Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 19:54, реферат
Одной из актуальных проблем, изучаемых в современной юридической науке, является тема деформированного правосознания. Стоит отметить, что изучению подвергается не только данное явление, его причины и способы решения, но и его влияние на законотворческий процесс.
Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность правового нигилизма и идеализма 5
1.1 Понятие и формы правового нигилизма 5
1.2 Понятие и виды правового идеализма 10
1.3 Правовой нигилизм и идеализм: взаимосвязь явлений 12
Глава 2. Роль законодательных органов в преодолении правового идеализма и правового нигилизма в современной России 16
2.1 Причины возникновения нигилистических и идеалистических настроений 16
2.2 Пути преодоления деформированного правосознания 19
Заключение 23
Список использованной литературы 26
Содержание:
Одной из актуальных проблем,
изучаемых в современной
Первая глава данной работы посвящена понятию, сущности и формам деформированного правосознания.
Процесс деформации изучается на протяжении достаточно длительного времени. Принято выделять две основных формы проявления этого явления – правовой нигилизм и правовой идеализм. Однако с течением времени отечественными правоведами, в частности Р. К. Русиновым, В. М. Барановым, В. П. Сальниковым и А. П. Семитко, были выделены еще несколько, такие как правовая демагогия, правовой делетантизим, популизм и правовой цинизм. Отметим, что выделенные формы являются лишь видами основных (форм), поэтому большинство авторов не рассматривают их, в качестве самостоятельных.
Известно, что для решения той или иной проблемы нужно, прежде всего, установить не только формы ее проявления, но и определить ее причину, сущность. А это возможно лишь при рассмотрении данного явления на практике, что и является одной из целей данной работы.
Теорией государства и права установлено, что в законотворчестве яркое свое отражение носит правовой идеализм, который впоследствии является образующим элементом правового нигилизма, в том числе и в законодательных органах. Этим и устанавливается связь двух явлений между собой.
Глава вторая посвящена проявлению правового идеализма и нигилизма в законодательных органах Российской Федерации на настоящий момент времени. Здесь определяются основные причины и возможные пути решения данной проблемы.
На сегодняшний день проблема деформированного правосознания является, бесспорно, актуальной темой для ее изучения и выработки мер по ее устранению в нашем государстве. Особенно, если учесть специфику развития в нашем обществе нового правопонимания, сложившуюся на фоне кризисного состояния прошлых лет и связанных с ним реформ.
Ведь именно при коренных изменениях любой из сфер жизнедеятельности общества, будь то социальной и политической либо духовной и культурной, и возникают такие явления, как правовой нигилизм с одной стороны и правовой идеализм с другой.
Традиционно правовой нигилизм характеризуется в юридической литературе в качестве негативного явления. Такая точка зрения обусловливается, прежде всего, происхождением самого слова.
Понятие «нигилизм» происходит от латинского слова «nihil» и дословно означает «ничто». Нигилизм как одна из форм социального поведения и мироощущения индивида выражает отрицательное отношение субъекта или социальной общности к определенным ценностям, идеалам или нормам поведения, а нередко и целым сферам общественной жизни. Нигилизм крайне разнообразен и может принимать различные формы в зависимости от того, в какой сфере жизнедеятельности общества отрицаются те или иные ценности: нравственной, политической, идеологической, правовой или какой – либо иной.
В свою очередь правовой нигилизм является разновидностью социального нигилизма и выражается в неуважительном отношении к законодательству, законности, правопорядку и праву в целом. Следует заметить, что в теории права отсутствует единое понятие правового нигилизма. Так, В. А. Туманов под правовым или юридическим нигилизмом понимает скептическое и негативное отношение к праву вплоть до полного неверия в его потенциальные возможности решать социальные проблемы.1 Носители правового нигилизма «отрицают» право в целом как общесоциальную ценность, подменяя его моральными, религиозными, культурными, идеологическими и другими нормами в целях регуляции общественных отношений. Проникая в правовую действительность, разрушая правовые взгляды, представления и правовые установки, он нарушает стабильность и урегулированность взаимоотношений в обществе. Зачастую он становится универсальным понятием, на которое стараются списать все негативные процессы, происходящие в различных сферах жизни общества и, в частности, в правовой.
