Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 12:19, контрольная работа
Понятие реорганизация юридического лица – это комплекс специфических мер, по смене одной организационно-правовой формы на другую. При этом новое юридическое лицо, наследует все обязанности по отношениям, которые остались от ликвидируемого юридического лица.
ГП
вариант 1
Задача 1
Понятие
реорганизация юридического лица –
это комплекс специфических мер,
по смене одной организационно-
Реорганизация юридического лица может проводиться либо по решению его учредителей (участников), либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Реорганизация юридических лиц может быть в следующих формах:
По общему правилу, юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, но при преобразовании – с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности реорганизованного юридического лица. Следует отметить, что в установленных законом случаях реорганизация юридического лица в форме разделения или выделения происходит по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.
При слиянии, присоединении и преобразовании права и обязанности одних юридических лиц к другим юридическим лицам переходят в соответствии с передаточным актом, при разделении и выделении – по разделительному балансу. Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, в т.ч. по обязательствам, оспариваемым сторонами. Они утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или тем органом, который принял решение о реорганизации юридического лица, и представляют вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы соответствующих юридических лиц. Нарушение вышеназванных требований в отношении передаточного акта или разделительного баланса влечет отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Субъекты,
принявшие решение о
Участвующие
в реорганизации юридические
лица передают все свои права и
обязательства вновь
Вопрос о том, является ли реорганизация сделкой, неоднократно становился предметом рассмотрения окружных арбитражных судов в связи с исками о признании недействительной как самой реорганизации, так и отдельных действий, совершаемых в связи с проведением данной процедуры.
Сама по себе реорганизация не может расцениваться в качестве сделки и является установленным законом способом прекращения и возникновения юридических лиц, в силу чего на нее не распространяются положения ст. 167, 168 ГК (Постановление ФАС ЗСО от 11.05.2005 N А28-11993/2004-311/17).
ФАС МО (Постановление от 14.01.2004 N КГ-А40/9804-03) приводит определенное обоснование такой позиции. Повторяя содержание ст. 57, 58, 153 ГК, суд рассуждает следующим образом. Основанием реорганизации в силу закона является решение (волевое действие) уполномоченного на то органа юридического лица; порядок и последствия возникновения имущественных прав и обязанностей в результате такого решения у вновь возникшего юридического лица специально предусмотрен гражданским законодательством (ст. 8, 58, 129 ГК), в связи с чем ст. 153 ГК в подобных случаях применению не подлежит. Поскольку в соответствии с законом решение о реорганизации и сама реорганизация соотносятся как волевой акт, направленный на определенный правовой результат, и собственно этот правовой результат, а права и обязанности в результате решения о реорганизации возникают по иным, чем предусмотренные в подп. 1 п. 1 ст. 8 и ст. 153 ГК законным основаниям, сама по себе реорганизация не может расцениваться в качестве сделки и является установленным законом способом прекращения и возникновения юридических лиц.
С точкой зрения большинства судебных инстанций следует согласиться. Действительно, реорганизация не может быть признана сделкой в смысле ст. 153 ГК. Закон не содержит определения понятия "реорганизация". Однако из п. 1 ст. 57 ГК следует, что реорганизация является правовым эффектом принятия уполномоченным органом решения о реорганизации и состоит в прекращении юридического лица (за исключением случая выделения), которое сопровождается переходом прав и обязанностей к иному лицу. Таким образом, реорганизация - это не действие, а следствие решения. Отсюда следует, что недействительным может быть признана не реорганизация, а решение о реорганизации (по правилам о признании недействительными решений коллегиальных органов управления обществом).
Основные гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица установлены статьей 60 ГК РФ. В своем нынешнем виде данная статья изложена в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 315-ФЗ. В отличие от прежней редакции действующая норма не только закрепляет данные гарантии в общем виде, но и содержит детально регламентированные процедуры их реализации.
Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 315-ФЗ скорректировал подходы реализации прав кредиторов реорганизуемого юридического лица на досрочное исполнение и прекращение обязательств и возмещение убытков. Ранее действовавшая редакция части 2 статьи 60 ГК РФ предоставляла кредитору реорганизуемого юридического лица право потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является реорганизуемое юридическое лицо, и возмещения убытков.
