Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 10:58, контрольная работа
В работе рассмотрены такие аспекты, как история развития данных юридических конструкций, и отмечены наиболее существенные моменты для понимания сущности соглашений об отступном и новации, в том виде, в котором они представлены в современном законодательстве.
Обязательства занимают одно из центральных мест в цивилистической доктрине, а обязательственные правоотношения являются ключевыми в гражданском обороте, поскольку определяют его динамику. Особенно бурное развитие имущественного оборота в России наблюдается в период конца XX - начала XXI вв. Новая веха социально-экономического строя страны обусловлена переходом к системе рыночной экономики. Этот период ознаменовался установлением конституционных гарантий единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности (п. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации).
Развитие тех или иных институтов гражданского права, связанных с обязательствами, играет важную роль в формировании стабильного гражданского оборота, соответствующего основам современного правового государства. В этом смысле представляется справедливым мнение Президента Российской Федерации Д.А. Медведева, согласно которому «развитие гражданского оборота России в условиях рыночной экономики требует построения эффективной нормативной правовой основы, адекватно отражающей потребности общества и прежде всего хозяйствующих субъектов».
Развитие рыночных отношений предполагает формирование множества способов регулирования взаимоотношений между субъектами гражданского права. В части прекращения обязательств большой интерес представляют такие основания как отступное (ст. 409 Гражданского кодекса Российской Федерации и новация (ст. 414 ГК РФ).
В данной работе я хотела бы рассмотреть такие аспекты, как историю развития данных юридических конструкций, и отметить наиболее существенные моменты для понимания сущности соглашений об отступном и новации, в том виде, в котором они представлены в современном законодательстве.
Анализ истории развития отступного и новации показывает, что эти институты не являются новыми для отечественного правопорядка. Истоки их становления берут свое начало в римском частном праве. Эволюция мировой и отечественной цивилистики подтвердила потребность регулирования отношений по прекращению обязательств путем предоставления замены исполнения, отступного и замены первоначального обязательства другим (новации).
Основные направления формирования современного гражданского права России, связанные с переходом страны на новый путь развития, нашли свое отражение в изменениях, произошедших в регулировании отношений, составляющих предмет отрасли гражданского права. В область гражданско-правового регулирования были возвращены многие институты гражданского права, которые не имели важного практического значения в период с конца 1920-х - начала 1990-х гг., когда государство оказывало существенное влияние на все сферы экономики страны. Среди прочего это коснулось и соглашения об отступном. В отношении других норм гражданского права отменялись не свойственные им ограничения, что, в нашем случае, коснулось прекращения обязательств по соглашению о замене первоначального обязательства другим обязательством, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (новация).
Проблемы теории и практики, посвященные соглашению об отступном и соглашению о замене первоначального обязательства другим обязательством, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (новация), подтверждаются разными, а порой противоположными, подходами исследователей и судебных органов к существу рассматриваемых отношений. Зачастую непросто разграничить эти основания прекращения обязательств в виду наличия у них, на первый взгляд, некоторой схожести. Для судебно-арбитражной практики этот вопрос особенно актуален. Поэтому определение юридической природы и особенностей каждого из этих соглашений представляется важной для современной цивилистики задачей, решение которой позволит внести ясность в догму гражданского права и правоприменительную практику.
Потребность в единообразном подходе к разрешению споров, связанных с применением норм об отступном и новации, назревала на протяжении более чем одиннадцати лет с момента принятия части первой ГК РФ. В итоге Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (далее - ВАС РФ) в декабре 2005 г. принял информационные письма, посвященные обзору практики применения арбитражными судами ст.ст. 409 и 414 ГК РФ.
В указанных информационных письмах были даны разъяснения по некоторым актуальным вопросам, возникающим при рассмотрении судами споров об отступном (например, о моменте определения прекращения обязательства предоставлением отступного, последствиях предоставления отступного, правах и обязанностях кредитора и должника после достижения сторонами соглашения об отступном и др.) и новации (например, об условиях признания новации состоявшейся, последствиях новации, порядке сохранения связанных с первоначальным обязательством дополнительных обязательств и др.).
В науке гражданского права проводилось комплексное исследование оснований прекращения обязательств, рассматривались их классификация и особенности применения. Однако проблемы, связанные с применением норм об отступном и новации, крайне редко становились предметом фундаментального изучения со стороны ученых-цивилистов.