По утверждению большинства философов, нигилизм возник давно, но наибольшее распространение он получил в XIX – ХХ века в основном в России и странах Западной Европы. К сожалению, нигилизм в России имеет очень глубокие корни. Впервые употребил понятие «нигилизм» в своей статье, напечатанной в 1829 году в журнале «Вестник Европы», русский критик и публицист Н. И. Надеждин. Интересно, что некоторые ученые считают нигилизм и правовой нигилизм в частности характерной чертой менталитета русского народа. Еще А. И. Герцен отмечал, что «правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школой. Вопиющая несправедливость одной половины его законов научила его ненавидеть и другую; он подчиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности. Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительство».2
В современной России правовой нигилизм широко распространился в общественной жизни, причем не только в бытовой сфере, в сознании и поведении людей, но нередко и в законотворчестве представительных органов, а так же, к сожалению, в деятельности правоохранительных и исполнительных органов государственной власти. Однако ряд исследователей, в частности В. Г. Сафонов3 в своей работе «Понятие правового нигилизма», полагает, что более глубокое теоретическое представление о правовом нигилизме должно включать не только негативную составляющую, но и позитивную. В таком случае правовому нигилизму отводится роль специфического индикатора (показателя) качества и уровня правотворческой и правоприменительной деятельности. Таким образом, он является не только источником, мотивом и социальным двигателем для поиска новых юридических решений в целях устранения несовершенства существующих и действующих норм права, но и специфическим социальным ориентиром направлений развития, прежде всего, внутренней, а также внешней политики государства. Следовательно, не справедливо утверждать, что правовой нигилизм исключительно негативное явление. В том числе и Вильгельм Фридрих Ницше усматривает в правовом нигилизме некий определенный положительный смысл: «Нигилизм» есть приходящая к господству истина о том, что все прежние цели сущего пошатнулись. Но с изменения прежнего отношения к ведущим ценностям нигилизм достигает также полноты, становится свободной и чистой задачей установления новых ценностей.4
Однако это не дает
возможность приписывать
Правовой нигилизм как явление общественное имеет различные способы проявления в жизни социума. Существует множество различных классификаций этого явления: по объекту, субъекту, по характеру действия и прочие. Так, среди форм правового нигилизма можно выделить активную и пассивную. Активная форма представляет собой враждебное отношение к праву и активное противодействие ему, а пассивная – безразличное отношение к праву и его недооценку. Носители пассивного правового нигилизма не верят в возможность законного (правового) решения проблем, лишь подчиняясь его предписаниям. Естественно, что активная форма правового нигилизма – одна из наиболее опасных форм деформированного правосознания.
В своей работе «. Правовой нигилизм: пути преодоления» В. Гойман5 подразделял нигилизм на общесоциальный, отдельных социальных структур и отдельной личности. Естественно, наибольшую опасность представляет нигилизм общесоциального характера, так как он проявляется на государственном уровне, а ведь нет старшее государства, чем пренебрегающее законом либо использующее его исключительно в своих собственных целях, забывая о своем основном предназначении – служить обществу и непосредственно гражданам.
Еще в 1989 году В. А. Туманов среди форм правового нигилизма выделял обыденный, то есть обывательский, массовый и ведомственный, наиболее отражающийся в управленческой деятельности. 6
К сожалению, коррупция органов государственной власти на сегодняшний день является одной из острых проблем российского общества, преодолеть которую не представляется возможным без должного уровня правовой культуры. Однако стоит отметить, что постепенно в решении данной проблемы наметились тенденции к улучшению существующего положения дел. Об этом свидетельствует тот факт, что многие государственные органы разделяют на несколько ведомств в целях улучшения контроля над ними. Так, в 2003 году украинская прокуратура была лишена следственных функций, которые были переданы в специальный отдельный комитет, что значительно снизило круг полномочий прокуратуры, а вслед за ними и уровень коррумпированности данных органов. Такое нововведение в ближайшее время может коснуться и российской прокуратуры.
