Захват заложников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:13, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы представляется в следующем: как общественный феномен, последовательно перешедший из обыкновения в правовой деликт, захват заложника известен с незапамятных времен. Подтверждение мы находим, анализируя древнейшие памятники права, например, Законами Хаммурапи, царя Вавилона, правившего в 1792-1750 гг.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗАХВАТ ЗАЛОЖНИКОВ ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ПРАВУ
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 206 УК РФ (ЗАХВАТ ЗАЛОЖНИКОВ)
§ 2.1. Объективные признаки
§ 2.2. Субъективные признаки
§ 2.3. Отграничение похищение человека от захвата заложника
ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗАХВАТУ ЗАЛОЖНИКОВ
Заключение
Список использованной литературы

Содержимое работы - 1 файл

курсовая ст. 206 УК РФ.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

ГЛАВА 1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗАХВАТ ЗАЛОЖНИКОВ ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ПРАВУ

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 206 УК РФ (ЗАХВАТ ЗАЛОЖНИКОВ)

§ 2.1. Объективные признаки

§ 2.2. Субъективные признаки

§ 2.3. Отграничение похищение человека от захвата заложника

ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗАХВАТУ ЗАЛОЖНИКОВ

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы курсовой работы представляется в следующем: как общественный феномен, последовательно перешедший из обыкновения в правовой деликт, захват заложника известен с незапамятных времен. Подтверждение мы находим, анализируя древнейшие памятники права, например, Законами Хаммурапи, царя Вавилона, правившего в 1792-1750 гг.

Памятники права отечественного законодательства, включающие Русскую Правду, царские судебники, действующую вплоть до октября 1917 г. редакцию Уголовного уложения 1903 г., УК РСФСР 1922-1960 гг., его анализ позволяют сформулировать тезис о том, что непосредственно уголовная ответственность за захват заложника была впервые введена в нашей стране в 1987 г., а уголовное право России норму о захвате заложника восприняло из международного права, согласно которому - это деяние рассматривается, главным образом, как преступление международного характера[1], притом, что международная противоправность захвата заложников в военное время была установлена еще Гаагскими конвенциями о законах и обычаях войны 1899 и 1907 гг., в разработке которых видную роль сыграла Россия.

Кроме этого, значимость темы исследования определяется самим фактом ее выбора, так как проблема захвата заложников была актуальной во все исторические периоды развития общества и государства. В науке уголовного права до настоящего времени вопросы уголовной ответственности за захват заложников на монографическом уровне не исследовались. Вместе с тем открытыми либо дискуссионными остаются некоторые вопросы, связанные с квалификацией данного состава преступления; требует дальнейшего решения проблема разграничения преступления захват заложников с похищением человека, незаконным лишением свободы, терроризмом и другими смежными составами.

Указанные обстоятельства предопределили выбор и актуальность темы диссертационного исследования.

Объектом исследования являются общественные отношения в сфере борьбы с преступлениями, связанными с захватом заложника.

Предметом исследования являются международные правовые акты, уголовное законодательство, периодическая отчетность, справки, обзоры судебной практики, конкретные уголовные дела о захвате заложников; осуществление органами внутренних дел, Федеральной службой безопасности и прокуратуры деятельности по применению уголовно-правовых мер в борьбе с захватом заложников.

Теоретической основой исследования стали труды по уголовному праву, криминологии, уголовному процессу, криминалистике, уголовно-исполнительному праву отечественных и зарубежных авторов: Ю. И. Ляпунова, Н. И. Ветрова, Л. Д. Гаухмана, Ю. М. Антоняна, Г. А. Аванесова, Р. Э. Оганяна, С. Е. Вицина, В. П. Емельянова, В. И. Замкового, М. 3. Ильчикова, М. П. Киреева, В. С. Комиссарова, Г. В. Овчинниковой, Э. Ф. Побегайло, А. А. Пионтковского, А. Г. Ляхова, В. С. Комиссарова, А. И. Долговой, И. И. Карпеца, В. А. Осипова, И. А. Журавлева, Н. Н. Козловой и др., а также труды представителей дореволюционной правовой мысли: Н.С. Таганцева, И.Я. Фойницкого, В. О. Дерюжинского.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗАХВАТ ЗАЛОЖНИКОВ ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ПРАВУ

 

В международном уголовном праве ответственность за захват заложников установлена международной Конвенцией от 18 декабря 1979 г. В преамбуле Конвенции недвусмысленно указано, что захват заложников является преступлением, вызывающим "серьезное беспокойство у международного сообщества". Здесь же определена обязанность любого государства либо подвергнуть виновного в захвате заложников, подпадающего под сферу действия названной Конвенции, уголовному преследованию в пределах собственной юрисдикции, либо выдать его заинтересованному государству[2].

