналогами; квалификация незаконных приобретения, хранения, перевозки, изготовления или переработки, совершенных с целью сбыта; отграничение незаконной перевозки от незаконной пересылки и незаконного хранения указанных средств, веществ или их аналогов.

 

2.1 Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 228 УК)

 

Объективная сторона рассматриваемого преступления может выражаться в альтернативно указанных действиях, совершаемых незаконно: а) приобретении; б) хранении; в) перевозке; г) изготовлении; д) переработке наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.

Незаконным приобретением без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов надлежит считать их получение любым способом, в том числе покупку, получение в дар, а также в качестве средства взаиморасчета за проделанную работу, оказанную услугу или в уплату долга, в обмен на другие товары и вещи, присвоение найденного, сбор дикорастущих растений или их частей, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (в том числе на землях сельскохозяйственных и иных предприятий, а также на земельных участках граждан, если эти растения не высевались и не выращивались), сбор остатков находящихся на неохраняемых полях посевов указанных растений после завершения их уборки (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2006г. № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами»).

Под незаконным хранением без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов следует понимать действия лица, связанные с незаконным владением этими средствами или веществами, в том числе для личного потребления (содержание при себе, в помещении, тайнике и других местах). При этом не имеет значения, в течение какого времени лицо незаконно хранило наркотическое средство, психотропное вещество или их аналоги (п. 7 указанного выше Постановления).

Перевозка означает перемещение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов из одного места в другое, в том числе в пределах одного и того же населенного пункта, совершенные с использованием любого вида транспортного средства и в нарушение общего порядка перевозки указанных средств и веществ, установленного Федеральным законом «О наркотических средствах или психотропных веществах».

Не подпадает под признаки незаконной перевозки хранение лицом во время поездки наркотического средства или психотропного вещества в небольшом количестве, предназначенного для личного потребления.

Перевозка наркотического средства для личного потребления охватывается понятием незаконного хранения.

Так, П. признан виновным и осужден за незаконные приобретение, перевозку и хранение без цели сбыта наркотических средств в крупном размере.

Приговором установлено, что 6 марта 2008 г. в лесополосе П. собрал для личного потребления наркотическое средство каннабис (марихуану) массой 19, 88 грамма, привез его в город и спрятал.

8 марта 2008 г. он забрал спрятанный наркотик для личного потребления. Однако в тот же день указанный наркотик был у него изъят в ходе личного досмотра.

По приговору суда действия П. квалифицированы по ч. 1 ст. 228 УК РФ.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев дело по надзорному представлению прокурора, изменила приговор, исключила осуждение П. за незаконную перевозку наркотического средства по следующим основаниям.

Суд правильно установил, что П. совершил незаконные приобретение и хранение без цели сбыта наркотического средства в крупном размере.

Что касается осуждения П. за незаконную перевозку наркотического средства, то в этой части приговор нельзя признать обоснованным, поскольку П. приобрел наркотическое средство путем сбора для личного потребления, а его проезд с наркотическим средством в город по смыслу закона охватывается составом преступления незаконного хранения без цели сбыта наркотического средства в крупном размере.

Вопрос о наличии в действиях лица состава незаконной перевозки и об отграничении указанного состава преступления от незаконного хранения наркотического средства или психотропного вещества во время поездки должен решаться судом в каждом конкретном случае с учетом направленности умысла, цели использования транспортного средства, количества, размера, объема и места нахождения наркотических средств или психотропных веществ и всех других обстоятельств дела.

Информация о работе Незаконный оборот наркотиков и борьба с ним