Похищение человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:02, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: уголовная ответственность за похищение человека.

Целью курсовой работы: изучение научной литературы по теме исследования, обзор существующей судебной практики, обобщение полученных результатов.

Содержание работы

Введение 5
1 Общая характеристика похищения человека в системе преступлений против свободы, чести и достоинства личности 8
1.1 История развития российского законодательства об уголовной ответственности за похищение человека 8
1.2 Понятие и признаки похищения человека как преступления против свободы, чести и достоинства личности 12
2 Характеристика состава преступления, предусмотренного ст. 126 УК РФ 19
2.1 Объект и объективная сторона похищения человека 19
2.2 Субъект и субъективная сторона похищения человека 26
3 Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки похищения человека 32
Заключение 41
Список использованных источников 47

Содержимое работы - 1 файл

Курсовая уг. право Похищение человека.doc

— 230.50 Кб (Скачать файл)

  3 Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки похищения человека 

      Ответственность за похищение человека дифференцирована. Наказание  за похищение человека  назначается в соответствии со статьей 126 УК РФ и в соответствии с квалифицирующими признаками совершенного деяния.

      Похищение человека по пункту 1 статьи 126 УК РФ, наказывается лишением свободы на срок от четырех до восьми лет.

      К числу квалифицирующих признаков  ч. 2 относит похищение, совершенное:

      а) группой лиц по предварительному сговору;

      б) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья;

      в) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия;

      г) в отношении заведомо несовершеннолетнего;

      д) в отношении женщины, заведомо для  виновного находящейся в состоянии  беременности;

      е) в отношении двух или более  лиц;

      ж) из корыстных побуждений [39; C.21].

      Часть 3 статьи 126 УК РФ предусматривает ответственность  за похищение человека, совершенное  организованной группой либо повлекшее  по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия.

      Квалификация  по пунктам «д», «е», «ж» части 2, статьи 126 УК РФ затруднений не вызывает, поэтому мы посчитали, что целесообразно будет остановиться на иных квалифицирующих признаках, предусмотренных частью 2 и частью 3 статьи 126 УК РФ.

      Совершение  преступления группой  лиц по предварительному сговору. Квалификации по этому признаку подлежат действия лиц, совершивших захват потерпевшего, перемещение его в иное место и насильственное там удержание, то есть соисполнители. Естественно, что их должно быть не менее двух. В том случае, когда имеет место соучастие в похищении человека, организаторы, подстрекатели и пособники, не принимавшие непосредственного участия в действиях, присущих исполнителям, ответственности по этому квалифицирующему признаку не несут. Их действия должны квалифицироваться по статье 33 (виды соучастников преступления) и соответствующей части ст. 126 УК РФ, в том числе и по пункту «з» части 2 статьи 126 УК РФ, если они получили от исполнителей какое-либо вознаграждение за свои преступные действия или предполагают получить его впоследствии, например долю от будущего выкупа за освобождение потерпевшего. Таковыми являются, например, лица, осведомленные о преступных намерениях похитителей и предоставившие им свою квартиру или иное помещение для незаконного принудительного содержания в изоляции похищенного [13; C.27-28].

      Роль  организатора похищения может выразиться в указании исполнителям на личность потерпевшего, предоставлении его адреса, оплате услуг исполнителей или в  обязывании исполнить его требование о похищении в связи с их служебной или иной зависимостью.

      Место насильственного удержания похищенного, будь оно жилым, нежилым помещением, автотранспортным средством или  участком местности на квалификацию действий похитителей не влияет.

      Понятие «неоднократности» законодатель расширил и дал этому понятию исчерпывающую формулировку «похищение человека считается совершенным неоднократно, если оно совершено ранее судимым за преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также за незаконное лишение свободы или захват заложника…» [17; C.69].

      Пункт «в» части 2 статьи 126 УК РФ предполагает применение насилия, опасного для жизни и здоровья, либо угрозу применения такого насилия.

