Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 16:41, курсовая работа
Существенным фактором, свидетельствующим о повышенной общественной безопасности захвата заложника, является то, что этот вид тесно смыкается с такими преступлениями, как терроризм, организация незаконных вооруженных формирований, бандитизм и похищение человека, а также с некоторыми другими деяниями, посягающими на конституционный строй и государственную безопасность.
Введение……….………………………………………………………………..3-5
1. Объект………………………………………………………………………..6-8
2. Объективная сторона……………………………………………………….9-13
3. Субъект……………………………………………………….……………14-15
4. Субъективная сторона…………………………………………………….16-19
5. Квалифицирующие признаки…………………………………………….20-24
Заключение………………………………………………………………...…25-28
Список используемой литературы………………………………………….29-31
Субъективная сторона захвата заложников, повлекшего по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия (ч. 3 ст. 206), характеризуется двойной формой вины (см. ст. 27) - прямым умыслом по отношению к действиям, указанным в ч. 1 ст. 206 УК, и неосторожностью (как в виде легкомыслия, так и небрежности) к указанным в ч. 3 ст. 206 последствиям.
Видами неосторожности применительно к наступившим последствиям могут быть как преступное легкомыслие, так и небрежность, предусмотренные в ст. 26 УК РФ. Причем действия виновного в случае причинения смерти потерпевшему по неосторожности подпадают под признаки ч. 3 ст. 206 УК РФ только в том случае, если они непосредственно связаны с захватом заложника или его удержанием. Если же смерть наступила в результате иных действий, не связанных непосредственно с захватом или удержанием заложника, они подлежат самостоятельной оценке по ст. 109 УК РФ.
Субъективная
сторона предполагает обязательное
осознание виновным обстоятельств, отягчающих
данное деяние: совершение данного преступления
группой лиц по предварительному сговору,
применение насилия, опасного для жизни
или здоровья, применение оружия, захват
или удержание в качестве заложника несовершеннолетнего,
захват или удержание в качестве заложника
женщины, заведомо для виновного находящейся
в состоянии беременности, захват или
удержание в качестве заложника двух или
более лиц, захват или удержание лица в
качестве заложника из корыстных побуждений
или по найму.
5. Квалифицирующие признаки.
Переходя к вопросу о квалификации анализируемых правонарушений, необходимо подчеркнуть, что уголовная ответственность за захват заложников была введена в уголовное законодательство Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 июля 1987 г. Это было обусловлено ростом международного терроризма и присоединением СССР к Международной конвенции о борьбе с захватом заложников, принятой Генеральной Ассамблей ООН 17 декабря 1979 г. В соответствии с указанной Конвенцией ООН захват заложника относится к числу преступлений международного характера. Квалификация действий лиц, связанных с захватом заложников представляет определенные трудности для практических работников, что обусловлено особенностями объективных и субъективных признаков, характеризующих этот состав. Вместе с тем квалификация преступных действий, будучи процессом, имеет свои особенности и закономерности, рассмотрение которых необходимо для уяснения сформулированных далее выводов. Поэтому прежде всего необходимо обратиться к понятию "квалификация преступлений": как она понимается в отечественной уголовно-правовой науке.
Квалификация
преступлений есть установление и юридическое
закрепление точного
Анализ действующей правовой нормы (ст. 206 УК РФ), а также иных нормативных актов и мнений ведущих специалистов уголовного права позволяет выделить ряд особенностей квалификации захвата заложников в зависимости от характера преступного деяния.
Во-первых, если захват заложника (заложников) происходит в процессе совершения определенного преступления, например, разбоя, побега из мест лишения свободы или из-под стражи и т.п., действия виновных квалифицируются по правилам совокупности преступлений. Такие ситуации могут возникнуть в случае начала совершения преступления, не связанного с захватом заложника, а затем в силу неудачного для преступника стечения обстоятельств, вынужденности его дальнейших действий с целью удержания похищенного имущества, получения возможности скрыться или выехать за пределы государства и т.д. Во - вторых, если в процессе захвата заложника насилие применяется в отношении работника милиции, охраняющего общественный порядок или осуществляющего общественную безопасность, в отношении представителя власти, в отношении лица, осуществляющего служебную деятельность или выполняющего общественный долг, квалифицировать действия виновного необходимо по п. «в» ч. 2 ст. 206, п. «б» ч. 2 ст. 112, п. «б» ч. 2 ст. 111,ч. 2 ст. 318 УК РФ.
В - третьих, особенности имеются и при квалификации захвата заложника в соучастии. При квалификации захвата заложника, если в процессе преступления принимали участие два или более лица, следователю, а затем и суду, необходимо четко разграничивать виды преступных групп, которых в соответствии со ст. 35 УК РФ может быть четыре: группа лиц без предварительного сговора, группа лиц по предварительному сговору, организованная группа, преступное сообщество (преступная организация).11
Рассматривая квалифицирующие признаки данного преступления, отмечу, что в ч. 2 ст. 206 УК РФ предусмотрено совершение преступления:
- группой лиц по предварительному сговору - п. "а ".
