Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 10:53, контрольная работа
Экскурс в историю советского нотариата. Освещения решения вопроса о сферах деятельности нотариальных палат и нотариусов в прошлые годы. Оценка перспективы действующих правовых норм, раскрывающих компетенцию нотариата, их способности к долговечности и неизменности, соответствия постоянно меняющимся реалиям экономической и политической жизни России в конце двадцатого века.
Завершая рассмотрение сферы распространения ком-петенции нотариата в нашей стране (по действующему на сегодняшний момент законодательству), необходимо отметить некоторую неоднозначность толкования компетенции представителей государственного нотариата и ,так называемых,
14.
частно-практикующих нотариусов. Ст.36 “Основ...” под-черкивает, что частные нотариусы не могут оформлять наследственные права граждан. Свидетельство о праве собственности в случае смерти одного из супругов выдается после окончания производства по делу о наследовании (в случае обнаружения претензий на наследство со стороны родственников умершего) государственной нотариальной конторой.
Компетенция иных должностных лиц, облеченных законодательством правом совершения нотариальных действий существенно уже рассмотренных мной компетенции профессиональных нотариусов.
Взгляды на компетенцию нотариата со стороны продолжателей радикальных экономических и политических реформ.
“Основы законодательства Российской Федерации о нотариате” были приняты, как уже говорилось выше, в первой половине 1993 г. С тех пор правовое положение в нашей стране существенно изменилось: все мы живем по новой Конституции, нет такого органа законодательной власти как “Верховный Совет”, да и полномочия нынешних законодателей существенно ограничены по сравнению с предшественниками. В новых условиях многие правовые нормы трактуются по новому.
В связи с изменившейся политической ситуацией, расширением правового (а точнее - экономического) поля осуществления прав и полномочий органов нотариата в нашей стране Государственная Дума Федерального собрания попыталась внести изменения и дополнения в “Основы законодательства Российской Федерации о нотариате”. Соответствующий Федеральный Закон был принят Думой 06 октября 1995 г. с целью приведения “Основ...” в соответствие с действующей Конституцией РФ (напомню Вам, что эти “Основы...” принимались в рамках действия советского Основного Закона). Он был впоследствии отклонен Советом Федерации. Государственная Дума повторно проголосовала за принятие данного Закона необходимыми в таком случае двумя третями голосов.
Но теперь уже Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин не согласился с решением Госдумы и отклонил принятые ею поправки к “Основам законодательства Российской Федерации о нотариате”. В соответствии с пожеланиями Президента Министерство юстиции и Федеральная нотариальная палата разработали новый проект Федерального закона. Этот
15.
проект был представлен на рассмотрение Государственной Думы (на первом этапе, как обычно, на уровне соответствующих комитетов и комиссий).
Главным - особо заметным - в представленном проекте (судя по публикации в журнале “Российская юстиция” */ ) стало изменение самого названия. Конституция Российской Федерации вообще не предусматривает такой формы нормативно-правового акта, как “Основы законодательства РФ”. Поэтому новая формулировка названия в проекте звучит следующим образом: Федеральный закон “О нотариате в Российской Федерации”.
В остальном же замечания Президента касались порядка создания нотариальных палат и осуществления ими своих полномочий (по новому освещены порядок создания, правовое положение, полномочия, членство в нотариальных палатах, источники формирования их имущества); о понятии и формах надзора за нотариальной деятельностью (в частности, снято положение о дисциплинароной ответственности нотариуса, зато появился механизм освобождения его от должности - через рассмотрение соответствующего ходатайства органа юстиции в судебном заседании).
На сферу полномочий органов нотариата в Российской Федерации взгляды у депутатов Государственной Думы и сотрудников аппарата Президента, судя по всему, одинаковые. Потому, как мне представляется, не следует ожидать в ближайшем будущем расширения или ограничения действующей компетенции нотариата или изменения в ее толковании законодателями и исполнительной властью.
Хотя возможны попытки внесения подобных изменений посредством принятия законодательных актов, не связанных - на первый взгляд - с законами о нотариате. В следующей главе моей работы я более подробно остановлюсь на одном таком случае, который прошел незамеченным для законотворцев и законодателей.
