Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 21:22, контрольная работа
В принудительном лечении нуждается до 83% душевнобольных, совершивших преступление или иное общественно опасное деяние. Подобного рода происшествия подлежат судебному разрешению. Судебная власть, согласно Конституции Р.Ф., посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система устанавливается Конституцией РФ и федеральными конституционными законами. Создание чрезвычайных судов не допускается . Именно по этому к разрешению вопроса о применении к лицу принудительных мер медицинского характера разрешается судом общей юрисдикции.
Введение ……………………………………………………………………………..2
1. Историческая характеристика принудительных мер медицинского характера…3
2. Понятие и сущность принудительных мер медицинского характера…………….5
3. Основания и цели применения принудительных мер.………………………….11
4. Виды принудительных мер и их применения…………………………………….15
5. Изменения и отмена принудительных мер………………………………………..18
6. Принудительное лечение, соединенное с пребыванием наказания…………..…20
Заключение………………………………………………………………………...22
Список использованной литературы и источников…………………………….24
Содержание
Введение
…………………………………………………………………………….
1. Историческая характеристика принудительных мер медицинского характера…3
2. Понятие и сущность принудительных мер медицинского характера…………….5
3. Основания и цели применения принудительных мер.………………………….11
4. Виды принудительных мер и их применения…………………………………….15
5. Изменения и отмена принудительных мер………………………………………..18
6. Принудительное лечение, соединенное с пребыванием наказания…………..…20
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы и источников…………………………….24
В принудительном лечении
Принудительное лечение - это особый вид государственного принуждения, особая мера социальной защиты от действий душевно больных.
Во
вступившем с 1 января 1997 года в действие
УК РФ специальный раздел посвящен принудительным
мерам медицинского характера. В УК РФ
закреплены новые виды мер медицинского
характера. Более того ст. 21 УК РФ несколько
иначе определила понятие невменяемости,
по сравнению с тем , которое было закреплено
в ст. 11 УК РСФСР.
1. Историческая характеристика принудительных мер медицинского характера
Принудительные меры медицинского характера по сравнению с наказанием новый институт уголовного права. Дело в том, что осознание необходимости разделения наказания лиц, совершивших преступления, и лечения лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости, появилось в России только в первой половине XIX века. До этого душевно больные, как и малолетние, причинившие смерть другому человеку, признавались невиновными, но о лечении душевнобольных в законе не упоминалось. В Своде законов (1832 г.) речь шла об освобождении от уголовной ответственности лиц, совершивших «в состоянии безумия или сумасшествия» не только убийство, но и любое преступление. В Своде впервые говорилось о принудительном лечении, но только лиц, причинивших смерть человеку. О других общественно опасных деяниях не упоминалось. Лицо, причинившее смерть другому человеку в состоянии безумия или сумасшествия, подлежало водворению в дом сумасшедших для содержания и лечения в особых (от прочих умалишенных) отделениях. Если в течение «пяти лет сряду» у больного не будет замечено припадков сумасшествия, он, говорилось в Своде, может быть освобожден из больницы под поручительство семьи или посторонних лиц, но в каждом случае с разрешения министерства внутренних дел. При этом должно быть установлено полное доверие к лицу-поручителю.
Более полно вопросы принудительного лечения решались в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. В нем ближе к современным понятиям формулируется невменение в вину «преступления», совершенного безумным от рождения или сумасшедшим, когда это лицо по своему состоянию в тот момент не могло иметь понятия о противозаконности и самом свойстве деяния. Принудительному лечению подвергались лица, совершившие убийство, покушение на собственную жизнь (покушение на самоубийство по Уложению было уголовно наказуемо) или поджог, даже в том случае, если родственники были согласны взять такое лицо на поруки. В Уложении был регламентирован порядок принудительного лечения упомянутых лиц, сроки их содержания и условия освобождения. Лица, совершившие названные выше деяния, подвергались «освидетельствованию и испытанию» согласно требованиям Устава уголовного судопроизводства.
Принудительное водворение лица в дом умалишенных и установление опеки над его имуществом производилось по определению окружного суда или судебной палаты. За лицом, помещенным в дом умалишенных, предписывалось осуществлять «неусыпное наблюдение и смотрение», чтобы исключить повторное совершение «преступления». Срок обязательного пребывания лица в доме умалишенных устанавливался в два года, в течение которых не должно быть припадков сумасшествия. Этот срок мог быть сокращен при отсутствии опасности больного. Во всех случаях освобождаемое лицо передавалось на поруки заслуживающим доверие людям по решению упомянутых судебных инстанций.
В советское время принудительное лечение осуществлялось по решению суда в отношении лиц, совершивших «преступление в состоянии невменяемости», когда суд считал их пребывание на свободе опасным для общества (УК РСФСР 1922 г.). Аналогичная норма содержалась в УК РСФСР 1926 г.
Более
подробно принудительные меры медицинского
характера были регламентированы в
УК и УПК РСФСР 1960 г. Здесь впервые
говорилось о принудительном лечении
не лиц, совершивших преступления, а
лиц, совершивших общественно
2.
Понятие и сущность
принудительных мер
медицинского характера.
Глава 15 раздела 6 УК РФ посвящена принудительным мерам медицинского характера. В соответствии с частью 1 ст. 97 УК РФ они могут быть назначены судом следующим лицам, совершившим деяние, предусмотренные статьями особенной части УК:
Указанным лицам принудительные меры медицинского характера назначаются только в случаях, когда психические расстройства связаны с возможностью причинения или иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц ( ч. 2 ст.97 УК РФ ) .
