Юридические и фактические ошибки в уголовном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 16:18, курсовая работа

Краткое описание

"Ошибка" - это "неправильное действие", "неправильные мысли"1. Видимо, юридическая ошибка должна раскрывать психическое отношение субъекта права к деянию и его последствиям. Вместе с тем процесс познания человека включает, как известно, два механизма: чувственный (работу органов чувств) и рациональный (мышление). Поэтому определить юридическую ошибку исключительно как неверное, неправильное представление лица относительно обстоятельств содеянного нельзя. Это было бы неким теоретическим упрощением неимоверно сложного психического, психологического и социально-юридического процесса. Следовательно, сущность этого понятия включает содержание обоих уровней.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и элементы правового статуса человека и гражданина в зарубежных странах.
1.1.Понятие правового статуса человека и гражданина.
1.2.Элементы правового статуса человека и гражданина.
2. Права, свободы и обязанности человека и гражданина как основной элемент правового статуса человека и гражданина.
2.1. Права, свободы, обязанности человека.
2.2. Права, свободы и обязанности гражданина.

Содержимое работы - 1 файл

курсовая.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

    Ошибка  в характере совершаемого действия или бездействия может быть двоякого рода16.

    Во-первых, лицо неправильно оценивает свои действия как общественно опасные, тогда когда они не обладают этим свойством. Такая ошибка не влияет на форму вины, а деяние остается умышленным, но ответственность наступает не за оконченное преступление, а за покушение на него, поскольку преступное намерение не было реализовано (например, приобретение испорченного пистолета, ошибочно принимаемого за исправный, составляет покушение на незаконное приобретение оружия).

    Во-вторых, лицо ошибочно считает свои действия правомерными, не сознавая их общественной опасности. Такая ошибка устраняет умысел, а если деяние признается преступным только при умышленном его совершении, то исключается и уголовная ответственность. Если же деяние признается преступным и при неосторожной форме вины, то незнание его общественно опасного характера не исключает ответственности за неосторожное преступление при условии, что лицо должно было и могло сознавать общественную опасность своего действия или бездействия. Если объективная сторона преступления характеризуется в законе с помощью таких признаков, как способ, место, обстановка или время совершения, то ошибка относительно этих признаков означает разновидность ошибки в характере совершаемого деяния. При этом квалификация преступления определяется содержанием и направленностью умысла виновного. Так, если лицо считает похищение чужого имущества тайным, не зная о том, что за его действиями наблюдают посторонние лица, оно подлежит ответственности не за грабеж, а за кражу.

    Ошибка  относительно общественно опасных  последствий может касаться либо качественной, либо количественной характеристики этого объективного признака17.

    Ошибка  относительно качества, т.е. характера  общественно опасных последствий, может состоять в предвидении таких последствий, которые фактически не наступили, либо в непредвидении таких последствий, которые в действительности наступили. Такая ошибка исключает ответственность за умышленное причинение фактически наступивших последствий, но может влечь ответственность за их причинение по неосторожности, если таковая предусмотрена законом. Деяние, повлекшее не те последствия, которые охватывались умыслом субъекта, квалифицируется как покушение на причинение последствий, предвиденных виновным, и, кроме того, как неосторожное причинение фактически наступивших последствий. Например, неудавшаяся попытка уничтожить чужой дом путем поджога, если при этом человек, случайно оказавшийся в доме, задохнулся от дыма, должна квалифицироваться как покушение на умышленное уничтожение чужого имущества, повлекшие по неосторожности смерть человека (ч. 2 ст. 167 УК РФ).

    Если  деяние повлекло те же самые с точки зрения их фактического содержания последствия, что охватывались умыслом виновного, но они имеют иную законодательную оценку, то преступление должно квалифицироваться по направленности умысла. Так, кража газового пистолета, ошибочно принятого за боевое оружие, должна быть квалифицирована как покушение на кражу огнестрельного оружия. Ошибка относительно тяжести общественно опасных последствий означает заблуждение в их количественной характеристике. При этом фактически причиненные последствия могут оказаться либо более, либо менее тяжкими по сравнению с предполагаемыми.

    Если  ошибка в количественной характеристике последствий не выходит за рамки, установленные законодателем, то она  не влияет ни на форму вины, ни на квалификацию преступления. Не оказывает влияния на уголовную ответственность и ошибка относительно количественной характеристики последствий в тех случаях, когда ответственность не дифференцируется в зависимости от тяжести причиненного вреда.

    В тех случаях, когда уголовная ответственность зависит от тяжести последствий, лицо, допускающее ошибку относительно этого признака, должно нести ответственность в соответствии с направленностью умысла.