В дореволюционной и советской литературе отсутствовали какие-либо значительные труды по проблемам юридической природы соглашений об отступном и о замене первоначального обязательства другим обязательством.
Первое исследование соглашения об отступном и связанных с ним проблем в отечественной цивилистике представлено в монографии О.Ю. Шилохвоста «Отступное в гражданском праве России» (Москва, 1999). Помимо этого труда в современной юридической литературе была издана работа В.В. Бациева «Обязательство, осложненное условием об отступном» (Москва, 2003), посвященная некоторым вопросам соглашения об отступном.
Какие-либо специальные диссертационные или монографические исследования, посвященные новации, в отечественной цивилистике отсутствуют.
Отдельные аспекты проблем отступного и новации стали предметами исследований наших современников: Т.А. Волковой, М.Ф. Ермошкиной, М.И. Костоевой, Д.В. Мурзина, Н.Ю. Мурзиной, Д.А. Торкина.
3. Соглашение о новации
Под новацией понимается соглашение сторон о замене одного обязательства другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (п. 1 ст. 414 ГК).
Исходя из данного определения, можно выделить следующие условия новации:
1) допустимость замены
2) действительность
3) наличие соглашения сторон о прекращении обязательства путем замены его новым;
4) отличие нового обязательства
от первоначального по
5) сохранение того же состава участников.
Новацией может быть прекращено любое обязательство, в том числе имеющее внедоговорный характер, если такая возможность прямо не исключена законодательством. Запрещается новация обязательств из причинения вреда жизни и здоровью, а также обязательств по уплате алиментов (п. 2 ст. 414 ГК).
Высказывается точка зрения, согласно которой новация указанных обязательств невозможна в силу того, что предмет и способ их исполнения определяются императивными нормами законодательства, которые не могут быть изменены соглашением сторон. Данная позиция вряд ли состоятельна, так как законодательство допускает, к примеру, возможность изменения предмета или способа исполнения алиментного обязательства (ст. ст. 101, 118 СК). Однако эти изменения производятся в рамках существующего обязательства (п. 2 ст. 101 СК).
Требование действительности первоначального обязательства объясняется тем, что новация исходит из презумпции наличия обязательства. Если же обязательство признается недействительным, недействительно будет и соглашение о его прекращении. Вместе с тем недействительность первоначального обязательства не всегда влечет недействительность нового обязательства. Если новое обязательство возникло из абстрактной сделки (например, выдачи векселя), оно сохранит силу.
Требование о достижении соглашения о замене обязательства новым означает, что стороны должны оформить новацию отдельным договором либо включить соглашение о новации в договор, регламентирующий новое обязательство.
Судебная практика признает новацией и те случаи, когда стороны прямо не оговаривают прекращения первоначального обязательства новым, но это следует из существа нового обязательства.
Не считается новацией замена обязательства по решению суда.
ГК не определяет форму соглашения о новации. Современная доктрина руководствуется правилом, сформулированным еще римскими юристами - "каким способом было связано, таким нужно и развязать", т.е. если новацией прекращается обязательство, возникшее из договора, форма соглашения о новации должна соответствовать форме этого договора, если законодательством, соглашением сторон или обычаем делового оборота не предусмотрено иное. Так, замена обязательств из купли-продажи, аренды и т.д. на заемное обязательство производится в форме, установленной для договора займа п. 2 ст. 818 ГК. На практике соглашение о новации обычно не составляется в виде самостоятельного документа, а включается в новый договор и, соответственно, принимает его форму.
Новация предполагает изменение предмета или способа исполнения. Под предметом исполнения понимается материальное или иное благо, на которое направлены действия сторон. Изменением предмета исполнения считается замена первоначального предмета исполнения предметом другого рода, а также изменение его количественных характеристик, ассортимента и т.п. Способ исполнения определяет, каким образом должно исполняться обязательство.
Статья 414 ГК не связывает новацию с изменением вида обязательства. Следовательно, обязательство может быть заменено новым обязательством того же вида, но с другим предметом или способом исполнения. К примеру, новацией была признана арбитражным судом замена нескольких кредитных договоров одним кредитным договором между теми же сторонами (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 января 1997 г. N 3544/96). Данный пример свидетельствует также о возможности замены нескольких обязательств одним новым. Соответственно возможны варианты, когда одно обязательство будет заменено несколькими новыми обязательствами.