Наряду с Конвенцией, преступность захвата заложников определена и на европейском уровне - актом терроризма называет захват заложников европейская Конвенция о пресечении терроризма 1977 года. Примечательно, что она к захвату заложника фактически приравнивает незаконное лишение лица свободы, осуществленное в тех же целях, что и заложничество.

Наряду с общественной безопасностью, данное преступление прямо посягает на такой дополнительный объект, как личная неприкосновенность человека. В соответствии с международным стандартом в области прав и свобод личности каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. В отечественной литературе традиционно дополнительным объектом захвата заложника называется такая составляющая "личной неприкосновенности" лица, как его физическая свобода (свобода передвижения)[3].

Международное право определяет некоторую специфику потерпевшего от данного преступления. В соответствии со ст.13 Конвенция 1979 года не применяется, если потерпевший заложник и "предполагаемый преступник" являются гражданами одного и того же государства и находятся на его территории. Данное положение означает, по существу, что потерпевшим от захвата заложников по международному уголовному праву может быть: любое лицо, вне зависимости от признака гражданства, если захват заложников произошел на территории одного государства, а "предполагаемый преступник" не находится на территории данного государства; лицо, являющееся гражданином государства, если "предполагаемый преступник" не является гражданином этого же государства. При этом данная Конвенция (в отличие, например, от УК РФ) не оперирует категорией "лицо, не являющееся гражданином государства, но постоянно проживающее на его территории". В данном случае, исходя из буквального толкования ст.13 Конвенции, не имеет значения местонахождение как потерпевшего, так и "предполагаемого преступника".

В соответствии со ст.1 международной Конвенции о борьбе с захватом заложников под таким захватом понимается совершение виновным любого из следующих деяний: захват лица в качестве заложника под угрозой убийства или причинения телесного повреждения, следовательно, сам захват - это любое действие, выражающееся в неправомерном физическом ограничении свободы человека, при котором его последующее возвращение к свободе ставится в зависимость от выполнения требований субъекта, обращенных к государству, организации, физическим или юридическим лицам. При этом не имеет значения способ самого захвата - тайный, открытый либо путем обмана.

Однако в соответствии с международным правом акт захвата должен быть сопряжен с насильственной угрозой убийством или телесным повреждением - такая угроза является средством давления с целью достижения захватчиком своей цели.); удержание лица в качестве заложника, сопряженное с такими же угрозами, насильственное воспрепятствование возвращению ему свободы (по смыслу Конвенции, удержание заложника вовсе не обязательно должно следовать за захватом либо осуществляться тем же лицом, которое совершило непосредственный захват заложника)[4].

Объективно захват заложников по международному уголовному праву имеет место, если виновный выдвинул требование к "третьей стороне" - любому государству, международной или межправительственной организации, а также физическому или юридическому лицу. Такое требование может носить различный характер, но его суть состоит в том, что оно является условием освобождения заложников, а сам виновный (виновные) требует от "третьей стороны" совершить какое-либо действие либо отказаться от совершения каких-либо действий. Наличие подобного требования во многом отличает захват заложника от такого общеуголовного преступления, как похищение человека. Захват заложника характеризуется гораздо более высокими характером и степенью общественной опасности, поскольку совершается более дерзко, факт захвата, так же как и характер требований, сразу же сообщается физическим или юридическим лицам, органам государственной власти или правительственным органам.

Традиционно для международного права специально оговаривается наказуемость покушения на захват заложников, а также любого соучастника в этом преступлении.

В то же время Конвенция 1979 года содержит довольно строгие ограничения в своем применении - она не применяется в случаях, когда наличествуют следующие условия: преступление совершено в пределах одного государства; заложник и "предполагаемый преступник" являются гражданами этого государства; предполагаемый преступник находится на территории этого государства[5].