Действующая редакция части 2 статьи 60 в качестве основной юридической гарантии по обязательствам реорганизуемого юридического лица рассматривает право кредитора на досрочное исполнение данных обязательств, а право требовать прекращения обязательства и возмещения убытков возникает, если иное не предусмотрено законом, лишь в случае невозможности досрочного исполнения. При этом любое из указанных прав может возникнуть у кредитора только в отношении обязательства, существовавшего до опубликования сведений о реорганизации юридического лица.
В любом случае факт предъявления кредитором требований о досрочном исполнении обязательств или их прекращении и возмещении убытков не препятствует реорганизации юридического лица, в отношении которого заявлены такие требования.
Еще одним моментом статьи 60 ГК РФ является установление солидарной ответственности юридических лиц, возникших либо продолживших деятельность в результате реорганизации, по обязательствам, требование о досрочном исполнении или прекращении которых исполняется после завершения реорганизации. Данная норма является дополнительной гарантией, позволяющей избежать использования реорганизации как способа уклонения от исполнения обязательств.
Часть 5 статьи 60 ГК РФ устанавливает правило, в силу которого кредиторы реорганизуемого юридического лица по обязательствам, обеспеченным залогом, лишены права требовать дополнительного обеспечения этих обязательств.
Так
как реорганизация - это не действие,
а следствие решения. Отсюда следует, что
недействительным может быть признана
не реорганизация, а решение о реорганизации
(по правилам о признании недействительными
решений коллегиальных органов управления
обществом). Соответственно ООО «Спецшахтмонтаж»
следует обратиться с иском о признании
недействительными решений коллегиальных
органов управления обществом.
Задача 2.
Гражданское законодательство обязывает должника надлежащим образом исполнять принятые обязательства и запрещает односторонний отказ от обязательства и одностороннее изменение его условий, кроме случаев, предусмотренных законом (ст. 309, 310 ГК). Нарушение обязательства влечет для должника необходимость возместить причиненные им убытки (ст. 15 ГК).
Однако
на практике эти законодательные
меры нередко оказываются
Такие меры именуются способами обеспечения исполнения обязательств. Они действуют в двух направлениях: стимулируют должника к надлежащему исполнению и одновременно облегчают кредитору возмещение его имущественных потерь в случае неисполнения должником его обязательств. Общие правила о способах обеспечения исполнения обязательств изложены в гл. 29 ГК (ст. 329-381); они дополняются нормами о мерах обеспечения, которые содержатся в части второй ГК и других законах.
В ГК названо шесть способов обеспечения исполнения обязательств: неустойка, залог, удержание имущества, поручительство, банковская гарантия, задаток (п. 1 ст. 329). Этот перечень не является исчерпывающим: другие обеспечительные меры могут предусматриваться как законодательством, так и согласовываться сторонами в договоре.
Неустойка – денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения взятых на себя обязательств (ст. 330 ГК РФ).
Залог
– в силу залога кредитор имеет
право в случае неисполнения должником
обязательства получить удовлетворение
из стоимости заложенного
Задаток – денежная сумма, выдаваемая одной стороной в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в обеспечение исполнения договора (ст. 380 ГК РФ).
Удержание – право кредитора удерживать вещь, подлежащую передаче должнику, в случае неисполнения последним обязательств по ее оплате до исполнения соответствующего обязательства (ст. 359 ГК РФ).
Поручительство – обязанность третьего лица (поручителя) отвечать за исполнение должником его обязательств перед кредитором полностью или в части (ст. 361 ГК РФ).
Банковская гарантия – письменное обязательство банка (иного кредитного учреждения, страховой организации) уплатить кредитору денежную сумму в соответствии с условиями выданной гарантии по требованию последнего (ст. 368 ГК РФ).
Однако способы обеспечения обязательств этим перечнем не исчерпываются: в соответствии с п. 1 ст. 329 ГК стороны договора вправе самостоятельно "сконструировать" способ обеспечения обязательств, не предусмотренный законом.
Несмотря на вполне очевидное содержание п. 1 ст. 329 ГК, он не получил какого-либо широкого применения на практике. Дело, скорее всего, заключается в том, что суды крайне неохотно признают результаты правового "творчества" сторон договора, создающих новые, не предусмотренные законом способы обеспечения исполнения обязательств. В подавляющем большинстве случаев суды стремятся признать соглашения об обеспечении обязательства непоименованным в законе способом обеспечения недействительными и отказать заинтересованной стороне в реализации прав, предусмотренных таким соглашением.