    Наступление более тяжкого последствия, чем  субъект имел в виду (например, смерти, не охватываемой намерением лица, стремящегося причинить лишь телесные повреждения), исключает ответственность за его умышленное причинение. Если же причинение более тяжкого последствия охватывалось неосторожной виной, то наряду с ответственностью за умышленное причинение (или попытку причинения) намеченного последствия (тяжкого вреда здоровью) наступает ответственность и за неосторожное причинение более тяжкого последствия (смерти).

    Ошибка  в развитии причинной связи означает неправильное понимание виновным причинно-следственной зависимости между его деянием и наступлением общественно опасных последствий18. Искаженное представление об общих закономерностях причинной связи и ее развитии и образует рассматриваемый вид ошибки. Если вследствие преступных действий наступает тот преступный результат, который охватывался намерением виновного, то ошибка в причинной связи не влияет на форму вины.

    Иногда  ошибка в причинной связи исключает  умысел, но обосновывает ответственность за неосторожное причинение последствий, если субъект должен был и мог предвидеть истинное развитие причинной связи. Так, неопытный водитель автомобиля резко тормозит на повороте дороги, покрытой щебенкой, в результате заноса машина переворачивается, пассажиры получают телесные повреждения. В данном случае виновный, не обладая достаточным опытом, не предвидел, в каком направлении будет развиваться вызванная им причинно-следственная цепочка, хотя должен был и мог это предвидеть.

    В случаях, когда последствие, охватываемое умыслом, фактически наступает, но является результатом не тех действий, которыми виновный намеревался их причинить, а других его действий, ошибка в развитии причинной связи влечет изменение квалификации деяния. Например, У. Л. с целью кражи проникли в дом, но, обнаружив там престарелого Ю. и стремясь избавиться от свидетеля, нанесли ему два ножевых удара в область сердца. Похитив ценные вещи, они подожгли дом, где оставался Ю., которого преступники считали же мертвым. Но оказалось, что Ю. был лишь тяжело ранен и погиб только при пожаре. Ошибки У. и Л. относительно причины смерти Ю. породила совокупность двух преступлений против личности: покушение на убийство с целью скрыть другое преступление (ст. 30 и п. «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ)  и причинение смерти по неосторожности (ст. 109 УК РФ). Это деяние было бы неправильно квалифицировать только как умышленное убийство, так как действительное развитие причинной связи здесь не совпадает с предполагаемым, и смерть не является результатом ножевых ранений.    

    Ошибка  в обстоятельствах, отягчающих наказание, заключается в неверном представлении виновного об отсутствии таких обстоятельств, когда они имеются, либо об их наличии, когда фактически они отсутствуют. В этих случаях ответственность определяется содержанием и направленностью умысла. Если виновный считает свое деяние совершенным без отягчающих обстоятельств, то ответственность должна наступать за основной состав данного преступления. Так, лицо не может нести ответственность за изнасилование несовершеннолетней, если он считал ее достигшей возраста 18 лет, а соучастник, не знавший о том, что взяткополучатель является главой органа местного самоуправления, не может отвечать за пособничество в получении взятки, предусмотренном ч. 3 ст. 290 УК. И наоборот, если виновный был убежден в наличии отягчающего обстоятельства, которое на самом деле отсутствовало, деяние должно квалифицироваться как покушение на преступление, совершенное при отягчающих обстоятельствах.

    Если  объективная сторона преступления характеризуется в законе с помощью таких признаков, как способ, место, обстановка или время совершения деяния, то ошибка относительно этих признаков означает разновидность ошибки в характере совершаемого деяния19. При этом квалификация преступления определяется содержанием и направленностью умысла виновного. Так, если лицо считает похищение чужого имущества тайным, не зная о том, что за его действиями наблюдают посторонние лица, оно подлежит ответственности не за грабеж, а за кражу.

