Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 04:31, курсовая работа
Объектом исследования являются правовое положение и содержание понятия субъекта гражданско-правовых отношений.
Предмет исследования – это отношения, возникающие между истцом и ответчиком, а так же между истцом и ответчиком и иными лицами, участвующими в гражданском процессе при рассмотрении того или иного гражданского дела и, в связи с этим, определение их правового положения.
Список сокращений 3
Введение 4-6
Глава 1. Понятие субъектов гражданского процесса 7-17
1.1. Субъекты гражданского процесса. 7-10
1.2. Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность 11-17
Глава 2. Стороны гражданского процесса 18-32
2.1. Процессуальные права и обязанности
сторон гражданского процесса 22-24
2.2. Процессуальное соучастие 25-27
2.3. Надлежащая и ненадлежащая сторона 27-29
2.4. Гражданское процессуальное правопреемство 29-32
Глава 3. Третьи лица 33-38
Глава 4. Участие прокурора в гражданском процессе 39-42
Глава 5. Участие государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, защищающих нарушенные или оспариваемые права, свободы и охраняемые законом интересы других лиц
43-45
Заключение 46-49
Список используемой литературы
Когда третье лицо адресует самостоятельное требование только ответчику, отказ истца от иска влечет прекращение производства по делу по первоначальному иску, но ответчик остается в процессе уже в роли ответчика перед третьим лицом.
Поскольку третье лицо не является субъектом спорного правоотношения, в процессе по спору между первоначальными сторонами ничего не может быть присуждено в пользу третьего лица и с него ничего не может быть взыскано.
Взаимоотношения
между первоначальной стороной и
третьим лицом, по общему правилу, рассматриваются
и разрешаются в
Однако решение суда по спору
между первоначальными
Сопоставление сторон и третьих лиц, как заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, так и не заявляющих таковых, показывает, что и те и другие имеют общие черты. Объединяет стороны и третьих лиц субъективная (личная) заинтересованность в процессе.
В то же время анализ процессуального положения третьих лиц обоих видов дает основания для вывода о том, что они существенно различаются, в связи с чем законодательством предусмотрены два самостоятельных вида третьих лиц.
Статья 42 ГПК предусматривает участие в судопроизводстве третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, а ст. 43 ГПК — участие в судопроизводстве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора.
Различия
в характере юридической
Глава
4. Участие прокурора
в гражданском процессе
Правовую основу участия прокуратуры в рассмотрении дел, в том числе гражданских, составляет раздел IV «Участие прокурора в рассмотрении дел судами» (ст. 35-39) Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 07.02.2011)34.
Положения п. 1 ст. 35 Закона о прокуратуре, касающиеся участия прокурора в рассмотрении дел судами «в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами», следует рассматривать как бланкетную норму. Как известно, совокупность норм, регулирующих общественные отношения, возникающие между участниками процесса и судами общей юрисдикции при осуществлении правосудия по гражданским делам, составляет предмет гражданского процессуального права
В ГПК нет норм о прокурорском надзоре в гражданском судопроизводстве. Это позволяет сделать вывод о том, что прокуратура осуществляет функцию не надзора за деятельностью судов при рассмотрении гражданских дел, а функцию участия в рассмотрении гражданских дел.
Эта функция впервые была закреплена в Законе о прокуратуре 1992 г. (п. 3 ст. 2), и такое принципиально важное положение аргументировалось в гл. 7.
В соответствии с п. 3 ст. 35 Закона прокуратуре и ст. 45 ГПК прокурор вправе участвовать в гражданском процессе в двух формах:
1) путем обращения в суд с заявлением;
2) путем вступления в процесс и дачи заключения по определенной категории гражданских дел.
О двух формах участия прокурора в гражданском процессе говорит и В.В. Пиляева, однако при этом она сохраняет терминологию ч. 1 ст. 41 уже утратившего юридическую силу ГПК РСФСР (примеры: «путем предъявления иска», «путем вступления в дело в любой стадии гражданского процесса»)35.
Перечень лиц, наделенных статусом прокурора, определен в ст. 54 Закона о прокуратуре (в ред. от 23 декабря 1998 г.) Лицо, исполняющее обязанности прокурора в установленном порядке, также вправе участвовать при рассмотрении гражданских дел.
Иные прокурорские работники (помимо прокурора) — следователи, а также другие работники прокуратуры, имеющие классные чины (воинские звания), — не вправе участвовать в гражданском процессе.
ГПК не ограничивает участие прокурора в рассмотрении гражданских дел. В нем лишь допускается обращение прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов только тех граждан, которые «по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам» не могут сами обратиться в суд (ч. 1 ст. 45).
Эти «уважительные причины» в теории гражданского процесса называются основаниями, которые подразделяются на обязательное и факультативное участие прокурора в гражданском процессе.
Участие прокурора в гражданском процессе предусмотрено не только ГПК, но и иными правовыми актами (например, СК, принятым 8 декабря 1995 г. и введенным в действие с 1 марта 1996 г.).
Так, участие прокурора является обязательным по делам: об ограничении либо лишении родительских прав, а также о восстановлении в родительских правах (п. 4 ст. 73, п. 2 ст. 70, п. 2 ст. 72 СК); об установлении усыновления ребенка (п. 1 ст. 125); от отмене усыновления ребенка (п. 2 ст. 140).36
На обязательность участия прокурора обращено внимание и в Приказе Генпрокуратуры РФ от 02.12.2003 № 51 "Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве", в котором, в частности, указано на его участие при рассмотрении гражданских дел «о восстановлении на работе, выселении граждан без предоставления жилого помещения, об освобождении имущества от ареста» (п. 4).