      Таким образом, анализируя тесты Постановлений  Пленума Верховного суда и сопоставляя  их с существующим уголовным законодательством, можно отметить следующее:

      а) насилие, опасное для жизни и  здоровья, не исчерпывается нанесением только телесных повреждений, причинение которых реально угрожает жизни  потерпевшего и способно вызвать  его смерть;

      б) из диспозиции статьи 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью) следует, что законодатель отошел от использовавшегося ранее понятия «телесные повреждения», заменив его понятием «вред здоровью», указав тем самым, что вред здоровью может быть причинен не только путем нарушения анатомической целостности тела человека. А это значит, что насилием, опасным для здоровья, можно считать использование преступниками для обеспечения совершения похищения препаратов, в результате  применения которых у потерпевшего возникли психические нарушения или физиологические расстройства в деятельности внутренних органов [24; C.94].

      Опасным для здоровья может также считаться  возникновение у потерпевшего наркозависимости в том случае, если для насильственного  содержания преступники длительно  вводили или принуждали принимать наркотические средства или психотропные вещества;

      в) опасность для жизни и здоровья может и не иметь последствий  для потерпевшего, но реально существовать непосредственно в момент причинения насилия. Например, при похищении  потерпевшему закрывали дыхательные пути, надевая на голову полиэтиленовый пакет, наносили удары в жизненно важные органы;

      г) использовавшееся ранее понятие  «менее тяжкие телесные повреждения» трактуется в действовавшем уголовном  законодательстве как «средней тяжести вред здоровью» и соответственно «легкие телесные повреждения» - как «легкий вред здоровью» [14; C.5].

        Угроза применения насилия, опасного  для жизни и здоровья, может  иметь чисто словесный характер  или сопровождаться демонстрацией  орудий, способных нанести телесные повреждения. Несомненно одно – угроза должна восприниматься потерпевшим как реальная, грозящая тяжкими последствиями в случае невыполнения требований похитителей.

      По  пункту «г» части 2 статьи 126 УК РФ –  применение оружия или предметов, используемых в качестве оружия, - следует квалифицировать действия лиц, использовавших для захвата, перемещения и насильственного удержания потерпевших оружие как заводского, так и самодельного изготовления.

      Согласно  статье 1 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150 – ФЗ «Об оружии» под оружием следует понимать устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов.

      Если  виновный угрожал заведомо негодным оружием или имитацией оружия, например макетом пистолета, игрушечным кинжалом и так далее, не намереваясь использовать эти предметы для причинения телесных повреждений, опасных для жизни, то его действия не следует  квалифицировать как преступление, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия [40; C.42]

      Следует отметить, что для квалификации по этому признаку, необходимо, чтобы  оружие (и предметы, используемые в  качестве оружия) «применялось», то есть:

      - использовалось для фактического  нанесения или попыток нанесения телесных повреждений похищенному или лицам, пытавшимся помешать захвату или освободить насильственно удерживаемого потерпевшего;

      - демонстрировалось с целью устрашения, причем угрозы применения имели  реальный характер, например, приставления  ножа к горлу, размахивание кулаком с надетым кастетом; 

      - стрельба поверх головы или в землю вблизи ног, сопровождаемые угрозами убийства или причинения вреда здоровью [46; C.25].

      Корыстные побуждения при похищении  человека могут иметь форму вымогательства у потерпевшего или у его близких денег, имущества, права на имущество, совершения других действий имущественного характера или форму принуждения в отказе от регистрации законных прав, интересов, намерений. В этом случае содеянное надлежит квалифицировать по совокупности пункта «з» части 2 статьи 126 и соответствующей части статьи 163 УК РФ (вымогательство).

      Иногда  требования о передаче денег или  материальных ценностей либо совершения в пользу похитителей каких-либо действий имущественного характера  предъявляются в счет возвращения потерпевшим ранее взятого долга, возвращения вознаграждения за оказанную услугу, на деле оказавшуюся несостоятельной, или в счет имущественного вреда, действительно нанесенного потерпевшим [41; C.7].

      Если  наличие этих обстоятельств будет доказано, то действия виновных следует квалифицировать по совокупности соответствующей части статьи 126 (кроме пункта «з» части 2 и статьи 330 УК РФ (самоуправство).