    Отдельно  можно выделить ошибки в средствах, которые подразумевают:

- использование средств, однородных с задуманными, т.е. лицо может ошибаться относительно природы средств, которое оно использует для достижения преступного результата. Если используемое лицом средство является пригодным для нанесения задуманного вреда, лицо будет нести ответственность вне зависимости от его представлений о характере средства: например, если лицо считает, что использует для убийства таблетки, содержащие цианистый калий, в то время как они содержат другое ядовитое вещество, это никак не влияет на уголовную ответственность;

- использование  средств, непригодных для совершения  преступления в данной ситуации (например, если используемые для отравления таблетки на самом деле содержат не яд, а лишь аскорбиновую кислоту, если для убийства лицо пытается использовать незаряженный пистолет и т. д.)20, при этом квалификация определяется как покушение на преступление. Так, для совершения преступления по ошибке используется средство, оказавшееся непригодным. Лопатина на почве личных неприязненных отношений решила убить своего знакомого Чурикова. Реализуя возникший умысел, она вооружилась газовым револьвером марки "РГ-9", будучи уверенной, что оружие боевое. Предложила Чурикову лечь на диван, накрыла его голову подушкой для снижения шума и с целью лишения жизни произвела выстрел в голову потерпевшего. В результате произведенного выстрела произошло возгорание подушки, после чего Чуриков обезоружил Лопатину, вырвав из ее руки газовый револьвер. Довести до конца свой умысел на убийство Лопатина не смогла по независящим от нее причинам, поскольку выстрел был произведен через подушку газом, содержащимся в патроне заряженного револьвера. Суд признал, что Лопатина совершила покушение на убийство. Она в силу своего возраста (19 лет) и жизненного опыта сознавала, что выстрелом из револьвера лишает потерпевшего жизни, желала этого, но не достигла преступного результата вследствие заблуждения относительно свойств применяемого оружия;

- использование  средств, абсолютно непригодных  для совершения данного преступления, например, использование игрушечного пистолета, принимая его за настоящий. Квалифицируется как покушение на преступление;

- использование  средств, непригодных для совершения  преступления с точки зрения уголовного права. Сюда относятся заблуждение, основанное на невежестве людей (в науке именуется как покушение с ничтожными средствами), когда лицо в силу своей низкой грамотности, религиозной мнительности, крайнего невежества и суеверия использует такие средства (молитвы, заклинания, наговоры, гадания), которые по своей сути являются не чем иным, как обнаружением умысла21. Действия лица, в основе которых лежит подобная ошибка, не являются наказуемыми в силу того, что степень их социальной опасности ничтожно мала, деяние вообще не рассматривается как преступное.

        Таким образом каждая из видов ошибки  в объективной стороне по-разному влияют на квалификацию преступления.

    Уголовным Кодексом РФ не предусмотрены нормы  относительно фактической ошибки, поэтому правила о ее влиянии на форму вины и на уголовную ответственность разработаны теорией уголовного права. Практические значение имеет лишь существенная фактическая ошибка, т.е. та, которая касается обстоятельств, имеющих значение юридического признака состава данного преступления и в этом качестве влияющих на содержание вины, ее форму и пределы уголовно-правового воздействия.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

  1. Уголовный Кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 20.09.2008). - Новосибирск: Сибирское Университетское Издательство, 2008.
  2. Данилова С. И., Завидов Б.Д., Липатенков В.Б. [Электронный ресурс]: Вина и наказание в уголовном праве России. Уголовно-правовой анализ //СПС “Консультант-плюс”. – 2 С.
  3. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общей ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. М.: Издательская группа "НОРМА-ИНФРА-М", 1999.
  4. Курченко В.Н. [Электронный ресурс]: Проблемы квалификации преступлений в условиях фактической ошибки //СПС “Консультант-плюс”. – 7 С.
  5. Лунеев В.В. Уголовное право России. Общая часть: Учебник /Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.В. Лунеева, А.В. Наумова. М.: Юристъ, 2004. - 637 С.
  6. Нургалеев Ш.Х., Чинчикова Г.Б.: К вопросу о юридических ошибках // Безопасность бизнеса, 2006, №3.- 4 С.
  7. Рарог А.И. Квалификация преступлений по субъективным признакам. СПб.: Издательство "Юридический центр "Пресс", 2002. – 135 С.
  8. Ревин В.П., Алиев З.Г.: К вопросу о понятии и уголовно-правовом значении фактической ошибки // Российский следователь, 2007, №1. - 3 С.
  9. Уголовное право РФ. Общая часть: Учебник / Под ред. А. И. Рарога. М.: Юристъ, 2004. - 509 С.
  10. Уголовное право РФ. Общая и Особенная части: Учебник для вузов / Под ред. Н.Г. Кадникова. ОАО Издательский дом “Городец”, 2006. – 705 С.
  11. Якушин В.А., Назаров В.В. Ошибка в уголовном праве и ее влияние на пределы субъективного вменения (теоретические аспекты). Ульяновск: УлГУ, 1997. – 15 С.
  12. Якушин В.А. Ошибка и ее уголовно-правовое значение. Изд-во Казанского ун-та, 1988. – 129 С.

Информация о работе Юридические и фактические ошибки в уголовном праве