______________________________
*/ См.: Российская юстиция - 1996, № 6 - С.31. К сожалению мне не удалось познакомиться с полным текстом предлагаемого к принятию Закона. На этапе обсуждения и принятия этот законодательный акт находится “за семью печатями”.
16.
Глава 2.
Влияние продолжающейся правовой реформы в Российской федерации на правовые нормы о компетенции органов нотариата.
Наряду с ожидаемой неизменностью понимания границ компетенции органов нотариата правовая практика (особенно в свете принятия нового Гражданского Кодекса Российской Федерации) постоянно предлагает практикующим нотариусам (как государственным, так и частным) непростые задачи по определению изменяющихся форм и методов реализации полномочий, прав и обязанностей нотариусов и выполняющих нотариальные действия должностных лиц.
О нотариальном заверении сделок с недвижимостью.
Как уже говорилось выше, удостоверение сделок было всегда и остается в настоящее время одной из основных сфер применения и использования компетенции органов нотариата. Одноко именно в этой - основной - сфере деятельности но-тариусов и произошли серьезные изменения, затрагивающие на мой взгляд, в конечном итоге законные права и интересы граждан и их организаций (т.е. физических и юридических лиц).
Введение в действие нового Гражданского Кодекса РФ преследовало цель создания единого правового порядка в стране в части регулирования гражданских отношений и сближения его с континентально-европейской правовой системой. Однако оказалось иначе. Новый ГК РФ отменил веками существовавшую в России и существующую сегодня во всех европейски странах обязательную нотариальную форму сделок, ограничив их “письменной формой” (ст.ст.550, 560, 574 ГК РФ).
В основу такого решения положены соответствующие нормы англосаксонской правовой системы. При этом, однако, не учитывалось наличие в указанной правовой системе таких особенностей оформления сделок с недвижимостью, как обязательное участие в сделке специализированной страховой компании, которая занимается сбором сведений и документов, подтверждающих право собственнсоит на недвижимость и законность перехода этого права, начиная с возникновения имущества и права на него; обязательное заключение договора страхования права собственности на недвижимость; наличие института защиты прав добросовестного приобретателя,
17.
гарантирующего ему в случа признания сделки недействительной сохранения за ним права собственности на приобретенную недвижимость; а также возмещение страховой компанией стоимости понесенных им убытков надлежащему собственнику.
К сожалению, в законодательстве РФ эти важнейшие основания безопасности сделок теперь отсутствуют.
Замена нотариального удостоверения сделок с недвижимостью англосаксонской правовой системой и государственной регистрацией сделок не создала действующего правового механизма, обеспечивающего и гарантирующего неприкосновенность собственности от незаконных посягательств.
Одной из причин отстранения нотариата из процесса осуществления гражданских прав послужило неточное представление о тех функциях, которые возлагаются на данный институт, и сведение нотариального действия исключительно к чисто техническим моментам (проставлению удостоверительной надписи на договоре, подписи нотариуса и печати).
Между тем истиным предназначением нотариата является (как уже мною подчеркивалось) обеспечение гражданских и юридических лиц квалифицированной помощью, гарантированной Конституцией РФ (ст.48), включающей обязательное проведение правовой экспертизы всех условий сделки, консультирование ее участников, выяснение обстоятельств дела, разъяснение смысла, значения и правовых последствий сделки, проверку соответствия ее содержания действительным намерениям сторон и требованиям законодательства. Именно нотариус устанавливает личность участников договора, их полномочия, право собственности на отчуждаемое имущество. Особое внимание нотариус уделяет тому, чтобы не были ущемлены интересы неопытных, недостаточно квалифицированных в правовом отношении участников сделки. В правовом государстве нотариату отводится ключевая роль не только в оказании правовой помощи гражданам и юридическим лицам и в обеспечении их правовой безопасности, но и предотвращении в будущем возможных споров между участниками договорных отношений.