В ст.5 Конвенции специально оговорено, что каждое государство должно стремиться установить свою юрисдикцию (т.е. начать уголовное преследование виновного), если преступление совершено: на территории этого государства, а также на борту морского или воздушного суда, зарегистрированного в государстве; любым из граждан этого государства либо постоянно проживающим в нем лицом без гражданства; если этому государству выдвинуты какие-либо требования виновным в захвате (удержании) заложников; если захваченное в заложники лицо является гражданином этого государства.

Таким образом, немаловажную роль в квалификации содеянного как захвата заложников по международному праву имеет такая объективная характеристика, как место совершения данного преступления.

Наконец, большое значение для квалификации содеянного по международному праву как захвата заложников имеют время и обстановка совершения преступления. Как ранее говорилось, преступление считается террористическим по международному праву, если совершается в мирное время либо при отсутствии обстановки вооруженного конфликта.

Так, в соответствии со ст.8 римского Статута Международного уголовного суда любое взятие заложников в военное время или в период вооруженного конфликта является военным преступлением, расцениваемым как "серьезное нарушение Женевских конвенций от 12 августа 1949 г.".

В соответствии с действующим международным правом захват заложника не охватывает составы иных террористических преступлений, что требует их совокупной квалификации по международному уголовному праву. В этой связи необходимо обратить внимание на некоторое несоответствие отечественной судебной практики, в которой выработано правило о том, что действия, связанные с захватом и удержанием заложников, сопряженные с угрозой их расстрела и созданием угрозы для жизни людей общеопасным способом, полностью охватываются составом захвата заложников и дополнительной квалификации по ст.205 УК РФ не требуют[6]

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 206 УК РФ (ЗАХВАТ ЗАЛОЖНИКОВ)

§ 2.1. Объективные признаки

 

Основной объект преступления - общественная безопасность.

Дополнительный объект - свобода человека, неприкосновенность личности.

Факультативный объект - отношения по охране здоровья и жизни человека, собственности.

Захват заложника относится к числу конвенционных преступлений. Это деяние, в частности, признается преступным Международной конвенцией о борьбе с захватом заложников (принята 17 декабря 1979 г. Резолюцией 34/146 Генеральной Ассамблеи ООН). В ст. 1 этой Конвенции говорится, что любое лицо, которое захватывает или удерживает другое лицо и угрожает убить, нанести повреждение или продолжать удерживать другое лицо для того, чтобы заставить третью сторону, а именно государство, международную межправительственную организацию, какое-либо физическое или юридическое лицо или группу лиц, совершить или воздержаться от совершения любого акта в качестве прямого или косвенного условия для освобождения заложника, совершает преступление захвата заложников по смыслу настоящей Конвенции.

Спецификой данного преступления и является то обстоятельство, что путем захвата заложника и угрозы причинения ему вреда виновный оказывает воздействие на третье лицо и пытается добиться от него совершения желаемых действий или воздержания от них как условия освобождения заложника[7].

Объективная сторона преступления выражается в совершении хотя бы одного из двух действий: 1) захвате или 2) удержании лица в качестве заложника с предъявлением государству, организации или гражданину какого-либо требования как условия освобождения заложника.

Захват заложника - это противоправное завладение, ограничение физической свободы одного или нескольких лиц.

Удержание заложника - противоправное, как правило, насильственное, препятствование выходу заложника на свободу.

Следует иметь в виду, что понятие захвата включает в себя и удержание заложника. Например, лица, захватившие человека, перевозят его на автомашине к месту дальнейшего содержания. Очевидно, что после завладения происходит процесс удержания (пусть даже и относительно кратковременный), поэтому квалификация действий лиц в этом случае охватывается понятием захвата и дополнительного вменения состава удержания не требует. В то же время, если удержание осуществляется лицом, не участвовавшим в захвате, его действия расцениваются как самостоятельный состав преступления - удержание заложника.

Заложником является любое лицо вне зависимости от возраста, гражданства, социального положения или иных признаков, которое противоправно лишается свободы и под угрозой причинения вреда которому преступник осуществляет попытку достичь желаемого им результата.

Информация о работе Захват заложников