      Похищение человека по пункту 2 статьи 126 УК РФ, наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

      К особо квалифицирующим признакам  закон (ч. 3) относит похищение человека, если оно:

      1) совершено организованной группой;

      2) повлекло по неосторожности смерть  потерпевшего или иные тяжкие  последствия.

      Часть 3 статьи 126 УК РФ предусматривает в качестве квалифицирующего признаки совершение преступления организованной группой.

      Все участники  организованной группы независимо от выполнения каждым из них в процессе осуществления похищения человека роли признаются его соисполнителями. Ссылка в данном случае на статью 33 УК РФ (виды соучастников преступления) при квалификации не нужна [45; C.231].

      Совершение  данного преступления влечет наказание  в виде лишения свободы на срок от пяти до пятнадцати лет 

      В том случае, когда похищение человека повлекло в результате грубой неосторожности или невнимательности смерть потерпевшего,    дополнительная квалификация по статье 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности) не требуется. Но если смерть произошла в результате умышленного причинения потерпевшему тяжкого вреда здоровью, содеянное должно квалифицироваться в совокупности с частью 4 статьи 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего) [10; C.68].

      Немало  ошибок в судебной практике возникает в случаях, когда похищение человека сопряжено с причинением ему смерти. В этих случаях содеянное нередко квалифицируется по ч.3 ст.126 УК как похищение человека, повлекшее смерть потерпевшего. При этом не всегда выясняется психическое отношение виновного к факту наступления смерти потерпевшего, не учитывается, что квалификация по ч.3 ст.126 УК предполагает неосторожную форму вины. Если же имел место умысел, то содеянное требует дополнительной квалификации по п."в" ч.2 ст.105 УК - как "убийство, сопряженное с похищением человека либо захватом заложника". На это, в частности, указал Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 27 января 1999 г. "О судебной практике по делам об убийстве (ст.105 УК)" [6; C.56] .

      Похищение человека, сопряженное с его последующим убийством, следует отличать от убийства, сочетаемого с действиями, лишь внешне напоминающими похищение человека.

      Отличие следует проводить по направленности умысла виновного и характеру  совершаемых им действий. Если умысел виновного изначально был направлен на похищение человека, то есть его захват, перемещение в другое место с последующим удержанием там, а затем потерпевшего умышленно лишили жизни, то содеянное в этих случаях, как уже отмечалось, должно квалифицироваться по совокупности преступлений: по п."в" ч.2 ст.105 и соответствующей части ст.126 УК. Если же действия виновных были направлены не на удержание потерпевшего в другом месте, а на его убийство, то состав похищения человека здесь отсутствует [16; C.98] .

      Приведем  пример. Материалами дела установлено, что осужденные, избив М., решили его убить. С этой целью они поместили потерпевшего в багажник автомобиля, вывезли на пустырь, где убили. Затем, желая скрыть совершенное в присутствии К. преступление, они отвезли последнего в лес, где также убили. Поскольку действия осужденных были направлены не на удержание потерпевших в другом месте, а на их убийство, Президиум Верховного Суда РФ удовлетворил протест заместителя Председателя Верховного Суда РФ, отменил судебные решения в части осуждения виновных по ч.3 ст.126 УК и дело в этой части прекратил за отсутствием состава преступления.

      Смерть  потерпевшего может наступить и  в результате умышленных действий лиц, участвующих в похищении ( например, как следствие отказа от внесения выкупа). Кроме того, убийство может быть и с целью похищения [32; C.52].

      Во  всех этих случаях содеянное надлежит квалифицировать по совокупности соответствующих  частей статьи 126 и 105 Уголовного кодекса  Российской Федерации. Причем обязательна  квалификация по пункту «в» части  2 статьи 105 УК РФ (убийство лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, а равно сопряженное с похищением человека либо захватом заложника).

      Аналогичным образом должны расцениваться действия лиц, которые с целью облегчить  похищение совершили убийство сопровождающих потерпевшего в момент захвата или оказавших сопротивление похитителям [33; C.63].

      Законодатель, формулируя диспозицию части  3 статьи 126 УК РФ – похищение человека, совершенное  организованной группой либо повлекшее  по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия, - не раскрыл, что следует понимать под «иными тяжкими последствиями».

Информация о работе Похищение человека