Кроме того, авторы ГК РФ оказались непоследовательны. В одних случаях при сделках с недвижимостью нотариус не участвует, в других - договоры о залоге (ипотеке), договоры ренты (ст.ст.339, 584) - нотариальное удостоверение обязательно Требует ГК РФ и нотариального удостоверения согласия одного супруга на отчуждение другим супругом недвижимого
18.
имущества, нажитого ими в период брака и являющегося их совместной собственностью (ст.34, 35 и 41 Семейного Кодекса РФ). В результате оказалось утраченным единство в регулировании соответствующих вопросов в российской законодательстве.
Ликвидация подобных “нестыковок” позволила бы в будущем окончательно и единообразно решить проблему компетенции нотариата в Российской Федерации.
Заключение.
Строгое и неукоснительное осуществление поставленных перед нотариальной системой задач в рамках определенной законом компетенции зависит всегда (в особенности, в переходные периоды ломки старых юридических систем и трудного становления новых) не только от буквы Закона. Пределы компетенции и возможности ее реализации определяются многими субъективными факторами. Хотелось бы остановиться, в заключении, на некоторых из них.
Состояние неопределенности в перспективах развития нотариата в России распространено повсеместно. Причины этого были названы мною в предыдущей главе. Несмотря на то, что обозначенное явление ощущается и в центре, и - в особенной мере, из-за количественной недостаточности и не всегда соответствующей сегодняшним строгим нормам качественной подготовки - в провинции, за прошедшие с момента принятия “Основ законодательства Российской Федерации о нотариате” почти четыре года все нотариальные палаты страны окрепли, встали на ноги и сегодня активно взаимодействуют с органами юстиции и администрациями регионов. Хотя, по мнению специалистов, непросто было найти взаимоприемлемые формы такого сотрудничества, так как действующим законодательством четко не определено разграничение функций органов юстиции и нотариальных палат.
В подготовленном проекте Закона Российской Федерации “О нотариате” нашли отражение нормы и формы разумного государственного контроля над нотариатом со стороны органов юстиции. Этот контроль ни в коем случае не должен, на мой взгляд, предусматривать мелочной опеки над каждым нотариусом в его повседновной профессиональной деятельности, копеечного контроля за его личным доходом. Запретительные формы подобного контроля (лишение лицензии на право
19.
заниматься нотариальной деятельностью, приостановление нотариальной деятельности, проверка законности нотариальных действий и т.п.) должны осуществляться органами юстиции только после рассмотрения дел в судебном порядке.
Наряду с усиление контроля со стороны органов юстиции и судов, чрезвычайно важно было бы повысить уже в настоящее время роль самого сообщества нотариусов - нотариальных палат. Сильная палата при сильном освобожденном президенте, пользуещемся полным доверием и безусловной поддержкой своих коллег - это, по существу, единственный орган, который может реально помочь становлению нотариата в Российской Федерации на новом уровне. Кстати, уже сейчас есть сильные нотариальные палаты, состояние дел в которых намного лучше по сравнению с остальными. Среди “передовиков” можно отметить нотариальные палаты Татарстана и Самары, принявших решение о совмещении на переходный период должностей президента палаты и одного из заместителей руководителя органа юстиции. */ Такая практика помогает, не дожидаясь разрешения вопроса на уровне федерального закона, устранять некоторые несуразности в действующем законодательстве.
Еще одна из существующих проблем требует скорейшего законодательного разрешения. Мы говорим о необходимости именем Федерального Закона закрепить единство российского нотариата на организационных принципах свободного латинского нотариата. Не может нотариус, действующий от имени Российской Федерации, называться “частнопрактикующим”. Не должно быть нездоровой конкуренции в рамках одной нотариальной национальной системы. Вполне резонно было бы предположить, что переход к советской модели (государственной) нотариата уже невозможен. Государству намного удобнее и менее накладно осуществлять не организацию (а, значит, и финансирование) нотариальной деятельности, а взять на себя выполнение контрольных функций за единой системой частных нотариусов. Тем более, что сравнительное исследование организации работы государственных нотариальных контор и контор частнопрактикующих нотариусов (проводите его в любом регионе Российской Федерации - результат будет идентичным) показывает, что у “частников” - отремонтированные, добротные