Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 12:08, курсовая работа
В России основным нормативным актом, который регулирует отношения, возникающие в связи с обменом имущественными объектами, служит Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК). Непосредственно договору мены посвящены всего пять статей (ст. 567 - 571), сосредоточенных в главе 31 ГК. Кроме того, п. 2 ст. 567 ГК предусмотрено субсидиарное применение к договору мены правил главы 30 ГК о купле-продаже, если это не противоречит ст. 567 - 571 ГК и существу мены.
Введение………………………………………………………………………………..3
1. Понятие договора мены………………………………………………………….…5
1.1. Отличие договора мены от договора купли-продажи………………………….6
1.2. Признаки договора мены………………………………………………………...10
1.3. Основные элементы договора мены……………………………………............13
2. Правовое регулирование и практика разрешения споров по договорам мены...19
Заключение ……………………………………………………………………….…..26
Список использованных нормативных актов и литературы….…………………....28
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Понятие договора мены………………………………………………………….…5
1.1. Отличие договора мены от договора купли-продажи………………………….6
1.2. Признаки
договора мены……………………………………………
1.3. Основные
элементы договора мены……………………………………............
2. Правовое регулирование и практика разрешения споров по договорам мены...19
Заключение ……………………………………………………………………….….
Список использованных
нормативных актов и
ВВЕДЕНИЕ
Исторически мена предшествует купле-продаже, поэтому договор мены по праву признается одним из самых древних институтов гражданского права. Наибольшую распространенность в обороте этот вид договора имел в период, когда деньги не были известны обществу. С появлением денежного обращения договор мены постепенно вытеснялся из гражданского оборота. Роль договора мены, как предшественника договора купли-продажи, подчеркивалась еще римскими юристами. Так, в учебнике по римскому праву приводятся слова Павла, характеризующие историю происхождения договора купли-продажи: "Происхождение купли-продажи коренится в мене. Было такое время, когда не было денег, когда не называли одно - товаром, другое - ценой, а каждый, в зависимости от надобности момента и от характера вещей, обменивал ненужное на то, что требуется: ведь нередко бывает так, что предмета, который для одного является лишним, другому не хватает. Но так как не всегда и не легко совпадало так, чтобы у тебя было то, что нужно мне, а я имел в свою очередь то, что хочешь получить ты, то был выбран предмет, получивший публичную постоянную оценку; посредством передачи его в равном количестве устраняли трудности непосредственного обмена. Этому предмету (мерилу ценностей) была придана публичная форма, и он приобрел распространение и значение не столько по своей сущности, сколько по количеству, причем перестали называть товаром то, что дает и та и другая сторона, а один из предметов стали называть ценой "1.
В качестве самостоятельного договора договор мены нашел свое стабильное место в законодательстве значительно позже договора купли - продажи. Товарный обмен в меньшей степени испытывал на себе воздействие права, нежели денежное обращение. В дальнейшем, когда договор мены попал в сферу гражданско-правового регулирования и стал одним из поименованных договоров, его регламентации в законодательстве посвящали крайне незначительное число норм, подчиняя его в основном положениям, регулирующим договор купли - продажи.
В России основным нормативным актом, который регулирует отношения, возникающие в связи с обменом имущественными объектами, служит Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК). Непосредственно договору мены посвящены всего пять статей (ст. 567 - 571), сосредоточенных в главе 31 ГК. Кроме того, п. 2 ст. 567 ГК предусмотрено субсидиарное применение к договору мены правил главы 30 ГК о купле-продаже, если это не противоречит ст. 567 - 571 ГК и существу мены.
Как
показывает анализ предшествующего
российского законодательства, законодателем
обычно детально регулируется договор
купли-продажи. На мой взгляд, это обусловлено
тем, что сфера применения договоров купли-продажи
в обороте в настоящее время значительно
шире по сравнению с применением договоров
мены. Сходство правовой природы этого
договора и договора мены обусловливает
возможность применения к последнему
соответствующих норм, касающихся купли-продажи,
поэтому в том, что современное российское
гражданское законодательство не содержит
отдельного акта, регулирующего договор
мены, нет ничего удивительного. По сравнению
с прежним российским законодательством
правовое регулирование договора мены
расширилось. ГК более точно регламентирует
договор мены по сравнению с ГК РСФСР 1964
года.
Договором мены, в соответствии со ст.567 ГК, называется договор, по которому каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой.
