Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:31, реферат
Наиболее рациональным и раскрывающим сущность защиты нарушенного субъективного права, как правового явления будет следующее понятие: правовая защита - это урегулированная процессуальным законом деятельность ведущих уголовный процесс органов, направленная на применение предусмотренных законом мер с целью восстановления субъективных прав лиц, которым в результате преступления был причинен какой-либо вред.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ЗАЩИТЫ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ 6
2. ГРАЖДАНСКИЙ ИСК В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ 16
2.1 Понятие и значение гражданского иска в уголовном процессе 16
2.2 Предмет и основание гражданского иска в уголовном процессе, процессуальные предпосылки гражданского иска в уголовном процессе 19
2.3 Субъекты гражданского иска в уголовном процессе 27
2.4 Актуальные вопросы производства по гражданскому иску в уголовном процессе 43
3. ИНЫЕ ФОРМЫ ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ПРЕСТУПЛЕНИЕМ, В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ 67
3.1 Меры уголовной ответственности имущественного характера 67
3.2 Возмещение вреда по инициативе суда 72
3.3 Уголовно-процессуальная реституция 77
3.4 Добровольное возмещение ущерба 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 91
Родители и лица их заменяющие могут быть привлечены в качестве гражданских ответчиков в уголовном процессе в случае, если у несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда. В таком случае вред должен быть возмещен полностью или в недостающей его части родителями, усыновителями или попечителями, если они не докажут, что вред возник не от их вины (ст.943 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Ответственность этих лиц будет субсидиарной, причем обязанность родителей, усыновителей, попечителей по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, прекращается по достижении причинившим вред совершеннолетия, либо в случае, когда у него до достижения совершеннолетия появились доходы или иное имущество, достаточные для возмещения вреда, либо когда он до достижения совершеннолетия приобрел дееспособность (ст.943 Гражданский кодекс Республики Беларусь). Кроме этого, в соответствии со статьей 944 Гражданского кодекса Республики Беларусь, в качестве гражданского ответчика могут быть привлечены родители лишенные родительских прав если в течение трех лет после лишения родительских прав их несовершеннолетний ребенок, в возрасте от 14 до 18 лет, в результате совершения им общественно-опасного деяния причинил вред, а поведение ребенка, повлекшее причинение вреда, явилось следствием ненадлежащего исполнения родительских обязанностей.
Ответственность за вред причиненный гражданином признанным недееспособным возмещает его опекун или организация, обязанная осуществлять за ним надзор, если не докажут, что вред возник не по их вине, при чем эта обязанность не прекращается в случае последующего признания лица дееспособным (ст.945 Гражданского кодекса Республики Беларусь)
Некоторым своеобразием отличается порядок возложения ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности. По общему правилу в таких случаях ответственность несет их владелец. При этом необходимо учитывать, что под указанным источником подразумевается деятельность, связанная с повышенной опасностью для окружающих ввиду, невозможности полного контроля за ней со стороны человека (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих газов и тому подобного; осуществление строительной и иной, связанной с ней деятельностью).
Под владельцем источника повышенной опасности следует понимать юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, либо ином законном основании в том числе на праве аренды (за исключением аренды транспортных средств с экипажем), по доверенности на право управлять транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и тому подобного (п.1 ст.948 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Исходя из изложенного, не признается владельцем источника повышенной опасности, и не имеет ответственности за вред перед потерпевшим лицом, управляющее источником в силу трудовых отношений с владельцем этого источника (шофер, оператор и др.).
Если вред причинен в результате взаимодействия источников повышенной опасности (столкновений транспортных средств и пр.) третьим лицом, то их владельцы несут перед потерпевшими солидарную ответственность.
В ситуации, когда ущерб в результате взаимодействия источников повышенной опасности только их владельцы, вопрос о гражданско-правовой ответственности решается на основании статьи 933 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
При причинении вреда источником повышенной опасности эксплуатируемым лицом, незаконно им завладевшим (например, в результате хищения, угона), существует два варианта развития событий. В случае наличия вины владельца в противоправном изъятии у него источника повышенной опасности (например, не была обеспечена подлежащая охрана транспортного средства), в соответствии со ст.948 Гражданского кодекса Республики Беларусь, отвечать за ущерб будет, как лицо противоправно завладевшее источником повышенной опасности, так и законный владелец. А в соответствии с ч.3 ст.2048 Гражданского Кодекса Республики Беларусь владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред причиненный этим источником, в случае если этот источник выбыл из его владения не по его вине.
