Убийство в состоянии аффекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 15:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы, с учетом изложенного, будет являться формирование полноценного представления об убийствах, совершенных в состоянии аффекта.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие убийства, совершенного в состоянии аффекта…………5
§ 1. Аффект: понятие и значение…………………………………………….5
§ 2. Виды и стадии аффекта………………………………………………….13
Глава 2. Объективные и субъективные признаки убийства,
совершенного в состоянии аффекта…………………………………………16
§ 1. Объект преступления…………………………………………………….16
§ 2. Объективная сторона преступления…………………………………….18
§ 3. Субъективная сторона……………………………………………………28
§ 4. Субъект преступления……………………………………………………32
Заключение…………………………………………………………………….36
Список литературы……………………………………………………………38

Содержимое работы - 1 файл

cтатья 107.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

    Московским  городским судом  Климова была осуждена по п."г" ст.102 УК РСФСР.

    Она признана виновной в умышленном убийстве Г. с особой жестокостью.

    Климова, не имея средств к существованию  и возможности найти работу, приехала из Владимирской области в г.Москву вместе со своей подругой с целью  занятия проституцией, сняла квартиру у Г., который забрал у нее паспорт, в обращении с ней был груб и жесток, подвергал частым побоям, понуждал к действиям сексуального характера против ее воли. Испытывая постоянный страх перед Г., который угрожал убить ее, мать и сестру, Климова ощущала себя незащищенной, а сложившуюся для нее ситуацию считала безысходной.

    Вечером Климова и Г. находились в квартире вдвоем. Узнав о том, что ее разыскивают  работники милиции, Г. разозлился и  стал ее избивать, затем снял с себя и с нее одежду, порвав на ней  нижнее белье, ударил головой о шкаф и, не обращая внимания на ее крик, совершил насильственные действия сексуального характера. Климова выбежала на кухню, взяла кухонный нож и из мести, с умыслом на убийство Г., сознавая, что своими действиями причиняет особые мучения и страдания, нанесла ему множественные удары двумя кухонными ножами и двумя вилками, причинив 78 колото-резаных ран лица, шеи, груди, живота, рук и ног, 28 из которых были проникающими в брюшную и грудную полость с повреждением сердца, легких, печени и правой почки, относящихся к тяжким телесным повреждениям по признаку опасности для жизни. От полученных ранений Г. скончался на месте происшествия.

    Судебной  коллегией по уголовным делам  Верховного Суда РФ приговор суда оставлен без изменения.

    Заместитель Председателя Верховного Суда РФ в  протесте поставил вопрос об изменении судебных решений, переквалификации действий Климовой с п."г" ст.102 УК РСФСР на ч.1 ст.107 УК РФ.

    Президиум Верховного Суда РФ приговор и кассационное определение изменил, действия Климовой переквалифицировал с п."г" ст.102 УК РСФСР на ч.1 ст.107 УК РФ, указав следующее.

    Вина  Климовой в совершении убийства Г. подтверждена доказательствами, которые получены в ходе предварительного расследования, проверены в судебном заседании  и приведены в приговоре суда.

    Показания Климовой на предварительном следствии и в ходе судебного заседания признаны судом правдивыми и последовательными, так как подтверждены совокупностью всех иных исследованных доказательств. Из ее показаний следует, что, взяв в руки нож, она с целью убийства ударила лежавшего в постели Г. лезвием в шею. На протяжении некоторого времени между ними происходила борьба, в ходе которой она порезала себе руку, однако смогла нанести Г. несколько ранений в грудь и живот. После того как у нее сломался нож, она выбежала на кухню, взяла другой нож, а также попавшиеся ей под руку две вилки и продолжала ими наносить удары Г. даже тогда, когда он упал на пол лицом вниз и не оказывал ей сопротивления. Протокол осмотра места преступления подтверждает выводы о месте и характере борьбы, орудиях преступления.

    Судебно-медицинскими экспертами установлены причина  смерти Г., локализация нанесенных ему  ранений и механизм их образования, а также возможность причинения телесных повреждений именно теми предметами (кухонными ножами и вилками), которые приобщены к делу в качестве вещественных доказательств.