Подход к определению понятия договора мены в разные периоды был неодинаков. Д.И. Мейер определял понятие "договор мены" следующим образом: "Мена регламентируется договором, по которому одна сторона обязывается предоставить другой право собственности на какое-либо имущество, но с тем, чтобы и другая сторона передала ей право собственности на какое-либо имущество, не состоящее в деньгах" 2. Данное определение договора мены не позволяет однозначно определить, что именно передается: сама вещь либо имущественное право (право собственности на эту вещь), хотя очевидно, что Д.И.Мейер имел в виду именно вещь, а не право, что подтверждается его дальнейшими рассуждениями о предмете договора мены.
Г.Ф.
Шершеневич еще в начале ХХ века в учебнике
«Курс гражданского права» дал следующее
определение договора мены: «Мена есть
такой договор, в силу которого обе стороны
обязываются взаимно передать друг другу
определенные вещи в собственность»3.
Считаю, что такое определение наибольшим
образом совпадает с тем определением
договора мены, которое дано законодателем
в ГК РФ. Подчеркивая наличие значительного
сходства между договорами мены и купли-продажи,
Г.Ф.Шершеневич писал: "Тот и другой
договоры служат цели экономического
обмена. С точки зрения экономической
каждая купля - продажа представляется
меной, потому что вещь обменивается на
деньги, чтобы потом деньги обменять на
вещь. Деньги играют только роль посредника
в меновых сделках (…) Эта экономическая
точка зрения совершенно верна, насколько
имеются в виду конечные результаты всех
действий, направленных к удовлетворению
человеческих потребностей. Но рассматриваемый
исключительно с точки зрения юридических
средств достижения конечной цели весь
процесс экономического обмена разлагается
на отдельные акты купли - продажи"4.
Однозначно определить соотношение договора купли-продажи и договора мены представляется затруднительным. С одной стороны, договор мены является самостоятельным видом обязательств, так как выделен в отдельную главу и не поглощается договором купли-продажи. С другой стороны, на отношения сторон, возникающие из договора мены, распространяют свое действие нормы о договорах купли-продажи, что свидетельствует о подчиненном характере договора мены по отношению к купле-продаже.
Сохраняя отношение к договору мены как к самостоятельному типу гражданско-правовых договоров, законодатель предусматривает и два специальных правила, регламентирующих договор мены с учетом его особенностей. Как отмечает Н.Рогожин5, с точки зрения законодательной техники и правоприменительной практики наличие специального регулирования договора мены служило бесспорным доказательством отношения законодателя к договору мены как к самостоятельному договору.
В Гражданском кодексе РСФСР 1964 года, включающем в себя отдельную главу (гл. 22 "Мена"), состоящую только из одной статьи (ст. 255 "Договор мены"), договор мены определялся как договор, по которому между сторонами производится обмен одного имущества на другое; при этом каждый из участвующих в договоре мены считается продавцом имущества, которое он дает, и покупателем имущества, которое он получает. Как видим, в этом определении договора мены нет указания на все необходимые признаки, которые позволяли бы четко квалифицировать определенную сделку как договор мены. Данное обстоятельство послужило основанием для утверждения, встречающегося в юридической литературе того периода, что в статье 255 нет определения договора мены 6.
Первое специальное правило, регламентирующее договор мены, определяло, какие нормы ГК РСФСР 1964 года, регулирующие договор купли-продажи, могли применяться и к отношениям, вытекающим из договора мены. Из числа норм о купле-продаже, распространяющих свое действие на договор мены, были исключены положения, применение которых противоречило бы правоотношениям, составляющим существо договора мены. В частности, поскольку по договору мены происходит обмен одного имущества на другое, не допускающий оплату имущества денежными средствами, к договору мены не подлежали применению положения о цене товара в договоре купли - продажи (ст. 240 ГК) и о продаже товаров в кредит (с рассрочкой платежа) (ст. 252 ГК). Не могли применяться к договору мены и нормы о договоре купли - продажи жилого дома с условием пожизненного содержания (статьи 253 и 254 ГК).
Второе специальное правило, регулирующее договор мены, устанавливало ограничение сферы применения указанного договора по признаку субъектного состава. Договор мены, в котором одной или обеими сторонами являлись государственные организации, мог быть заключен лишь в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР. Иными словами, по общему правилу был установлен запрет на заключение договора мены с участием государственных организаций.
В целом же в советский период развития гражданского права договор мены хотя и признавался самостоятельным гражданско-правовым договором, но имел весьма ограниченную сферу действия и занимал подчиненное по отношению к договору купли - продажи положение.