Отсутствие ограничений на участие прокурора в гражданских делах в ГПК означает также его участие на всех стадиях гражданского судопроизводства.
В теории гражданского процесса не выработано единого подхода к определению понятия «стадия гражданского процесса» (через существенные признаки — родовые и видовые).
Это обстоятельство, а также процесс реформирования гражданского процессуального законодательства (введение новых правовых институтов) позволили нам структурировать последующий материал не на основе стадий гражданского процесса, а ориентируясь на иной признак — инстанционность.
Нормы гражданского процессуального законодательства свидетельствуют о четырех инстанциях при рассмотрении гражданских дел: 1) первой, 2) апелляционной, 3) кассационной и 4) надзорной.
Правда, следует оговориться, что в ГПК апелляционное производство и производство в суде кассационной инстанции объединены в одном разделе. Тем самым законодатель не проводит разграничения между двумя самостоятельными стадиями гражданского процесса: апелляционного производства и кассационного производства. Подобный подход законодатель использовал и в уголовно-процессуальном законодательстве (УПК)37.
Во
исполнение указаний Генерального прокурора
РФ прокуроры, как показывает судебная
практика последних лет, часто предъявляют
иски в защиту прав несовершеннолетних
детей, нарушенных в результате незаконных
сделок с приватизированными квартирами,
заключаемых родителями этих детей.38
Глава
5. Участие государственных
органов, органов местного
самоуправления, организаций
и граждан, защищающих
нарушенные или оспариваемые
права, свободы и охраняемые
законом интересы других
лиц
В гражданском процессе выделяется значительная группа субъектов, защищающих чужие интересы. В качестве таковых ГПК выделяет органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и граждан.
ГПК ограничивает право на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц только случаями, предусмотренными законом, и при наличии их просьбы, а также для защиты прав и свобод неограниченного круга лиц.
Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя. Именно на этих основаниях участвуют в процессе органы опеки и попечительства, органы социальной защиты населения, комитеты по защите прав потребителей.
Субъект, защищающий чужие интересы (ст. 46 ГПК), при возбуждении гражданского дела связан волей материально заинтересованного лица. Эти органы следует признавать в процессе заявителями иска, лиц же, чьи интересы защищаются, — истцами.
Органам государственной власти, местного самоуправления, организациям и гражданам, обращающимся в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, предоставлены практические все процессуальные права и обязанности стороны, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по оплате судебных расходов.
Закон разрешает этим субъектам без согласования с лицами, чьи права и свободы защищаются, изменять основания и предмет иска, объем исковых требований, отказываться от иска, обжаловать судебное решение.
У стороны при несогласии с действиями субъектов, защищающих ее интересы, остается один процессуальный рычаг — отказ от иска, однако это действие пресекает повторную подачу иска.
По мнению ученых-процессуалистов, если материально заинтересованное лицо свободно в принятии решения - прибегать к процессу для защиты своего права или нет, оно должно быть также свободно и в осуществлении процессуальных прав после возбуждения гражданского дела.
Аналогично нормам, регламентирующим участие прокурора в гражданском процессе, отказ от иска субъектов, защищающих в процессе права, свободы и охраняемые законом интересы других лиц, не влечет прекращения дела, если эти лица сами продолжают поддерживать исковые требования.
И наоборот, отказ истца от иска обязателен для субъектов, защищающих его интересы.
Еще одна форма участия в процессе государственных органов и органов местного самоуправления — дача заключения по делу.
Привлечение в процесс органов государственной власти, местного самоуправления, организаций и граждан, обращающихся в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, может быть обязательным или факультативным39.
Так, при рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей (ст. 78 СК), усыновлением (ст. 125 СК, ст. 271 ГПК), признанием гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным (ст. 284 ГПК), эмансипацией (ст. 288 ГПК), а также иных споров, затрагивающих интересы несовершеннолетних, в обязательном порядке требуется заключение органа опеки и попечительства.
Заключение органов государственной власти и местного самоуправления может потребоваться и в иных случаях.40
Инициатором привлечения в процесс этих субъектов могут выступить они сами, лица, участвующие в деле, или суд. Вступление их в процесс возможно на любой стадии судебного разбирательства до принятия решения судом первой инстанции.
Целью вступления в процесс государственных органов России, субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления является дача заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов России, субъектов Федерации, муниципальных образований.
В письменном заключении органы государственной власти и местного самоуправления формулируют свое мнение по делу. Окончательное заключение формулируется в судебных прениях.
Заключение
органа государственной власти, местного
самоуправления для суда не является обязательным.
Если же суд не согласился с заключением,
он обязан привести обоснование такого
несогласия.41
Заключение
ГПК также известны фигуры представителя, эксперта, свидетеля, переводчика, секретаря судебного заседания и, кроме того, специалиста.
В соответствии с ГПК секретарь судебного заседания наделяется определенными правами и обязанностями, аналогичными с правами и обязанностями секретаря судебного заседания арбитражного процесса.
Информация о работе Классификация субъектов гражданского процесса