    Вместе  с тем судебные решения в отношении  Климовой подлежат изменению в связи  с неправильным применением судом  уголовного закона. Вывод суда о  совершении Климовой умышленного убийства Г. с особой жестокостью не соответствует им же установленным обстоятельствам преступления. Так, по делу видно, что Г., запугивая Климову угрозами и побоями и лишая ее тем самым возможности оказать ему реальное сопротивление, неоднократно совершал насильственные действия сексуального характера. Днем Климова вновь подверглась циничному насилию со стороны Г. Это привело ее в состояние внезапно возникшего сильного душевного волнения, что подтверждается заключением  побоев, унижений и грубых оскорблений Климова оказалась в состоянии эмоционального напряжения, которое в сочетании со свойственными ей личностными особенностями характеризовалось возникновением субъективных переживаний, чувства страха, тревоги, обиды, несправедливости, оскорбленного достоинства, а также физической боли. Острое ощущение страха и безысходности с большим нарастанием напряжения привело Климову к нехарактерным для нее агрессивным действиям с достаточно хаотичной сменой орудия нанесения ударов, понижению способности целостного осмысления возможных последствий своих действий.

Установленные судом мотивы, обстоятельства совершения преступления, психологическое состояние  Климовой непосредственно в момент совершения преступления позволяют  сделать вывод о совершении ею убийства Г. в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения, вызванного насилием, издевательством со стороны потерпевшего, а также длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным и аморальным поведением потерпевшего, т.е. о совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.107 УК РФ.9

          § 2. Объективная сторона преступления

     Объективная сторона данного преступления состоит  в убийстве, совершенным в состоянии  внезапно возникшего сильного душевного  волнения (аффекта), вызванного насилием, издевательством или тяжким оскорблением со стороны потерпевшего либо иными противоправными или аморальными действиями (бездействием) потерпевшего, а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего.

     Особенность объективной стороны убийства в  состоянии аффекта заключается  в том, что оно может быть совершено  только путем активных действий.10 Состав материальный, т.е. необходимо наступление последствий в виде смерти; соответственно необходима причинно-следственная связь между действием и последствием.

     Убийство  признается совершенным при смягчающих обстоятельствах лишь при наличии  определенных условий:

  1. сильное душевное волнение и умысел на преступление должны возникнуть внезапно;
  2. они вызваны противоправным или аморальным поведением потерпевшего.

     Внезапность сильного душевного волнения по общему правилу, состоит в том, что оно возникает немедленно, как ответная  реакция на противоправное или аморальное поведение потерпевшего. Ответные действия виновного в таких случаях следуют в виде непосредственной реакции на неправомерное поведение потерпевшего. Длительный промежуток во времени, между обстоятельствами, вызвавшими аффект и самим преступным деянием, исключает применение ст.107 УК РФ. Однако, в практике довольно часто встречаются такие уголовные дела, когда виновный, до причинения смерти потерпевшему, совершает еще какие-нибудь действия. Об уголовно-правовом значении таких действий нет единого мнения среди ученых. Некоторые ученые считают, что действия, совершаемые виновным до непосредственного причинения смерти потерпевшему, служат подтверждением отсутствия аффекта у виновного и исключают квалификацию деяния по ст.107 УК РФ.11 Другой позиции по этому вопросу придерживается В.В. Сидоров. Он отмечает, что если такие действия, совершаемые виновным до непосредственного совершения преступления, создают какой-то разрыв во времени между обстоятельствами, возбудившими аффект, и убийством, то в таком случае важно, чтобы разрыв не был значительным, а преступление было задумано и выполнено в пределах того времени, в течении которого может длиться аффективное состояние (не более нескольких минут).12

     Таким образом, можно сделать вывод  о том, что по общему правилу убийство в состоянии аффекта совершается внезапно, как ответная (непосредственная) реакция на противоправное или аморальное поведение потерпевшего. Однако не исключаются такие ситуации, при которых ответные действия виновный реализует спустя какой-то промежуток времени, при этом они должны быть совершены последним в состоянии аффекта. Например, человек случайно встречает на улице субъекта, который в свое время надругался над его ребенком.13

     Согласно  диспозиции ст.107 УК РФ поведение потерпевшего, вызывающая состояние сильного душевного волнения у виновного, представляет собой:

     а) насилие;

     б) издевательство;

     в) тяжкое оскорбление;

     г) иные противоправные действия (бездействие) потерпевшего;

     д) аморальные действия (бездействие) потерпевшего;

     е) длительная психотравмирующая ситуация, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего.

     Насилие со стороны, потерпевшего может быть физическим или психическим.