С точки зрения необходимости изменения предмета или способа исполнения обязательства при новации, интересно положение ст. 818 ГК о замене заемным обязательством долга по договорам купли-продажи, аренды и т.п. В данном случае предмет исполнения (определенная денежная сумма) и способ исполнения (порядка передачи денег) могут остаться прежними, изменяется лишь вид обязательства.
Новацию необходимо отграничивать от изменения способа или предмета исполнения в рамках существующего обязательства. Изменение обязательства заключается в установлении одного или нескольких новых условий взамен первоначальных. При этом сохраняются неизменными все остальные условия и дополнительные обязательства, если соглашением прямо не предусмотрено иное. При новации возникает обратная ситуация: перестают действовать не только условия о предмете или способе исполнения первоначального обязательства, но и иные условия. Отдельные условия первоначального обязательства могут сохранить силу, если это будет предусмотрено соглашением сторон.
Из определения новации следует, что стороны обязательства должны остаться прежними. Изменение субъектного состава по соглашению сторон осуществляется в порядке уступки требования и перевода долга (гл. 24 ГК).
Последствиями новации обязательства являются:
1) прекращение действия
2) сроки исковой давности текут,
исходя из условий нового
3) дополнительные обязательства, связанные с первоначальным (залог, поручительство), прекращают действие, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
4.Соглашение об отступном
Отступное является традиционным
способом прекращения обязательств, известным
со времен римского права. В дореволюционной
и советской литературе отступное рассматривалось
в основном как институт, выполняющий
функции задатка. В ныне действующем ГК
РФ задаток и отступное обоснованно помещены
в разные главы раздела, посвященного
общим положениям обязательственного
права, тем самым подчеркивая самостоятельность
обеих юридических конструкций.
Постараюсь определить роль
и сущность соглашения об отступном, а
также
остановлюсь на наиболее проблемном аспекте,
имеющем безусловное практическое значение:
разграничение новации и отступного. Представляется
логичным начать рассмотрение указанных
вопросов с положения ГК РФ, посвященного
отступному. Итак, в соответствии со ст.409
ГК, "по соглашению сторон обязательство
может быть прекращено предоставлением
взамен исполнения отступного (уплатой
денег, передачей имущества и т.п.). Размер,
сроки и порядок предоставления отступного
устанавливаются сторонами".
Таким образом, для отступного, как и для
новации характерно волеизъявление двух
сторон. В том, что это так, сомнений быть
не может, так как в ГК РФ говорится о прекращении
обязательства "по соглашению сторон".
Таким образом, отступное, как и новация
представляет собой соглашение. Однако
правовая природа данных соглашений, как
будет показано далее, различна. До сих
пор остается дискуссионным вопрос о том,
представляет ли собой отступное реальную
или консенсуальную сделку. Ответ на данный
вопрос позволит нам провести различие
между отступным и новацией. В большинстве
случаев для отнесения того или иного
договора к реальным или консенсуальным
достаточно обратиться к рассмотрению
предмета обязательства.
В том случае, когда
предметом правоотношения являются работы
или услуги, договор будет консенсуальным,
поскольку указанные действия подразумевают
некоторую протяженность во времени. В
том
же случае, когда речь идет о предоставлении
определенной вещи, договор может считаться
заключенным как в момент ее передачи
(реальный договор), так и с момента достижения
сторонами соглашения (консенсуальный
договор). Таким образом, в том случае
если признать предметом соглашения об
отступном только вещи, допускается возможность
существования реальной конструкции отступного.
Напомним, что ГК РФ называет в качестве
исполнения отступного лишь "уплату
денег" и "передачу имущества",
оставляя вопрос о перечне предметов обязательства
по предоставлению отступного открытым.
О.Ю. Шилохвост считает, что данный перечень
можно дополнить такими предметами обязательств,
как выполнение работ
и оказание услуг. По его мнению, "выполнение
работ является, в силу ст.307
ГК, одним из предметов обязательства,
и, следовательно, для исключения такого
предмета из сферы действия того или иного
института обязательственного права необходимо
прямое указание закона, которое применительно
к отступному отсутствует". Возникает
в таком случае вопрос: почему в ГК РФ прямо
не названы работы и
услуги в качестве предметов отступного?