В юридической теории среди форм деформированного правосознания наряду с нигилизмом выделяют также юридический идеализм или романтизм. Правовой идеализм явление прямо противоположно понятию правового нигилизма. Оно выражается в преувеличении значения и места права в общественной жизни, в завышении возможности правового регулирования, то есть возможности права определять поведение людей. Более детально понятие правового идеализма было разработано Р. А. Курносенко. Правовой идеализм – это негативное направление правосознания на определенном (довольно низком) уровне развития правовой культуры, характеризующееся гипертрофированными идеологическими представлениями о социальных, политических, экономических и других возможностях права и закона и психологическим отношением к ним как всемогущим и самодостаточным средствам решения любых проблем общества.7
Необходимо также отметить, что
правовой идеализм явление не однозначное:
с одной стороны
Однако не следует преувеличивать положительный аспект правового идеализма. "Абсолютизация права наделение его государственными свойствами сродни поклонению искусственно созданному идолу. Такое обожествление явления – это погружение в мир иллюзий. Отсюда – лавинообразный рост законов за последние пять – семь лет, поиск спасения именно в них. Однако полусотней или сотней законов положения не изменить, если только они не подкрепляются другими мерами".8
Правовой идеализм как явление сложное и противоречивое может проявляться в различных формах. Так, В. В. Сорокин среди форм правового идеализма выделяет правовой негативизм и правовой инфантилизм. Правовой негативизм выражается в осознанном игнорировании правовых норм ввиду соблюдения новых правовых идей, еще пока не закрепленных в нормативно-правовых актах, а правовой инфантилизм представляет собой несформированность и пробельность правовых представлений применительно к новым условиям.9
На первый взгляд правовой идеализм и правовой нигилизм кажутся явлениями не только противоположными, но и взаимоисключающими, однако в действительности они нередко дополняют и закономерно сменяют друг друга.
Не смотря на то, что правовой нигилизм и правовой идеализм, являются крайностями, тем не менее, смыкаются в неадекватной оценке роли права в общественной жизни. Они одинаково не способны определить реальную ценность права, а, следовательно, опасны для общества. Необходимо отметить, что правовой идеализм менее заметен, чем нигилизм, однако это не умаляет его деструктивных характеристик. Так, к примеру, излишний оптимизм в правоприменительной деятельности может привести к тому, что, столкнувшись с проблемой реального применения тех или иных законодательных норм, оптимизм сменяется пессимизмом, иными словами на смену правовому идеализму приходит правовой нигилизм.
Парадоксальным является тот факт, что, не смотря на неуважительное отношение к праву, достаточно прочные позиции в сознании людей занимает вера в закон, как универсальный способ решения всех имеющихся проблем. Таким образом, правовой нигилизм не просто взаимодействует с правовым идеализмом, а соседствует в общественном правосознании.
Следует отметить, что наиболее опасными формами правового идеализма и правового нигилизма является нигилизм и идеализм государственных работников. Так, сегодня правовой идеализм законодательных органов привел к тому, что законы «штампуются» в геометрической прогрессии, которые фактически не успевают реализовываться, как уже опять дополняются и изменяются. К примеру, только за прошлый год Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях10 изменялся и дополнялся 38 раз,11 причем по каждому случаю был принят отдельный Федеральный закон. Вполне очевиден тот факт, что было бы рациональнее принять один закон, включающий эти 38, но более проработанный.
Бесспорно, с течением времени некоторые законы устаревают и возникают новые виды общественных отношений, нуждающиеся в законодательном закреплении и регулировании. Однако, не смотря на всю важность и значимость, такие нововведения рискуют так и остаться «на бумаге». В качестве примера можно привести все тот же Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В марте 2005 года Федеральным законом «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» в статью 20.2012 было внесено дополнение, согласно которому запрещается распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в общественных местах. По сути, прекрасная норма, поднимающая морально-нравственные устои общества, однако как раз именно обществом она осталась не востребована. Ежедневно на улицах страны можно увидеть подтверждение высказанному утверждению. По-прежнему в общественных местах встречаются лица, распивающие алкогольные напитки, в том числе и пиво, при этом, не смотря на то, что соответствующая запрещающая норма была введена достаточно давно и обязательна к исполнению, поражает бездействие правоохранительных органов. Ранее приведенный пример является проявлением нигилистических настроений не только у обывателей, но и в органах охраны правопорядка.
Информация о работе Понятие и сущность правового нигилизма и идеализма