     Физическое  насилие - это любое общественно  опасное и противоправное непосредственное воздействие на жизнь и здоровье человека, его права и свободы.14 Выражается в непосредственном воздействии на организм человека: нанесение побоев, телесных повреждений, истязаний различными способами (в т.ч. с применением к.-л. предметов и веществ) и т.д. В результате физического насилия потерпевшему могут быть причинены мучения, нанесен вред здоровью.15

     Какого  содержание психического насилия? Исследователи  данной проблемы разделились на два  лагеря: узкого и широкого понимания психического насилия. Сторонники первого подхода относят к психическому  насилию только угрозу применения физического насилия. Другие считают, что содержание психического насилия в данном случае не ограничивается угрозой применения  физического насилия, а включает в себя и иные действия.

     Например, С.В. Бородин сделал вывод, что психическое  насилие может выражаться в угрозе причинить физическое насилие, огласить заведомо клеветнические позорящие  сведения и в других аналогичных  действиях.16 Этой же позиции придерживается И.Я. Козаченко. Психическое насилие, как он полагает, выражается в угрозе причинить физическое насилие, распространить клеветнические измышления и т.п.17

     Некоторые авторы раскрывают содержание психического насилия иначе. Например, О.Ф. Шишов  отмечает, что «под насилием о котором в данном случае идет речь, следует понимать как физическое насилие…, так и угрозу его применения».18

     Представляется, что применительно к преступлениям, совершаемым в состоянии аффекта, более обоснованной является позиция сторонников узкого подхода. Понятие «психическое насилие» включает в себя любые виды противоправного психического воздействия на потерпевшего, в том числе и угрозу распространения позорящих сведений, и угрозу повредить или уничтожить имущество. Однако дело в том, что в ст. 107 УК РФ наряду с понятием  «насилие» употреблены другие понятия, которые характеризуют основания могущие вызвать состояние аффекта, в частности «иные противоправные действия». Поэтому будет более правильным относить угрозу применения физического насилия к понятию «насилие», а другие виды угроз к понятию «иные противоправные действия».

     Насилие, вызывающее аффект, должно быть противоправным. В диспозиции ст. 104 ранее действовавшего УК РСФСР в качестве оснований, могущих вызвать у виновного состояние сильного душевного волнения, назывались насилие, тяжкое оскорбление, а равно иные противозаконные действия. Как свидетельствует анализ уголовно-правовой литературы характер «насилия авторы толковали неоднозначно, исходя из понятия “противозаконность  действий потерпевшего».

     Некоторые исследователи, комментировавшие ст. 104 УК РСФСР, отталкиваясь от редакции статьи, утверждали, что «насилие, а равно  тяжкое оскорбление, вызывающее состояние  сильного душевного волнения, должны быть по своему характеру противозаконными».19 Понятие «противозаконные» ими толковались как «уголовно-противозаконные».

     Другие  авторы исходили из того, что понятие  «противозаконный» не должно толковаться  как «уголовно-противоправный». Так, по мнению Ю.А. Красикова, «состояние сильного душевного волнения должно быть вызвано неправомерными действиями потерпевшего. К неправомерным относятся действия, которые признаны противоправными любой отраслью права».20

     Третьи  высказывали суждение, что только насилие должно быть уголовно-противоправным, а тяжкое оскорбление и иные противозаконные действия таковыми могут и не быть.21

     В настоящее время большинство  авторов при комментировании  данной статьи акцент делают на том, что  при насилии совершаются уголовно-противоправные деяния, такие, как нанесение ударов, побоев, истязания, причинение вреда здоровью, насильственное ограничение свободы, изнасилование и т.д.22

     40-летний  Б., директор частного магазина, познакомился  в кафе с 20-летней студенткой  Т. и под предлогом предоставления  ей работы обманным путем завел ее в помещение магазина, где, применив к ней физическое и психическое насилие, совершил с девушкой половые акты и иные действия сексуального характера. Затем он отлучился в кабинет к зазвонившему телефону. Находившаяся в состоянии физиологического аффекта, вызванного изнасилованием, Т. взяла на прилавке торгового зала, где все и происходило, три ножа хозяйственного предназначения и, когда Б. после телефонного разговора появился в коридоре, нанесла ему множество ножевых ранений, от которых он скончался. Действия Т. были квалифицированы по ч. 1 ст. 107 УК РФ.23

     Издевательство, могущее вызвать состояние аффекта, представляет собой злую насмешку, глумление над потерпевшим. В отличии от тяжкого оскорбления, которое всегда выражается в неприличной форме, издевательство может осуществляться в пристойном виде, хотя по своему содержанию является столь же циничным и оскорбительным, глубоко ранящим психику человека.24 Таковы, например, насмешки над физическими недостатками человека или другой его ущербностью. Издевательство может быть растянутым во времени.

Информация о работе Убийство в состоянии аффекта