Принудительные
меры медицинского характера имеют
определенное сходство с мерами уголовного
наказания. Оно выражается в том, что, как
и наказания, эти меры являются разновидностью
мер государственного принуждения и назначаются
судом. Тем не менее эти меры имеют принципиальное
отличие от мер уголовного наказания.
Указанные принудительные меры лишены
такого свойства наказания, как кара. Они
не выражают отрицательной оценки от имени
государства и суда общественно опасных
действий лиц, к которым они применяются.
Эти меры не преследуют цели исправления
указанных лиц, а в соответствии со ст.
98 УК РФ направлены на их излечение или
улучшения их психического состояния,
а также на предупреждение совершения
ими новых деяний, предусмотренных Особенной
частью УК . В отличии от наказания суд,
назначив принудительные меры медицинского
характера, не устанавливает их продолжительности,
так как не в состоянии определить срок,
необходимый для излечения или улучшения
состояния здоровья лица.
Основания применения принудительных мер
медицинского характера (ст. 97 УК )
Назначаются судом к лицам, совершившим деяния,
предусмотренной Особенной частью УК.
назначаются только в случаях, когда психические расстройства связаны с опасностью для себя или других лиц либо с возможностью причинения ими оного серьезного вреда.
в состоянии невменяемости
заболевшим после совершения преступления психическими расстройствами, делающими не возможным назначение или исполнение наказания.
Совершившим преступление и страдающими психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.
Совершившим преступление и признанным нуждающимися в лечении от алкоголя и наркомании.
Применение принудительных мер медицинского характера в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, означает оказание им психиатрической или иной медицинской помощи. Вместе с тем необходимо помнить, что в не далеком прошлом реальное применение этих мер представляло собой настоящий позор советской психиатрии, справедливо осуждавшейся международным сообществом. В 60 - 80 - х гг. Существовало едва ли не прямая связь между внесудебными репрессиями и психиатрии (в частности применения принудительных мер медицинского характера) 2 Диагноз психической болезни и помещение здорового человека в «психушку» были распространенным способом расправы с инакомыслящими. Властям незачем было доказывать наличие таких, на пример, составов преступлений, как антисоветская агитация и пропаганда ( ст. 70 УК. РСФСР ) или распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй ( ст. 190* УК РСФСР ) . Когда для этого не находилось необходимых доказательств, неугодное лицо помещалось в психиатрическую больницу, и фактически это было настоящим лишением свободы.
Ярким примером этой карательно-психиатрической практики является, на пример, расправа с известным правозащитником генералом П. Г. Григоренко. Все его «сумасшествие» заключалось в том, что сразу после ХХ съезда КПСС он потребовал суда над находившимися тогда еще в добром здравии виновными в массовых репрессиях, в неоправданных потерях в начале войны. Экспертиза его психического состояния проведенное в Институте судебной экспертизы им. Сербского, признала его душевно больным. Последовали годы насильственного лечения, фактически заключения в специальном отделении института. Но и тогда были честные люди. Молодой киевский врач С. Глузман по истории болезни провел контр экспертизу и отрицал поставленный генералу диагноз. Сам автор экспертизы в 1972 г. был осужден к десяти годам лишения свободы со ссылкой по обвинению в антисоветской агитации и пропаганде.3
Вместе с тем применение принудительных мер не есть неизбежное последствие совершения деяния, предусмотренного уголовным законом, указанными в части первой статьи 97 УК РФ лицами. В соответствии с ч. 4 ст. 97 УК РФ в отношении лиц, перечисленных в ч. 1 этой статьи и не представляющих опасности по своему психическому состоянию, суд может передать необходимые материалы органам здравоохранения для решения вопроса об их лечении или направлении в психоневрологическое учреждение социального обеспечения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о здравоохранении.
По общему правилу к лицу, которое после совершения преступления или во время отбывания наказания заболело душевной болезнью, лишающей его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий ( без действия) или руководить ими, после его выздоровления судом может быть применено наказание, если не истекли сроки давности или нет других оснований для освобождения его от уголовной ответственности и наказания.
Если к такому лицу после выздоровления применяется наказание, время, в течении которого применялись меры медицинского характера, засчитывается в срок наказания из расчета один день пребывания в психиатрическом стационаре за один день лишения свободы ( ст. 103 УК РФ ) .
В случаях, когда лицо, совершившее уголовно наказуемое деяние, имеет психические недостатки, отменяется и лицо возвращается для продолжения исполнения приговора.
Необходимо
отметить, что время в течении
которого к лицу, заболевшего
психическим расстройством
В п. «В» ч. 1 ст. 97 к основаниям применения принудительных мер отнесено совершение лицом преступления в состоянии, не исключающем вменяемости, если деяние совершено лицом, страдающим психическим расстройством. Здесь имеются ввиду лица с психическими аномалиями, признанными совершившие преступления в состоянии ограниченной вменяемости ( ст. 22 УК РФ ). К психическим аномалиям прежде всего относятся структурные или функциональные отклонения стабильного характера, обусловленные нарушениями дородового развития, на пример, олигофрения и ядерные, или конституциональные психопатии и т.д. Кроме того, среди преступников, имеющих отклонения психики в рамках вменяемости большой удельный вес имеют алкоголики. Встречаются, хотя и значительно реже, наркоманы, которые, однако, не лишают его возможности отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими, оно привлекается к уголовной ответственности в общем порядке. Между тем в УК прямо закреплено, что психическое расстройство, не исключающее вменяемости, обязательно должно учитываться судом при назначении наказания. Законом предусмотрены дополнительные гарантии прав и законных интересов таких лиц в уголовном процессе.4
Информация о работе Принудительные меры медицинского характера