Спорным является вопрос об ответственности причинивших вред фактического пользователя машины и лиц, управляющих автомашиной в присутствии собственника [34, с.123]. На наш взгляд, следует согласиться с тем, что сделка по передаче машины в пользование без надлежащего оформления недействительна, а передача управления в присутствии владельца другому лицу не будет передачей права владения [35, с.115]. Поэтому здесь непосредственный причинитель вреда не будет являться обязанной стороной в деликтном правоотношении.
Уголовно-процессуальный закон предусматривает возможность участников уголовного процесса, в частности, гражданских истцов и гражданских ответчиков, защищать свои права и интересы через представителей.
Помимо способствования защите прав и интересов истцов и ответчиков представительство имеет целью содействовать органам расследования, суда в выяснении существенных обстоятельств дела и правильном его разрешении.
Чтобы дать исчерпывающую характеристику рассматриваемому институту, мы должны опираться как на уголовно-процессуальные нормы, так и на нормы гражданского процессуального законодательства, посвященные ему.
В соответствии со ст.58 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь представителями гражданского истца и гражданского ответчика могут быть лица, которые уполномочены указанными участниками уголовного процесса представлять их интересы при производстве по уголовному делу и в отношении которых орган, ведущий уголовный процесс, вынес постановление (определение) о признании их представителями. Причем гражданский истец и гражданский ответчик могут иметь нескольких представителей. Таким образом граждане могут поручать отстаивать свои интересы неопределенному кругу лиц (родство, свойство, близкое знакомство с представляемым значения не имеют). Дела юридических лиц ведут в судах их органы или другие представители юридических лиц, действующие в пределах прав, предоставляемых им законом и учредительными документами либо доверенностью. В качестве органов юридических лиц выступают их руководители (если речь идет о единоличных органах управления), или их представители (если речь идет о коллегиальных органах управления). Важно отметить, что в процессе допускается совместное участие представителя и самого представляемого (гражданина) (ст. 70 Гражданско-процессуального кодекса Республики Беларусь).
Особо подчеркнем, что если в качестве стороны деликтного правоотношения выступает юридическое лицо частной формы собственности, его руководителем и учредителем является одно и тоже лицо, то последний может быть признан непосредственно в качестве гражданского истца или гражданского ответчика. Такое решение является, по сути, альтернативным и должно приниматься с учетом мнения руководителя.
Представители могут участвовать в деле только при соблюдении ряда правил и условий.
Граждане уполномочивают представителей на ведение своих дел устным заявлением органам предварительного расследования и суда, которое подлежит занесению в протокол, или письменной доверенностью, оформленной соответствующим образом (например, в нотариальном порядке). Адвокаты, кроме того, должны представить еще ордер юридической консультации. Руководители юридических лиц предъявляют документы, удостоверяющие их служебное положение, а также, при необходимости, учредительные документы. Представители коллегиальных органов управления подтверждают свои полномочия выпиской из протокола заседания соответствующего органа управления. Иные представители юридических лиц могут действовать на основе надлежаще оформленной доверенности.
Полномочие на ведение дела детерминирует осуществление представителем всех прав представляемого, кроме тех, которые не отделимы от личности последнего.
Такие процессуальные действия, как полный или частичный отказ от иска, признание иска и заключение мирового соглашения, изменение предмета или основания иска, а также размера исковых требований, передача полномочий другому лицу (передоверие), заявление ходатайства об обеспечении иска, должны быть специально оговорены в доверенности, выданной представляемым (ч.2 ст.59 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, ч 2 ст.79 Гражданско-процессуального кодекса Республики Беларусь).
В качестве представителей в уголовном процессе не допускаются следующие лица: не достигшие совершеннолетия, кроме несовершеннолетних родителей - по делам своих детей; признанные недееспособными или ограниченно дееспособными; занимающие должности судей, следователей, прокуроров, кроме случаев, когда они участвуют в деле в качестве законных представителей недееспособных лиц; ранее участвовавшие в данном деле в качестве ведущих уголовный процесс лиц, секретаря судебного заседания, эксперта, специалиста, переводчика, понятого, либо являющиеся родственниками ведущих уголовный процесс субъектов и секретаря судебного заседания; свидетели, давшие показания об обстоятельствах, имеющих отношение к данному уголовному делу; являющиеся родственниками тех участников уголовного процесса, интересы которых противоречат интересам представляемых; оказывающие юридическую помощь лицу, интересы которого противоречат интересам гражданского истца или гражданского ответчика,
В отличие от рассмотренных представительство по закону (законное представительство) имеет свои специфические особенности. Так, являясь обязательным, оно позволяет в полной мере обеспечить защиту прав несовершеннолетних и иных лиц, которые по причине недееспособности или ограниченной дееспособности лишены возможности самостоятельно отстаивать свои права и интересы (соответственно не обладают процессуальной дееспособностью или обладают ограниченной процессуальной дееспособностью).
Законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители), признанные в данном качестве органом уголовного преследования или судом, вправе совершать от имени представляемых все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым, и которые не направлены против интересов последних (в частности, от имени обвиняемого нельзя отказаться от услуг защитника) (ст.57 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь).
При отсутствии у обвиняемого, гражданского истца, законного представителя из числа указанных выше лиц, орган, ведущий уголовный процесс, должен признать их законным представителем орган опеки и попечительства (ст.56 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь).
Необходимо отметить, что не могут быть признаны законным представителем гражданского истца лица, которым вменяется причинение вреда истцу, а также, не могут быть признаны законным представителем обвиняемого или лица, совершившего общественно опасное деяние, лица, понесшие ущерб от их действия (ч.2 ст.57 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь).
Уголовно-процессуальный закон накладывает определенное ограничение, относящиеся к возможности выполнения законным представителем иных процессуальных функций, Так, согласно п.4 ч.2 ст.60 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, не подлежат допросу в качестве свидетелей лица, которым сведения, относящиеся к данному уголовному делу, стали известны в связи с их участием в уголовном судопроизводстве в качестве представителя. Однако участие в деле законных представителей обвиняемого, потерпевшего не исключает возможности получения от них свидетельских показаний по другим имеющим значение обстоятельствам.
Особое процессуальное положение среди субъектов гражданского иска занимает прокурор. В его деятельности (в контексте темы) можно выделить два взаимосвязанных и взаимообусловленных аспекта. Во-первых, согласно ст.25 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, прокурор осуществляет надзор на всех стадиях уголовного судопроизводства и обязан при этом своевременно принимать предусмотренные законом меры по устранению нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили. Во-вторых, в соответствии со ст.ст.149, 293 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, прокурор предъявляет или поддерживает заявленный по делу гражданский иск, если это требует защита прав граждан, юридических лиц, государственных или общественных интересов.
Осуществляя надзор на стадии предварительного расследования, прокурор следит за тем, чтобы органами уголовного преследования надлежащим образом производилось признание гражданским истцом (гражданским ответчиком); своевременно принимались меры обеспечения как предъявленного, так и возможного в будущем гражданского иска; точно устанавливались характер и размер ущерба, причиненного преступлением, а также основания гражданского иска.
Осуществляя надзор за законностью судебных решений, прокурор следит за тем, что гражданский иск разрешался в зависимости от доказанности его оснований и размеров, а также чтобы в соответствии с законом решались иные относящиеся к нему вопросы.
Говоря о втором аспекте деятельности прокурора, необходимо указать, что прокурор, в силу ч.3 ст.34 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь и ст.22 Закона о прокуратуре [36], вправе предъявлять иски в защиту прав и законных интересов государства, предприятий, учреждений, организаций государственной формы собственности, а в защиту прав и законных интересов субъектов хозяйствования негосударственной формы собственности и граждан - в случаях, если они лишены возможности самостоятельно защитить свои интересы (например, в случае, когда потерпевший является несовершеннолетним, недееспособным, ограниченно дееспособным).
Прокурор, осуществляя функции надзора и поддержания государственного обвинения, не может являться ни собственно гражданским истцом, ни его представителем. Это очевидно, если проанализировать статьи уголовно-процессуального и гражданско-процессуального кодексов, регламентирующие правовой статус гражданского истца и его представителя. Однако прокурор наделяется совокупностью всех прав, предоставленных законом указанным участникам процесса, за исключением, конечно, материального права отказаться от иска. Это означает, что отказ прокурора от иска не влечет за собой тех юридических последствий, которые порождают отказ самого истца, - невозможность повторной подачи искового заявления по тому же предмету и по тем же основаниям. Кроме того, данный отказ не лишает лицо, в защиту прав и законных интересов которого был предъявлен иск, права требовать рассмотрения иска по существу (ст.84 Гражданско-процессуального кодекса Республики Беларусь). Исходя из изложенного, в случае предъявления иска, прокурор будет выступать в качестве процессуального истца, не имеющего материального интереса (не являющегося стороной в деликтном обязательстве).
Факт предъявления иска прокурором означает, что уже на нем, в частности, лежит бремя доказывания основания и размера иска, без какого-либо участия в процессе доказывания самого истца.
Информация о работе Формы возмещения вреда, причиненного преступлением, в уголовном процессе