В современном гражданском праве РФ сохранено традиционное определение договора мены. Вместе с тем положения о договоре мены претерпели существенные изменения. Изменился предмет сделки: согласно главе 22 ГК РСФСР 1964 года по договору мены между сторонами производился обмен одного имущества на другое; в силу ст. 567 ГК происходит обмен имуществом, принадлежащим сторонам на праве собственности. ГК вводит ряд правил о цене обмениваемых товаров, которые позволяют осуществлять обмен неравноценными товарами в рамках одного договора мены, а не прибегать к смешанному договору, содержащему элементы мены и купли-продажи, как делалось ранее по ГК РСФСР 1964 года.
Особенностью, сближающей договор мены с договором купли-продажи и одновременно отграничивающей их от многих других договоров, является то, что в обоих случаях обязанность контрагентов состоит в передаче соответствующей вещи в собственность другой стороне. Поэтому не будет договором мены, например, "соглашение, по которому одно лицо, взамен приобретаемой на праве собственности вещи, предоставляет другому пользование своей вещью" 7.
Основное (и единственное) различие между договорами мены и купли-продажи российские правоведы усматривали в том, что по договору мены оба контрагента должны передать друг другу вещи, встречным предоставлением в обмен на вещь не могут быть деньги ("имущество, состоящее в деньгах"). "Это последнее условие, - подчеркивал Д.И. Мейер, - именно и отличает мену от купли-продажи: если сторона, приобретающая право собственности на имущество, обязывается вознаградить противную сторону деньгами, то договор будет уже не о мене, а о купле-продаже" 8.
Еще более определенным считалось мнение Г.Ф. Шершеневича, который утверждал: "Договор мены отличается от купли - продажи тем только, что в нем вещь обменивается на вещь, а не на деньги, как в купле - продаже". Нельзя не отметить, что если указанное утверждение спроецировать на современные нормы гражданского законодательства, то оно утрачивает какой-либо смысл, поскольку понятия «вещи» и «деньги» соотносятся как частное и общее: согласно ст.128 ГК, к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. Более того, используемое в ст.567 ГК понятие «товар» по своему содержанию тождественно понятию «вещь», ведь согласно ст.455 ГК, товаром по договору купли-продажи, и, соответственно, по договору мены, могут быть любые вещи (с соблюдением требований ст.129 ГК).
Г.Ф. Шершеневич выделял еще одно отличие договора мены от договора купли-продажи. Действовавшие до революции нормы российского гражданского законодательства предъявляли к договору купли-продажи обязательное требование, которое состояло в том, что продавец на момент заключения договора должен был быть собственником продаваемой вещи (реализация будущего имущества регулировалась либо договором поставки, либо договором запродажи). Применительно же к договору мены Г.Ф. Шершеневич подчеркивал, что "в противоположность купле-продаже движимых вещей, закон наш не требует для силы договора мены, чтобы стороны имели, в момент соглашения, право собственности на обмениваемые вещи. Поэтому следует признать, что договор мены остается вполне действительным, хотя бы обмениваемые вещи принадлежали в момент договора другим лицам, хотя бы они еще вовсе не существовали". Свою позицию Г.Ф. Шершеневич обосновывал тем, что в силу договора мены устанавливается для обеих сторон обязанность передать друг другу право собственности на соответствующие вещи в будущем, поэтому момент перехода права собственности может не совпадать с моментом соглашения. Правда, он сам приводит и другую точку зрения, высказанную в литературе, согласно которой требуется действительная принадлежность вещи стороне договора мены, а обмен будущих вещей возможен только на основании предварительного договора мены 9.
В.Анохин особо отмечает, что при анализе норм купли-продажи, не противоречащих существу мены и законодательным положениям о ней, следует учитывать следующую особенность: в основе разграничения купли-продажи и мены как типов договоров лежат различные, не исключающие друг друга системные признаки. «Купля-продажа основана на признаке конкретного объекта (возмездная передача товара в собственность), а мена - на признаке сочетания (взаимодействия) двух встречных объектов. Поэтому правовая база договора купли-продажи в основном не противоречит, а дополняет регулирование договора мены»10.
Таким
образом, наличие в ГК специальных правил,
относящихся исключительно к договору
мены, свидетельствует о том, что «отношение
законодателя к этому договору как к самостоятельному
типу гражданско-правовых договорных
обязательств является не только данью
многовековой цивилистической традиции,
но и результатом понимания места договора
мены в системе договорного регулирования
гражданско-правовых отношений, а также
стремлением детальной регламентации
указанных правоотношений с учетом всех
присущих им особенностей и признаков»11.
Информация о работе Правовое регулирование и практика разрешения споров по договорам мены