В соответствии с ч. 2 ст. 35 преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления;
- с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, - п. "в".
Под насилием, опасным для жизни или здоровья, следует понимать умышленное причинение легкого вреда здоровью, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, истязание, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью;
- с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, - п. "г".
Применение оружия создает реальную возможность причинения серьезного вреда здоровью потерпевшего, а в отдельных случаях и более тяжкого последствия - смерти потерпевшего. По п. "г" ч. 2 квалифицируется применение не только огнестрельного, газового или холодного оружия, но и "других предметов, используемых в качестве оружия". Таковыми могут быть не только предметы, специально изготовленные или приспособленные для нанесения телесных повреждений, но и любые предметы, фактически использованные виновным при нападении (топор, камень, молоток, отвертка и т. п.), даже если они были взяты на месте преступления;
- в отношении заведомо несовершеннолетнего - п. "д".
Захват
заведомо малолетнего или
Захват в качестве заложника женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности - это преступление повышенной степени общественной опасности, так как виновный может причинить вред не только самой женщине, оказавшейся заложницей, но еще и не родившемуся ребенку. В качестве обязательного признака для применения п. «е» ч. 2 выступает обязательная осведомленность виновного о беременности женщины, заведомость такого знания 12;
Содержание понятия "из корыстных побуждений" определяется тем, что захватившее заложника лицо преследовало цель материальной выгоды. Корыстный мотив учитывается, если он возник до захвата заложника, а не после него. Поскольку квалифицирующим является именно корыстный мотив, фактического извлечения материальной выгоды не требуется. Если виновный преследовал иные личные выгоды неимущественного характера, данный квалифицирующий признак не может быть ему вменен.
Особо квалифицированными видами захвата заложника являются деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 ст. 206 УК РФ, если они совершены: организованной группой, либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия. Совершение преступления организованной группой означает совершение захвата заложника «устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений». Устойчивость при этом характеризуется такими признаками, как высокая степень организованности группы, длительность ее существования (временный фактор), стабильность состава, специфичность индивидуальных форм и методов деятельности и т.д.
Причинение по неосторожности смерти человека или иных тяжких последствий в результате совершения захвата заложника будет иметь место только в том случае, если виновный причинил смерть потерпевшему по неосторожности.
К
иным тяжким последствиям относятся: срыв
работы особо важных объектов жизни
общества, объектов с повышенной степенью
риска, самоубийство потерпевшего, возникновение
межнациональных конфликтов и т.д.
Заключение.
В работе были рассмотрены юридические аспекты ст. 206 УК РФ Захват заложника.
Захват
заложника рассматривается
Захват
заложников во всем мире рассматривается
как одно из наиболее опасных преступлений,
грубейшее нарушение прав человека.
Не случайно в 1979 г. Генеральная Ассамблея
ООН приняла Международную
Уголовное
законодательство нашего государства
норму о захвате заложника
восприняло из международного права, в
соответствии с которым оно
В современной практике захват заложников сопровождается требованиями не только политическими, но и нередко материального характера (вымогательство имущества, денег).
Учитывая
характер и степень общественной
опасности захвата заложника, законодатель
относит его к числу тяжких
преступлений, а при квалифицирующих
обстоятельствах - к особо тяжким. Это
преступление нарушает общественную безопасность,
ставит под угрозу жизнь и здоровье нередко
значительного числа лиц, ограничивает
личную свободу и нарушает безопасность
и неприкосновенность человека, закрепленные
во Всеобщей декларации прав человека
и Международном пакте о гражданских и
политических правах и гарантированные
ст. 22 Конституции РФ.14 Относясь
к числу транснациональных, конвенционных
преступлений, захват заложника может
также причинять вред деятельности России
в сфере межгосударственных отношений.
Предупреждение актов по захвату заложников должно осуществляться одновременно в нескольких направлениях: 1) воздействие на основные, даже глобальные явления и процессы в обществе, обладающие террористическим эффектом, так как в последнее время массовый захват заложников связан именно с террором. Данное направление можно назвать стратегическим, и было бы естественно, если бы ему предшествовало бы долгосрочное и даже сверхдолгосрочное прогнозирование наиболее значительной террористической активности с определением их возможных субъектов; 2) выявление и предотвращение захвата заложников, которые могли бы быть совершены в недалеком будущем или даже в ближайшее время. Это предполагает выявление субъектов и объектов возможного преступления, его причин, способов и иных обстоятельств; 3) пресечение совершающегося акта захвата заложников в отношении государственных и общественных деятелей, задержание виновных и предание их суду. Чрезвычайно важно наказание не только рядовых исполнителей и пособников, но и организаторов и вдохновителей преступления, что, как известно, очень трудно; 4) предупреждение, предотвращение и пресечение таких сходных с захватом заложников преступлений, как терроризм, посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, и т.д. Особое место в деятельности государственных и общественных организаций по борьбе с заложничеством принадлежит международным организациям, а также координации усилий разных стран в предупреждении и пресечении этого зла.
Информация о работе Захват заложника: уголовно–правовая характеристика